Файл: Современный урок химии и биологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 207

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ И ХИМИИ

1.1. Характеристика системно - деятельностного обучения

1.2. Основные принципы и технологии системно – деятельностного подхода

1.3. Алгоритм конструирования современного урока в рамках системно-деятельностного подхода, его компоненты и структура

РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА СОВРЕМЕННЫХ УРОКАХ БИОЛОГИИ И ХИМИИ

2.1. Технология проектного обучения как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

2.2. Составление проектов на уроках биологии

2.3. Эффективность применения метода проекта на уроках биологии

2.4. Использование приемов интерактивного обучения для развития критического мышления на уроках химии

2.5. Методика проведения урока химии в 8 классе «Вода в природе. Свойства воды»

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 12

Приложение 13


Применение интерактивных технологий в обучении повышает познавательную активность учеников на уроках, у них появляется интерес к изучению предмета.

Хочется еще раз отметить важность в проведении интересных, насыщенных, познавательных и творческих уроков для развития личности ученика, позволяющей приобрести жизненные навыки, которые помогут получить качественные знания по предмету и интерес к процессу обучения в школе.

Считаем необходимым продолжение глубокого всестороннего исследования данной проблемы, постоянного поддерживания связи теории с практикой, и, наконец, подчеркиваем важность применения этих знаний в реальной жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения / Педагогика. 2009. № 4. С. 18-22.

  2. Лебедева Л.И.. Метод проектов в продуктивном обучении [Текст] /Л.И. Лебедева, Е.В. Иванова //Школьные технологии. – 2002. - №5. – С.116 - 119.

  3. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000. — с. 151-157.

  4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст]: пособие для учителей и студентов педагогических вузов /Н.Ю. Пахомова. – М.: АРКТИ, 2005. – 112с.

  5. Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса [Текст] /Е.С. Полат // Школьные технологии. – 2006. - №6. – С.43-47.

  6. Боровских А.В., Розов Н.Х. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика: пособие для системы профессионального педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров. М. : МАКС Пресс, 2010. 80 с.

  7. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. М. : Школа 2000 АПК и ППРО, 2008. 48 с.

  8. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие, — М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с.

  9. Поташник М.М. Требования к современному уроку [Текст] /М.М. Поташник. – М.: Центр педагогического образования, 2007. – 272 с.

  10. Громова И.В., Сторожева Т.Ю., ФГОС. Настольная книга учителя: Учебно-методическое пособие/ В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева,– Саратов, 2013– 120 с.

  11. Государственный образовательный стандарт основного общего образования ДНР/ Утвержден Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа 2020 г. N 120-НП

  12. Дерябина Н. Е. Системно-деятельностный подход к построению курса органической химии // Химия в школе. 2006. № 9. С. 15-23.

  13. Словарь иностранных слов. 17-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1988. – с. 401.

  14. Гин А. А. Приемы педагогической техники [Электронный ресурс] URL: https://docs.google.com/document (дата обращения: 25.05.2021).

  15. Селихова Т. Ю. Системно-деятельностный подход на уроке [Электронный ресурс] URL: https://sites.google.com (дата обращения: 25.05.2021).

  16. Шубина Т. И. Деятельностный метод в школе [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/527236/ (дата обращения: 25.05.2021).

  17. Институт системно-деятельностной педагогики. Центр системнодеятельностной педагогики «Школа 2000» [Электронный ресурс] URL: https://www.sch2000.ru/ (дата обращения: 25.05.2021).

  18. Аксенова Н. И., Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов / Н. И. Аксенова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г. – СПб.: Реноме, 2012. – с. 140-142.

  19. Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения // Школьные технологии. 2003. № 6. С. 30-39.

  20. Ярцева С. В. Реализация системно-деятельностного подхода при обучении биологии // Биология в школе. 2010. № 6. С. 23-27.

  21. Мельникова Е.Л., Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учи-теля. – М., 2002. , с.15.

  22. Ривкин Е. Ю. Требования к современному уроку // Справочник заместителя директора школы. № 1. 2013. С. 45–50.

  23. Жильцова О.А. Возможности организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в средней школе [Текст]/ О.А. Жильцова [и др.] //Школьные технологии. – 2008. - №6. – С.100 - 103.

  24. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие, - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. - 57 с.





Приложение 1


Типология учебных проектов

Типологические признаки

Типы проектов

По доминирующей деятельности

  1. Исследовательские

  2. Поисковые

  3. Творческие

  4. Ролевые, игровые

  5. Прикладные (практико-ориентированные)

  6. Информационные (ознакомительно-ориентированные)

По предметно-содержательной области

  1. Монопроекты

  2. Межпредметные




По характеру контактов

  1. Внутриклассные

  2. Внутришкольные

  3. Региональные

  4. Международные

По количеству участников проекта

  1. Индивидуальные

  2. Парные

  3. Групповые

По продолжительности выполнения проекта

  1. Минипроекты

  2. Краткосрочные

  3. Средней продолжительности

  4. Долгосрочные

Приложение 2


Требования к проекту:

  1. Проект должен быть полностью ориентирован на действующую программу и учебный план;

  2. Содержание проекта должно быть изложено логично, доступным и понятным языком;

  3. Все материалы проекта созданы с соблюдением авторских прав, то есть ссылки на источник информации, на цитаты автора и пр. Цитирование, оформление списка использованной литературы и информационных ресурсов должно быть произведено в соответствии с общепринятыми правилами;

  4. Приветствуются оригинальные идеи, исследовательский подход к собранным и проанализированным материалам, использование большого количества первоисточников;

  5. Приветствуется проект, материалы которого богаты оригинальными элементами мультимедиа, усиливающими содержательную часть и помогающими восприятию наиболее сложных вопросов, элементы дизайна должны соответствовать содержанию проекта, эстетика оформления;

  6. Если проект выполняется группой учащихся, то в этом случае должна быть видна роль каждого разработчика проекта;

  7. При создании проекта учащиеся должны продемонстрировать все те знания и умения, которые представлены в критериях оценивания знаний и умений на достаточно высоком уровне;

  8. Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, точность информации;

  9. Использование в проекте соответствующей научной терминологии;

  10. В проекте должна быть отражена последовательность мероприятий по его внедрению.


Содержание проекта:

  1. Название темы проекта;

  2. Актуальность проекта, проблема;

  3. Основополагающие и проблемные вопросы;

  4. Цели и задачи проекта;

  5. Гипотеза;

  6. Форма представления результатов проекта и в соответствии с ней оформленные материалы;

  7. Использованная литература и информационные ресурсы;

  8. Сведения об авторе/авторах проекта;

  9. Проблемы, с которыми столкнулись авторы в ходе работы над проектом, как решали их, чему научились;

  10. Краткая аннотация проекта (для старшеклассников);

  11. Лист самооценки проекта в соответствии с критериями оценки (для старшеклассников).



Приложение 3







Приложение 4

Приложение 5



Приложение 6




Приложение 7



Приложение 8


Чем Вас привлекает проектная деятельность?


  1. Как Вы относитесь к проектам?

  1. Нравятся

  2. Не нравятся

  1. Почему Вам нравятся проекты?

  1. Интересно;

  2. Легче работать, когда вместе;

  3. Узнаю много нового;

  4. Интересно слушать разные мнения;

  5. Люблю, чтобы все работали;

  6. Нравится работать в коллективе;

  7. Можно поправить товарища;

  8. Можно узнать решение или подсказать;

  9. Узнаем много нового друг о друге;

  10. Я могу помочь, и мне могут помочь.



Приложение 9


Критерии оценивания проектов учащихся

Формы и методы контроля: защита проектов. Оценку проектов проводят и учащиеся (самооценка), и учитель.

Критерии оценки проекта

Содержание критерия оценки

Кол-во баллов

Актуальность поставленной проблемы

Насколько работа интересна в практическом или теоретическом плане?

От 0 до 1

Насколько работа является новой? обращается ли автор к проблеме, для комплексного решения которой нет готовых ответов?

От 0 до 1



Верно, ли определил автор актуальность работы?

От 0 до 1

Верно, ли определены цели, задачи работы?

От 0 до 2

Теоретическая и \ или практическая ценность

Результаты исследования доведены до идеи (потенциальной возможности) применения на практике.

От 0 до 2

Проделанная работа решает или детально прорабатывает на материале проблемные теоретические вопросы в определенной научной области

От 0 до 2

Автор в работе указал теоретическую и / или практическую значимость

От 0 до 1

Методы исследования

Целесообразность применяемых методов

1

Соблюдение технологии использования методов

1

Качество содержания проектной работы

выводы работы соответствуют поставленным целям

2

оригинальность, неповторимость проекта

2

в проекте есть разделение на части, компоненты, в каждом из которых освещается отдельная сторона работы

1

есть ли исследовательский аспект в работе

2

есть ли у работы перспектива развития

1

Качество продукта проекта (презентации, сайта, информационного диска)

интересная форма представления, но в рамках делового стиля

От 0 до 2

логичность, последовательность слайдов, фотографий и т.д.

От 0 до 2

форма материала соответствует задумке

1

текст легко воспринимается,

1

отсутствие грамматических ошибок, стиль речи.

1

Компетентность участника при защите работы

Четкие представления о целях работы, о направлениях ее развития, критическая оценка работы и полученных результатов

От 0 до 2

Докладчик изъясняется ясно, четко, понятно, умеет заинтересовать аудиторию, обращает внимание на главные моменты в работе

От 0 до 2

Докладчик опирается на краткие тезисы, выводы, оформленные в презентации, и распространяет, объясняет их аудитории.

От 0 до 2

Докладчик выдержал временные рамки выступления и успел раскрыть основную суть работы.

От 0 до 2

Докладчик смог аргументировано ответить на заданные вопросы либо определить возможные пути поиска ответа на вопрос (если вопрос не касается непосредственно проделанной работы). Если проект групповой – то вопросы задаются не только докладчику, но и остальным авторам проекта.

От 0 до 2

ИТОГО

СУММА БАЛЛОВ

МАКСИМУМ 45 БАЛЛОВ