Файл: Сравнительный анализ особенностей систем мотивации различных категорий персонала в российских и зарубежных компаниях.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты изучения теорий мотивации
1.1. Понятие и классификация теорий мотивации
1.2. Процессуальные и содержательные теории мотивации
Глава 2. Анализ национальных особенностей систем мотивации
2.1. Системы мотивации странах Европы и США
Введение
Система мотивации играет важную роль в каждой организации сегодня. В условиях рыночной экономики компании должны искать варианты своего развития, чтобы поддерживать свою конкурентоспособность. Этот подход применим не только к построению государственного управления в торговом секторе, но и к культуре. В условиях относительно высокой конкуренции современная система мотивации построения государственного управления сегодня является эффективным инструментом управления. По усмотрению главы государственного управления мотивация может включать как материальные, так и нематериальные активы.
Актуальность исследования проблемы мотивации заключается в том, что особенности управления персоналом играют все более важную роль в формировании личности работника при переходе к рыночной экономике. Это означает, что отношения между потребностями и стимулами, на которых может основываться система стимулов, также изменяются.
Эффективность мотивации во многом напрямую зависит от взаимосвязи ее производственного и процедурного аспектов, а именно от того, в какой степени основная цель, конкретно требуемый результат работы, соответствует определенному процессуальному моменту мотивации.
Обычно процедурную мотивацию понимают как интерес к процессу деятельности. Человек должен напрямую раскрывать свои существующие потенциальные возможности для активной деятельности, при условии, что у него есть определенное желание достичь максимально возможного результата. Можно сказать, что концепция внутренней (внутренней) мотивации также тесно связана с концепцией процессуальной мотивации, которая тесно связана с активным развитием позитивного, специфического эмоционального настроения человека с точки зрения высокой работоспособности, активности и психического благополучия. работы.
В современных условиях процедурные теории мотивации представляют большой интерес для изучения. Для них основное внимание уделяется объяснению существующего процесса выбора поведения, которое может привести к желаемым результатам. В конечном счете, процедурные теории объясняют, как человек распределяет основные усилия напрямую для достижения поставленных целей, как он выбирает определенный тип поведения.
Поэтому изучение природы и специфики процедурных мотивационных теорий сегодня представляет большой интерес. Все это определяет актуальность темы данной курсовой работы.
Целью данной работы является сравнительный анализ особенностей систем мотивации различных категорий персонала в российских и зарубежных компаниях. При этом можно выделить следующие основные задачи:
- рассмотреть понятие и классификацию теорий мотивации;
- изучить процессуальные и содержательные теории мотивации;
- рассмотреть системы мотивации странах Европы и США;
- проанализировать особенности мотивации в российских компаниях.
Объектом данного исследования выступают системы мотивации. Предметом - сравнительный анализ особенностей систем мотивации различных категорий персонала в российских и зарубежных компаниях.
В работе использовались общенаучные методы, такие как анализ, синтез.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения теорий мотивации
1.1. Понятие и классификация теорий мотивации
Система мотивации персонала - это инструмент управления, который можно использовать для влияния на эффективность сотрудников и всей компании [3].
Система мотивации должна соответствовать стратегическим и тактическим целям компании. В этом случае система мотивации позволяет менеджерам формировать необходимое поведение сотрудников, повышать их производительность, интерес и лояльность.
При обсуждении этой темы очень часто используются два термина - «стимулирование» и «мотивация». Эти понятия используются как синонимы. Но они имеют разные значения.
Стимул - это внешний импульс, когда один человек взаимодействует с другим и вызывает действие. Стимул связан с внутренними переживаниями человека.
Мотивация - это процесс эмоционально-сенсорного соответствия между образом потребности и образом внешнего объекта.
Современный Трудовой кодекс Российской Федерации предоставляет работникам минимальные права и гарантии. Участники трудовых отношений могут дополнить этот минимум сами [1].
Это стало возможным благодаря сочетанию методов государственного, договорного и местного регулирования. Это изложено в статье 9 Трудового кодекса Российской Федерации, которая предусматривает, что трудовые отношения регулируются путем заключения трудовых договоров и коллективных договоров. В соответствии со статьей 8 Трудового кодекса Российской Федерации законодательным органом определено право работодателя принимать местные законы [1].
Когда создаются документы, нужно учитывать, что они должны соответствовать двум условиям:
- не противоречат нормам российского законодательства;
- не создавать менее благоприятные условия труда работников по сравнению с условиями, предусмотренными Трудовым кодексом Российской Федерации [1].
Основной целью системы мотивации сотрудников является стимулирование деятельности сотрудников для повышения производительности. Заинтересованный сотрудник делает свою работу лучше, что в конечном итоге оказывает положительное влияние на прибыль компании.
Основные цели системы мотивации:
- способствовать профессиональному развитию и повышению квалификации работников;
- оптимизация расходов на персонал;
- обеспечение лояльности персонала и стабильности персонала;
- ориентировать сотрудников на решение стратегических задач компании;
- способствовать эффективной работе каждого сотрудника;
- привлечь в компанию высококвалифицированных специалистов.
Эффективность работы в компании во многом определяется качеством работы сотрудников. Чтобы работники могли выполнять работу высокого качества, должны быть созданы благоприятные условия. Для этого их нужно поощрять и мотивировать. Стимул - это импульс к действию.
Стимулирование персонала - это создание определенных условий, которые делают работу, которая приводит к некоторым результатам, необходимым и достаточным условием для удовлетворения потребностей работника.
Мотив - это то, что помогает побуждать к действию.
Трудовая мотивация - это желание работника удовлетворять свои потребности на работе [5].
Целью поощрения работников является поощрение работников работать более эффективно, продуктивно и творчески.
Задания:
- повысить качество и производительность труда на предприятии;
- увеличить творческую работу среди сотрудников;
- повышение интереса работников к работе;
- улучшить отношения между работниками и менеджерами;
- Увеличить прибыль компании и повысить конкурентоспособность.
Классификация методов мотивации персонала
Экономические или материальные
Экономические методы делятся на две большие группы:
- Система штрафов предполагает штрафование за некачественное выполнение работы, что в свою очередь мотивирует работника на улучшение своей трудовой деятельности.
- Система поощрения – это противоположный метод. То есть сотруднику выплачиваются дополнительные премии или бонусы за качественную работу. Здесь мотивация происходит следующим способом – каждый работник будет стремиться выполнить работу лучше, чтобы получить премию.
Помимо денежного стимулирования, к экономическим можно отнести:
- оплата расходов на транспорт;
- бесплатное питание;
- бесплатное обучение;
- программы по обеспечению жильем;
- льготы на воспитание и обучение детей;
- бесплатное страхование [11].
Нефинансовая мотивация имеет несколько разновидностей:
Получение похвалы от начальника. Считается, что этот метод является наиболее эффективным. Похвала начальника, будь она личной или публичной, всегда заставляет работника работать лучше. Зачастую в организации имеются специальные доски почета, где размещены лучшие сотрудники компании [9].
Возможность карьерного роста. Любой сотрудник знает, что при качественном выполнении работы, он может быть повышен, что в свою очередь скажется на его социальном статусе и дальнейшем развитии профессионализма.
Бесплатное обучение за счет компании. Это может быть бесплатное прохождение курсов повышения квалификации.
Хороший коллектив и дружеская атмосфера. Считается, что в теплой и приятной атмосфере работники лучше выполняют свою деятельность. В случае с тревожной и напрягающей обстановкой производительность труда значительно снижается.
Имидж фирмы. Многие стремятся работать в известной компании. Благодаря тому, что компания известная, качество работы значительно улучшается.
Участие в различных мероприятиях. Это могут быть коллективные выезды на природу, походы в театр или концерт, совместные занятия спортом. Только после хорошо отдыха работники смогут отлично работать.
Каждый начальник самостоятельно решает, какие методы стимулирования персонала использовать в его компании.
Насчитывают несколько самых популярных нестандартных методов. Они достаточно простые, могут использоваться в любой компании:
Проведение планерок не только для руководителей, но и для сотрудников. Когда люди будут знать, чем занимается компания и смогут принимать участие в этом, то будут сильнее вовлечены в процесс.
Празднование значимых дат и событий. Это может быть совместное празднование дней рождений и юбилеев. Далее поводов может быть огромное количество.
Предоставление выбора. Здесь можно использовать самые простые вещи, например, выбрать место для проведения корпоративной вечеринки.
Обеспечение обратной связи. Работники должны иметь право вносить изменения в процесс труда. Для этого многие фирмы устанавливают ящик, куда можно опускать записки с пожеланиями.
Зона отдыха. В любом помещение должно присутствовать такое место, где работники смогли бы немного отдохнуть и попить чаю или перекусить.
Информирование работников. Все должны знать, кто как влияет на работу в фирме. Заслуги работников можно вывешивать на доску почета. Вместо доски можно выпускать специальную газету компании, где будет вся необходимая информация.
Конкурсы с бонусами. Соревнования между работниками выступают наилучшей мотивацией к труду.
Социально-психологические. Данные методы направлены на работу сотрудника для достижения целей организации, а также на возможность профессионально развиваться.
В качестве основных инструментов здесь выступают:
- Социальные исследования. Это изучение проблем социального характера на предприятии. С их помощью можно воздействовать на работников непосредственным образом.
- Различного рода соревнования для выявления лидера в коллективе.
- Гуманизация труда. Это цвет и музыка в кабинетах, присутствие творчества в трудовой деятельности и так далее.
В качестве моральных стимулов выступают:
- Признание каких-либо достижений работника публично;
- Личное признание сотрудника руководителем. Это может быть простая благодарность или письмо, высланное почтой на дом.
Грейдирование – это один из современных методов мотивации персонала [6].
С помощью данного метода возможно построение сотрудников по иерархии ценностей для бизнеса и в результате этого разработать систему оплаты труда для каждого работника.
Все работники оцениваются по некоторым критериям: уровень ответственности, предъявляемые требования к квалификации и так далее.
Данные методы ориентированы на прямое воздействие субъекта управления на объект. Они направлены на определенные методики поведения: чувство долга, осознание необходимости трудовой деятельности, трудовая культура.
Все административные методы стимулирования делятся на три группы (таблица 1.1).
Таблица 1.1
Виды стимулирования персонала
Название метода |
Организационно-стабилизирующий |
Организационное воздействие |
Дисциплинарный |
Описание |
К ним относится федеральный закон, указ, постановление, устав, государственный стандарт и так далее. То есть это правила, которые установлены государством и подлежат обязательному исполнению. |
Это различные правила и нормы, которые действуют внутри организации. |
В качестве этих методов понимается использование каких-то негативных стимулов, например, боязнь потерять работу или получить штраф. |