Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты налогообложения физических лиц
1.2 Особенности налогообложение доходов физических лиц в зарубежных странах
2.1 Анализ значения НДФЛ в формировании доходов бюджетной системы Российской Федерации
3.1 Совершенствование налоговых льгот, применяемых при исчислении налога на доходы физических лиц
3.2 Обоснование шкалы налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации
3.3 Предложения по реформированию налогообложения доходов физических лиц
Подоходный налог Финляндии делится на две составляющие. Первая включает в себя местный фиксированный налог (взимается в муниципалитетах) и центральный подоходный налог. Вторая составляющая - налог прогрессивный, зависящий от региона проживания. В 2017 году он составил 51,60%, однако в современном мире и развитой стране все смягчают льготы. Максимальная сумма вычета может составлять до 1400 евро для одного человека и до 2800 евро для супругов.
Во Франции подоходный налог с граждан занимает важную роль, также, как и в других европейских странах. В структуре бюджетных доходов доля его превышает 20%. Плательщиком налога является семья в составе супругов и лиц, находящихся на иждивении. Для одиноких людей фискальной единицей считается сам человек. В связи с этим иногда подоходный налог Франции называют еще налогом с домохозяйства. Подоходный налог взимается по прогрессивной шкале, при этом шкала каждый год пересматривается и утверждается парламентом Франции (в зависимости от бюджета, уровня инфляции и экономической ситуации в стране). Ставки налога дифференцированы от 0 до 45%. И также существует минимальный необлагаемый доход - 6 800 долларов США в год[17]. В целом можно сделать следующий вывод: система налогообложения физических лиц во Франции ориентирована на мобилизацию доходов для выполнения государством своих функций в социальной сфере, на поддержку социально незащищенных слоев населения, на стимулирование расходов на благотворительность, стимулирование вкладов, сбережений.
Во многих странах, где действует прогрессивная шкала налогообложения, граждане с низкими доходами подоходный налог не платят: США, Австрия, Бразилия, Германия, Швеция и многие другие. К странам, где вообще нет подоходного налога, относятся: Андорра, Багамы, Бахрейн, Кувейт, Монако, Оман, Катар, Сомали, ОАЭ, Уругвай. Самая низкая ставка подоходного налога взимается в Черногории (9%) и Болгарии (10%). Следует отметить, что европейские налоговые льготы существенны, то есть значительно уменьшают налоговое бремя, тем самым улучшая финансовое положение налогоплательщика, особенно в странах с высокими ставками подоходного налога, такими как: Швеция (57,10%), Дания (55,8%) и Нидерланды (52%). К таким вычетам относятся льготы для больных людей, для семей с детьми, для семей, в которых один из супругов зарабатывает намного меньше другого и так далее.
Таким образом, сегодня налог на доходы физических лиц платит подавляющее большинство населения разных стран мира, что существенно повлияло на взаимоотношения между государством и населением. В большинстве промышленно развитых стран подоходный налог взимается по прогрессивной шкале, диапазон ставок которой достаточно широк: от 5 до 40% в Японии, от 5,5 до 45% во Франции, от 15 до 29% в Канаде. Однако есть государства с фиксированной («плоской») ставкой подоходного налога. К ним относятся: Белоруссия (13 %), Болгария (10 %), Латвия (25 %), Литва (15 %), Эстония (20 %), Россия (13 %).
Страны с наибольшей максимальной ставкой подоходного налога - Испания (51 %), Австрия (50 %), Италия (45 %), Франция (45 %), Германия (45 %), Великобритания (45 %). Несмотря на достаточно высокий уровень ставок, следует учесть, что практически во всех развитых странах установлены значительные необлагаемые налогом минимумы и представлены льготы по различным основаниям.
Страны с высоким необлагаемым налогом минимумом - до 16 000 долларов - Сингапур, до 15 500 долларов - Великобритания, до 12 500 долларов - Австрия[18].
Можно сделать вывод, что в развитых странах государство активно использует налоговый инструментарий в целях регулирования (сокращения) социального неравенства в обществе. Благодаря такой политике, уровень социального расслоения в европейских странах значительно ниже, чем в Российской Федерации.
Глава 2 Роль налога на доходы физических лиц в формировании доходной части бюджетной системы Российской Федерации
2.1 Анализ значения НДФЛ в формировании доходов бюджетной системы Российской Федерации
Налог на доходы физических лиц является одним из самых важных элементов налоговой системы страны, имеет огромное значение для налоговой системы государства и выполняет фискальную, регулирующую и социальную функцию налогообложения.
Преимуществом налога на доходы физических лиц является то, что плательщиками данного налога выступает все трудоспособное население страны, вследствие чего поступления от налога могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет. Налог на доходы физических лиц стабильный и устойчивый источник дохода бюджетов, благодаря чему он в основном зачисляется в бюджеты муниципальных образований, легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам[19].
Налог на доходы физических лиц, являясь федеральным налогом, полностью поступает в местные и региональные бюджеты. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации доходы от налога на доходы физических лиц подлежат зачислению в бюджеты субъектов России по нормативу 85% (ст. 55 БК РФ). Исключение составляет налог, уплачиваемый иностранными гражданами, осуществляющие на территории Российской Федерации трудовую деятельность на основании патента. В данном случае налог в полном объеме поступает в бюджет субъекта РФ - по нормативу 100% (ст. 56 БК РФ). Остальная часть налоговых поступлений распределяется между муниципальными образованиями разных видов (ст. 61, 61.1, 61.2, 61.3, 61.5 БК РФ)[20].
В таблицах 1 представим данные о составе налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации[21].
Таблица 1 - Состав налоговых поступлений в консолидированный бюджет, млрд. руб.
Налоговые поступления |
Налоговые поступления по годам |
Отклонение, % 2017/2013 |
Отклонение, % 2017/2016 |
||||
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
|||
Налог на прибыль организаций |
2 271,9 |
2 375,3 |
2 599,0 |
2 770,3 |
3 290,1 |
44,8 |
18,8 |
НДФЛ |
2 899,1 |
2 702,6 |
2 807,8 |
3 018,5 |
3 352,3 |
15,6 |
11,1 |
НДС |
4024,9, |
3 940,2 |
5 302,3 |
4 571,4 |
5 837,6 |
45,0 |
27,7 |
Акцизы на продукты, произведенные на территории РФ |
1 010,4 |
1 000,6 |
1 014,4 |
1293,9 |
1 521,3 |
50,1 |
17,6 |
Акцизы на продукты, ввозимые на территорию РФ |
53,4 |
71,6 |
54,1 |
62,1 |
77,8 |
45,7 |
25,3 |
Налоги на имущество |
785,5 |
957,5 |
1 068,6 |
1117,1 |
1241,9 |
58,1 |
11,2 |
Налоги на совокупный доход |
271,3 |
315,1 |
347,8 |
388,5 |
588,5 |
117,0 |
51,5 |
Налоги, сборы за природные ресурсы |
2484,5 |
2 934,7 |
3 250,7 |
2951,8 |
3367,7 |
35,5 |
14,1 |
Всего |
13 801,3 |
14 297,3 |
16 444,6 |
16 173,0 |
19 276,9 |
39,7 |
19,2 |
Доля налога на доходы физических лиц в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации, которая в 2017 г. составила 17,4%, является ничтожно малой, что обусловлено следующими причинами:
- низкий уровень доходов населения по сравнению с развитыми странами мира;
- периодические задержки в выплате заработной платы работникам сферы материального производства;
- высокая доля «серых» зарплат в малом и среднем бизнесе с одновременно низкими темпами роста экономики в этом секторе;
- широкая практика укрывательства от налогообложения лиц с высокими доходами.
При этом наибольшую долю поступлений налога на доходы физических лиц в консолидированной бюджет страны составляют доходы именно наименее обеспеченных слоев населения, а также работников бюджетной сферы.
В таблице 2 представим данные о структуре налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации[22].
Таблица 2 - Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет, %
Налоговые поступления |
Налоговые поступления по годам |
Абсолютное отклонение, 2017/2013 гг. |
Абсолютное отклонение, 2017/2016 гг. |
||||
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
|||
Налог на прибыль организаций |
16,5 |
16,6 |
15,8 |
17,1 |
17,1 |
0,6 |
- |
НДФЛ |
21,0 |
18,9 |
17,0 |
18,7 |
17,4 |
-3,6 |
-1,3 |
НДС |
29,2 |
27,6 |
32,2 |
28,3 |
30,3 |
1,1 |
2,0 |
Акцизы на продукты, произведенные на территории РФ |
7,3 |
7,0 |
6,2 |
8,0 |
7,9 |
0,6 |
-0,1 |
Акцизы на продукты, ввозимые на территорию РФ |
0,4 |
0,5 |
0,3 |
0,4 |
0,4 |
- |
- |
Налоги на имущество |
5,6 |
6,7 |
6,5 |
6,9 |
6,3 |
0,7 |
-0,6 |
Налоги на совокупный доход |
2,0 |
2,2 |
2,1 |
2,4 |
3,1 |
1,1 |
0,7 |
Налоги, сборы за природные ресурсы |
18,0 |
20,5 |
19,2 |
18,2 |
17,5 |
-0,5 |
-0,7 |
Всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
- |
- |
Поступления налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2017 году составили 3 352,3 млрд. руб., что на 333,8 млрд. руб., или на 7,7% больше, чем в 2016 году.
При этом рост поступлений в 2017 году превысил рост поступлений в 2016 году на (107,5%), что связано с ростом средней заработной платы, а также снижением численности безработных граждан и лиц, работающих на условиях неполной занятости. Совокупная задолженность по налогу на доходы физических лиц (включая пени и штрафы) на конец 2017 года составила 108,7 млрд. руб.
Из представленных данных видно, что структура налоговых поступлений практически не изменяется и наиболее значимой в структуре налоговых поступлений остается статья «Налог на добавленную стоимость», а наименее значимой - «Акцизы на продукты, ввозимые на территорию РФ». В перечне налогов, взимаемых на основе законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, лидирующее место в 2017 и 2016 году занимает налог на добавленную стоимость.
Доля налога на доходы физических лиц в 2017 году, занимает третью строчку, а в 2016 году налог на доходы физических лиц был вторым по собираемости. Темп прироста поступлений в 2015 году относительно 2014 года составил 4,0%, а в 2016 году - 7,5 %, относительно показателя 2015 года. В 2017 году по сравнению с 2016 годом отклонения не наблюдается. Рост данного показателя обусловлен увеличением налоговой базы для исчисления налога.
В таблице3 отражены данные о распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы в местные бюджеты[23].
Таблица 3 - Распределение налоговых доходов по уровням бюджетной системы (местные бюджеты), млрд. руб
Налоговые поступления |
Налоговые поступления по годам |
Абсолютное отклонение, млрд. руб., 2017/2016 |
Тема роста, %, 2017/2016 |
||||
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
|||
Налог на прибыль организаций |
6,1 |
8,3 |
9,1 |
6,6 |
12,1 |
5,5 |
83,3 |
НДФЛ |
521,3 |
542,2 |
617,1 |
660,5 |
1062,7 |
402,2 |
60,1 |
Акцизы на продукты, произведенные на территории РФ |
- |
0,07 |
0,09 |
0,2 |
0,5 |
0,3 |
150,0 |
Налог на имущество организаций |
2,3 |
2,8 |
3,9 |
4,1 |
5,2 |
1,1 |
26,8 |
Налог на имущество физических лиц |
21,1 |
22,1 |
25,7 |
28,9 |
31,7 |
2,8 |
9,7 |
Земельный налог |
122,8 |
123,7 |
163,3 |
156,4 |
191,8 |
35,4 |
22,6 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
1,2 |
1,5 |
1,7 |
1,9 |
12,2 |
10,3 |
542,1 |
Государственная пошлина |
11,3 |
12,9 |
16,7 |
16,2 |
16,9 |
0,7 |
4,3 |
Иные налоги, сборы и обязательные платежи |
194,9 |
27,2 |
127,8 |
133,2 |
643,6 |
510,4 |
383,2 |
Всего |
881 |
740,79 |
965,38 |
1007,98 |
1974,48 |
966,5 |
95,5 |