Файл: Управление конфликтами в органах государственной региональной власти.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 383
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ (МУНИЦИПАЛЬНОЙ) СЛУЖБЕ
1.1 Понятие и сущность конфликта интересов на государственной и муниципальной службе
1.2 Причины конфликта интересов на государственной и муниципальной службе
1.3 Правовые особенности института конфликта интересов на государственной и муниципальной службе
1.4 Порядок разрешения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе
2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЛАСТИ
- Имело место приобретение или сбережение имущества. Имеется в виде увеличение стоимости собственного имущества приобретателя, присоединение к нему новых ценностей или сохранение того имущества, которое по всем законным основаниям неминуемо должно было выйти из состава его имущества.
- Приобретение или сбережение произведено за счёт другого лица (имущество потерпевшего уменьшается вследствие выбытия из его состава некоторой части или неполучения доходов, на которые это лицо правомерно могло рассчитывать).
- Отсутствуют правовые основания, а именно приобретение или сбережение имущества одним лицом за счёт другого не основано ни на законе, ни на сделке, то есть происходит неосновательно.
Иными словами, ввиду установления в статье 19 закона № 79-ФЗ тождества понятий «неосновательное обогащение» и «доходы в денежной либо натуральной форме, доходы в виде материальной выгоды» можно предположить, что указанные доходы гражданский служащий имеет возможность получить при одновременном наличии следующих обстоятельств:
- без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований;
- непосредственно в процессе исполнения своих должностных обязанностей.
Вместе с тем сторонами в обязательствах вследствие неосновательного обогащения могут выступать граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования. Гражданский служащий в силу своего особого статуса не может являться участником гражданского оборота. В связи с этим распространение гражданских норм на отношения, регулируемые законодательством о государственной службе, представляется неправомерным.
Статья 19 закона № 79-ФЗ наряду с определением понятий «конфликт интересов» и «личная заинтересованность» устанавливает требования к поведению представителя нанимателя в случае возникновения или угрозы возникновения конфликта интересов на гражданской службе, а также порядок и условия создания в государственном органе, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта РФ по управлению государственной службой комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.
Понятие управления государственной службой установлено федеральным законом от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». В соответствии с указанным федеральным законом система управления государственной службой создаётся на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ в целях координации деятельности государственных органов при решении вопросов поступления на гражданскую службу, формирования кадрового резерва, прохождения и прекращения государственной службы, ведения Сводного реестра государственных служащих РФ, использования кадрового резерва для замещения должностей государственной службы, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных служащих, а также в целях осуществления вневедомственного контроля над соблюдением в государственных органах федеральных законов, иных нормативных актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ о государственной службе.
1.4 Порядок разрешения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе
Нормы о порядке и условиях создания в государственных органах комиссий по урегулированию конфликта интересов впервые вводятся на уровне федерального закона. В статье 11 закона о противодействии коррупции определён порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе [10]. Указом Президента РФ от 19 мая 2008 года № 815 «О мерах по противодействию коррупции» установлено, что при Совете создаётся президиум по урегулированию конфликта интересов.
Федеральным законом № 79-ФЗ для государственных гражданских служащих предусмотрена специальная процедура предотвращения конфликта интересов.
В развитие положений федеральных законов о государственной гражданской службе РФ и о муниципальной службе в РФ, а также Общих принципов поведения государственных служащих, утверждённых указом Президента РФ от 12 августа 2002 года № 885, в частях 1 и 2 статьи 11 закона о противодействии коррупции закреплены обязанности государственных и муниципальных служащих:
- принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;
- в письменной форме уведомлять своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно [10].
Ситуации, при которых возникает или может возникнуть конфликт интересов, последствия его возникновения можно условно разделить на несколько групп:
- Возникновение конфликта интересов при правомерном извлечении дохода.
Часть 2 статьи 14 закона № 79-ФЗ, позволяя гражданскому служащему с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, ставит условие ‒ выполнение такой работы не должно повлечь за собой конфликт интересов [11].
В эту группу можно включить также обязанность гражданского служащего передать принадлежащие ему приносящие доход ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с пунктом 6 статьи 11 федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в случае, если владение ими может привести к конфликту интересов (часть 2 статьи 17). Следует отметить, что согласно части 2 статьи 17 закона указанная норма вступает в силу после определения организации, уполномоченной государством осуществлять доверительное управление принадлежащими гражданским служащим и приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) [10].
- Возникновение конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей.
Эта группа включает обязанность гражданского служащего в целях избегания конфликта интересов сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению такого конфликта (пункт 12 части 1 статьи 15 закона № 79-ФЗ) [11].
Сюда же следует включить и запрещение гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, в период замещения им указанной должности в целях исключения конфликта интересов представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе государственного органа (часть 4 статьи 15 закона № 79-ФЗ) [11].
- Возникновение конфликта интересов при формировании состава комиссий.
К этой группе можно отнести требования к формированию комиссии по урегулированию конфликтов интересов, конкурсной и аттестационной комиссий таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые этими комиссиями решения (часть 7 статьи 19, часть 10 статьи 22, часть 12 статьи 48 закона № 79-ФЗ) [11].
Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении личной заинтересованности у государственного гражданского служащего, которая может привести к конфликту интересов, обязан предпринять меры по его предотвращению или урегулированию через рассмотрение этой проблемы в специальной комиссии (пункты 4 и 5 статьи 19 закона № 79-ФЗ, часть 3 статьи 11 закона № 273-ФЗ) [10, 11]. Федеральным законом № 79-ФЗ не устанавливается источник информации представителя нанимателя о возникновении возможной личной заинтересованности государственного гражданского служащего. Помимо заявления государственного гражданского служащего о деятельности, приносящей доход, которая может явиться причиной конфликта интересов, представителю нанимателя законом не запрещается использовать и иную информацию. Поэтому ситуация с государственным гражданским служащим, «попавшим под подозрение», если, по мнению представителя нанимателя, в деятельности государственного гражданского служащего существует конфликт интересов, подлежит рассмотрению в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.
До рассмотрения и решения вопроса о наличии или отсутствии у государственного гражданского служащего конфликта интересов в комиссии, представитель нанимателя вправе отстранить государственного гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от исполнения обязанностей по занимаемой должности государственной гражданской службы (пункт 3.1 статьи 19, часть 2 статьи 32) [11]. При этом гражданскому служащему сохраняется денежное содержание на всё время отстранения от замещаемой должности гражданской службы (часть 4 статьи 32) [11]. Гражданский служащий отстраняется представителем нанимателя от замещаемой должности гражданской службы (не допускается к исполнению должностных обязанностей) на весь период до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от замещаемой должности гражданской службы (недопущения к исполнению должностных обязанностей) по вине этого гражданского служащего. Процедура рассмотрения вопроса о конфликте интересов и полномочия представителя нанимателя свидетельствуют о том, что федеральный законодатель исходил из презумпции «виновности» государственного гражданского служащего, которая может быть устранена только через принятие решения комиссией об отсутствии личной заинтересованности государственного гражданского служащего в конкретной деятельности, не связанной с исполнением его должностных обязанностей.
Вместе с тем представляется, что отстранение от замещаемой должности гражданской службы должно выступать крайней мерой, когда исчерпаны другие возможные средства по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
В соответствии с указом Президента РФ № 821 основными задачами комиссии являются содействие государственным органам в обеспечении соблюдения государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также в обеспечении исполнения ими обязанностей, установленных федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», другими федеральными законами, в осуществлении в государственном органе мер по предупреждению коррупции (пункт 3 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов) [5].
Состав комиссии перечислен в пункте 8 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов [5].
Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии (пункт 11 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов) [5]. Состав комиссии по урегулированию конфликтов интересов формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые комиссиями решения (пункт 12 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов) [5].
При таком порядке образования комиссии по урегулированию конфликта интересов обеспечивается непредвзятость, беспристрастность и объективность, владение необходимым объёмом информации при разрешении создавшейся конфликтной ситуации, независимость экспертизы, профессионализм, а также соответствующий уровень значений в конкретной предметной области [4]. Важным моментом является тот факт, что теперь комиссия может и в определённой степени обязана рекомендовать руководителю применить к государственному служащему, допустившему нарушение, конкретную меру ответственности.
Частью 6 статьи 11 закона о противодействии коррупции предусмотрены последствия непринятия государственным или муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов: данное бездействие определено в качестве правонарушения, влекущего увольнение государственного или муниципального служащего с государственной или муниципальной службы [10].
Выводы по разделу 1. Вопрос недопущения и урегулирования конфликта интересов ‒ составляющая более широкой политики по предупреждению и борьбе с коррупцией. Это выражается, например, в отражении понятий «конфликт интересов» и «личная заинтересованность» как в антикоррупционном законодательстве, так и в законодательстве о государственной и муниципальной службе. Следует признать, что законодатель активно работает в направлении разработки соответствующего законодательства: на сегодняшний день не только определены необходимые правовые категории, но и созданы конкретные механизмы урегулирования конфликта интересов. Однако есть к чему стремиться. В целом правовую базу урегулирования конфликта интересов можно считать созданной.
2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Для практической части курсовой работы было проведено исследование по анализу протоколов заседаний комиссий. Для этого использовались данные с сайтов министерств и ведомств. Такой охват позволил выделить как общие тенденции, так и выявить механизмы предотвращения и урегулирования конфликтов интересов на муниципальной службе, имеющиеся в отдельных регионах или муниципальных образованиях.
Данные подсчёты были сделаны по количеству рассмотренных фактов нарушений и представлены в таблицах 1-3. В Росреестре Московской области результаты комиссий по урегулированию конфликта интересов представлены в обобщённом варианте [26], они не были включены в таблицы 1-3. Также в таблицы не были включены данные по Амурской области [22], Свердловской области [23], республики Крым [18], республике Коми [27, 28], Красноярский край [25] республики Чечня и Самарской области из-за малочисленности найденных данных.
Всего было зафиксировано 737 фактов конфликтов интересов в шести рассматриваемых субъектах РФ.
Таблица 1
Распределение заседаний комиссий по урегулированию конфликта интересов по ведомствам
[16, 17, 19-21, 24, 29, 30]
Ведомства и учреждения |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
республика Башкортостан |
— |
— |
50 |
154 |
25 |
10 |
6 |
2 |
38 |
Администрации государственные и муниципальные |
— |
— |
50 |
154 |
25 |
10 |
6 |
2 |
38 |
Частные предприятия, другие государственные и бюджетные учреждения |
— |
— |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
республика Татарстан |
1 |
11 |
10 |
18 |
17 |
42 |
26 |
43 |
49 |
Администрации государственные и муниципальные |
1 |
11 |
7 |
14 |
17 |
39 |
26 |
43 |
45 |
Частные предприятия, другие государственные и бюджетные учреждения |
0 |
0 |
3 |
4 |
0 |
3 |
0 |
0 |
4 |
Московская область |
— |
— |
2 |
2 |
11 |
24 |
20 |
35 |
18 |
Администрации государственные и муниципальные |
— |
— |
2 |
2 |
7 |
12 |
6 |
11 |
7 |
Частные предприятия, другие государственные и бюджетные учреждения |
— |
— |
0 |
0 |
4 |
16 |
14 |
24 |
11 |
Ханты-мансийский округ |
— |
14 |
4 |
4 |
4 |
7 |
6 |
4 |
5 |
Администрации государственные и муниципальные |
— |
10 |
3 |
4 |
4 |
6 |
6 |
4 |
5 |
Частные предприятия, другие государственные и бюджетные учреждения |
— |
4 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
Челябинская область |
2 |
12 |
5 |
8 |
4 |
8 |
— |
— |
— |
Администрации государственные и муниципальные |
2 |
10 |
4 |
5 |
2 |
5 |
— |
— |
— |