Файл: С. В. Рыбаков история россии с древнейших времен до конца xvii века курс лекций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 469
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
30
Эпоха Великого переселения народов была временем бурной динамики, бесчисленных войн между разными племенами. В силу доминирования у людей первобытного, биологического начала над социально-культурными нормами эта эпоха отличалась боль- шой жестокостью, в результате которой целые этносы вмиг исчеза- ли с лица земли.
В составе участников Великого переселения народов выделя- лись тюркские, монгольские, аланские, германские, славянские, араб- ские, мадьярские племена. Тюркские и монгольские кочевники со- вершали дерзкие тысячекилометровые переходы из глубин Азии преимущественно в западном направлении, отрываясь от своих преж- них тылов.
В Западной Европе особое влияние на ход этнических процес- сов оказали германские племена, ворвавшиеся на историческую аре- ну в качестве жестоких завоевателей. В IV–V веках они захватили западную часть Римской империи. Крах этой некогда могуществен- ной державы был ускорен моральным разложением внутри римско- го общества и стал результатом угасания способности римской правящей верхушки к плодотворному историческому творчеству.
В бывших римских провинциях – Британии, Галлии, Испании,
Италии – германские племена – англы, саксы, юты, франки, бур- гунды, алеманы, вестготы, остготы, лангобарды – основали свои королевства. Путем смешивания германцев с кельтами и романи- зированным населением стали формироваться современные евро- пейские этносы – французы, англичане, итальянцы, испанцы, пор- тугальцы и др. Германские племенные вожди, превратившиеся в королей, свирепо и беспощадно наводили свои порядки среди за- воеванных ими народов, более развитых в культурном отношении,
чем первобытные германцы, уничтожавшие культурное наследие римской античности. История современной западноевропейской ци- вилизации началась с насилия и крови.
При всей активности германцев в ходе Великого переселения народов не только они определили весь масштаб этого историчес- кого действия. Не менее активную роль в нем сыграли славяне. Сла- вянская колонизация охватила огромные пространства Восточной
Европы и Балканского полуострова. Размах этнических и полити- ческих перемен на данных территориях был даже более значи-
31
тельным, чем в Западной Европе. При этом славянская колониза- ция не сопровождалась той демонстративной жестокостью, с которой германцы подчиняли себе население бывших римских провинций.
Славянская колонизация носила комбинированный характер:
наряду с военными походами шло мирное заселение новых терри- торий земледельческими общинами, причем мирный, трудовой, хо- зяйственный компонент в славянской колонизации был преобла- дающим. Славяне-земледельцы испытывали потребность в больших пространствах земли, необходимых при тогдашнем низком уровне агротехники: на одном и том же земельном участке достаточная урожайность сохранялась недолго. Славяне вынуждены были пере- двигаться, но их продвижение на новые для них места обитания было постепенным, не вело к полному отрыву от тылов, как у ко- чевников, и не связывалось с целями завоевания других племен,
как у германцев.
К моменту, когда Великое переселение народов достигло пика интенсивности (V–VI века н. э.), славяне прочно освоились в Цент- ральной Европе, занимая относительно компактную территорию от южных берегов Балтийского моря до Дуная и от р. Лабы (Эльбы)
до верховьев Днепра. Активное продвижение во всех направлени- ях позволило славянским племенам за исторически короткие сро- ки заселить огромные пространства, дойдя до Верхней Волги, се- верных берегов Балтики, Черного и Адриатического морей.
В период Великого переселения славяне представляли собой единую этническую общность – с единым языком, единой матери- альной и духовной культурой, основой которой были общинные земледельческие традиции. Единый славянский язык сохранялся примерно до XIV века, когда, несмотря на диалекты, житель Новго- рода и Черногории, чех и болгарин могли вполне свободно общаться друг с другом. В «Повести временных лет» – одном из главных ис- точников по истории древних славян – летописец XII века оставил показательное свидетельство: «Словенский язык и русский одно есть» [1, с. 21].
В IX веке выдающиеся православные просветители Кирилл и
Мефодий создали славянскую азбуку, получившую название кирил- лицы. Некоторое время у славян существовала общая письменность,
но в процесс самобытного развития славянства вмешалась католи-
32
ческая Церковь, выступившая против использования славянского языка в богослужебной практике и в системе образования. У запад- ных и части южных славян – поляков, чехов, словаков, хорватов –
католическими миссионерами была внедрена письменность на ос- нове латинской графики. До сегодняшнего дня верность кирилли- це сохраняют славянские народы, предки которых когда-то приня- ли православие: русские, украинцы, белорусы, болгары, сербы, чер- ногорцы, македонцы.
После начальных импульсов переселения у славян начался про- цесс этнического деления. На новых местах обитания между изо- лированными друг от друга славянскими племенами стали накапли- ваться культурные и языковые различия. Причинами этого явля- лись большие расстояния между ними, естественно-географические барьеры, иноземные вторжения во владения славян, рассекавшие их общую территорию. Не последнюю роль в данном процессе сыграли контакты славян с неславянскими племенами, влиявшие на язык и культуру славян. Эти контакты были преимущественно мирными и отражали естественное взаимодействие культур. На Бал- канах в состав славянских общин вливались фракийцы, иллирийцы,
пришедшие с Волги булгары. Заметно влияла на балканских сла- вян греческая культура с ее богатым античным наследием. Славяне,
закрепившиеся на Русской равнине, активно вступали в контакты с финно-угорскими, балтскими, тюркскими, аланскими племенами.
На психологию и характер различных славянских племен на- кладывали свой отпечаток и природно-климатические условия. Те славяне, которые продвигались в северном направлении, оказыва- лись в значительно более суровых природных условиях, нежели те,
которые выбрали южный вектор колонизации. Земледельческий цикл на севере был на два-три месяца короче, чем на юге. Это озна- чало, что славянам, осваивавшим северо-восток Европы, т. е. терри- торию Русской равнины, в борьбе за выживание приходилось опи- раться не на индивидуализм, а на общинную солидарность. Им,
помимо земледелия, необходимо было развивать скотоводство и различные промыслы. Сама природа закаляла характер восточных славян, выковывая в них стойкость, терпение, умение противосто- ять многочисленным невзгодам.
33
На разделение славянства в сильной степени повлиял религиоз- ный фактор. Восточные и основная часть южных славян, пользуясь свободой выбора, добровольно приняли православие. Западные и некоторые из южных славян оказались в лоне католичества. После средневековой Реформации в протестантизм перешли чехи. На тер- ритории Сербии, захваченной в XIV веке турками, часть местного населения была обращена в ислам и выделилась в этническую общ- ность, получившую название боснийцев. Между славянами, принад- лежавшими к различным вероисповеданиям, нередко вспыхивали жестокие конфликты, как это было, к примеру, в бывшей Югосла- вии, где в годы Второй мировой войны, а затем в конце ХХ века го- ворящие на одном языке сербы, хорваты и боснийцы воевали друг с другом под конфессиональными знаменами.
В XIX–XX веках в славянских странах определенной популяр- ностью пользовалась идея славянского культурного и политичес- кого единства, предпринимались попытки ее практического осу- ществления. Сегодня на пути этой идеи стоит много проблем, и перспективы общеславянского единства, говоря в общем, выгля- дят неблагоприятными.
2.2. Освоение славянами Русской равнины
В ходе Великого переселения народов славяне разделились на восточных, западных и южных. Восточные славяне динамично заселяли Русскую равнину, с ее западных и южных рубежей посте- пенно продвигаясь в северном и восточном направлениях. Главны- ми транспортными артериями были реки, на берегах которых соз- давались славянские земледельческие поселки.
Активная фаза расселения восточных славян на Русской равни- не пришлась на VI–VIII века. В то время численность славян на этой территории, если мерить сегодняшними представлениями, была не- высока, составляла несколько десятков тысяч человек. Славянские родовые общины заселяли разные области Русской равнины. В силу языкового единства, близости хозяйственных и военных интере- сов общины постепенно сливались в племенные группы и союзы.
34
К началу IX века было образовано 15 крупных племенных союзов.
На северо-западе Русской равнины выделялись ильменские сло- вене, основавшие города Новгород и Ладогу, и кривичи, на землях которых возникли Псков и Смоленск. В VIII–IX веках ильменские словене и кривичи находились в авангарде восточнославянской ко- лонизации, осваивая верховья Волги и продвигаясь в сторону Бе- лого моря. Верховья Днепра и берега Оки заселили радимичи и вятичи. Северо-восток Русской равнины в середине I тысячелетия был покрыт сплошными лесами, в которых жило малочисленное финно-угорское население. С приходом славян процесс хозяйствен- ного освоения этих земель ускорился.
В южной части Русской равнины своей организованностью вы- делялись поляне, основавшие Киев – будущую столицу Древнерус- ского государства. Соседями полян были древляне, северяне, дрего- вичи. Берега Немана и Западной Двины заселили полочане, Запад- ного Буга – бужане и дулебы. Карпаты и их предгорья осваивали волыняне и белые хорваты, Северное Причерноморье – уличи и ти- верцы.
Южная, полустепная часть Русской равнины отличалась от се- верной части тем, что с глубокой древности была областью рассе- ления различных народов. Еще до нашей эры здесь проживали ким- мерийцы, скифы, сарматы. В период Великого переселения наро- дов через южнорусские степи прошли готы, гунны, авары, хазары,
булгары и другие племена и племенные союзы, пытавшиеся утвер- дить здесь свою государственность. Юг Русской равнины оказался ареной острых столкновений интересов многих народов. Бурная динамика той эпохи, продиктованная бесконечными войнами, пре- пятствовала созданию здесь по-настоящему устойчивых государств.
Восточным славянам также приходилось вести войны, однако они являлись, как правило, оборонительными. Основой жизненного уклада восточных славян был мирный земледельческий труд, чем определялись их ровные отношения с соседями. Славяне, проживав- шие на одних территориях с финно-угорскими и балтскими племе- нами, успешно взаимодействовали с ними. В орбиту хозяйственных и политических интересов восточного славянства постепенно втяги- вались чудь, меря, мурома, мещера, весь, корела, ижора, черемись,
мордва, пермь, печера, ямь, литва, голядь, зимигола, корсь, норома,
35
либь. Все эти племена, хозяйственный уклад которых был преиму- щественно промысловым, охотно взаимодействовали со славяна- ми-земледельцами. Шел процесс культурно-бытовых заимствова- ний, заключались межплеменные браки.
Некоторые финно-угорские (меря, мещера, мурома) и балтские
(голядь) племена со временем полностью растворились в славян- ском этническом массиве. В процессе межплеменных взаимодей- ствий славянский элемент доминировал: славян было численно больше, они объединялись в общины, что давало им организацион- ное и психологическое преимущество. Земледельческая культура восточных славян обладала привлекательностью для финно-угров и балтов, стимулируя их ассимиляцию в славянской среде. Отноше- ния этих племен со славянами характеризовались взаимной симпа- тией, рано появившимся ощущением общей исторической судьбы.
Позднее, в XII веке, это нашло отражение в карельских рунах, где русские названы братьями.
Взаимодействие с финно-угорскими соседями облегчало славя- нам процесс адаптации к непростым природно-климатическим и ландшафтным условиям. Славяне заимствовали у соседей многие приемы ведения промыслового хозяйства. Финно-угорское влияние прочно отпечаталось в великорусском антропологическом типе, го- воре великороссов, русской мифологии (водяные, лешие, русалки –
калька с финских представлений), характере промыслов и быту русских (парная баня, печи-каменки и т. п.). Сильно это влияние и в русской географической топонимике. Достаточно сказать, что на- звание российской столицы – Москва – по своему происхождению является финно-угорским.
Восточные славяне при участии финно-угорских соседей строи- ли городища, служившие защитой от набегов кочевников и герман- цев. Фактор внешней опасности формировал у жителей Русской равнины постоянную готовность к борьбе за выживание, вносил в их образ жизни подвижность и неприхотливость. В то время вос- точные славяне старались не обзаводиться богатыми постройками и громоздким имуществом. Особую ставку они делали на внутри- общинную солидарность. У них преобладали коллективные формы труда, земля и орудия производства находились в общинной собст- венности.
36
Для кривичей, радимичей, полян, ильменских словян родовые связи имели большое морально-психологическое значение. Вмес- те с тем они хорошо осознавали факт культурно-языковой близос- ти с другими славянскими племенами. С течением времени увели- чивался объем разнообразных связей между ними, появлялась и укреплялась общая этническая идентификация: наряду с племен- ными названиями все чаще употреблялось наименование, общее для восточных славян и ассимилировавшихся угро-финнов – «ру- сичи», или «росичи». Это слово возникло в ходе расселения восточ- ных славян по Русской равнине, оно отражало их склонность селить- ся на берегах рек и озер. Древнеславянское слово «роса» в перево- де на современный русский язык означает «вода», «река». Отсюда ясно, что слово «росичи» первоначально означало тех, кто обитал на берегах водоемов. На географической карте Белоруссии, Украи- ны, европейской России с древнейших времен сохранилось нема- ло топонимов с корнями «рус», «рос».
2.3. Древнеславянское язычество
Древние славяне являлись язычниками. Языческие верования были присущи и восточнославянским племенам, заселявшим Рус- скую равнину. «Язычество» – это термин, которым пользовались христианские богословы для обозначения народов, не признавав- ших единобожия и поклонявшихся различным богам. Он произо- шел от древнеславянского слова «языцы», что означало «племе- на», т. е. «язычество» – это внутриплеменные верования. Каждое из племен имело собственные религиозные представления, так или иначе отличавшиеся от представлений даже ближайших соседей.
В племенных верованиях были черты, общие для всех славян- язычников. В первую очередь такой общей чертой было многобо- жие, означавшее поклонение славян природным силам и стихиям.
Каждое божество олицетворяло то или иное явление видимой при- роды: богом солнца был Даждьбог, богом неба – Сварог, богом вет- ра – Стрибог, богом грозы – Перун. Особым почитанием у славян- земледельцев пользовалась богиня земного плодородия Мокошь,
у некоторых племен она называлась Матерью-Землей. Покровите-
37
лем скотоводства считался Велес. У славянских племен языческие пантеоны походили один на другой, но иерархия божеств у каждо- го племени имела свои отличия.
Поклонение языческим божествам было связано с жертвопри- ношениями: строились жертвенники-капища, где в честь кумиров резали животных. По свидетельству «Повести временных лет», бы- вали случаи и человеческих жертвоприношений [1, с. 59]. Для язы- чества характерна вера в духов. В представлении язычников весь мир видимой природы был одушевлен – душой наделялись живот- ные, птицы, деревья, земля, камни, реки. Верили славяне-язычни- ки и в духов своих умерших предков. Разумеется, каждое племя бо- готворило собственных родоначальников, не собираясь поклоняться предкам других племен. Культ предков был средством укрепления родовых связей, но вместе с тем он задерживал процесс слияния внутри различных родов и племен в единый этнос. Для общения с духами предков и природы широко использовалась магия в виде различных ритуалов, заклинаний, гаданий. Особое место занима- ла земледельческая магия. Магами-заклинателями и прорицателя- ми выступали волхвы, пользовавшиеся определенным влиянием среди рядовых язычников.
Язычники, «растворявшиеся» в природной стихии, постоянно накапливали знания об окружавшем их физическом мире. Благода- ря таким знаниям был создан точный земледельческий календарь,
в своей основе сохранившийся и после принятия на Руси христиан- ства. В рамках язычества развивалось устное народное творчество,
среди восточных славян распространялись такие фольклорные жанры, как сказки, былины, эпические и лирические песни, посло- вицы и поговорки. При этом язычество не располагало к распрост- ранению книжной грамоты, ибо держалось на устной традиции,
не опираясь на священные тексты. Культурные потребности русско- го общества постоянно росли, и в IX веке язычество на Руси стало оказывать тормозящее воздействие на развитие культуры.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 15
Библиографические ссылки
1. Повесть временных лет. СПб. : Азбука, 1997.
38
Лекция 3
ОБРАЗОВАНИЕ
ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
3.1. Норманнская теория и ее критика
в отечественной историографии
Тема образования Древнерусского государства является в отече- ственной историографии одной из самых дискуссионных. Споры среди историков по этой теме начались в XVIII веке. Работавшие в 1730–1760-е годы в Санкт-Петербургской академии наук немец- кие ученые И. Г. Байер и Г.-Ф. Миллер создали так называемую норманнскую теорию происхождения Древнерусского государства и стали пропагандировать ее. Свою позицию они аргументировали ссылкой на содержащееся в тексте «Повести временных лет» ле- гендарное известие о «призвании» на Русь восточнославянскими и финно-угорскими племенами варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора. Из факта такого «призвания» Байер и Миллер делали далеко идущий вывод о том, что норманны, т. е. скандинавы, при- дя из-за моря, добились господства над населением Русской равни- ны. Кроме того, они утверждали, что этноним «русь» имеет сканди- навское происхождение.
Норманнская теория представляла собой гипотезу, согласно ко- торой восточные славяне свою государственность получили из рук иностранцев – варягов. В такой гипотезе заключался далеко не бе- зобидный для славян политический смысл, указывавший на их неспособность к самостоятельному историческому творчеству. Ес- тественно, среди русских историков было немало тех, кто не согла- сился с такой идеологией. В историографии они получили наимено- вание антинорманистов.
39
Спор норманистов и антинорманистов существовал на протяже- нии всего периода развития отечественной историографии, сохра- няясь и поныне. Он включил в себя несколько проблем, касающих- ся, во-первых, соотношения внутренних причин и роли инозем- цев-варягов в процессе формирования и развития Древнерусского государства; во-вторых, степени норманнского, скандинавского влия- ния на развитие русской культуры и социальных отношений на Ру- си; в-третьих, о происхождении имени «Русь», «русский народ».
В середине XVIII века проблема происхождения Древнерусско- го государства сводилась преимущественно к этническому проис- хождению Рюриковичей – правящей на Руси династии. В достовер- ности такой исторической фигуры, как Рюрик, не сомневались ни
Байер с Миллером, ни их оппоненты. Спорили о том, был ли Рю- рик норманном или славянином, и о том, откуда он пришел на Русь.
С создателями норманнской теории Байером и Миллером в по- лемику вступил В. Н. Татищев. Касаясь «Повести временных лет»,
на которую они ссылались, автор «Истории Российской» писал:
«О дани варягам Нестор кратко упомянул, что Байера привело во мнение, якобы сии варяги – норманны, норвежские или датские государи, Русью владели» [1, с. 52]. По убеждению Татищева, для вы- вода, сделанного Байером и Миллером, не было оснований. Он ука- зал на недостаточность летописных источников, использованных немецкими учеными, на их стремление домыслить сюжетную кан- ву ранней истории, что «с честью историка не согласуется – лучше незнание свое признать, нежели ложью хвалиться» [Там же, с. 64].
Нестор в «Повести временных лет» коснулся факта призвания восточными славянами Рюрика, не раскрывая общего контекста этой акции. Татищев сведения «Повести» сверил с материалами летописи, названной им «Иоакимовской», в результате чего выяви- лась картина происхождения Древнерусского государства, прин- ципиально отличавшаяся от версии Байера и Миллера. Согласно
Иоакимовской летописи процесс образования Древнерусского госу- дарства находился под контролем восточнославянских князей. Один из них, по имени Буривой, «имея тяжкую войну с варягами, неод- нократно побеждал их» [Там же, с. 54], но в какой-то момент воен- ная удача отвернулась от него, после чего варяги захватили целый ряд славянских городов и «дань тяжелую возложили на славян, русь