Файл: Современный урок химии и биологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 193

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ И ХИМИИ

1.1. Характеристика системно - деятельностного обучения

1.2. Основные принципы и технологии системно – деятельностного подхода

1.3. Алгоритм конструирования современного урока в рамках системно-деятельностного подхода, его компоненты и структура

РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА СОВРЕМЕННЫХ УРОКАХ БИОЛОГИИ И ХИМИИ

2.1. Технология проектного обучения как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

2.2. Составление проектов на уроках биологии

2.3. Эффективность применения метода проекта на уроках биологии

2.4. Использование приемов интерактивного обучения для развития критического мышления на уроках химии

2.5. Методика проведения урока химии в 8 классе «Вода в природе. Свойства воды»

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 12

Приложение 13


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

КАФЕДРА ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН И МЕТОДИКИ ИХ ПРЕПОДАВАНИЯ

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

«Современный урок химии и биологии»
Выполнили слушатели группы 4.5.2.

«Проектирование учебной деятельности на основе результатов оценивания качества образования в условиях реализации требований ГОС предметов «Химия» и «Биология»
Нагорная Лариса Станиславовна

учитель химии и биологии

МБОУ
Ермакова Светлана Валентиновна учитель химии и биологии

МБОУ «Кумачовская школа»

администрации Старобешевского района
Руководитель выпускной работы

Сипачева Е.В., старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Работа допущена/не допущена__________

(подпись)


Донецк, 2022 г.

АННОТАЦИЯ

В настоящее время наиболее значимой задачей общего образования является его направленность на приобретение каждым школьником своего собственного полноценного личностного опыта. Современная школа сегодня стремительно меняется, пытается идти в ногу со временем. Одним из новых подходов к обучению, достаточно резко отличающемуся от сложившихся школьных традиций прошлых десятилетий, является системно-деятельностный подход.

Принятие новых стандартов – это признание системно - деятельностного подхода в образовании как основы для построения содержания, способов и форм образовательного процесса. Стандарт нового поколения помогает научиться учиться, овладеть универсальными учебными действиями. Из пассивного потребителя знаний учащиеся становятся активными субъектами образовательной деятельности.


Введение в школу образовательных стандартов нового поколения в настоящее время очень активно обсуждается, так как происходят большие изменения в системе образования. Те изменения, которые охватывают экономическую и социально - политическую жизнь нашего общества, предъявляет качественно новые требования к образованию современного человека. Современный человек – это образованный человек.

Цель: рассмотрение системно-деятельностного подхода при изучении биологии и химии как средства повышения качества современного образования при формировании личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

Задачи:

1. Раскрыть сущность, цели и результаты системно-деятельностного подхода к изучению биологии и химии;

2. Определить психолого-педагогические основы и критерии системно-деятельностного подхода к обучению;

3. Рассмотреть методы организации получения биологических и химических знаний через системно-деятельностный подход обучения на уроках биологии и химии.

В первом разделе проведен обзор литературы по проблеме целесообразности применения системно-деятельностного похода к биологической и химической подготовке, обобщен теоретический материал о возможности и необходимости формирования способностей учащегося не только к самостоятельной, но и к разнообразной деятельности.

Во втором разделе представлены анализ и систематизация имеющегося опыта, описание собственного практического опыта, а также полученные результаты.

В ходе исследования было выявлено, что системно-деятельностный подход при изучении биологии и химии выступает не просто альтернативой традиционному подходу к обучению, но и планируется с учетом личностных особенностей учащегося, его возможностей, способностей, мотивации, психологического состояния, темперамента при использовании синергетических аспектов конструирования пространства общения и развития.

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 5

РАЗДЕЛ 1. СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ И ХИМИИ 7

1.1. Характеристика системно - деятельностного обучения 7

1.2. Основные принципы и технологии системно – деятельностного подхода 9

1.3. Алгоритм конструирования современного урока в рамках системно-деятельностного подхода, его компоненты и структура 12

РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА СОВРЕМЕННЫХ УРОКАХ БИОЛОГИИ И ХИМИИ 16

2.1. Технология проектного обучения как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся 16

2.2. Составление проектов на уроках биологии 19

2.3. Эффективность применения метода проекта на уроках биологии 23

2.4. Использование приемов интерактивного обучения для развития критического мышления на уроках химии 24

2.5. Методика проведения урока химии в 8 классе «Вода в природе. Свойства воды» 32

ВЫВОДЫ 42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

Приложение 1 47

Приложение 2 47

Приложение 3 49

Приложение 5 51

Приложение 6 52

Приложение 7 52

Приложение 8 53

Приложение 9 54

Приложение 10 57

Приложение 12 59

Приложение 13 60




ВВЕДЕНИЕ


Введение в школу образовательных стандартов нового поколения в настоящее время очень активно обсуждается, так как происходят большие изменения в системе образования. Те изменения, которые охватывают экономическую и социально - политическую жизнь нашего общества, предъявляет качественно новые требования к образованию современного человека. Современный человек – это образованный человек.

В процессе происходящей модернизации образования у учителей возникает вопрос: «Как в свете новых требований к школе и результатам образования эффективно обучать детей?».

Принятие новых стандартов – это признание системно - деятельностного подхода в образовании как основы для построения содержания, способов и форм образовательного процесса. Стандарт нового поколения помогает научиться учиться, овладеть универсальными учебными действиями. Из пассивного потребителя знаний учащиеся становятся активными субъектами образовательной деятельности.

В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи. Суть этого подхода может быть выражена в формуле: «деятельность – личность», т.е. какова деятельность, такова и личность и вне деятельности нет личности.

Целью данной работы является рассмотрение системно-деятельностного подхода при изучении биологии и химии как средства повышения качества современного образования при формировании личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности, ставить цели, решать задачи, отвечать за результат.

Задачи:

1. Раскрыть сущность, цели и результаты системно-деятельностного подхода к изучению биологии и химии;

2. Определить психолого-педагогические основы и критерии системно-деятельностного подхода к обучению;

3. Рассмотреть методы организации получения биологических знаний через системно-деятельностный подход обучения на уроках биологии и химии.

Объект исследования – методика применения системно-деятельностного подхода при изучении биологии и химии.

Предмет исследования – различные типы уроков в рамках современного урока биологии и химии при системно-деятельностном подходе обучению на уроках биологии и химии.


Методы исследования:

  • Анализ научной литературы;

  • Метод анкетного опроса;

  • Уроки с применением технологий системно-деятельностного подхода.

Основной результат - развитие личности учащегося на основе учебной деятельности.

Обучение биологии, химии должно содержать виды деятельности, нацеленные на развитие и самоопределение личности, развивающие познавательные и творческие способности, повышающие качество образования и обеспечивающие ученику выработку определенных компетенций:

1) определенный уровень владения теоретическими знаниями, которые можно обнаружить во время устного или письменного опроса, тестирования;

2) определенный уровень умений использовать теоретические знания при решении задач различного типа и в проектной деятельности;

3) должный уровень владения практическими и экспериментальными умениями и навыками при выполнении лабораторных и практических работ;

4) умения и навыки творческой деятельности (написание рефератов, творческих экспериментальных и работ - наблюдений, создание проектов, компьютерное моделирование и т.п.);

5) становление и развитие гармонично развитой личности.

РАЗДЕЛ 1. СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ И ХИМИИ

1.1. Характеристика системно - деятельностного обучения


Образование - это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающих вхождение индивида в это общество, и в то же время - взаимодействия людей с предметным миром, т.е. процессов деятельности человека в мире. В учебной деятельности личность выступает как активное, творческое начало: взаимодействуя с миром, он строит себя. Через деятельность и в процессе деятельности учащийся становится самим собой, самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности.

Системный подход - универсальный инструмент познавательной деятельности: любое явление может быть рассмотрено как система. Системный метод незаменим в познании и конструировании сложных динамических целостностей. На современном этапе развития науки теоретические разработки системного подхода и использование его как метода уже настолько широки, что можно говорить об общенаучном «системном движении», имеющем ряд направлений. Одной из предпосылок является бурный рост количества информации - «информационный взрыв». «Преодоление противоречия между ростом количества информации и ограниченными возможностями ее усвоения может быть достигнуто с помощью системной реорганизации знания» (А.И. Уемов).