Файл: Организация прямого маркетинга клиентоориентированной фирмы.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 690
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты организации прямого маркетинга клиентоориентированной фирмы
1.1 Сущность и инструменты прямого маркетинга фирмы
1.2 Виды прямого маркетинга фирмы
1.3 Этапы разработки программы прямого маркетинга для деятельности фирмы
2 Анализ организации прямого маркетинга ООО «Домус-Тевади»
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ потребителей (сегментация, профили) и конкурентов на рынке
2.3 Анализ эффективности организации прямого маркетинга предприятия
2.4 Анализ факторов макросреды и SWOT-анализ
3 Мероприятия по совершенствованию эффективности организации прямого маркетинга ООО «Домус-Тевади»
Создание хорошо организованной базы данных позволит иметь актуальную информацию о взаимоотношениях между покупателем и продавцом, включающую [18, c.240]:
-
адреса клиентов; -
информация о транзакциях – заказы, -
возвраты и т.д.; -
сведения, позволяющие отнести клиента к определенной географической, психологической или демографической группе: потребности в информации, услугах и пр.
Следует выделять среди своих клиентов хотя бы три целевые группы: «хороших», «средних» и «перспективных» клиентов. Каждая из них характеризуется своими потребностями, покупательной способностью и чистым доходом.
Существуют два принципиальных подхода к количественному анализу баз данных [18, c.241]:
-
описательный анализ. Речь идет о создании «профилей» клиентов, т.е. групп клиентов, одинаково ведущих себя по отношению к каким-либо вещам; -
рейтинг каждого клиента. Речь идет о присвоении баллов каждому клиенту для измерения вероятности его покупки или платежеспособности. Баллы сначала присваиваются небольшой группе клиентов. а затем, после нескольких уточняющих проверок, – всей картотеке.
Далее рассмотрим несколько примеров прямого маркетинга.
Land Rover. Известное имя в автомобильной индустрии, компания Land Rover подняла креативность на очень заманчивый и восхитительный уровень, когда они пригласили клиентов на открытие своего выставочного зала в Ливерпуле. Компания выбрала 100 клиентов и отправила им коробки с воздушными шарами внутри. К этим воздушным шарам были прикреплены бирки, которые служили приглашением и содержали маркетинговое сообщение компании.
Приставной столик Икеа Лэк. Компания IKEA, хорошо разбирающаяся в мебели, бытовой и кухонной технике, провела «нестандартную» маркетинговую кампанию для своего продукта «Lack Side Table». Да, их продукт был доступным и практичным, но их маркетинговая кампания была очень увлекательной. Как только вы откроете вкладыш журнала, сразу же появится 3D-версия стола.
Всемирный день воды. Всемирный день водных ресурсов был отмечен уникальным способом, когда компании и пресса получили уникальную рассылку. Письмо внутри почты было очень неортодоксальным. Его можно было прочитать, только держа его под водой [26].
RPS Hotels управляет сетью объектов размещения для туристов со всего мира. Он ввел огромные скидки на их самые роскошные отели, востребованные путешественниками для проживания мечты. В результате они отправили прямое текстовое сообщение своим постоянным клиентам, информируя их о новых предложениях и программах вознаграждения.
Рекламное агентство XYZ продвигает дизайн своих брошюр, чтобы информировать существующих клиентов о запуске новой услуги. Он отправляет стандартную почту прямого маркетинга только тем клиентам, которые могут быть заинтересованы в ней или присутствовать в Интернете. Чтобы сделать электронное письмо привлекательным, агентство предпочло схематическое представление всего процесса, от проектирования до окончательного продвижения продукта – «Просмотреть», «Увеличить», «Выбрать» и «Рекламировать».
Toyota Motor Corp. – один из лучших примеров того, как бизнес может творчески подойти к прямому маркетингу. Японский автопроизводитель создал Synced Direct Mail перед запуском модели автомобиля Toyota Corolla 2015 года. Он разработал каталог, в который был встроен светофор, чтобы существующие и потенциальные клиенты знали, когда новая модель поступит в дилерский центр в режиме реального времени. Он питался от таймера, соединенного с микросхемой. Почта доходила до порога клиентов с красным сигналом светофора, который стал желтым перед запуском и, наконец, стал зеленым в день запуска. Эта креативная маркетинговая кампания привела к увеличению посещаемости веб-сайта, увеличению количества тест-драйвов, большому спросу на модель и огромному вниманию средств массовой информации [24].
Также преимущества и современность прямого маркетинга можно объяснить на примере DELL COMPUTER CORPORATION. В 1984 году 19-летний студент Делл Майкл открыл в своей комнате в общежитии магазин персональных компьютеров. Он был занят поиском покупателей, созданием их базы данных по почте и доставкой товаров своим клиентам в короткие сроки. За 10 лет он построил компанию стоимостью 8 миллиардов долларов. Сейчас компания разработала систему для прямого общения с покупателями по телефону или через сайт. Индивидуальный персональный компьютер доставляется клиенту напрямую и быстро [16, c.119].
Таким образом, хотя прямой маркетинг помогает предприятиям добиться значительного роста продаж и клиентской базы, ни одна стратегия не работает для всех. Предпочтения и требования клиентов играют решающую роль в определении того, что лучше всего подходит для них, а что нет. Поэтому любому предприятию сложно найти наиболее подходящую маркетинговую стратегию прямого канала для конкретной группы клиентов. Компании должны иметь в наличии отфильтрованные данные, чтобы сделать стратегию прямого маркетинга успешной. Поиск потенциальных клиентов и определение их потребностей поможет им принять наилучшее решение о покупке. Используя регулярно обновляемую
базу данных, компании выделяют свою целевую аудиторию по разным параметрам, включая возраст и пол, доход, демографию, потребности, интересы, модели покупок и пр.
2 Анализ организации прямого маркетинга ООО «Домус-Тевади»
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «Домус-Тевади» (ООО «Домус-Тевади») зарегистрировано 24 марта 2015 г. по адресу: 620149, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Серафимы Дерябиной, д.51, кв. 213.
Основным видом деятельности компании, согласно ОКВЭД, является:
46.37 – торговля оптовая кофе, чаем, какао и пряностями.
ООО «Домус-Тевади» – это самостоятельная хозяйственная единица, которая действует на основе самоокупаемости и самофинансирования.
Компания значится в реестре как среднее предприятие. Согласно законодательству РФ, средними являются организации с годовой выручкой до 2 млрд. руб. и численностью сотрудников до 250 человек (в легкой промышленности – до 1000 чел.).
Существующая организационная структура управления работами предприятия отражена на рисунке 1.
Генеральный директор
Водитель- экспедитор
Главный бухгалтер
Менеджер по продажам
Рисунок 1 – Организационная структура ООО «Домус-Тевади»
Данная структура предполагает, что группировка должностей в отделы осуществляется на основе близости видов деятельности, компетенций и использования ресурсов. Линейно-функциональная структура отличается крепкой вертикальной властью. Информация течет вверх и вниз по иерархии, управленческая цепочка сводится к вершине организации. Деятельность каждого сотрудника в ООО «Домус-Тевади» определяют строгие правила и процедуры.
Преимущества линейно-функциональной структуры:
-
эффективное использование ресурсов; -
углубление специализации и развитие; -
карьерный рост внутри функциональных отделов; -
руководство и контроль со стороны высшего менеджмента; -
высокий уровень технического решения проблем; -
высокая степень координации взаимодействий внутри функции.
Недостатки:
-
слабые взаимосвязи между функциональными отделами; -
замедленная реакция на внешние изменения; -
ограниченное восприятие организационных задач работниками; -
распределением ответственности за устранения проблем.
Генеральным директором обеспечивается единое взаимосвязанное управление всеми направлениями деятельности компании.
Главный бухгалтер компании ведет всю финансовую деятельность. Занимается расчетом доходов, начислением и уплатой налогов, распределением прибыли, начислением амортизации, расчетом и выдачей заработной платы.
Менеджер по продажам занимается помощью выбора и нахождения необходимого продукта.
Водитель-экспедитор осуществляет доставку товара от места прибытия до склада, развозят по офисам товар.
Численность работающих на предприятии в 2021 г. – 5 человек.
Важной характеристикой предприятия является анализ его экономического состояния.
Далее проанализируем основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия за 2019-2021 гг. Для анализа используем отчетность предприятия за 2019 г. и 2021 г. (Приложение 1, 2) [23].
Таблица 1 – Основные финансово-экономические показатели деятельности ООО «Домус-Тевади» за 2019-2021 гг.
Наименование показателя | Абсолютные значения по периодам (годам) | Абсолютное изменение | Темп роста, % | |||||
2019 | 2020 | 2021 | 2020/ 2019 | 2021/ 2020 | 2020/ 2019 | 2021/ 2020 | ||
1. Выручка, руб. | 200619 | 47929 | 12530 | -152690 | -35399 | 23,9 | 26,1 | |
2. Себестоимость продаж, руб. | 143374 | 26987 | 0 | -116387 | -26987 | 18,8 | 0,0 | |
3. Валовая прибыль, руб. | 57245 | 20942 | 12530 | -36303 | -8412 | 36,6 | 59,8 | |
4. Коммерческие расходы, руб. | 64654 | 30189 | 16756 | -34465 | -13433 | 46,7 | 55,5 | |
5. Прибыль (убыток) от продажи, руб. | -7409 | -9247 | -4226 | -1838 | 5021 | 124,8 | 45,7 | |
6. EBIT (Прибыль до налогообложения и уплаты процентов), руб. | -902 | 262 | 1276 | 1164 | 1014 | -29,0 | 487,0 | |
7. Налог на прибыль, руб. | 133 | 52 | 255 | -81 | 203 | 39,1 | 490,4 | |
8. Чистая прибыль, руб. | -1035 | 210 | 833 | 1245 | 623 | -20,3 | 396,7 | |
9. Среднесписочная численность, чел. | 44 | 7 | 5 | -37 | -2 | 15,9 | 71,4 | |
10. Средняя заработная плата, в мес., тыс. руб. | 16,3 | 29,2 | 15,8 | 12,9 | -13,4 | 179,1 | 54,1 | |
11. Рентабельность продаж, % (стр.5/стр.1 × 100) | -3,7 | -19,3 | -33,7 | -15,6 | -14,4 | 521,6 | 174,6 | |
12. Рентабельность по чистой прибыли, % (стр.8/стр.1 × 100) | -0,5 | 0,4 | 6,7 | 0,9 | 6,3 | -80,0 | 1675,0 |