ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 207
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ И ХИМИИ
1.1. Характеристика системно - деятельностного обучения
1.2. Основные принципы и технологии системно – деятельностного подхода
2.2. Составление проектов на уроках биологии
2.3. Эффективность применения метода проекта на уроках биологии
2.5. Методика проведения урока химии в 8 классе «Вода в природе. Свойства воды»
Применение интерактивных технологий в обучении повышает познавательную активность учеников на уроках, у них появляется интерес к изучению предмета.
Хочется еще раз отметить важность в проведении интересных, насыщенных, познавательных и творческих уроков для развития личности ученика, позволяющей приобрести жизненные навыки, которые помогут получить качественные знания по предмету и интерес к процессу обучения в школе.
Считаем необходимым продолжение глубокого всестороннего исследования данной проблемы, постоянного поддерживания связи теории с практикой, и, наконец, подчеркиваем важность применения этих знаний в реальной жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения / Педагогика. 2009. № 4. С. 18-22. -
Лебедева Л.И.. Метод проектов в продуктивном обучении [Текст] /Л.И. Лебедева, Е.В. Иванова //Школьные технологии. – 2002. - №5. – С.116 - 119. -
Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000. — с. 151-157. -
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст]: пособие для учителей и студентов педагогических вузов /Н.Ю. Пахомова. – М.: АРКТИ, 2005. – 112с. -
Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса [Текст] /Е.С. Полат // Школьные технологии. – 2006. - №6. – С.43-47. -
Боровских А.В., Розов Н.Х. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика: пособие для системы профессионального педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров. М. : МАКС Пресс, 2010. 80 с. -
Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. М. : Школа 2000 АПК и ППРО, 2008. 48 с. -
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие, — М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с. -
Поташник М.М. Требования к современному уроку [Текст] /М.М. Поташник. – М.: Центр педагогического образования, 2007. – 272 с. -
Громова И.В., Сторожева Т.Ю., ФГОС. Настольная книга учителя: Учебно-методическое пособие/ В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева,– Саратов, 2013– 120 с. -
Государственный образовательный стандарт основного общего образования ДНР/ Утвержден Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа 2020 г. N 120-НП -
Дерябина Н. Е. Системно-деятельностный подход к построению курса органической химии // Химия в школе. 2006. № 9. С. 15-23. -
Словарь иностранных слов. 17-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1988. – с. 401. -
Гин А. А. Приемы педагогической техники [Электронный ресурс] URL: https://docs.google.com/document (дата обращения: 25.05.2021). -
Селихова Т. Ю. Системно-деятельностный подход на уроке [Электронный ресурс] URL: https://sites.google.com (дата обращения: 25.05.2021). -
Шубина Т. И. Деятельностный метод в школе [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/527236/ (дата обращения: 25.05.2021). -
Институт системно-деятельностной педагогики. Центр системнодеятельностной педагогики «Школа 2000» [Электронный ресурс] URL: https://www.sch2000.ru/ (дата обращения: 25.05.2021). -
Аксенова Н. И., Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов / Н. И. Аксенова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г. – СПб.: Реноме, 2012. – с. 140-142. -
Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения // Школьные технологии. 2003. № 6. С. 30-39. -
Ярцева С. В. Реализация системно-деятельностного подхода при обучении биологии // Биология в школе. 2010. № 6. С. 23-27. -
Мельникова Е.Л., Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учи-теля. – М., 2002. , с.15. -
Ривкин Е. Ю. Требования к современному уроку // Справочник заместителя директора школы. № 1. 2013. С. 45–50. -
Жильцова О.А. Возможности организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в средней школе [Текст]/ О.А. Жильцова [и др.] //Школьные технологии. – 2008. - №6. – С.100 - 103. -
Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие, - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. - 57 с.
Приложение 1
Типология учебных проектов
Типологические признаки | Типы проектов |
По доминирующей деятельности |
|
По предметно-содержательной области |
|
По характеру контактов |
|
По количеству участников проекта |
|
По продолжительности выполнения проекта |
|
Приложение 2
Требования к проекту:
-
Проект должен быть полностью ориентирован на действующую программу и учебный план; -
Содержание проекта должно быть изложено логично, доступным и понятным языком; -
Все материалы проекта созданы с соблюдением авторских прав, то есть ссылки на источник информации, на цитаты автора и пр. Цитирование, оформление списка использованной литературы и информационных ресурсов должно быть произведено в соответствии с общепринятыми правилами; -
Приветствуются оригинальные идеи, исследовательский подход к собранным и проанализированным материалам, использование большого количества первоисточников; -
Приветствуется проект, материалы которого богаты оригинальными элементами мультимедиа, усиливающими содержательную часть и помогающими восприятию наиболее сложных вопросов, элементы дизайна должны соответствовать содержанию проекта, эстетика оформления; -
Если проект выполняется группой учащихся, то в этом случае должна быть видна роль каждого разработчика проекта; -
При создании проекта учащиеся должны продемонстрировать все те знания и умения, которые представлены в критериях оценивания знаний и умений на достаточно высоком уровне; -
Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, точность информации; -
Использование в проекте соответствующей научной терминологии; -
В проекте должна быть отражена последовательность мероприятий по его внедрению.
Содержание проекта:
-
Название темы проекта; -
Актуальность проекта, проблема; -
Основополагающие и проблемные вопросы; -
Цели и задачи проекта; -
Гипотеза; -
Форма представления результатов проекта и в соответствии с ней оформленные материалы; -
Использованная литература и информационные ресурсы; -
Сведения об авторе/авторах проекта; -
Проблемы, с которыми столкнулись авторы в ходе работы над проектом, как решали их, чему научились; -
Краткая аннотация проекта (для старшеклассников); -
Лист самооценки проекта в соответствии с критериями оценки (для старшеклассников).
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Чем Вас привлекает проектная деятельность?
-
Как Вы относитесь к проектам?
-
Нравятся -
Не нравятся
-
Почему Вам нравятся проекты?
-
Интересно; -
Легче работать, когда вместе; -
Узнаю много нового; -
Интересно слушать разные мнения; -
Люблю, чтобы все работали; -
Нравится работать в коллективе; -
Можно поправить товарища; -
Можно узнать решение или подсказать; -
Узнаем много нового друг о друге; -
Я могу помочь, и мне могут помочь.
Приложение 9
Критерии оценивания проектов учащихся
Формы и методы контроля: защита проектов. Оценку проектов проводят и учащиеся (самооценка), и учитель.
Критерии оценки проекта | Содержание критерия оценки | Кол-во баллов |
Актуальность поставленной проблемы | Насколько работа интересна в практическом или теоретическом плане? | От 0 до 1 |
Насколько работа является новой? обращается ли автор к проблеме, для комплексного решения которой нет готовых ответов? | От 0 до 1 | |
Верно, ли определил автор актуальность работы? | От 0 до 1 | |
Верно, ли определены цели, задачи работы? | От 0 до 2 | |
Теоретическая и \ или практическая ценность | Результаты исследования доведены до идеи (потенциальной возможности) применения на практике. | От 0 до 2 |
Проделанная работа решает или детально прорабатывает на материале проблемные теоретические вопросы в определенной научной области | От 0 до 2 | |
Автор в работе указал теоретическую и / или практическую значимость | От 0 до 1 | |
Методы исследования | Целесообразность применяемых методов | 1 |
Соблюдение технологии использования методов | 1 | |
Качество содержания проектной работы | выводы работы соответствуют поставленным целям | 2 |
оригинальность, неповторимость проекта | 2 | |
в проекте есть разделение на части, компоненты, в каждом из которых освещается отдельная сторона работы | 1 | |
есть ли исследовательский аспект в работе | 2 | |
есть ли у работы перспектива развития | 1 | |
Качество продукта проекта (презентации, сайта, информационного диска) | интересная форма представления, но в рамках делового стиля | От 0 до 2 |
логичность, последовательность слайдов, фотографий и т.д. | От 0 до 2 | |
форма материала соответствует задумке | 1 | |
текст легко воспринимается, | 1 | |
отсутствие грамматических ошибок, стиль речи. | 1 | |
Компетентность участника при защите работы | Четкие представления о целях работы, о направлениях ее развития, критическая оценка работы и полученных результатов | От 0 до 2 |
Докладчик изъясняется ясно, четко, понятно, умеет заинтересовать аудиторию, обращает внимание на главные моменты в работе | От 0 до 2 | |
Докладчик опирается на краткие тезисы, выводы, оформленные в презентации, и распространяет, объясняет их аудитории. | От 0 до 2 | |
Докладчик выдержал временные рамки выступления и успел раскрыть основную суть работы. | От 0 до 2 | |
Докладчик смог аргументировано ответить на заданные вопросы либо определить возможные пути поиска ответа на вопрос (если вопрос не касается непосредственно проделанной работы). Если проект групповой – то вопросы задаются не только докладчику, но и остальным авторам проекта. | От 0 до 2 | |
ИТОГО | СУММА БАЛЛОВ | МАКСИМУМ 45 БАЛЛОВ |