Файл: Современный урок химии и биологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 208

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ И ХИМИИ

1.1. Характеристика системно - деятельностного обучения

1.2. Основные принципы и технологии системно – деятельностного подхода

1.3. Алгоритм конструирования современного урока в рамках системно-деятельностного подхода, его компоненты и структура

РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА СОВРЕМЕННЫХ УРОКАХ БИОЛОГИИ И ХИМИИ

2.1. Технология проектного обучения как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

2.2. Составление проектов на уроках биологии

2.3. Эффективность применения метода проекта на уроках биологии

2.4. Использование приемов интерактивного обучения для развития критического мышления на уроках химии

2.5. Методика проведения урока химии в 8 классе «Вода в природе. Свойства воды»

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 12

Приложение 13



Учащимся предлагается определить формулу неизвестного вещества, массовая доля Кислорода в нем 88,9%, а Водорода – 11,1%.

Учащиеся решают задачу и определяют, что формула соединения - Н2О, вода.

2. Формулирование темы урока. Постановка учебной задачи.

Перед вами слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери:

«…, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь.»

- Как вы думаете, о каком веществе идёт речь?

- Исследование свойств воды и ее значения в природе и есть темой урока.

3. Представление необходимой информации. Прием «Ассоциация»

На выданных листах учащимся предлагается записать, с чем у них ассоциируется слово «вода».

4. Интерактивные упражнения

Метод «Микрофон»

Учащиеся по очереди читают свои записи, стараясь не повторять уже сказанного.

Демонстрация опыта взаимодействия воды и металлического кальция.

Возникает проблемный вопрос: «Почему это происходит?»

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимы знания не только по химии, но и других наук: географии, биологии, физики.

Метод «Ролевая игра» - работа в малых группах.

Учитель объединяет детей по «профессиональной деятельности».

Группа 1 (географы)

1. В каких состояниях встречается вода в природе?

2. Что является причиной круговорота воды в природе?

3. Почему климат в прибрежных районах Евразии мягче, чем в глубине материка?

Группа 2 (биологи)

1.Леонардо да Винчи назвал воду «соком жизни». Как вы считаете, почему?

2.Составьте таблицу или диаграмму «Содержание воды в органах и тканях человека»: кровь человека – 90%, мышцы – 75%, кости – 28%, глаза – 98%.

3.Без еды человек может прожить около 30 дней, а без воды – только 3. Почему?

Группа 3 (физики)

1. Назовите основные физические константы воды.

2. Известно, что на температуры кипения и плавления веществ влияет их молекулярная масса. Почему тогда H2S и H2Se – газы, а Н2О – жидкость?

3. Почему лед плавает на поверхности воды?

Группа «химики»


1. Изучите химические свойства воды. Для этого подготовьте демонстрационные опыты с оксидами металлических элементов «гашение извести». Раствор исследуйте индикатором. Запишите уравнения реакции.

2. Взаимодействие с оксидами неметаллических элементов (с оксидом фосфора V). Раствор исследуйте индикатором (видеоопыт). Запишите уравнения реакции.

3. Вспомните, что происходит с водой при действии постоянного электрического тока. Запишите уравнения реакции.

Учитель уточняет ответы учащихся, формирует понятие об основных и кислотных оксидах, предлагает алгоритм составления уравнения реакций между оксидом и водой.

Порядок действий

Пример

Записать формулы оксида и воды

СО2 + Н2О

«Сложить» две формулы – оксида и воды

СО2 + Н2О=Н2СО3

Для основных оксидов формулу воды пишем как НОН

СаО + НОН = Са(ОН)2

Если при сложении все индексы получаются кратными какому-то числу, разделить их на это число и получить окончательную формулу

Р2О5 + Н2О = Н2Р2О6 = НРО3




  1. Рефлексия результатов. Коллективная работа

Для обобщения знаний коллективно составляем схему:

Активный Ме щелочь +Н2

МеО щелочь

Н2О + нМеО кислота

t* или эл. разряд Н22




Самопроверка и взаимопроверка

Тест

Вариант 1

Вариант 2

1.Среди элементов: Cu, Mg, O, S, Cl больше а)металлических, б) неметаллических

1.Среди элементов: N, Ca, Mg, S,Fe больше а) неметаллических,

б) металлических

2 .Формулы оксидов: а)Na2O, б)KCl, в) BaO

2. Формулы оксидов а)V2O5, б)HCl, в) H2O

3 .В состав большенства минералов входит оксид: а) СО2, б) SiО2, в) Са(ОН)2

3 . Самый распространенный оксид в природе: а) SiО2, б) Н2О, в) СО2

4 . Основной оксид: а) СО, б) СаО, в) SО2

4 . Кислотный оксид: а) СаО, б) SО3, в) К2О

5 . реакция замещения: а) Na2o+ H2O= 2NaOH ,

б) 2Na+H2O=2NaOH+H2

в) 2H2O=2H2+O2

5 . Реакция соединения: а) 2К + 2Н2О= 2КОН+Н2

б) 2СаО+Н2О=2Са(ОН)2

в) Сu(OH)2= CuO+ Н2О


6 . В каком случае образуется щелочь: а)Н2О+К2О= ;

б) Н2О+SО2= ;

в) Н2О+СаО=

6 . В каком случае образуется кислота: а) Н2О+SО3=

б) Н2О+ВаО=

в) Н2О+СО2=


Проверка результата теста по трафарету:

задания

А

Б

В

1




Х




2

Х




Х

3




Х




4




Х




5




Х




6

Х




Х

Предлагаю выставить по 1 баллу за каждый правильный ответ, внести его в лист самооценки.

Лист самооценки

Работа в группе

Постановка вопросов

Решение задачи

Тест

Самооценка

Оценка учителя

1-3 балла

0,5-1 балл

2 балла

6 баллов

























Ответьте на вопросы: что вызвало затруднения? Преодолели ли вы их?

Выставление оценок .

Домашнее задание: изучить параграф №__ , выполнить задание №__ на с.__

- Из вас сегодня получились настоящие профессионалы! Спасибо вам всем за работу! Урок-исследование окончен!

Таблица 4

Технологическая карта урока

п/п

Этап урока

Организующая роль учителя

Деятельность учащихся

1

Мотивация к учебной деятельности

Создает условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»).

Решение задачи на определение неизвестного вещества

Объясняет суть пословицы «Под лежачий камень вода не течет», решает задачу на нахождение формулы вещества по массовой доле элементов

2

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.

Применение приема «Ассоциация»:

1) Озвучивание темы;

2) Ответы на вопросы: О чём может пойти речь на уроке?

Записать ассоциации, которые возникают при слове «Вода».

Применение метода «Микрофон».

Задание: прочитать по очереди свои ассоциации, не повторяя других.

Демонстрация опыта взаимодействия воды и негашеной извести вызывает затруднения объяснить увиденное явление

По очереди зачитывают записи, пытаясь не повторяться.
Делают попытки объяснения увиденного опыта.

Возникает вопрос : почему так происходит? Какие еще свойства характерны для воды?


3

Выявление места и причины затруднения

Организует выявление учащимися места и причины затруднения: выявление причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи

Для изучения свойств воды использует метод «Ролевой игры» по «профессиональной деятельности». Учитель объединяет учащихся в малые группы: географы, физики, биологи, химики. Каждой группе предоставляются вопросы и источники информации. Учитель учит грамотно работать с информацией, используя при этом компьютер или смартфон как средство обучения

Учащиеся изучают информацию, обсуждают и записывают ответы в тетрадь. Самостоятельно устанавливают очередность ответов

4

Построение проекта выхода из затруднения

Организует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации.

Учитель обращает внимание на реакцию взаимодействия

Работают в малой группе над поставленными вопросами, самостоятельно распределяют роли и действия

5

Реализация построенного проекта

Организует: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися; выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания.

Учитель уточняет ответы учащихся, формирует понятие об основных и кислотных оксидах

Кратко записывают ответы групп «Специалистов», делают первые выводы.

Работа по алгоритму на составление уравнений реакций взаимодействия воды с оксидами металлов и оксидами неметаллов

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием (фронтально, в парах или группах)

Коллективное составление схемы о химических свойствах воды

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создает, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха.

Выполняют самостоятельно тест, используя алгоритм и схему.

8

Рефлексия учебной деятельности.

Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Проводится рефлексия

Учащиеся выставляют отметку за работу на уроке в Лист оценки и выводят итоговую отметку за урок по четырем видам работы (работа в группе, постановка вопросов, решение задачи, тест)


Проанализировав проведенный урок делаю вывод, что выбор форм и методов интерактивного обучения результативен для понимания и усвоения обучающимися новой темы. Этот урок способствовал развитию познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.


ВЫВОДЫ


Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться (Приложение 9).

Разнообразные формы деятельности на уроках биологии и химии, в том числе и с использованием системно – деятельностного подхода и информационных технологий, позволяют формировать ученикам личный опыт - опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру, природе, жизни, которое необходимо в современном быстро меняющемся мире.

Освоение и реализация новых подходов, технологий и методик - это гарантия движения, динамики, роста, гибкости педагога и образовательной системы в целом. А, главное, создаёт благоприятные условия для решения многочисленных педагогических проблем и помогает адаптироваться к современным условиям жизни.

Системно - деятельностный подход в обучении дает новое качество образования – практико-ориентированные навыки (самостоятельность, информированность, компетентность – умение выбрать нужное, коммуникативность – умение общаться, конкурентоспособность и др.).

Подводя итог работы, можно сделать следующие выводы:

1. Использование системно – деятельностного подхода на уроках биологии и химии является целесообразным.

2. С помощью анкетирования была проведена оценка эффективности применения на уроках естественно – математического цикла системно – деятельностного подхода.

3. Разработаны и широко применяются в работе такие технологии системно – деятельностного подхода, как метод проектов и др.

4. Проведен анализ экспериментальной работы.

Все поставленные задачи выполнены. Об этом свидетельствуют результаты:

  • Используя на уроках биологии и химии технологии системно – деятельностного подхода у учащихся повысилась самооценка, они научились ставить цели, задачи, решать проблемы, оформлять проекты.

  • Исследования показали, что в классах, где проводятся уроки с использование технологий системно – деятельностного подхода, качество знаний на 15-18 % выше, чем в традиционном обучении.

  • Интерактивные методы «Ассоциация», «Микрофон», ролевая игра с использованием ресурса интерактивной доски, метод практико-ориентированных заданий ( проведение лабораторных опытов) и приемов мультимедиа технологии дает возможность для обучающихся проявить себя творчески, способствует самостоятельному поиску нового знания и помогает быстрее и прочнее запомнить материал. На данном уроке задействованы все виды мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактное, что способствует более прочному усвоению материала. Интерактивная доска – визуальный ресурс, который помогает сделать уроки живыми и привлекательными для учеников.

  • Организация работы на уроке с применением ИД помогает решить такие проблемы, как повышение мотивации изучения химии, позволяет шире использовать аудиовизуальные средства для увеличения наглядности материала, для лучшего понимания его учениками, воспроизводить химические эксперименты с опасными, токсичными, взрывчатыми реактивами, проводить быстрое и эффективное тестирование учащихся.