Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 Теоретические аспекты налогообложения физических лиц

1.2 Характеристика основных элементов налога с физических лиц, особенности формирования налоговой базы

1.2 Особенности налогообложение доходов физических лиц в зарубежных странах

Глава 2 Роль налога на доходы физических лиц в формировании доходной части бюджетной системы Российской Федерации

2.1 Анализ значения НДФЛ в формировании доходов бюджетной системы Российской Федерации

Глава 3 Реформирование налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации: этапы и инструменты реализации

3.1 Совершенствование налоговых льгот, применяемых при исчислении налога на доходы физических лиц

3.2 Обоснование шкалы налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации

3.3 Предложения по реформированию налогообложения доходов физических лиц

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Удельный вес конкретных налогов и сборов в сумме всех поступлений бюджетной системы Российской Федерации за пять лет изменился незначительно.

В формировании местного бюджета основная роль принадлежит налогу на доходы

физических лиц, его доля - 53,7% (1062,7 млрд. руб.) всех поступлений, важно отметить значительный рост налоговых поступлений в местные бюджеты в 2017 году - темп роста составил 95,5%.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что поступления налога на доходы физических лиц в общий бюджет ежегодно увеличиваются, однако относительные темпы роста налога на доходы физических лиц на протяжении последних лет замедляются и соответствуют темпам роста средней заработной платы в пределах инфляции. Таким образом, налог на доходы физических лиц играет важную роль в обеспечении доходной части бюджета Российской Федерации, в связи с чем вопросы эффективности регулирования подоходного налогообложения приобретают всевозрастающую актуальность.

Однако по результатам анализа можно отметить незначительный в долевом выражении, вклад подоходного налога с физических лиц в формировании доходной базы бюджета России, что объясняется следующими проблемами:

  • существенная часть населения получает денежный доход ниже величины прожиточного минимума, иными словами находится за чертой бедности. По официальным статистическим данным за 2018 год данная категория населения составляет 13,1% от общей численности населения, то есть 19,3 млн. человек;
  • сокрытие населением своих доходов от налогообложения, в связи с чем в бюджет недопоступает значительное количество от всех положенных сумм подоходного налога, массовое укрывательство от налогообложения лиц с высокими доходами, в связи с чем в бюджет поступает не более половины от всех положенных сумм этого налога. Вместе с тем, как это ни парадоксально, основную долю этого налога обеспечивают в бюджете Российской Федерации поступления от доходов низкообеспеченной части населения, поскольку здесь наиболее низкий процент укрывательства от налогов;
  • выдача заработной платы «в конвертах», вследствие чего происходит рост «теневой экономики»;
  • частые задержками выплат заработной платы значительной части работников, как сферы материального производства, так и работающих в организациях, состоящих на бюджете;

- неразвитость рыночных отношений, незначительным количеством частных предприятий и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.


Можно сделать вывод, налог на доходы физических лиц является одним из важных элементов в структуре налоговой системы государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Налог на доходы физических лиц является достаточно стабильным и устойчивым доходным источником бюджетов, так как налогоплательщиком является все трудоспособное население страны, что составляет, по данным Росстата, 52 % от всего населения Российской Федерации, то есть 75,8 млн. человек[24].

Подоходный налог всегда был призван перераспределять доходы населения и повышать общее благосостояние страны. Социальная функция налога на доходы физических лиц это один из регуляторов благосостояния населения. В экономически развитых странах доля поступлений в бюджет подоходного налога с физических лиц занимает доминирующее положение. Однако в настоящее время в России налог на доходы физических лиц не является доминирующим в налоговой системе страны. Несмотря на то, что его отчисления в общей сумме всех доходов бюджета составляет около 20% и по объему поступлений в бюджет он занимает третье место, уступая лишь налогу на добычу полезных ископаемых и налогу на добавленную стоимость, все же его доля незначительна.

Глава 3 Реформирование налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации: этапы и инструменты реализации

3.1 Совершенствование налоговых льгот, применяемых при исчислении налога на доходы физических лиц

Одним из инструментов регулирования подоходного налогообложения в Российской Федерации является применение механизма налоговых вычетов при расчете налога на доходы физических лиц.

Статьями 218-221 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено шесть групп налоговых вычетов: стандартные налоговые вычеты, социальные налоговые вычеты, инвестиционные налоговые вычеты, имущественные налоговые вычеты, налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок, налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от участия в инвестиционном товариществе, а также профессиональные налоговые вычеты.


Часть налоговых вычетов может быть предоставлено работнику по заявлению предприятием-работодателем (стандартные, имущественные, профессиональные налоговые вычеты), а другая часть предоставляется налоговой инспекцией (например, социальные налоговые вычеты). Профессиональные налоговые вычеты организация может предоставить только тем лицам, с которыми у нее заключены гражданско-правовые договоры (например, договор подряда или поручения, авторский договор).

Отметим некоторые особенности налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц. В 2019 году детские вычеты будут зависеть от суммы предельного дохода, в рамках которой эти вычеты в принципе предоставляются при расчете подоходного налога. Льгота на детей в 2019 году предусмотрена в пределах суммы в 350 000 рублей нарастающим итогом с начала календарного года. Начиная с месяца, в котором доход физического лица превысил этот порог, налоговый вычет, больше не применяется.

В 2020 году Правительство РФ планирует продлить освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц любых выплат и денежных возражений. Продление коснется и работодателей - они освобождаются от уплаты любых страховых взносов, полученных в результате выплат самозанятым гражданам. На рассмотрении находится подготовленный законопроект, предусматривающий отмену налога на доходы физических лиц в 2019 году за реализацию бытовой макулатуры.

С 23 апреля 2018 года вступил в законную силу закон, освобождающий от ежемесячных выплат налога на доходы физических лиц при рождении или усыновлении первого и второго ребенка.

Перспективы развития механизма предоставления налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц направлены на поддержку плательщиков налога на доходы физических лиц. В долгосрочном периоде сохраняется действующая система налогообложения доходов физических лиц с единой ставкой для большинства видов доходов в размере 13 процентов. Введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц не предусматривается. Хотя по данному вопросу ведутся дискуссии на всех уровнях уже не один год. Дальнейшее улучшение налогообложения физических лиц будет направлено на поддержку инвестиций и развитие человеческого капитала. Приоритетной задачей является выравнивание налоговой нагрузки доходов от личных видов инвестиций (ценные бумаги, банковские вклады).

В Государственной Думе рассматриваются внесенные Правительством Российской Федерации проекты федеральных законов, которые предусматривают предоставление налоговых вычетов родителям, усыновившим (удочерившим) ребенка, оставшегося без попечения родителей, в том числе ребенка-инвалида, и направленные на систематизацию ряда предоставляемых в настоящее время освобождений от налогообложения в отношении социально значимых выплат (доходов).


Таким образом, достаточно давно назрела необходимость в реформировании системы налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц. Для уравнивания справедливости между слоями населения необходимо адаптировать зарубежную систему налоговых вычетов к российской налоговой системе.

3.2 Обоснование шкалы налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации

Вопрос об установлении прогрессивной шкалы налогообложения весьма актуален в современном российском обществе и постоянно обсуждается на различных политических, социальных и экономических дискуссиях. Разрешение этого вопроса имеет государственное и общественное значение. Под прогрессивным налогообложением понимают увеличение эффективной ставки налога с ростом налогооблагаемой базы.

Рассматривая вопрос прогрессивного налогообложения физических и юридических лиц, стоит заметить, что оно является не только экономическим явлением, но и политическим, затрагивая интересы различных слоев общества. Так пропорциональное налогообложение легче переносится более имущественными классами общества, так как процентная ставка по мере увеличения объекта налогообложения не повышается. Прогрессивное налогообложение же предусматривает ее рост, тем самым увеличивая сумму налогов для более имущественных классов.

Рассматривая вопрос установления прогрессивной шкалы налогообложения, стоит обратиться к понятию дискреционного дохода, который представляет собой разницу между совокупным доходом и доходом, используемым для удовлетворения жизненно необходимых потребностей. Очевидно, что при пропорциональном обложении совокупного дохода менее состоятельный плательщик несет более тяжелое налоговое бремя, чем более состоятельный, поскольку доля свободного дохода у него меньше, а доля налога, выплачиваемая за счет этого свободного дохода, выше. Так при сравнении налогоплательщиков с их ежемесячными доходами 5, 30, 60, 100 тыс. руб., складывается следующая ситуация: при соотношении доходов 1 : 6 : 12 : 20 соотношение средств, остающихся у них после совершения неизбежных платежей (в свободном распоряжении) составляет соответственно 1 : 20 : 42 : 72, а бремя неизбежных платежей самого бедного (доход - 5 тыс. руб. в месяц, бремя - 76,6 %) из приведенной выборки больше чем самого богатого (доход - 100 тыс. руб. в месяц, бремя - 16,2 %) в 4,7 раза. В данном примере можно говорить о социальной несправедливости, возникающей в обществе в связи с неравномерностью распределения налогового бремени[25].


Таким образом, основной трудностью в процессе функционирования системы подоходного налогообложения на сегодняшний день является получение оптимального соотношения между эффективностью применения данной системы и социальной справедливостью в отношении налогоплательщика. Иначе говоря, необходимы ставки налога, способные обеспечить максимально справедливое перераспределение доходов, снижение дифференциации общества при минимизации ущерба интересам налогоплательщиков в процессе налогообложения. Справедливая система налогообложения может быть создана в условиях реальной возможности удовлетворения налогоплательщиками первостепенных потребностей и одновременного наличия прямой корреляция между размерами уплачиваемых налогов и полученных доходов.

Рассмотрим проблему целесообразности возврата к прогрессивному налогообложению, сформулировав некоторые положения модели прогрессивного налогообложения с учетом названных критериев[26]:

- введение необлагаемого минимума в размере прожиточного минимума. Необходимо отметить, что, несмотря на то, что люди с доходом в размере прожиточного минимума или же те, у кого доход превышает размер прожиточного минимума на небольшую долю, будут освобождены или почти освобождены от уплаты НДФЛ, все такой налог, как НДС, бремя которого в основном лежит на малоимущих гражданах, возместит потери бюджета от введения данного необлагаемого минимума. Поэтому данное положение отвечает критерию экономической эффективности;

- все доходы налогоплательщиков должны попадать под прогрессивную шкалу налогообложения независимо от источников их получения. Это позволит учесть критерий справедливости и избежать использования налогоплательщиками различных налоговых схем ухода от прогрессивного налогообложения;

- в перспективе, в России возможно введение прогрессивного налогообложения. Это поможет сгладить существующий разрыв в доходах между бедными и богатыми, что приведет к снижению социальной напряженности. К тому же, отмена предельного порога даст возможность обеспечить дополнительные поступления социальных взносов и снизить налоговую нагрузку на бизнес. Также это позволит обеспечить государство гибким инструментом политики, позволяющим индексировать пороговые значения доходов для каждой ступени прогрессивного налогообложения.

Справедливое распределение налоговых обязательств возможно за счет перехода к прогрессивной шкале налогообложения. Основное ее преимущество-это привлечение к уплате более имущих слоев населения и доведение необлагаемого минимума до прожиточного для менее имущих. Согласно практике зарубежного налогообложения, введение прогрессивной шкалы налогообложения может позволить изымать сверхдоходы и возвращать их в оборот, создавая новые рабочие места.