Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 Теоретические аспекты налогообложения физических лиц

1.2 Характеристика основных элементов налога с физических лиц, особенности формирования налоговой базы

1.2 Особенности налогообложение доходов физических лиц в зарубежных странах

Глава 2 Роль налога на доходы физических лиц в формировании доходной части бюджетной системы Российской Федерации

2.1 Анализ значения НДФЛ в формировании доходов бюджетной системы Российской Федерации

Глава 3 Реформирование налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации: этапы и инструменты реализации

3.1 Совершенствование налоговых льгот, применяемых при исчислении налога на доходы физических лиц

3.2 Обоснование шкалы налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации

3.3 Предложения по реформированию налогообложения доходов физических лиц

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Преобразование экономики и продвижение на пути экономического развития для достижения благосостояния каждого гражданина - основная цель любого государства. В этом вопросе основной составляющей является рациональное подоходное налогообложение физических лиц, которое наиболее приближается к социально ориентированной товарно­денежной экономике. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Следовательно, ставки налога должны быть такими, чтобы обеспечивать максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.

В налоговой системе Российской Федерации налог на доходы физических лиц занимает одно из центральных мест, поскольку затрагивает интересы значительного количества трудоспособного населения. Налог на доходы физических лиц самый перспективный в смысле его продуктивности. Одновременно с этим именно в подоходном налоге с физических лиц наглядно реализуются такие важнейшие принципы построения налоговой системы, как всеобщность и равномерность налоговых обязанностей

Налоги с физических лиц по значимости источников государственных доходов стоит в приоритете, по сравнению с другими налогами. Так, поступления от подоходного налога занимают наибольший удельный вес в структуре доходов бюджетов разных уровней. Неоспоримым представляется и тот факт, что подоходное налогообложение является одним из самых существенных по своей нагрузке на физических лиц. Данный налог служит инструментом не только фискальной, но и социальной политики государства.

Существующая в России система налогообложения доходов от трудовой деятельности по многим критериям является несправедливой. Основным аргументом в пользу данной позиции выступает нецелесообразность применения фиксированной, не зависящей от величины дохода ставки налога. С момента вступления в силу части второй НК РФ в 2001 году в России действует фиксированная ставка налога в размере 13% и отсутствует минимальный не облагаемый налогом размер доходов. Однако, для того, чтобы налоговая система продуктивно работала не только на благо государства, но и на интересы граждан, надо формировать гибкую систему налогообложения своих граждан, которая должна предполагать присутствие системы льгот, компенсаций и вычетов. По налогу на доходы физических лиц такая система представлена в форме налоговых вычетов.


Процесс реформирования налогообложения доходов физических лиц не завершен. В настоящее время имеет место тенденция переориентации налога от фискальной к социальной составляющей. Система обложения доходов физических лиц постепенно совершенствуется, в том числе посредством усиления роли налоговых вычетов. Целью такого реформирования является создание максимально гибкого механизма обложения, способного реагировать на изменения финансовой экономической ситуации, как на международном, так и на внутригосударственном уровне, обеспечивая максимальную защиту интересов государства и налогоплательщиков. Но для достижения этой цели необходимо предельно четко регламентировать, в том числе с научно-теоретической точки зрения, каждый элемент налога.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в настоящее время имеет место тенденция переориентации налога на доходы физических лиц от фискальной составляющей к социальной составляющей, из наиболее обширно дискутируемых вопросов, касающихся дальнейшего развития налоговой системы России, является вопрос о замене пропорциональной шкалы обложения налога на доходы физических лиц, действующей в данный момент времени, прогрессивным подоходным налогом с физических лиц.

Актуальность проблемы, а также недостаточная теоретическая и практическая разработанность многих ее сторон предопределили выбор темы настоящего исследования и повлияли на постановку его целей и задач.

Целью исследования является предложения направления совершенствования в части налогообложения доходов физических лиц.

Исходя из цели исследования, в исследовании поставлены следующие задачи, определяющие его структуру:

  1. Изучить теоретические аспекты налогообложения физических лиц.
  2. Проанализировать роль налога на доходы физических лиц в формировании доходной части бюджетной системы Российской Федерации.
  3. Рассмотреть вопросы реформирование налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации: этапы и инструменты реализации.

Объектом исследования выступает налогообложение физических лиц.

Предмет исследования - методы и инструменты налогообложения доходов физических лиц.

Теоретической основой исследования явились результаты научных работ, представленные в трудах ученых-экономистов, ученых-правоведов, посвященные проблемам подоходного налогообложения физических лиц, вопросам налогообложения доходов физических лиц в зарубежных странах, вопросам совершенствования налогообложения доходов физических лиц. При написании исследования использовались работы таких авторов как: Александров И.М., Бикбаева И.В., Варехина Д.С., Гринкевич А.М., Дмитриева Л.С., Захаров В.Н. Клюс В.В., Майбуров И.А., Милюков П.Н., Пансков В.Г., Поспелова Е.Б., Родикова В.А., Рыжкова Т.Ю., Шопавова А.А., Юткина Т.Ф. и других.


Эмпирическую базу исследования составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, регламентирующие налогообложение в Российской Федерации.

Структура и объем исследования обусловлены содержанием темы, задачами и логикой проведенной работы. Работа состоит из введения, в котором обоснованы актуальность исследования, поставлены цель и задачи работы, основной части, состоящей из трех глав, выводов, заключения, списка использованных источников и литературы.

Глава 1 Теоретические аспекты налогообложения физических лиц

1.2 Характеристика основных элементов налога с физических лиц, особенности формирования налоговой базы

Плательщиками налога с доходов физических лиц выступают, как это вытекает из названия налога, исключительно физические лица: как резиденты, так и нерезиденты. Налоговыми резидентами признаются физические лица, «фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев»[1]. Сюда не следует относить отпуска, временное пребывание в другой стране в целях обучения, повышения квалификации, прохождения лечения и тому подобное. Статус налогового резидента определяется также в соответствии с дополнительными общепринятыми критериями по части имущества в собственности, постоянного места работы, семейных отношений и тому подобное. Все другие физические лица, находящиеся в РФ - налоговые нерезиденты.

Согласно Налоговому кодексу, объектом налогообложения признается доход, полученный резидентами на территории страны и (или) за ее пределами или же доход, полученный не резидентами на территории Российской Федерации. Доход представляет собой ту сумму, которую работник получает за свою работу, соответственно, это та сумма, за которую он согласен работать, или по какой-то причине был вынужден. Случаются ситуации, когда работник не получил, или не заметил информацию о том, что налоговый агент будет ежемесячно удерживать с заработной платы налог в указанном размере и что, фактическая сумма заработной платы будет ниже, указанной в договоре. Возникают недопонимания, однако, в данной ситуации можно указать на обучающий эффект для налогоплательщика.


Доходом для целей налогообложения также признаются дивиденды, страховые выплаты, доходы от использования авторских прав, доходы от реализации недвижимого имущества, вознаграждения, пенсии, пособия, и иные доходы, указанные в статье 208 НК РФ.[2]

Существует определенный перечень доходов, с которых не уплачивается налог на доходы физических лиц, и он указан в статье 217 Налогового кодекса РФ:

- государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности;

- пенсии по государственному пенсионному обеспечению, страховые пенсии, фиксированная выплата к страховой пенсии;

- компенсационные выплаты;

- выплаты волонтерам при выполнении ими своих обязанностей на безвозмездной основе;

- вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную помощь;

- алименты, получаемые налогоплательщиками;

- гранты (безвозмездной помощи), предоставленные для поддержки науки и образования;

- международные, иностранные или российские премии за выдающиеся достижения;

- суммы, уплаченные работодателями за оказание медицинских услуг своим работникам, их супругам, родителям, детям;

- одноразовые выплаты (в том числе и матпомощь, натуроплата);

- стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантов;

- компенсация работодателями стоимости путевок в санатории, профилактории и прочие санаторно-курортные учреждения (кроме туристических) сотрудникам или членам их семей;

- оплата труда от финансируемых из бюджета госучреждений при направлении работников за границу;

- доходы от реализации собственноручно выращенного урожая или животноводческой продукции с подсобных хозяйств;

- доходы фермеров от сельхоздеятельности в течение первых 5 лет;

- благотворительная помощь детям-сиротам, а также из малообеспеченных семей;

- любые доходы не более 4 000 руб. в год в виде: подарков от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; призов на конкурсах; суммы материальной помощи, оказываемой инвалидам общественными организациями инвалидов; стоимость выигрышей, полученных участниками азартных игр и участниками лотерей; выигрышей в маркетинговых акциях;

- доходы от продажи имущества, находившегося в собственности более трех лет; доходы, полученные в порядке наследования;

- доходы, полученные по договору дарения от члена семьи и (или) близкого родственника в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (от супруга, родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных, дедушки, бабушки и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер);


- иные доходы, указанные в статье 217 НК РФ.

С 1 января 2018 года был изменен порядок начисления налога на доходы физических лиц с материальной выгоды от экономии на процентах. Материальная выгода, полученная в виде процентной разницы от применения кредитов или займов, выданных предпринимателями или компаниями, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц. В ст. 212 п. 1 пп. 1 НК РФ описаны два критерия, по которым определяется возможность налогообложения: 1) займы или кредиты получены физическим лицом от взаимозависимого предпринимателя или компании; 2) налогоплательщик состоит с организацией в трудовых отношениях. Если такая экономия на процентах на самом деле является материальной помощью от работодателя, то доход подлежит налогообложению.

Также с 1 января 2018 года перестали облагаться налогом на доходы физических лиц денежные средства, полученные в форме компенсации участникам долевого строительства при банкротстве застройщика. Об этом указано в пункте 71 ст. 217 НК РФ. Кроме того, освобождаются от оплаты налога участники программы реновации жилья. Не подлежат налогообложению суммы компенсации и размер превышения цены новой квартиры по сравнению со стоимостью жилья, попавшего под реновацию.

Значительные изменения в Налоговый кодекс РФ внесены по части азартных игр и лотерей. Если доходы от азартной игры составят больше 15 тысяч рублей, то налоговая база определяется как уменьшение суммы выигрыша на сумму ставки либо интерактивной ставки. Налог с дохода от тотализаторов менее 15 тысяч рублей уплачивает сам игрок, согласно пп. 5 п. 1 ст. 228 НК РФ.

В ст. 215 НК РФ указаны доходы иностранцев, которые не облагаются налогом на доходы физических лиц. К ним относятся:

- доходы консулов и дипломатов, а также проживающих вместе с ними на территории РФ членов их семейств (облагаются налогом лишь доходы, которые не связаны с консульской или дипломатической службой и получены на территории России из местных источников);

- доходы технических работников и обслуживающего персонала диппредставительств в лице иностранных граждан, а также временно проживающих с ними в России членов их семей, за исключением доходов, полученных из других источников в России;

- доходы работников международных организаций.

Данная статья действует лишь в отношении граждан тех стран, с которыми Россия заключила соответствующие международные договоры об установлении аналогичного порядка для россиян такого же ранга.

Большая часть позиций, по которым освобождается доход россиян, связана с социальной ориентированностью этого дохода (государственные пособия, компенсационные выплаты, пенсии, платежи за детей, матпомощь).