Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 Теоретические аспекты налогообложения физических лиц

1.2 Характеристика основных элементов налога с физических лиц, особенности формирования налоговой базы

1.2 Особенности налогообложение доходов физических лиц в зарубежных странах

Глава 2 Роль налога на доходы физических лиц в формировании доходной части бюджетной системы Российской Федерации

2.1 Анализ значения НДФЛ в формировании доходов бюджетной системы Российской Федерации

Глава 3 Реформирование налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации: этапы и инструменты реализации

3.1 Совершенствование налоговых льгот, применяемых при исчислении налога на доходы физических лиц

3.2 Обоснование шкалы налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации

3.3 Предложения по реформированию налогообложения доходов физических лиц

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Так, 8 февраля 2018 года в Государственную Думу Российской Федерации был внесен очередной проект федерального закона «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц». Это далеко не первая попытка изменить действующее законодательство и ввести прогрессивную шкалу по налогу на доходы физических лиц вместо существующей на данный момент системы плоских ставок, которые разнятся в зависимости не от величины полученного дохода, а от источника его происхождения.

3.3 Предложения по реформированию налогообложения доходов физических лиц

Реформирование налогообложения доходов физических лиц и системы налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц может стать альтернативным подходом для

увеличения фактической прогрессивности этого налога - внедрение прогрессивной шкалы налогообложения по налогу на доходы физических лиц и контроль за крупными сделками физических лиц. В отсутствие других эффективных механизмов сокращения социального неравенства в российском обществе, прогрессивная шкала налогообложения является одним из привлекательных методов борьбы с ростом социально-экономического расслоения общества.

Споры о прогрессивной шкале возникли практически сразу, как начала применяться плоская шкала. Расслоение населения по уровню доходов недопустимо высокое. Денежные доходы пятой части населения страны составляют практически половину всего объема доходов. Именно прогрессивное налогообложение доходов физических лиц позволит сгладить социальную напряженность как в финансово-экономическом, так и морально-этическом аспектах. Финансовый аспект позволит обеспечить дополнительные поступления в бюджет, а морально-этический - сгладить недовольство менее обеспеченных слоев населения за счет переложения части бремени на более обеспеченных.

Концепция закона по применению повышенной ставки к большим доходам соответствует опыту практически всех развитых стран. Переход от плоской шкалы налогообложения к прогрессивной шкале. Данная мера будет наиболее эффективна и приведет к снижению дифференциации общества и пополнению казны государства в том случае, если грамотно рассчитать применяемую ставку налога к сумме дохода. Иначе резкое изменение может пошатнуть инвестиционный климат в стране и привести к уходу в «тень» доходов граждан.


Прожиточный минимум в Российской Федерации определяется исходя из стоимости минимальной потребительской корзины. Таким образом, конституционное «понятие «равенство», в данном случае, следует измерять относительно «потребительской корзины», которая обеспечивает минимально необходимый уровень жизнеобеспечения», а значит, сумма располагаемых денежных средств после уплаты налога на доходы физических лиц должна обеспечивать равный доступ всех граждан к минимальной потребительской корзине.

В современном Налоговом кодексе РФ понятие «не облагаемый налогом минимум» отсутствует. Таким образом, в российской налоговой системе даже на законодательном уровне допустима ситуация, когда физическое лицо может располагать суммой (в месяц) ниже величины прожиточного минимума, что нарушает положение Конституции РФ о всеобщем равенстве.

В развитых странах необлагаемый налогом минимум рассчитывается исходя из прожиточного минимума в стране. Минимальная сумма денег, необходимая для поддержания здорового течения и развития жизни населения, не должна облагаться налогом. Наряду с этим предлагается повысить размер стандартного налогового вычета, предоставляемый налогоплательщикам в размере прожиточного минимума.

Проводя реформы подоходного налогообложения, необходимо учитывать то обстоятельство, что данный налог выступает мощным рычагом воздействия на уровень жизни населения страны. Здесь находит отражение именно социальная функция налога на доходы физических лиц. Также налог на доходы физических лиц на постоянной основе оказывает влияние на пополнение доходной части бюджетов различных уровней.

Итак, можно выделить пути реформирования налога на доходы физических лиц:

- внедрить прогрессивную шкалу налогообложения. Для увеличения прогрессивность налога на доходы физических лиц необходимо в большей степени применять на практике стандартные налоговые вычеты, поскольку социальные, имущественные, инвестиционные и профессиональные налоговые вычеты в значительной степени связаны с поощрением расходов, нежели с выравниванием доходов физического лица;

- увеличение вычета на детей, так как данные вычеты непосредственно связаны с уровнем доходов налогоплательщика - это повысит эффективность применения налога на доходы физических лиц, а также совершенствование и упрощение процедуры их предоставления;

  • проводить мероприятия по информированию граждан об особенностях предоставления права по уменьшению налоговой нагрузки обо всех имеющихся видов налоговых вычетов;
  • определение необлагаемого минимума по налогу на доходы физических лиц, который должен привязываться к размеру прожиточного минимума, а по сути, он даже должен немного превышать его, чтобы налог падал лишь на ту «часть дохода, которая является «свободной» относительно части необходимой для обеспечения жизнедеятельности» физического лица;

- довести размер стандартных вычетов до уровня прожиточного минимума, а также ввести автоматическую индексацию этих величин;

- включить в состав стандартных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц некоторой необлагаемой суммы;

- ужесточить контроль по собираемости налога на доходы, в первую очередь с тех лиц, у кого доход превышает средний уровень.

В рамках вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в Российской Федерации необходимо введение прогрессивного налогообложения при адекватном размере необлагаемого минимума. Благодаря этому будет реализован принцип равенства, а также запущен механизм реализации социальной функции налогов. Повысится уровень жизни граждан с невысокими доходами, сократится разрыв в размере располагаемых доходов между различными слоями населения.

Подводя итоги третьей главы, отметим, что концепция налогообложения доходов физических лиц имеет целью снизить налоговое бремя налогоплательщиков за счет увеличения количества и размеров налоговых льгот, а также введения единой налоговой ставки в размере 13% при налогообложении большей части доходов физических лиц.

Налоговый кодекс Российской Федерации содержит достаточно объемный перечень налоговых вычетов, который с точки зрения результативности для налогоплательщика весьма выгоден. Однако же для действующей системы подоходного налогообложения в России характерны: высокая налоговая нагрузка на физических лиц с низкими и среднедушевыми денежными доходами; система предоставления налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц не отвечает принципу социальной справедливости; механизм исчисления налога по различным видам дохода и система предоставления льгот отвечает интересам тем налогоплательщиков, доходы которых исчисляются миллионами рублей и долларов; недостаточное фискальное значение налога на доходы физических лиц в формировании доходной части бюджетов разных уровней.

Наличие льгот и вычетов обеспечивает некоторую прогрессивность налога даже при простой ставке, так как чем выше уровень дохода налогоплательщика, тем меньшую долю в его доходе составляет необлагаемая часть и тем выше средняя ставка налога на доходы. Налоговые вычеты позволяют резидентам решать острые социальные вопросы, будь то приобретение жилья, получение образования либо лечение. Безусловно, налоговые вычеты являются социальным инструментом, предоставляющим адресную финансовую помощь как отдельным группам (в зависимости от категории получаемого вычета), так и предоставляет дополнительные возможности всем группам граждан в решении насущных задач.


Налог на доходы физических лиц является важнейшим инструментом в рамках социальной составляющей системы налогообложения. Именно он может расширить действие социально-экономических программ по развитию субъектов Федерации и муниципальных образований, понизить уровень социального расслоения, создать дополнительные предпосылки к увеличению роли регулирующей функции налогов и тем самым к расширению общественного воспроизводства в стратегическом направлении, обеспечению экономического роста.

На наш взгляд, сегодня в России объективно необходима прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц, которая явилась бы индикатором социальной справедливости, но при ее разработке и внедрении, особенно в неопределенности экономического развития и дефицита бюджета, следует предусмотреть все возможные последствия. Среди последствий и проблем, обобщая, отметим: проблемы теневой экономики и уклонения от уплаты налогов, усложнение налогового администрирования, риски снижения покупательной способности и экономической активности населения, корректность определения шкалы налогообложения.

В целях совершенствования налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации целесообразно было бы: вернуться к практике прогрессивного налогообложения доходов. В первую очередь это должно касаться доходов, получаемых в виде дивидендов по акциям и процентов по ценным бумагам; способствовать повышению налоговой культуры через раскрытие информации о порядке предоставления стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов. Также следует обратить внимание на дальнейшую разработку и развитие программы по поддержанию населения с низкими доходами. В этой связи можно предложить введение необлагаемого минимума доходов граждан, поскольку должен оставаться необлагаемым доход, который необходим для поддержания здоровья и жизнедеятельности населения. Введение размера необлагаемого дохода в российскую практику позволит говорить о принципе равенства и справедливости налогообложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Резюмируя все вышесказанное, на основании проведенного исследования, подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы.

Налоговая система и взимание налогов являются одним из основополагающих условий существования государства, его экономического и социального развития. Подоходное налогообложение выступает важнейшей составной частью в налоговых системах всех стран. Налог на доходы физических лиц - важнейший элемент любой государственной налоговой системы, доля которого в государственном бюджете прямо зависит от экономического уровня развития страны и, по сути, самый распространенный действующий налог, обязанность уплаты которого возникает из личных доходов населения. Налог на доходы физических лиц связан с потреблением и может, как стимулировать потребление, так и сокращать его. В связи с этим важнейшей проблемой подоходного налогообложения является обеспечение оптимального соотношения экономической эффективности и социальной справедливости данного налога. Поэтому нужны такие ставки налога, которые одновременно смогут обеспечить максимально справедливое перераспределение доходов и минимальную потерю интересов налогоплательщиков к налогообложению.


Экономическая сущность налога на доходы физических лиц заключается в определении роли и места данного вида налога в налоговой системе страны. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики, в этом заключается его роль. Плательщиками налога с доходов физических лиц выступают, как это вытекает из названия налога, исключительно физические лица: как резиденты, так и нерезиденты. Важнейшим определяющим моментом налог на доходы физических лиц является то, что объектом обложения по данному налогу служит именно доход, реально полученный налогоплательщиком. Отношения, возникающие по исчислению и уплате налога на доходы физических лиц, существуют исключительно в форме, которая определена действующим законом. Следовательно, основной целью любого развитого государства является создание такого правового механизма налогообложения доходов физических лиц, который будет сочетать интересы своих граждан и государства. Данный налог является одним из важных экономических рычагов государства, так как осуществляет три основные функции: фискальную, социальную, регулирующую.

Основная ставка налогу на доходы физических лиц в России составляет 13%. Для отдельных видов доходов установлены другие ставки. Основная часть налога на доходы физических лиц (прежде всего, с заработной платы) рассчитывается, удерживается и перечисляется в бюджет работодателем (налоговым агентом). Доходы от продажи имущества декларируются физическим лицом самостоятельно. По итогам года, если необходимо, заполняется декларация и рассчитывается сумма налога, которую физическое лицо перечисляет в бюджет. Декларацию надо сдавать в налоговую инспекцию по месту постоянного проживания (постановки на налоговый учет) до конца апреля года, следующего за годом получения дохода.

Отличительные черты подоходного налогообложения в зарубежных странах: в Великобритании исчисление и сбор подоходного налога осуществляется на кумулятивной основе(35%); во Франции введено обложение доходов домохозяйств (семьи) с применением «коэффициента домохозяйств» учитывающим состав семьи; в Германии несколько отличительных черт: введено две категории обязанностей физического лица по уплате налога: неограниченные и ограниченные обязанности; налоговой базой является нетто-доход (прибыль) физического лица; существует налоговая надбавка (5,5 %) в виде взносов за солидарность с новыми землями; введена система налогообложения домохозяйств, предусматривающая применение специальных инструментов: «налоговые классы», «налоговые карты» и «налоговые таблицы»; в США (около 40%) учитываются совокупные доходы гражданина (семьи) за вычетом издержек, связанных с его получением, а так же осуществляется уменьшение чистого дохода на индивидуальные налоговые льготы; в Швеции установлена наивысшая ставка подоходного налога в мире - 57 %; в Японии предоставляются: специальная скидка, уменьшающая налогооблагаемый доход, полученный наемным работником от продажи своего труда, размер скидки равен сумме специально определяемых «персональных расходов»; налоговый кредит, обусловленный какими-либо специфическими политическими целями; рассрочка до пяти лет по уплате подоходного налога, однако семейные пары, где работает только один супруг, несут более тяжелое налоговое бремя. Анализируя зарубежный опыт налогообложения доходов физических лиц, приходим к выводу о том, что в развитых странах от уплаты подоходного налога освобождаются лица, имеющие невысокую заработную плату, и в то же время крупные доходы граждан облагаются по высоким ставкам. Следовательно, выполняется социальная роль подоходного налога.