ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 196
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ И ХИМИИ
1.1. Характеристика системно - деятельностного обучения
1.2. Основные принципы и технологии системно – деятельностного подхода
2.2. Составление проектов на уроках биологии
2.3. Эффективность применения метода проекта на уроках биологии
2.5. Методика проведения урока химии в 8 классе «Вода в природе. Свойства воды»
Общая оценка за проект выставляется при выполнении вышеуказанных требований на:
-
65-80% - оценка “3” -
80-90% - оценка “4” -
90-100% - оценка “5”
Приложение 10
Прием «Вставь пропущенное слово»
Пример. Молекула азота__2 _ атомна. Атомы связаны между собой ______ (ковалентной неполярной связью), образованной ______ (3) общими электронными парами. В молекуле азот проявляет валентность ___(III) , степень окисления ___(0) .»Текст проецирую на экран в виде слайда. Подставив нужные слова, учащиеся делают вывод, что на уроке будет рассмотрена тема: «Азот, строение атома, его физические и химические свойства.
Приложение 11. Прием урок «без темы»
Пример. Урок в 8 классе по тему «Соли», начинаю со слов: на предыдущих уроках мы с вами изучали класс оксидов, оснований, кислот. Теперь пришла очередь познакомиться с другим классом веществ. И чтобы узнать, как называется этот класс веществ, прочтем некоторые интересные факты: - Это вещество входит в состав крови человека.- Легионеры Древнего Рима получали часть жалованья этим веществом. - За пять плиток этого вещества в Эфиопии можно было купить раба. - Оно содержится в Мировом океане. - Из него в Боливии строят отели. - Наши предки встречали гостей в знак дружбы хлебом и … (солью)!
(Это задание направлено на мотивацию, повышение интереса учащихся к изучаемой теме, а также на совершенствование способов познания окружающего мира). Какова же тема урока? «Соли».
Изучив тему «Ковалентная связь» (8 класс), приступаем к изучению видов ковалентной связи, но при этом не сообщаю тему. Пишу два столбика химических веществ:
Вопрос: что вы можете сказать о записи? Ученик видит, что один столбик простые вещества, а другой сложные вещества. Все эти вещества образованы только неметаллами. Напрашивается вопрос, а будет ли электронная пара в равной степени принадлежать обоим атомам? Подводим к мысли, что электронная пара в простых веществах в равной степени принадлежит обоим атомам, а в сложных веществах смещена к одному из атомов. А к какому? Какому атому легче принять электрон? Где стоят эти элементы в Периодической системе? Какими свойствами должны обладать эти элементы? Как распределяется электронная пара? Что появляется у каждого атома вследствие смещения электронной пары? В результате у учащихся формируется тема урока: ковалентная полярная и неполярная связь. И ученик готов воспринять понятие «электроотрицательность».
Приложение 12
Интегративные технологии. Задачи био-медико-химического содержания
- Перекись водорода - одно из самых распространенных антисептических средств. Составьте уравнение каталитической реакции разложения перекиси водорода. Объясните целесообразность применения этого средства. (Перекись водорода разлагается клеточными ферментами по уравнению: 2Н2О2 →2Н2+О2↑. Молекулярный кислород имеет противомикробное действие.)
- формалин представляет собой 40% раствор формальдегида и применяется для дезинфекции в медицинской практике. 0,5-1% раствором обрабатывают хирургические инструменты, руки хирургов. Какие массы формалина и воды необходимо взять для приготовления 200г 0.5% раствора формальдегида? (2,5г; 197,5г.)
- первая помощь при термическом ожоге. При ожоге горячим предметом или водой необходимо обработать пораженный участок свежеприготовленным раствором перманганата калия (???? =2-3%) на небольшие обожженные участки тела необходимо наложить повязку, смоченную этиловым спиртом. Руководствуясь знаниями по химии, обоснуйте целесообразность указанных действий. (В присутствии органических веществ легко разлагается по уравнению: 2КМ nО4→K2MnO4+ MnO2+ O2↑. Кислород, который выделяется, имеет противомикробное действие.)
Приложение 13
Прием_«Круг_идей»'>Примеры использования технологии развития критического мышления на уроках химии
Прием «Круг идей»
Во время изучения темы «Понятие о амфотерных оксидах и гидроксидах» задаю вопрос: «Могут ли основания взаимодействовать между собой?». Обычно получаю отрицательный ответ, на что предлагаю подтвердить свои слова экспериментально. Для проведения опытов выдаются растворы сульфат меди (II), сульфата цинка, гидроксида натрия, соляной кислоты и предлагаю задание: 1) из данных солей получить гидроксиды соответствующих металлов. 2) исследовать отношение полученных гидроксидов к кислоте и щелочи. 3) результаты оформить в виде таблицы, составить соответствующие уравнения реакций.
Гидроксид | Взаимодействие с | Уравнение реакции | Характер гидроксида | |
Гидроксидом натрия | Соляной кислотой | |||
| | | | |
Во время проведения лабораторного опыта учащиеся сталкиваются с парадоксальным явлением: гидроксид цинка растворяется в щелочи. Предложите идеи для объяснения этого явления. Учитель подводит итоги обсуждения , формулирует понятие о гидроксидах и гидратах оксидов и их амфотерном характере.
Прием «Мозговой штурм» (создание паутины - WEB-WORD).
Пример: тема «Углеводы». Проблемные вопросы: 1. Правильно ли утверждение, что хлеб, сыр, колбаса, сахар относятся к искусственной пище? 2. Какая связь между свеклой и пирожным? 3. Почему больным сахарным диабетом инсулин вводят в кровь, а не дают во время еды? Учащиеся с помощью учителя приходят к выводу. По первому вопросу: термин «искусственный» применяют для того, что получают переработкой уже готового естественного продукта. Значит, утверждение правильное. По второму вопросу: из свеклы производят сахар, который используется для выпечки пирожных. По третьему вопросу: попадая в пищеварительный канал, инсулин распался бы на аминокислоты и не мог бы выполнять своих функций.
Прием «Активного обучения»
Пример: 1. Заполните таблицу, составить формулы согласно валентности:
Элементы | O | S(II) | Cl(I) | Br(I) |
K | | | | |
Mg | | | | |
Cu(II) | | | | |
Fe(III) | | | | |
2. По приведенным данным составьте задачу и решите ее. Проверьте решение у напарника.
№ | Вещество | Масса (г) | Количество вещества (моль) | Объем (л) | Количество молекул |
1 | Алюминий | 1,4 | | - | |
2 | Оксид углерода(IV) | | | 5,6 | |
3 | Медь | | 0,2 | - | |
Прием «Кластер»
Прием «Зигзаг»
Пример. Фрагмент урока.
Наш класс представлен 3 группами: географами, физиками, биологами. Каждая группа выполняет одну из частей общего задания, которая суммируется при общеклассной работе. На подготовку задания отводится 3 минуты. Дополнительная литература для подготовки с указанием страниц у вас на столах. Время для выступления до 4 минут.
Группа 1 (географы)
-
в каких состояниях встречается вода в природе? -
Что является причиной круговорота воды в природе? -
Почему климат в прибрежных районах Евразии мягче, чем в глубине материка?
Группа 2 (биологи)
-
Леонардо да Винчи назвал воду «соком жизни». Как вы считаете, почему? -
Составьте таблицу или диаграмму «Содержание воды в органах и тканях человека»: кровь человека – 90%, мышцы – 75%, кости – 28%, глаза – 98%. -
Без еды человек может прожить около 30 дней, а без воды – только 3. Почему?
Группа 3 (физики)
-
Назовите основные физические константы воды. -
Известно, что на температуры кипения и плавления веществ влияет их молекулярная масса. Почему тогда H2S и H2Se – газы, а Н2О – жидкость? -
Почему лед плавает на поверхности воды?
Прием «Исключение»
Учащимся предлагаются набор формул и задание: «Определите, что объединяет все эти соединения. Какое соединение является лишним в этом ряде? По каким критериям вы это определили?» Например: С2Н2, С8Н14, С9Н16, С3Н4, С4Н10.