ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 208
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ И ХИМИИ
1.1. Характеристика системно - деятельностного обучения
1.2. Основные принципы и технологии системно – деятельностного подхода
2.2. Составление проектов на уроках биологии
2.3. Эффективность применения метода проекта на уроках биологии
2.5. Методика проведения урока химии в 8 классе «Вода в природе. Свойства воды»
Учащимся предлагается определить формулу неизвестного вещества, массовая доля Кислорода в нем 88,9%, а Водорода – 11,1%.
Учащиеся решают задачу и определяют, что формула соединения - Н2О, вода.
2. Формулирование темы урока. Постановка учебной задачи.
Перед вами слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери:
«…, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь.»
- Как вы думаете, о каком веществе идёт речь?
- Исследование свойств воды и ее значения в природе и есть темой урока.
3. Представление необходимой информации. Прием «Ассоциация»
На выданных листах учащимся предлагается записать, с чем у них ассоциируется слово «вода».
4. Интерактивные упражнения
Метод «Микрофон»
Учащиеся по очереди читают свои записи, стараясь не повторять уже сказанного.
Демонстрация опыта взаимодействия воды и металлического кальция.
Возникает проблемный вопрос: «Почему это происходит?»
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимы знания не только по химии, но и других наук: географии, биологии, физики.
Метод «Ролевая игра» - работа в малых группах.
Учитель объединяет детей по «профессиональной деятельности».
Группа 1 (географы)
1. В каких состояниях встречается вода в природе?
2. Что является причиной круговорота воды в природе?
3. Почему климат в прибрежных районах Евразии мягче, чем в глубине материка?
Группа 2 (биологи)
1.Леонардо да Винчи назвал воду «соком жизни». Как вы считаете, почему?
2.Составьте таблицу или диаграмму «Содержание воды в органах и тканях человека»: кровь человека – 90%, мышцы – 75%, кости – 28%, глаза – 98%.
3.Без еды человек может прожить около 30 дней, а без воды – только 3. Почему?
Группа 3 (физики)
1. Назовите основные физические константы воды.
2. Известно, что на температуры кипения и плавления веществ влияет их молекулярная масса. Почему тогда H2S и H2Se – газы, а Н2О – жидкость?
3. Почему лед плавает на поверхности воды?
Группа «химики»
1. Изучите химические свойства воды. Для этого подготовьте демонстрационные опыты с оксидами металлических элементов «гашение извести». Раствор исследуйте индикатором. Запишите уравнения реакции.
2. Взаимодействие с оксидами неметаллических элементов (с оксидом фосфора V). Раствор исследуйте индикатором (видеоопыт). Запишите уравнения реакции.
3. Вспомните, что происходит с водой при действии постоянного электрического тока. Запишите уравнения реакции.
Учитель уточняет ответы учащихся, формирует понятие об основных и кислотных оксидах, предлагает алгоритм составления уравнения реакций между оксидом и водой.
Порядок действий | Пример |
Записать формулы оксида и воды | СО2 + Н2О |
«Сложить» две формулы – оксида и воды | СО2 + Н2О=Н2СО3 |
Для основных оксидов формулу воды пишем как НОН | СаО + НОН = Са(ОН)2 |
Если при сложении все индексы получаются кратными какому-то числу, разделить их на это число и получить окончательную формулу | Р2О5 + Н2О = Н2Р2О6 = НРО3 |
-
Рефлексия результатов. Коллективная работа
Для обобщения знаний коллективно составляем схему:
Активный Ме щелочь +Н2
МеО щелочь
Н2О + нМеО кислота
t* или эл. разряд Н2+О2
Самопроверка и взаимопроверка
Тест
Вариант 1 | Вариант 2 |
1.Среди элементов: Cu, Mg, O, S, Cl больше а)металлических, б) неметаллических | 1.Среди элементов: N, Ca, Mg, S,Fe больше а) неметаллических, б) металлических |
2 .Формулы оксидов: а)Na2O, б)KCl, в) BaO | 2. Формулы оксидов а)V2O5, б)HCl, в) H2O |
3 .В состав большенства минералов входит оксид: а) СО2, б) SiО2, в) Са(ОН)2 | 3 . Самый распространенный оксид в природе: а) SiО2, б) Н2О, в) СО2 |
4 . Основной оксид: а) СО, б) СаО, в) SО2 | 4 . Кислотный оксид: а) СаО, б) SО3, в) К2О |
5 . реакция замещения: а) Na2o+ H2O= 2NaOH , б) 2Na+H2O=2NaOH+H2 в) 2H2O=2H2+O2 | 5 . Реакция соединения: а) 2К + 2Н2О= 2КОН+Н2 б) 2СаО+Н2О=2Са(ОН)2 в) Сu(OH)2= CuO+ Н2О |
6 . В каком случае образуется щелочь: а)Н2О+К2О= ; б) Н2О+SО2= ; в) Н2О+СаО= | 6 . В каком случае образуется кислота: а) Н2О+SО3= б) Н2О+ВаО= в) Н2О+СО2= |
Проверка результата теста по трафарету:
№ задания | А | Б | В |
1 | | Х | |
2 | Х | | Х |
3 | | Х | |
4 | | Х | |
5 | | Х | |
6 | Х | | Х |
Предлагаю выставить по 1 баллу за каждый правильный ответ, внести его в лист самооценки.
Лист самооценки
Работа в группе | Постановка вопросов | Решение задачи | Тест | Самооценка | Оценка учителя |
1-3 балла | 0,5-1 балл | 2 балла | 6 баллов | | |
| | | | | |
Ответьте на вопросы: что вызвало затруднения? Преодолели ли вы их?
Выставление оценок .
Домашнее задание: изучить параграф №__ , выполнить задание №__ на с.__
- Из вас сегодня получились настоящие профессионалы! Спасибо вам всем за работу! Урок-исследование окончен!
Таблица 4
Технологическая карта урока
№ п/п | Этап урока | Организующая роль учителя | Деятельность учащихся |
1 | Мотивация к учебной деятельности | Создает условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»). Решение задачи на определение неизвестного вещества | Объясняет суть пословицы «Под лежачий камень вода не течет», решает задачу на нахождение формулы вещества по массовой доле элементов |
2 | Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии | Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими. Применение приема «Ассоциация»: 1) Озвучивание темы; 2) Ответы на вопросы: О чём может пойти речь на уроке? Записать ассоциации, которые возникают при слове «Вода». Применение метода «Микрофон». Задание: прочитать по очереди свои ассоциации, не повторяя других. Демонстрация опыта взаимодействия воды и негашеной извести вызывает затруднения объяснить увиденное явление | По очереди зачитывают записи, пытаясь не повторяться. Делают попытки объяснения увиденного опыта. Возникает вопрос : почему так происходит? Какие еще свойства характерны для воды? |
3 | Выявление места и причины затруднения | Организует выявление учащимися места и причины затруднения: выявление причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи Для изучения свойств воды использует метод «Ролевой игры» по «профессиональной деятельности». Учитель объединяет учащихся в малые группы: географы, физики, биологи, химики. Каждой группе предоставляются вопросы и источники информации. Учитель учит грамотно работать с информацией, используя при этом компьютер или смартфон как средство обучения | Учащиеся изучают информацию, обсуждают и записывают ответы в тетрадь. Самостоятельно устанавливают очередность ответов |
4 | Построение проекта выхода из затруднения | Организует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации. Учитель обращает внимание на реакцию взаимодействия | Работают в малой группе над поставленными вопросами, самостоятельно распределяют роли и действия |
5 | Реализация построенного проекта | Организует: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися; выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания. Учитель уточняет ответы учащихся, формирует понятие об основных и кислотных оксидах | Кратко записывают ответы групп «Специалистов», делают первые выводы. Работа по алгоритму на составление уравнений реакций взаимодействия воды с оксидами металлов и оксидами неметаллов |
6 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием (фронтально, в парах или группах) | Коллективное составление схемы о химических свойствах воды |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создает, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха. | Выполняют самостоятельно тест, используя алгоритм и схему. |
8 | Рефлексия учебной деятельности. | Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. | Проводится рефлексия Учащиеся выставляют отметку за работу на уроке в Лист оценки и выводят итоговую отметку за урок по четырем видам работы (работа в группе, постановка вопросов, решение задачи, тест) |
Проанализировав проведенный урок делаю вывод, что выбор форм и методов интерактивного обучения результативен для понимания и усвоения обучающимися новой темы. Этот урок способствовал развитию познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.
ВЫВОДЫ
Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться (Приложение 9).
Разнообразные формы деятельности на уроках биологии и химии, в том числе и с использованием системно – деятельностного подхода и информационных технологий, позволяют формировать ученикам личный опыт - опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру, природе, жизни, которое необходимо в современном быстро меняющемся мире.
Освоение и реализация новых подходов, технологий и методик - это гарантия движения, динамики, роста, гибкости педагога и образовательной системы в целом. А, главное, создаёт благоприятные условия для решения многочисленных педагогических проблем и помогает адаптироваться к современным условиям жизни.
Системно - деятельностный подход в обучении дает новое качество образования – практико-ориентированные навыки (самостоятельность, информированность, компетентность – умение выбрать нужное, коммуникативность – умение общаться, конкурентоспособность и др.).
Подводя итог работы, можно сделать следующие выводы:
1. Использование системно – деятельностного подхода на уроках биологии и химии является целесообразным.
2. С помощью анкетирования была проведена оценка эффективности применения на уроках естественно – математического цикла системно – деятельностного подхода.
3. Разработаны и широко применяются в работе такие технологии системно – деятельностного подхода, как метод проектов и др.
4. Проведен анализ экспериментальной работы.
Все поставленные задачи выполнены. Об этом свидетельствуют результаты:
-
Используя на уроках биологии и химии технологии системно – деятельностного подхода у учащихся повысилась самооценка, они научились ставить цели, задачи, решать проблемы, оформлять проекты. -
Исследования показали, что в классах, где проводятся уроки с использование технологий системно – деятельностного подхода, качество знаний на 15-18 % выше, чем в традиционном обучении. -
Интерактивные методы «Ассоциация», «Микрофон», ролевая игра с использованием ресурса интерактивной доски, метод практико-ориентированных заданий ( проведение лабораторных опытов) и приемов мультимедиа технологии дает возможность для обучающихся проявить себя творчески, способствует самостоятельному поиску нового знания и помогает быстрее и прочнее запомнить материал. На данном уроке задействованы все виды мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактное, что способствует более прочному усвоению материала. Интерактивная доска – визуальный ресурс, который помогает сделать уроки живыми и привлекательными для учеников. -
Организация работы на уроке с применением ИД помогает решить такие проблемы, как повышение мотивации изучения химии, позволяет шире использовать аудиовизуальные средства для увеличения наглядности материала, для лучшего понимания его учениками, воспроизводить химические эксперименты с опасными, токсичными, взрывчатыми реактивами, проводить быстрое и эффективное тестирование учащихся.