Файл: Современный урок химии и биологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 198

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ И ХИМИИ

1.1. Характеристика системно - деятельностного обучения

1.2. Основные принципы и технологии системно – деятельностного подхода

1.3. Алгоритм конструирования современного урока в рамках системно-деятельностного подхода, его компоненты и структура

РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА СОВРЕМЕННЫХ УРОКАХ БИОЛОГИИ И ХИМИИ

2.1. Технология проектного обучения как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

2.2. Составление проектов на уроках биологии

2.3. Эффективность применения метода проекта на уроках биологии

2.4. Использование приемов интерактивного обучения для развития критического мышления на уроках химии

2.5. Методика проведения урока химии в 8 классе «Вода в природе. Свойства воды»

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 12

Приложение 13

1.3. Алгоритм конструирования современного урока в рамках системно-деятельностного подхода, его компоненты и структура


Алгоритм конструирования современного урока
в рамках системно-деятельностного подхода:


1. Представить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом.

2. Исходя из тематики урока, цели модуля, с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, выбрать педагогический прием или технику из банка приемов.

3. Проанализировать полученный сценарий урока с точки зрения системно-деятельностного подхода. Рассмотреть выбранные приемы или техники на предмет использования ИКТ для их реализации.

4. Оценить КПД урока, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности учащихся при минимальной деятельности учителя.

Следует отметить, что один и тот же прием может быть использован в разных модулях урока для достижения различных целей.

Например, изобретательская задача может быть включена в основу изучения новой темы, а так же может рассматриваться на этапе решения учебных задач.

Стратегия «Вопросительные слова» может быть использована учителем как для актуализации знаний учащихся и включения их в мыслительную деятельность в начале урока, так и для формирования у учащихся умения задавать вопросы [6].

Прием «До - После» может быть использован на этапе изучения нового материала, а так же на заключительном этапе «Рефлексия» [7].

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию распределены в четыре группы:

1. Урок открытия нового знания.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.


3. Урок обобщения и систематизации знаний.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Образовательная цель: систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий курсов.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов [8].

Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность – в этом функция учителя.

Каждый учитель должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личным качествам. Поэтому наряду с традиционным вопросом «Чему учить?», учитель должен понимать, «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?"». Чтобы быть готовым к этому, учителю следует осмыслить и принять идею системно-деятельностного подхода, как основы стандартов второго поколения, владеть и эффективно применять инновационные методики и технологии, быть профессионально компетентным во всех его аспектах [6].

Основные компоненты современного урока:

1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.

2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.

3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.

4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом и детей между собой.

5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.

6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.



7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса( оценивание – это не отметка)

8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока. (Рефлексия – момент обратной связи – уходим от эмоционально-психологической к деятельной).

Требования к современному уроку:

1. Изменение парадигмы образования: от знаниевой к деятельностной.

2. Изменение содержания образования и форм, приемов и методов, технологий.

3. Изменение педагогической позиции «ученик – учитель».

4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.

5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала.

6. Рефлексия результатов образовательной деятельности [10].

Для достижения цели необходимо создать ряд условий, которые позволят уроку химии или биологии быть успешным, т.е. достичь целей химического или биологического образования:

  • Формирование предметной компетентности

  • Развитие познавательной активности

  • Формирование информационной культуры

  • Развитие мышления

  • Развитие творческих способностей

  • Формирование коммуникативной компетентности

  • Создание комфортной среды

  • Смена видов деятельности




РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА СОВРЕМЕННЫХ УРОКАХ БИОЛОГИИ И ХИМИИ

2.1. Технология проектного обучения как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся


«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню,

вовлеки меня - и я научусь».

Китайская пословица

Проектный метод в преподавании

Современный урок – это урок, на котором есть: актуальность, креативность, информационность, действенность, системность, интерактивность, комфортность, коммуникативность. Познакомившись с разными видами технологий, я остановилась на технологии проектного обучения.

Исследование проведено на базе МБОУ «Кумачовская школа» администрации Старобешевского района Донецкой Народной Республики.

В экспериментальной работе принимали участие обучающиеся 6 – 10 классов.

На первом этапе мной был проанализирован уровень познавательной активности обучающихся в 6 - 10 классах. Кроме этого, был изучен имеющийся опыт работы по формированию учебно-познавательной компетенции обучающихся, формах организации метода проектов. Анализировались печатные и информационные ресурсы по данной проблеме с целью формирования теоретической базы опыта [9].

На втором этапе разрабатывались методы проектов, формировался банк дидактических материалов, промежуточные результаты опыта рассматривались на школьных заседаниях методического объединения учителей естественно – математического цикла.

На третьем этапе была проведена диагностика результатов работы по теме исследования, которая показала успешность выбранной технологии для решения обозначенной выше педагогической проблемы.

Теоретическое обоснование проекта

Слово "проект" в европейских языках заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Сейчас это слово начинают понимать как идею, которой субъект может и вправе распоряжаться как своей мыслью. В педагогической литературе можно встретить различные определения учебного проекта. В любом случае учебный проект основывается на


следующих моментах:

• развитии познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно искать информацию, развитии критического мышления;

• самостоятельной деятельности учащихся: индивидуальной, парной, групповой, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени;

• решении какой-то значимой для учащихся проблемы, моделирующей деятельность специалистов какой-либо предметной области;

• представление итогов выполненных проектов (в виде отчета, доклада, стенгазеты);

• сотрудничестве учащихся между собой и учителем («педагогика сотрудничества») [10].

Основной целью проекта является формирование творческого мышления повышения познавательной активности у учащихся. По мнению И.Т Тарасовой: «Проект - это 6 П» - проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация - портфолио.

1. Проблема. На первоначальном этапе происходит рассмотрение задачи, которую в дальнейшем предстоит решить учащимся. Здесь учителю необходимо обратить внимание учащихся на конечном продукте деятельности, показать значимость проекта, его целесообразность и дальнейшее применение.

2. Проектирование. Совместно с учащимися формулируем цели, которые предстоит достичь в ходе выполнения проекта. Учащиеся предлагают собственные идеи, высказывают предположения по реализации идей проекта. Происходит объединение (если необходимо) участников проекта на несколько групп, каждая из которых будет строить свою собственную деятельность. Важно четко сформулировать, каким образом, в дальнейшем, произойдет слияние результатов работы каждой из групп воедино, договориться о стандартах каждой из частей конечного продукта. Каким образом будут оформлены результаты деятельности.

3. Поиск информации. На данном этапе происходит сбор информации. Основными инструментами являются: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты. Учитель играет роль наблюдателя за всеми участниками проекта, может косвенно руководить деятельностью; учащиеся выполняют исследование, решая поставленные задачи. Таким образом, учитель из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.