Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 Теоретические аспекты налогообложения физических лиц

1.2 Характеристика основных элементов налога с физических лиц, особенности формирования налоговой базы

1.2 Особенности налогообложение доходов физических лиц в зарубежных странах

Глава 2 Роль налога на доходы физических лиц в формировании доходной части бюджетной системы Российской Федерации

2.1 Анализ значения НДФЛ в формировании доходов бюджетной системы Российской Федерации

Глава 3 Реформирование налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации: этапы и инструменты реализации

3.1 Совершенствование налоговых льгот, применяемых при исчислении налога на доходы физических лиц

3.2 Обоснование шкалы налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации

3.3 Предложения по реформированию налогообложения доходов физических лиц

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Подоходный налог Финляндии делится на две составляющие. Первая включает в себя местный фиксированный налог (взимается в муниципалитетах) и центральный подоходный налог. Вторая составляющая - налог прогрессивный, зависящий от региона проживания. В 2017 году он составил 51,60%, однако в современном мире и развитой стране все смягчают льготы. Максимальная сумма вычета может составлять до 1400 евро для одного человека и до 2800 евро для супругов.

Во Франции подоходный налог с граждан занимает важную роль, также, как и в других европейских странах. В структуре бюджетных доходов доля его превышает 20%. Плательщиком налога является семья в составе супругов и лиц, находящихся на иждивении. Для одиноких людей фискальной единицей считается сам человек. В связи с этим иногда подоходный налог Франции называют еще налогом с домохозяйства. Подоходный налог взимается по прогрессивной шкале, при этом шкала каждый год пересматривается и утверждается парламентом Франции (в зависимости от бюджета, уровня инфляции и экономической ситуации в стране). Ставки налога дифференцированы от 0 до 45%. И также существует минимальный необлагаемый доход - 6 800 долларов США в год[17]. В целом можно сделать следующий вывод: система налогообложения физических лиц во Франции ориентирована на мобилизацию доходов для выполнения государством своих функций в социальной сфере, на поддержку социально незащищенных слоев населения, на стимулирование расходов на благотворительность, стимулирование вкладов, сбережений.

Во многих странах, где действует прогрессивная шкала налогообложения, граждане с низкими доходами подоходный налог не платят: США, Австрия, Бразилия, Германия, Швеция и многие другие. К странам, где вообще нет подоходного налога, относятся: Андорра, Багамы, Бахрейн, Кувейт, Монако, Оман, Катар, Сомали, ОАЭ, Уругвай. Самая низкая ставка подоходного налога взимается в Черногории (9%) и Болгарии (10%). Следует отметить, что европейские налоговые льготы существенны, то есть значительно уменьшают налоговое бремя, тем самым улучшая финансовое положение налогоплательщика, особенно в странах с высокими ставками подоходного налога, такими как: Швеция (57,10%), Дания (55,8%) и Нидерланды (52%). К таким вычетам относятся льготы для больных людей, для семей с детьми, для семей, в которых один из супругов зарабатывает намного меньше другого и так далее.

Таким образом, сегодня налог на доходы физических лиц платит подавляющее большинство населения разных стран мира, что существенно повлияло на взаимоотношения между государством и населением. В большинстве промышленно развитых стран подоходный налог взимается по прогрессивной шкале, диапазон ставок которой достаточно широк: от 5 до 40% в Японии, от 5,5 до 45% во Франции, от 15 до 29% в Канаде. Однако есть государства с фиксированной («плоской») ставкой подоходного налога. К ним относятся: Белоруссия (13 %), Болгария (10 %), Латвия (25 %), Литва (15 %), Эстония (20 %), Россия (13 %).


Страны с наибольшей максимальной ставкой подоходного налога - Испания (51 %), Австрия (50 %), Италия (45 %), Франция (45 %), Германия (45 %), Великобритания (45 %). Несмотря на достаточно высокий уровень ставок, следует учесть, что практически во всех развитых странах установлены значительные необлагаемые налогом минимумы и представлены льготы по различным основаниям.

Страны с высоким необлагаемым налогом минимумом - до 16 000 долларов - Сингапур, до 15 500 долларов - Великобритания, до 12 500 долларов - Австрия[18].

Можно сделать вывод, что в развитых странах государство активно использует налоговый инструментарий в целях регулирования (сокращения) социального неравенства в обществе. Благодаря такой политике, уровень социального расслоения в европейских странах значительно ниже, чем в Российской Федерации.

Глава 2 Роль налога на доходы физических лиц в формировании доходной части бюджетной системы Российской Федерации

2.1 Анализ значения НДФЛ в формировании доходов бюджетной системы Российской Федерации

Налог на доходы физических лиц является одним из самых важных элементов налоговой системы страны, имеет огромное значение для налоговой системы государства и выполняет фискальную, регулирующую и социальную функцию налогообложения.

Преимуществом налога на доходы физических лиц является то, что плательщиками данного налога выступает все трудоспособное население страны, вследствие чего поступления от налога могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет. Налог на доходы физических лиц стабильный и устойчивый источник дохода бюджетов, благодаря чему он в основном зачисляется в бюджеты муниципальных образований, легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам[19].


Налог на доходы физических лиц, являясь федеральным налогом, полностью поступает в местные и региональные бюджеты. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации доходы от налога на доходы физических лиц подлежат зачислению в бюджеты субъектов России по нормативу 85% (ст. 55 БК РФ). Исключение составляет налог, уплачиваемый иностранными гражданами, осуществляющие на территории Российской Федерации трудовую деятельность на основании патента. В данном случае налог в полном объеме поступает в бюджет субъекта РФ - по нормативу 100% (ст. 56 БК РФ). Остальная часть налоговых поступлений распределяется между муниципальными образованиями разных видов (ст. 61, 61.1, 61.2, 61.3, 61.5 БК РФ)[20].

В таблицах 1 представим данные о составе налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации[21].

Таблица 1 - Состав налоговых поступлений в консолидированный бюджет, млрд. руб.

Налоговые

поступления

Налоговые поступления по годам

Отклонение, % 2017/2013

Отклонение, % 2017/2016

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Налог на прибыль организаций

2 271,9

2 375,3

2 599,0

2 770,3

3 290,1

44,8

18,8

НДФЛ

2 899,1

2 702,6

2 807,8

3 018,5

3 352,3

15,6

11,1

НДС

4024,9,

3 940,2

5 302,3

4 571,4

5 837,6

45,0

27,7

Акцизы на продукты, произведенные на

территории РФ

1 010,4

1 000,6

1 014,4

1293,9

1 521,3

50,1

17,6

Акцизы на продукты, ввозимые на

территорию РФ

53,4

71,6

54,1

62,1

77,8

45,7

25,3

Налоги на имущество

785,5

957,5

1 068,6

1117,1

1241,9

58,1

11,2

Налоги на

совокупный доход

271,3

315,1

347,8

388,5

588,5

117,0

51,5

Налоги, сборы за природные ресурсы

2484,5

2 934,7

3 250,7

2951,8

3367,7

35,5

14,1

Всего

13 801,3

14 297,3

16 444,6

16 173,0

19 276,9

39,7

19,2


Доля налога на доходы физических лиц в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации, которая в 2017 г. составила 17,4%, является ничтожно малой, что обусловлено следующими причинами:

- низкий уровень доходов населения по сравнению с развитыми странами мира;

- периодические задержки в выплате заработной платы работникам сферы материального производства;

- высокая доля «серых» зарплат в малом и среднем бизнесе с одновременно низкими темпами роста экономики в этом секторе;

- широкая практика укрывательства от налогообложения лиц с высокими доходами.

При этом наибольшую долю поступлений налога на доходы физических лиц в консолидированной бюджет страны составляют доходы именно наименее обеспеченных слоев населения, а также работников бюджетной сферы.

В таблице 2 представим данные о структуре налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации[22].

Таблица 2 - Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет, %

Налоговые поступления

Налоговые поступления по годам

Абсолютное отклонение, 2017/2013 гг.

Абсолютное отклонение, 2017/2016 гг.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Налог на прибыль

организаций

16,5

16,6

15,8

17,1

17,1

0,6

-

НДФЛ

21,0

18,9

17,0

18,7

17,4

-3,6

-1,3

НДС

29,2

27,6

32,2

28,3

30,3

1,1

2,0

Акцизы на продукты, произведенные на территории РФ

7,3

7,0

6,2

8,0

7,9

0,6

-0,1

Акцизы на продукты,

ввозимые на территорию РФ

0,4

0,5

0,3

0,4

0,4

-

-

Налоги на имущество

5,6

6,7

6,5

6,9

6,3

0,7

-0,6

Налоги на совокупный доход

2,0

2,2

2,1

2,4

3,1

1,1

0,7

Налоги, сборы за природные ресурсы

18,0

20,5

19,2

18,2

17,5

-0,5

-0,7

Всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

-

-


Поступления налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2017 году составили 3 352,3 млрд. руб., что на 333,8 млрд. руб., или на 7,7% больше, чем в 2016 году.

При этом рост поступлений в 2017 году превысил рост поступлений в 2016 году на (107,5%), что связано с ростом средней заработной платы, а также снижением численности безработных граждан и лиц, работающих на условиях неполной занятости. Совокупная задолженность по налогу на доходы физических лиц (включая пени и штрафы) на конец 2017 года составила 108,7 млрд. руб.

Из представленных данных видно, что структура налоговых поступлений практически не изменяется и наиболее значимой в структуре налоговых поступлений остается статья «Налог на добавленную стоимость», а наименее значимой - «Акцизы на продукты, ввозимые на территорию РФ». В перечне налогов, взимаемых на основе законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, лидирующее место в 2017 и 2016 году занимает налог на добавленную стоимость.

Доля налога на доходы физических лиц в 2017 году, занимает третью строчку, а в 2016 году налог на доходы физических лиц был вторым по собираемости. Темп прироста поступлений в 2015 году относительно 2014 года составил 4,0%, а в 2016 году - 7,5 %, относительно показателя 2015 года. В 2017 году по сравнению с 2016 годом отклонения не наблюдается. Рост данного показателя обусловлен увеличением налоговой базы для исчисления налога.

В таблице3 отражены данные о распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы в местные бюджеты[23].

Таблица 3 - Распределение налоговых доходов по уровням бюджетной системы (местные бюджеты), млрд. руб

Налоговые

поступления

Налоговые поступления по годам

Абсолютное отклонение, млрд. руб., 2017/2016

Тема роста,

%,

2017/2016

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Налог на прибыль организаций

6,1

8,3

9,1

6,6

12,1

5,5

83,3

НДФЛ

521,3

542,2

617,1

660,5

1062,7

402,2

60,1

Акцизы на продукты, произведенные на территории РФ

-

0,07

0,09

0,2

0,5

0,3

150,0

Налог на имущество организаций

2,3

2,8

3,9

4,1

5,2

1,1

26,8

Налог на имущество физических лиц

21,1

22,1

25,7

28,9

31,7

2,8

9,7

Земельный налог

122,8

123,7

163,3

156,4

191,8

35,4

22,6

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование

природными ресурсами

1,2

1,5

1,7

1,9

12,2

10,3

542,1

Государственная

пошлина

11,3

12,9

16,7

16,2

16,9

0,7

4,3

Иные налоги, сборы и обязательные

платежи

194,9

27,2

127,8

133,2

643,6

510,4

383,2

Всего

881

740,79

965,38

1007,98

1974,48

966,5

95,5