Файл: Сравнительный анализ особенностей систем мотивации различных категорий персонала в российских и зарубежных компаниях.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты изучения теорий мотивации
1.1. Понятие и классификация теорий мотивации
1.2. Процессуальные и содержательные теории мотивации
Глава 2. Анализ национальных особенностей систем мотивации
2.1. Системы мотивации странах Европы и США
В основном административные методы используются в тех организациях, где люди не хотят трудиться, а руководитель считают, что нужно использовать технологию «кнута и пряника». Но с другой стороны, данные методы необходимо использовать в любой компании.
В период кризиса многие фирмы не могут материально стимулировать работников, поэтому были разработаны инновационные методы мотивации. К ним относится такой метод, как «Построение».
Этот метод связан с психологическими особенностями человека, которые основаны на бессознательном подражании. Другими словами, начальник может подавать пример поведения своим работникам, тем самым мотивируя их на активную работу.
В качестве примера одного из методов приведем подобную ситуацию:
«Алексей – начальник корпоративного развития одной крупной компании в Москве. С января 2012 года наша компания разработала игровую программу для сотрудников, которая стала называться «Олимпиада». Она использовалась для мотивации работников. В результате вовлеченность сотрудников в работу оказалась на уровне 83%, что на 20% больше, чем предыдущие показатели» [8].
- Наиболее эффективные формы стимулирования
- Из всех перечисленных методов нельзя назвать лучшим один. Наиболее эффективно они используются совместно.
- Но не обязательно использовать на предприятии только мотивацию, связанную с денежными выплатами.
- Есть множество эффективных способов, которые не повлекут за собой большие затраты – они и считаются наиболее эффективными:
- Наказание в форме шутки плохих работников. Не обязательно сразу же применять систему штрафов. Можно, например, придумать какое-то шуточное звание или титул – звание «Черепаха месяца».
- Развлекательная программа. Во многие иностранных фирмах в офисе есть игровые комнаты, где сотрудники могут немного передохнуть от рабочей рутины. После этого они начинают гораздо эффективнее работать и атмосфера в офисе намного благоприятней.
- Неожиданные подарки. Любой спонтанный подарок для сотрудника промотивирует его на дальнейшую работу.
- Поддержка членов семьи работников. Например, фирма может выдавать новогодние подарки детям или предоставлять путевки в места отдыха.
Не всегда компания может позволить выдать премию лучшему работнику. В качестве замены, можно предоставить сотруднику дополнительный выходной.
Если крупная компания имеет денежные средства, то можно предоставлять лучшим работникам право выбрать подарки, например абонемент в спортзал или поход в кино [7].
Стоит помнить, что при мотивировании персонала могут возникать некоторые трудности. Каждый руководитель хочет стимулировать работников, но не желает понести при этом высоких затрат. Также следует создать такою систему мотивации, которая сможет меняться в различных ситуациях.
Естественно, что лучшим мотиватором всегда была и останется хорошая заработная плата. Люди приходят на работу, чтобы получить хорошие деньги и возможность профессионально подняться, а уходят из-за плохой атмосферы и плохого начальства.
Самые лучшие методы без использования больших денежных затрат – это методы нематериальной мотивации.
1.2. Процессуальные и содержательные теории мотивации
Стимулирование персонала в организации – важная задача, которая стоит перед руководителем. Ее решение позволяет повысить производительность деятельности. Причем данные действия являются не менее эффективными, чем перевооружение. Известны случаи, когда именно разработка системы стимулов позволила добиться лучших результатов, чем передовые технологии.
На предприятии могут действовать прекрасные планы и стратегии, новейшее оборудование, но это не приведет к желаемым целям, если работники не будут выполнять свои обязанности должным образом, стремиться трудом к улучшению благосостояния фирмы.
Существуют разные способы стимулирования персонала. Их можно разделить на материальные и нематериальные. Мотивация трудовой деятельности представляет собой стремление работника удовлетворить свои потребности в каких-либо благах за счет собственного труда, направленного на достижение целей фирмы.
Теория мотивации представлены на рис. Приложения.
Таким образом, сущность стимулирования заключается в том, чтобы соединить материальные интересы работника с задачами предприятия.
Основные цели разработки системы мотивации:
- привлечение в компанию ценных кадров;
- сохранение кадров, действующих в компании;
- вознаграждение тех работников, чья деятельность была наиболее эффективна;
- контроль за затратами на оплату труда работников;
- простота и эффективность системы компании.
Стимулы могут быть двух видов — материальные и нематериальные. К первой группе относятся все денежные вознаграждения, в том числе премии, бонусы и пр. Ко второй группе стимулов можно отнести социальные, моральные и творческие меры.
Некоторые предприятия ограничиваются только материальными вознаграждениями. Однако при организации стимулирования труда следует придерживаться принципа комплексности. Это значит, что в рамках одной организации функционируют как материальные, так и нематериальные стимулы. Такой подход позволяет добиться наилучших результатов [7].
В зависимости от групп потребностей. Еще одним немаловажным принципом системы стимулирования является дифференцированность.
Такой подход подразумевает применение неодинаковых мер для разных групп населения. Например, играет роль обеспеченность работников. Так, меры стимулирования для обеспеченных и малообеспеченных работников отличаются. То же самое касается квалификации. Молодые специалисты и работники, которые имеют высокую квалификацию, обладают разными потребностями. Следовательно, будут отличаться стимулы, которые окажут положительный эффект на их работу.
Таким образом, нельзя предусмотреть единую политику мотивации для всех работников без исключения.
Денежное стимулирование является очевидным и традиционным способом мотивации персонала. Она применяется в большинстве организаций [12].
Денежное стимулирование включает в себя следующие элементы:
- заработная плата;
- премия;
- доплаты и надбавки;
- участие в прибыли, капитале.
Заработная плата – это ключевая часть денежного стимулирования. Именно она является наиболее мощным стимулом для повышения результатов труда.
Премия рассматривается, как вознаграждение, которое выплачивается в определённых случаях отдельным работникам.
Согласно проведенным исследованиям, сотрудников она мотивирует сильнее, нежели ежегодное повышение заработной платы.
Обычно премия начисляется в следующих случаях:
- достижение определённых результатов в работе;
- эффективное использование оборудования;
- достижение качественных результатов;
- экономичное распоряжение материалами.
В рамках конкретной организации могут быть прописаны свои случаи, когда работник претендует на выплату премии.
Доплаты и надбавки выплачиваются вместе с заработной платой.
Они устанавливаются для учета дополнительных трудозатрат работников при выполнении трудовой деятельности в специфических условиях.
Участие в капитале и прибылях компании подразумевает формирование специального поощрительного взноса из какой-либо их доли. Данный метод применяется для тех работников, чья деятельность может реально оказать влияние на прибыль [31].
Работник осуществляет свою деятельность не только из-за материального вознаграждения. Также он стремится к профессионализму, самореализации и развитию в трудовой сфере своих способностей.
На сегодняшний день люди заинтересованы не в любой деятельности, а в содержательных задачах, которые обладают элементами творчества. Играет роль и обстановка в трудовом коллективе.
Работники лучше выполняют трудовые функции там, где уважают их достоинство, признают права на участие в процессе управления производством.
Карьерный рост – отличный стимул для персонала компании. Чтобы эффективно воспользоваться данным стимулом, необходимо прописать и довести до сведения работников компании критерии и этапы горизонтального и вертикального карьерного пути. Например, прописать цепочку разрядов в рамках одного должности.
Благодаря такому четкому изложению, работник сможет оценить перспективы роста. Наиболее ценные кадры будут мотивированы на развитие, улучшение показателей. Гендерная мотивация основана на природном желании работников похвастаться своими успехами перед противоположным полом.
Образовательная. Желание узнать что-то новое – это естественная потребность человека. Зачастую оно работает даже лучше, нежели денежное вознаграждение. Если работодатель может предложить своим сотрудникам возможность узнать больше или получить особые знания, то это станет отличным стимулом к эффективной работе.
По источнику появления мотива виды мотивации персонала разделяются на внутренние и внешние.
Работодатель имеет возможность руководить прежде всего, внешней мотивацией. Он вызывает ее возникновение извне.
В то же время, он способен косвенно повлиять на возникновение внутренних мотивов.
- Внутренняя. Внутренняя мотивация образуется тогда, когда человек, занимаясь решением задачи, формирует мотивы.
Например, работник желает достигнуть какой-то цели, завершить свою работу качественно, получить определённые познания или побороть свой страх. Данный вид мотивации является наиболее приемлемым. В такой ситуации работник действует спокойнее. Он добросовестно выполняет свои задачи, лучше понимает само задание, а также овладевает знаниями. Создание внутренней мотивации обусловлено совокупностью изменяющихся потребностей.
- Внешняя. Внешняя мотивация подразумевает воздействие извне. На практике очень сложно разграничить данные мотивы. В различных ситуациях стимулы могут быть как внутренними, так и внешними.
Основные видами мотивации являются материальные и нематериальные.
Среди первой группы ключевую роль имеет денежное вознаграждение. Оно чаще всего используется в рамках любой фирмы [20].
Система бонусов, премий и штрафов применяется успешно на протяжении многих лет. При утверждении денежного вознаграждения должны учитываться как успехи всей фирмы, так и конкретного работника.
Благодаря этому сотрудник может почувствовать вес своего вклада в общее дело. Материальное стимулирование особенно эффективно для низко- и среднеоплачиваемых категорий работников.
Не меньшую роль играет и нематериальное поощрение. Особенно когда речь идет о высокооплачиваемых специалистах и высококвалифицированных работниках. Для стимулирования их труда применяются разнообразные моральные поощрения.
Материальные стимулы – это заработная плата, премия, доплаты и надбавки, участие в капитале фирмы.
Те денежные средства, которые получает работник, состоят из двух частей – гарантированной и дополнительной. Свой оклад сотрудники получают за выполнение трудовых обязанностей. Сама эффективность их работы не оценивается [14].
Хорошие результаты труда могут быть поощрены благодаря премиям. Причем очень важно, чтобы эти средства выплачивались индивидуально после оценки работы конкретного человека. Если всем работникам будет утверждаться единый размер оплаты, то это повлияет на эффективность негативным образом. Премия может выплачиваться за достижение определённых показателей — например, работу без брака.
В качестве материальных, но не денежных методов стимулирования рассматриваются также следующие действия:
- предоставление работнику сотовой связи, служебного транспорта, персонального ноутбука;
- предоставление путевок, льготное питание, выдача бесплатных абонементов;
- ценные подарки;
- дополнительное медицинское страхование.
Сущность данных мер заключается в том, что наёмным работникам предоставляются блага, получение и использование которых затруднено для них по каким-либо причинам.
Нематериально стимулирование – более сложное понятия для обывателей. Его использование позволяет улучшить производительность на 20%. Наибольший эффект данный вид стимулов оказывает на высококвалифицированных специалистов, которые имеют высокую заработную плату. Деньги воспринимают ими, как адекватная оценка их труда.
Такие работники действуют из интереса, а не по необходимости. Они заинтересованы в реализации собственных талантов.