Файл: С. В. Рыбаков история россии с древнейших времен до конца xvii века курс лекций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 472

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.3. Первоначальный этап
русской государственности
В тексте древней северной летописи, реконструированном вид- ным российским ученым А. А. Шахматовым, рассказывается, как в середине IX века славянские и финно-угорские племена Северо-
Западной Руси решили на межплеменном совете: «Поищем себе князя, который бы правил нами по закону» [5, с. 227]. Выбор пал на Рюрика, который по одним данным был сыном ютландского ко- роля, по другим являлся представителем одного из западнославян- ских племен. В Иоакимовской летописи, на которую ссылался
В. Н. Татищев, содержались сведения о том, что Рюрик был вну- ком Гостомысла – одного из наиболее авторитетных новгородских старейшин. Так или иначе, Рюрика на Руси хорошо знали, иначе его приглашение на княжение было бы не вполне оправданным.
По летописным свидетельствам, найденным В. Н. Татищевым, Рю- рик женился на представительнице одного из новгородских знат- ных родов.
Первоначальная структура государственного аппарата, во главе которого стоял великий князь, была относительно простой. Ее яд- ром являлась княжеская дружина, олицетворявшая собой исполни- тельную власть. Дружина выполняла оборонительную функцию,
поддерживала внутренний порядок в стране, занималась налого- вым сбором, реализовывала судебные решения. Дружина делилась на две части: старшую, меньшую по численности, и младшую. Млад- шие дружинники, именовавшиеся отроками, находились на ниж- них ступенях служебной иерархии, выполняя приказы князя и стар- ших дружинников. Старшие, т. е. наиболее опытные, дружинники составляли круг приближенных к князю советников, называвших- ся боярами. Князь рассматривал их как основной кадровый резерв при назначении на должности воевод, тысяцких, наместников, су- дей и дипломатов. Бояре получали за службу денежное или нату- ральное вознаграждение. С XI века стала распространяться практи- ка раздачи им земель, обладание которыми тогда было обусловле- но государственной службой. Отказ от обязательств перед великим князем автоматически лишал бояр их земельных владений.

49
Социальная структура древнерусского общества формирова- лась под значительным воздействием государства. Сословия скла- дывались как общности людей, имевших во многом одинаковые интересы. Различия между сословиями определялись не только родом занятий, но и их правами и обязанностями в отношениях с государством.
Вся Русская земля считалась владением великого князя. Пле- менные князья подчинялись ему, должны были выплачивать дань в казну и присылать воинов в великокняжескую дружину.
Подавляющее большинство русского населения составляли смерды – свободные земледельцы, обрабатывавшие землю и зани- мавшиеся различными промыслами на общинной основе. Община являлась устойчивой формой самоуправленческой демократии. Она решала вопросы, касающиеся разделения земли и пользования ею,
а также распределения налоговой нагрузки. Действуя на принципах круговой солидарности, община выполняла роль своеобразного амортизатора в отношениях между государственной властью и ря- довыми смердами.
Продолжением и развитием традиционной сельской общины стали городские вечевые собрания, в которых принимали участие все свободные взрослые горожане. На вече обсуждались насущные вопросы не только собственно городской, но и общерусской поли- тической и экономической жизни.
В городах селились купцы и ремесленники. В Древней Руси насчитывалось свыше полусотни ремесленных специальностей.
В IX–X веках металлурги, кузнецы, оружейники, столяры, плотни- ки, гончары, камнетесы, ювелиры, стекольщики, ткачи, кожевники работали преимущественно по заказам. При этом постепенно раз- вивался и набирал силу рынок свободного сбыта, чему содействова- ло развитие ремесленных технологий – появление токарных и ткац- ких станков, овладение новыми приемами металлообработки и т. п.
Расширению ремесленного производства заметно способствовало также укрепление купеческих корпораций. Ремесленники часто вы- полняли те или иные работы в пользу великокняжеской власти.
Помимо этого, они, как и купцы, выплачивали налоги в казну.
Некоторые категории населения являлись частично (рядови- чи, закупы) или полностью (холопы) зависимыми, ответственность


50
за них перед государством или людьми из свободных сословий несли те, от кого они зависели.
Города были не только торгово-ремесленными пунктами, но и военными крепостями, и административными центрами, где на- ходились представители великокняжеской власти в лице бояр или членов княжеского дома.
Ставка Рюрика находилась в Новгороде. Имеются данные о том,
что прежде чем «сесть» там, он в течение некоторого времени пре- бывал в Ладоге. Рюрик наладил сбор налогов и управление под- властными землями, организовал надежную систему обороны от внешних врагов, что делало жизнь населения северо-запада Руси более безопасной и предсказуемой, чем раньше.
Пример новгородцев привлек киевлян, приславших к Рюри- ку делегацию с просьбой взять киевские земли под опеку и обес- печить их защиту от хазар, которым некоторые восточнославян- ские племена на юге Руси в то время платили дань. Рюрик, держа под собственным контролем Северную Русь, направил в Киев в качестве наместников своих приближенных – Аскольда и Дира,
дав им дружину.
Хазарский каганат тогда представлял собою крупное, полити- чески сильное государственное образование, территориально охва- тывавшее Нижнюю Волгу, Дон, Приазовье, Северный Кавказ, часть
Северного Причерноморья. Столь обширные владения достались хазарским каганам благодаря их активной и наступательной внеш- ней политике. В VII–VIII веках хазары небезуспешно воевали с Персией и Арабским халифатом, в IX веке подчинили волжских булгар и заставили платить дань некоторые восточнославянские племена: полян, северян, радимичей, вятичей. Во второй полови- не IX века обострились отношения между Хазарским каганатом и Византийской империей. Вражда между двумя государствами была обусловлена в первую очередь геополитической конкурен- цией. Хазарские каганы стремились подорвать международные по- зиции Византии.
Аскольд и Дир, утвердившись в Киеве, помогли избавиться от хазарской дани полянам, но полностью освободить Южную Русь из-под политического и экономического давления Хазарии не смог- ли. Более того, они сами попали под финансовое влияние хазар-

51
ских купцов, которых было немало в Киеве. В 866 году в результа- те тонких дипломатических комбинаций, реализованных хазар- скими стратегами, Аскольд и Дир оказались втянутыми в визан- тийско-хазарский конфликт и, встав на сторону каганата, двинули свою дружину в поход на византийскую столицу Константинополь.
Однако данный поход имел совсем не то завершение, на кото- рое рассчитывала хазарская дипломатия. Пораженные блеском ви- зантийской культуры, Аскольд и Дир обратились к константино- польскому патриарху Фотию с просьбой крестить их. Патриарх от- кликнулся на эту просьбу. Аскольд в крещении стал Николаем,
а Дир – Ильей. «Аскольдово крещение» положило начало знаком- ству русичей с православием.
Однако преодолеть языческую стихию в то время было сложно.
Влияние христиан в Киеве было незначительным. Языческая оппо- зиция Аскольду и Диру сыграла свою роль в 882 году, когда князь
Олег, преемник умершего в 879 году Рюрика, привел новгород- скую дружину к Киеву, чтобы взять там власть. Горожане не стали защищать Аскольда и Дира, выдав их Олегу, который обвинил их в слабой распорядительности и расправился с ними.
Олег стал править Русью из Киева, названного им «матерью городов русских» [4, с. 17]. За свой ум и дар стратегического мыш- ления Олег получил прозвище Вещий. С помощью политических и хозяйственных средств он относительно прочно связал Южную и Северную Русь в единое целое, значительно усилил дружину, по- строил военный флот на Черном море. Олегу удалось освободить от хазарской дани северян и радимичей.
Увидев в Олеге соперника, серьезно угрожавшего хазарским ин- тересам, каганат попытался организовать экономическую блокаду
Руси, препятствуя продвижению на ее территорию торговых кара- ванов с Востока. Олег заключил тесный политический союз с Ви- зантией, направленный против Хазарии. В тексте договора Руси с Византией, подписанного в 912 году, говорилось об установле- нии прочной дружбы и братских отношений «межи хрестианы и
Русью от многих лет» [6, с. 10–11].
После Аскольда и Дира распространение христианства на Руси замедлилось, но не прекратилось: Олег не препятствовал сохране- нию русской православной митрополии, подчиненной патриарху


52
Константинопольскому. В это же время существовала аланская мит- рополия, также руководимая из Константинополя. Аланы высту- пали союзниками Руси и Византии.
Антихазарская коалиция успешно действовала до 40-х годов
X века, когда хазарскому военачальнику Песаху удалось нанести поражение сначала аланам, а затем и Руси. Он осадил Киев, заста- вил русов отступить с берегов Азовского моря, опустошил южные окраины Киевского государства, возобновил взимание дани с тех племен, которые являлись хазарскими данниками до прихода Оле- га. Хазарскому кагану Иосифу удалось вынудить окружение киев- ского князя принять условия, по которым Русь должна была разор- вать союз с Византией. Русичам даже пришлось воевать с Визан- тией. Ликвидировалась русская православная митрополия. В итоге независимость Руси оказалась под большим вопросом.
В то время на киевском престоле находился князь Игорь. Исто- рики затрудняются дать точные сведения, касающиеся сроков прав- ления и деталей биографии этого князя, поскольку как в хроноло- гии событий, так и между летописными сюжетами, в которых упо- минается его имя, содержатся те или иные нестыковки.
В 941 году Игорь организовал военно-морской поход против
Византии, закончившийся неудачей: многие русские корабли были сожжены специальной горючей смесью, использованной против них византийцами. В 944 году Игорь, как сообщает летопись, «пошел на греков в ладьях и на конях, стремясь отомстить за себя» [4, с. 32].
Византийский император Роман I не хотел воевать с Русью, видя в ней естественную союзницу. Он выслал навстречу Игорю богатые дары, умиротворившие князя и его дружину. Вскоре после этого
Игорь и Роман I заключили политический договор, предусматри- вавший военную взаимопомощь византийцев и русских, в том чис- ле и в противостоянии с Хазарией.
Игорь с энтузиазмом принял новый внешнеполитический курс,
но не имел достаточных сил для его полноценной реализации. Же- лая получить средства для усиления своей дружины, он попытался удвоить дань с подчиненных Киеву древлян. Древлянская племен- ная знать не хотела вникать в смысл тех сложностей, в которых находился киевский князь, и заподозрила его в заурядной алчнос- ти. Игорь был убит.

53
Правительницей Руси стала вдова Игоря княгиня Ольга, высту- пившая в роли регентши при собственном малолетнем сыне Свя- тославе Игоревиче. Ольга была родом из Пскова. Обладая стратеги- ческим талантом, она, по словам «Повести временных лет», была
«мудрейшей из всех» [4, с. 81]. Государственная мудрость Ольги отразилась как в ее внутренней, так и во внешней политике.
Став правительницей, Ольга предприняла меры для оконча- тельного подчинения древлян великокняжеской власти. Вместе с тем была усовершенствована система налогового сбора, ставшая более удобной и для государства, и для населения: было отменено полюдье – нерегулярный объезд княжеской дружиной всех земель для сбора дани. Вместо полюдья были введены погосты – появив- шиеся в различных местностях специальные пункты, куда в опре- деленное время местные общины должны были доставлять меха и другую промысловую добычу, сельхозпродукты, изделия ремеслен- ников – все то, что могло пополнить княжескую казну.
В дипломатии Ольга продолжала внешнеполитическую линию,
направленную на укрепление союза с Византией. Для этого она в 955 году организовала большое посольство в Константинополь,
в результате которого взаимодействие Руси с Византийской импе- рией было заметно расширено. В Константинополе русская княги- ня была с почетом принята византийским императором Констан- тином Багрянородным. Ольга, на которую пышная византийская культура произвела большое впечатление, в храме Святой Софии приняла крещение по православному обряду. Примеру княгини по- следовали многие из ее окружения. По возвращении на Русь Ольга позаботилась о создании условий для распространения здесь хрис- тианства.
Принимались усилия для развития дипломатических связей с Западной Европой. В 959 году Ольга отправила посольство к гер- манскому королю с целью повлиять на внешнюю политику Герма- нии, связанную с ростом агрессивности в отношении славянства.
Хотя это посольство не остановило завоевательные походы герман- цев против западных славян, оно все-таки заставило германского короля Оттона I считаться с существованием сильного Русского государства. Намереваясь втянуть Русь в зону своего влияния, От- тон I попытался использовать для этого религиозный фактор: в Киев


54
был направлен германский католический проповедник Адальберт,
провозгласивший себя «епископом русским». Киевлян католичес- кая проповедь не только не привлекла, но и возмутила – миссионе- ров едва не перебили. Адальберту пришлось спешно покинуть Ки- евскую землю.
Ольга проявляла заинтересованность в укреплении всех рус- ских городов. Мощными крепостями в то время являлись Новго- род, Псков, Белоозеро, Ростов, Муром, Полоцк, Смоленск, Туров,
Чернигов. Княжеская власть поощряла продвижение русских по- селенцев к устью Днепра, Керченскому проливу, на Тамань. Владе- ния Руси вплотную подступали к хазарским границам и колониям
Византии в Крыму и Причерноморье.
В 964 году власть над Русью перешла к князю Святославу Иго- ревичу – сыну Ольги, которая теперь занималась внутренними де- лами государства от его имени. Святослав же предпочел посвятить свою жизнь военным походам. Он был выдающимся полковод- цем. Главной его заслугой стало окончательное решение хазарской проблемы.
Разрабатывая стратегию войны с Хазарией, Святослав отказал- ся от наступления на нее в юго-восточном направлении, поскольку русским войскам пришлось бы форсировать выстроенную здесь хазарами мощную и труднопреодолимую оборонительную линию,
протянувшуюся вдоль рек Северский Донец и Дон. При подготов- ке плана военного разгрома каганата Святослав решил предпринять обходной маневр, начав наступление на противника не из Киева,
а из Северной Руси. В 966 году он двинулся вдоль Оки, освободив из-под власти хазар племя вятичей. Стремясь создать широкий стра- тегический плацдарм в войне против Хазарии, Святослав совер- шил успешный поход в земли волжских булгар и буртасов. Затем русская рать спустилась вниз по Волге и, выйдя к северным гра- ницам каганата, обрушила на него мощный удар, которому хазары не смогли успешно противостоять. Их войска во главе с каганом были разбиты, русские заняли столицу Хазарии город Итиль, от- куда двинулись на Дон и Северный Кавказ, преодолевая остатки сопротивления и смещая в городах хазарскую администрацию.
Тяжелое поражение хазарам было нанесено в битве при Саркеле.

55
Взяв эту крепость, Святослав оставил ее под своим контролем, пе- реименовав в Белую Вежу. Поход Святослава завершился у бере- гов Каспия, где был покорен крупный хазарский администра- тивный центр Семендер. В итоге, победоносно пройдя несколько тысяч километров, русские войска сломили силу Хазарии, долгое время диктовавшей свои условия многим народам Восточной Ев- ропы. Победа Святослава усилила позиции Руси в отношениях с ее соседями, отразила ее растущую политическую мощь. Русь обезо- пасила свои южные и восточные границы, установила контроль над торговыми путями по Волге и Дону.
По результатам войны с Хазарией в составе Русского государст- ва были закреплены земли вятичей на р. Оке, а также Тмутаракань в Приазовье и северо-западное Причерноморье, где обитали славян- ские племена уличей и тиверцев. Под контролем Руси оказалась большая полоса северного берега Черного моря. Стремясь расши- рить границы Руси на юге, Святослав организовал поход на Дунай,
где в 968 году одержал победу над дунайскими болгарами. После этого в городе Переяславце, расположенном в дельте Дуная, он устроил свою резиденцию, высказывая намерение перенести сюда русскую столицу из Киева. Из Переяславца Святослав выступал в походы против самозванца Цимисхия, изменнически узурпиро- вавшего власть у византийского императора Никифора Фоки, являв- шегося союзником Святослава. С войсками Цимисхия русичи би- лись, не жалея своих сил. Византийский хронист Лев Диакон пи- сал о них: «Они никогда не сдаются врагам, даже побежденные.
Этот народ безрассуден, храбр, воинственен и могуч» [7, с. 79].
Однако Святославу пришлось уйти с Дуная. Из Киева поступи- ло сообщение, что его осадили печенеги, и князь двинул свою дру- жину на выручку киевлянам, среди которых были и его родствен- ники. Весной 972 года Святослав подошел к днепровским поро- гам, где его поджидала печенежская засада. В схватке с печенегами знаменитый полководец был убит, не успев реализовать многие государственные планы. Тем не менее по итогам его правления в политическом облике Руси ясно обозначились черты великой державы.


56
Библиографические ссылки
1. Татищев В. Н. История Российская : в 3 т. М. : АСТ, 2003. Т. 1.
2. Ломоносов М. В. Древняя российская история от начала россий- ского народа до кончины великого князя Ярослава Первого. СПб. : Импе- раторская Академия наук, 1766.
3. Карамзин Н. М. Предания веков. М. : Правда, 1988.
4. Повесть временных лет. СПб. : Азбука, 1997.
5. Шахматов А. А. Разыскания о русских летописях. М. : Кучково поле – Академический проект, 2001.
6. Памятники права Киевского государства X–XII вв. М. : Госюриз- дат, 1952. Вып. 1.
7. Лев Диакон. История. М. : Наука, 1988.

57
Лекция 4
КИЕВСКАЯ РУСЬ В ПЕРИОД РАСЦВЕТА
4.1. Крещение Руси, его значение
В 988 году князь Владимир Святославович провозгласил право- славие государственной религией Руси. Этот год стал важнейшим в русской истории. С принятием православия Русь вступила на путь сознательного исторического творчества: все события стали оцени- ваться с позиций нравственных заповедей, историческая картина приобрела четкость, которой не было у язычников. Православие оказало определяющее воздействие на русскую культуру, мировос- приятие русского народа стало формироваться как православное.
Новое вероисповедание пришло на Русь не только как религи- озный культ, оно предстало перед русичами в виде гармоничной мировоззренческой системы, одарило их иерархией духовных цен- ностей. Православие определяло правила поведения в семье и об- ществе, принципы отношения к людям, природе, труду. Явившись источником жизнеутверждающей духовной энергии, оно стало одной из главных движущих сил русской истории.
Князь Владимир и его окружение располагали свободой при вы- боре веры. Сильной в военно-политическом отношении Руси ник- то не мог навязать вероисповедание извне. Выбор веры был для ру- сичей свободным творческим актом. Его необходимость диктова- лась тремя основными факторами.
Во-первых, перед князем Владимиром стояла задача ускорить культурно-этническую и политическую консолидацию древнерус- ского общества, которой препятствовали сохранявшиеся внутри восточного славянства племенные перегородки, связанные с языче- ством. В 980 году Владимир попытался свести различные язычес- кие культы в единую религиозную систему, но его попытка закон-

58
чилась неудачей. Ему стало ясно, что в рамках язычества религиоз- ная реформа невозможна. Нужно было обращаться к одной из миро- вых религий.
Во-вторых, отказ от язычества в пользу одной из развитых рели- гиозных систем диктовался потребностями культурного развития
Руси. Язычество, отражая бесписьменную традицию, слабо стиму- лировало развитие книжной грамотности и образования, в то вре- мя как христиане должны были уметь читать Евангелие, а мусульма- не – Коран. Кроме того, славяне-язычники не были заинтересова- ны в развитии архитектуры, живописи, музыки, различных видов ремесла так, как, к примеру, христиане, у которых обрядовая прак- тика была тесно связана с храмовым богослужением и литургией.
В-третьих, будучи сильной в военном отношении державой,
Русь стремилась закрепить свои позиции на международной арене.
Расширялись ее торговые и дипломатические связи. Русские куп- цы и дипломаты бывали как в западных, так и в восточных стра- нах. Однако им, язычникам, зачастую приходилось видеть неуважи- тельное отношение к себе со стороны христиан и мусульман, сре- ди которых язычество считалось признаком культурной отсталости.
Руси нужен был внешнеполитический статус, который обеспечи- вал бы ей равноправие в отношениях с другими странами.
В «Повести временных лет» говорится о том, что Владимир к выбору веры подошел весьма основательно, выслушав послан- ников из разных стран: болгар магометанской веры, хазарских иуде- ев, послов папы римского. Убедить Владимира в преимуществах своих религий они не сумели. Зато рассказ философа, прибывшего из Византии в качестве представителя православия, произвел на кня- зя большое впечатление. Стремясь проверить полученные впечат- ления, он созвал своих бояр и отправил их сначала к болгарам, за- тем – к немцам, а после этого – в «Греческую землю», наказав «вы- смотреть у них все» для того, чтобы «испытать их веру» [1, с. 79].
Когда бояре вернулись в Киев, они рассказали, что видели в ме- чети у болгар: «…нет в них веселья, только печаль и смрад великий.
Не добр закон их» [Там же, с. 80]. Затем поведали о визите к нем- цам: «…видели в храмах их различную службу, но красоты не ви- дели никакой» [Там же]. А вот богослужение в Софийском право-