Файл: Современный урок химии и биологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 197

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ И ХИМИИ

1.1. Характеристика системно - деятельностного обучения

1.2. Основные принципы и технологии системно – деятельностного подхода

1.3. Алгоритм конструирования современного урока в рамках системно-деятельностного подхода, его компоненты и структура

РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА СОВРЕМЕННЫХ УРОКАХ БИОЛОГИИ И ХИМИИ

2.1. Технология проектного обучения как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

2.2. Составление проектов на уроках биологии

2.3. Эффективность применения метода проекта на уроках биологии

2.4. Использование приемов интерактивного обучения для развития критического мышления на уроках химии

2.5. Методика проведения урока химии в 8 классе «Вода в природе. Свойства воды»

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 12

Приложение 13

2.3. Эффективность применения метода проекта на уроках биологии


Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет учащимся повысить интерес к изучению биологии, учатся «добывать знания», развивают коммуникативные компетенции.

Мои ученики осваивают проектную деятельность постепенно, от простых микропроектов (альбомов, коллажей, плакатов) к более сложным. Проектная работа дает возможность развивать у обучающихся творческие способности, навыки исследования, умение выразить себя. Так, обучающимся 6 – 10 классов МОУ «Ульяновская школа» в конце учебного года была предложена анкета «Чем Вас привлекает проектная деятельность?», по результатам которой можно судить об эффективности данной технологии системно – деятельностного подхода (Приложение 8). На вопрос «Как Вы относитесь к проектам?» - 100% обучающихся ответили: «Нравится работать». А на вопрос «Почему?» самые распространенные ответы: «Интересно», «Легче работать вместе», «Узнаю много нового». И, действительно, в проекте все идет от фантазии, воображения, и если даже всем ученикам предлагается одна тема, то все равно проектные работы получаются разными, не похожими друг на друга. Школьники с удовольствием принимают участие в подготовке проектов, так как коллективная форма работы дает возможность найти применение их индивидуальным способностям, потребностям, интересам и талантам; для каждого в проекте находится дело по душе и по силам. Проект - это общее, интересное дело, которое сплачивает ребят. Реализация проекта - уникальная возможность социализации ребят школьного возраста, где могут проявить себя абсолютно все. Даже самые застенчивые и малоактивные дети вовлекаются в проектную деятельность, стремясь внести свою посильную лепту в общее дело.

Вся работа идет под девизом: «Мы думаем, мы учимся, мы создаем». Проектная работа дает возможность развивать у ребенка творческие способности, навыки исследования, умение выразить себя.

2.4. Использование приемов интерактивного обучения для развития критического мышления на уроках химии


«Если ученик прожил опыт самостоятельно, то он запомнит его и сможет рассказать о нем».

Главным направлением в работе каждого учителя и педагогических коллективов на ближайшие годы становится осмысление, освоение и внедрение в практику работы системно-деятельностного подхода.


Системно-деятельностный подход в обучении ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Для реализации системно-деятельностного подхода я представляю незначительное количество опорной информации, остальное учащиеся извлекают сами. Наиболее простым является приём «Вставь пропущенное слово» (Приложение 10) .В процессе усвоения знаний самым существенным звеном становится учебная мотивация.

Создать у учащегося положительную мотивацию к деятельности на уроке можно за счет: позитивного эмоционального фона; актуализации опорных знаний; постановки проблемы; создания на уроке "точки удивления"; искусственного создания затруднений, которые хочется преодолеть; вовлечения учащихся в постановку целей урока через организацию методической цепочки: удивление - интерес - мотив - цель - собственная учебная задача.

Ориентация на организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся является необходимым условием успешности обучения химии всех учащихся. В результате освоения содержания образования по химии учащиеся получают возможность расширить круг учебных умений, навыков и способов деятельности. В данном примере не сообщаю тему нового урока, а стараюсь, используя различные приёмы, добиться от учащихся самостоятельной формулировки темы или постановки проблемы (Приложение 11).

Осуществление активного учения требует также от ученика умений проверить себя, оценить, т. е. выполнения действий самоконтроля и самооценки.

Именно овладение новыми способами работы обогащает, перестраивает ученика, приводит к появлению новых особенностей его умственного развития, новых качеств его личности.

Осуществление самоконтроля и самооценки школьников необходимо для успешного выполнения учебных действий. В психологии различают три вида самоконтроля:

  • итоговый — по результату работы. Например, ученик выполнил работу и сравнил ее результат с образцом (ответ в учебнике, образец на доске и т. д.);

  • пошаговый, пооперационный — по ходу работы. Например, ученик выполняет работу и в ее процессе может (сам или на вопрос учителя) сказать, что он сейчас делает, каким способом решает задачи. Этот способ самоконтроля является более зрелым, так как позволяет ученику скорректировать работу, преодолеть ошибки до завершения работы;

  • прогнозирующий, перспективный, планирующий, опережающий— до начала работы. Он состоит в том, что ученик (сам или по просьбе учителя) может определить, из каких этапов будет состоять его работа, что будет первым, вторым, третьим этапом и т. д. Этот вид самоконтроля является самым СЛОЖНЫМ видом регуляции своей учебной работы, он позволяет предупредить ошибки, спланировать учебную работу в целом. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)


Учитель на уроках химии способен развивать интегрированные способы учебной деятельности, способности личности, учить грамотно работать с информацией, используя при этом компьютер как средство обучения. Компьютер для учителя и учеников источник информации, наглядное пособие, тренажер, информационное пространство, средство диагностики и контроля, рабочий инструмент, досуговая среда. Разнообразные формы деятельности на уроках химии, в том числе и с использованием информационных технологий, позволяют формировать ученикам личный опыт - опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру, природе, жизни, которое необходимо в современном быстро меняющемся мире.

Интегративные технологии

Результаты интеграционного обучения проявляются в развитии творческого мышления учащихся, оно способствует интенсификации, систематизации учебно-познавательной деятельности, а также овладению грамотой культуры. Задача интегрирования не только показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую реальную связь дать учащимся представление о единстве окружающего нас мира. Интеграция ускоряет формирование убеждений и мировоззрения учащихся, дает большой выигрыш во времени

Пути интеграции могут быть горизонтальные - объединение сходного материала в разных учебных предметах и вертикальные - объединение одним педагогом в своем предмете материала, который тематически повторяется в разные годы обучения на разном уровне сложности. Использование на уроках химии заданий биологического и медицинского содержания помогают ученикам лучше понять роль и значение химии в повседневной жизни и физиологических процессах человека, выбор оказания тех или иных видов первой медицинской помощи, выбрать определенную стратегию поведения в нестандартных ситуациях (Приложение 12).

Технология критического мышления – технология обучения, которая ставит задачу научить критически мыслить (обсуждать, оценивать, выявлять и решать проблемы). Технологии включает в себя 3 стадии:

  1. вызов (evocation),

  2. осмысление содержания, реализация смысла (realization of meaning),

  3. рефлексия (reflection).


Первая стадия и вызов, другими словами мозговой штурм (брейнсторминг), используется как способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Учитель задает ученикам проблемную ситуацию, которая строится из предметных значений, и учащиеся сознательно выбирают способ практического действия в соответствующих обстоятельствах. Например, на стадии вызова можно использовать кластеры, корзину идей, дерево предсказаний, мозговой штурм, правильные и неправильные утверждения, перепутанные логические цепочки.

Работа детей на этой стадии обычно не оценивается. Информация, полученная в процессе такой деятельности, прослушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.

Таблица 2

Система заданий и действий учителя и ученика на первой стадии

Действия учителя

Действия ученика

Провоцирует ученика

Отвечает на провокацию

Ставит вопрос

Вспоминает все, что известно по этой теме

Моделирует ситуацию активизации знаний учеников

Формулирует первые гипотезы

Формирует мотивацию обучения

Определяется в своих мотивах

Главная задача второй стадии обучения осмысления содержания или реализация смысла состоит в том, чтобы поддержать активность учащихся, их интерес, соотнести новую информацию с уже известной (использовать в решении тех или иных проблем свой жизненный опыт). Для этого можно использовать методы активного чтения (система «Инсерт»); обмен информацией после чтения; стратегия взаимного обучения; поиск ответов на вопросы, поставленные в первой части урока.

Таблица 2

Система заданий и действий учителя и ученика на второй стадии

Действие учителя

Действие ученика

Предлагает опорный конспект по теме

Составляет конспект

Организует процесс чтения, обсуждения

Включается в процесс чтения, обсуждения

Организует групповую работу

Принимает участие в групповой работе

Учит работать коллективно

Учится работать в коллективе

Поддерживает мотивацию обучения

Слушает, задает вопросы, выделяет главное в новой информации


Третьей стадией познавательной деятельности в этой технологии является стадия рефлексии. Именно на стадии рефлексии происходит закрепление

полученных знаний учащимися, что позволяет им перестраивать свои прежние представления о предмете, включать в них новые понятия и знания. Для этого можно использовать заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации, возвращение к ключевым словам, правильным и неправильным утверждениям, организацию различного вида дискуссий, написание творческих работ (синквей, эссе).

Таблица 3

Система заданий и действий учителя и ученика на третьей стадии

Действие учителя

Действие ученика

Руководит подведением итогов

Суммирует весь учебный материал

Ставит новые вопросы и задания на будущее

Задает вопросы, ответ на которые получит в будущем

Оценивает деятельность учащихся

Оценивает свою деятельность

Примеры использования технологии развития критического мышления на уроках химии (Приложение 13).

Прием «Круг идей»

Целью приема является привлечение всех к обсуждению проблемы. Учитель задает дискуссионный вопрос и предлагает обсудить его в малых группах. Группы высказываются по очереди, потом проблема рассматривается в целом, подводится итог работы

Прием «Мозговой штурм» (создание паутины - WEB-WORD).

Метод «мозгового штурма» подходит для начала изучения новой темы, так как он показывает, какими знаниями ученик уже владеет, а чему еще нужно уделить внимание.

Прием «Стратегия активного обучения»

Этот прием позволяет передать свои знания одноклассникам. Ученики работают в паре или микрогруппе. Этим приемом можно сделать более эффективным формирование навыков определять валентность по формулам соединений, составлять формулы по валентности, расставлять коэффициенты в уравнения реакций. После объяснения учащиеся выполняют работу по алгоритму с проговариванием каждого действия, а потом самостоятельно с взаимопроверкой. Реализация метода позволяет решать многовариантные задачи, в результате чего формируется умение применять определенные химические понятия