Файл: Управление конфликтами в органах государственной региональной власти.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 341

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Государственная служба в широком смысле представляет собой особый общественный институт, наделённый функциями по подготовке и реализации общественно значимых решений, через реализацию которых осуществляется государственная политика.

Эффективность государственной политики во многом определяется и зависит от уровня компетентности лиц, замещающих должности государственной службы в системе органов государственной власти. Государственная служба тем и характеризуется, что это профессиональная служебная деятельность граждан, предполагающая наличие у них соответствующего образования, стажа работы, определённых знаний, умений и навыков, а также деловых и морально-психологических качеств, необходимых для исполнения должностных обязанностей. При этом процесс прохождения государственной службы не ограничен строгими рамками законодательных норм, устанавливающих правовые, организационные и социально-экономические основы деятельности государственных служащих, помимо всего он затрагивает сложный комплекс социальных отношений и взаимодействий, связанных с обеспечением исполнения ими служебных обязанностей.

В этом смысле в качестве социального регулятора системы государственного управления необходимо рассматривать этические нормы и принципы организации государственной службы, морально-психологические качества государственных служащих, поскольку несение государственной службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства. Предъявляя высокие требования к нравственной культуре и этике, моральному облику государственных служащих, общество рассчитывает, что государственный служащий будет вкладывать все свои силы, знания и опыт в осуществляемую им профессиональную служебную деятельность, беспристрастно и честно ему служить.

Кроме того, рост социальной значимости этического аспекта в деятельности государственных служащих обусловлен различными причинами социально-экономического характера. В условиях модернизации политической системы и проведения экономических реформ происходит переоценка общественных ценностей, создавая нестандартные ситуации, которые невозможно урегулировать правовыми нормами ввиду их отсутствия или несоответствия. Вследствие этого именно от профессиональной этики и служебного поведения государственных служащих во многом зависит не только авторитет государственной службы, но и уровень социально-духовного развития общества.


Целью работы является изучение конфликта интересов на государственной службе и путей его разрешения в рамках социально-управленческого процесса.

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

  • проанализировать понятия и причины конфликта интересов на государственной и муниципальной службе;
  • рассмотреть основные принципы создания комиссии по урегулированию конфликтов интересов как одного из методов регулирования конфликта интересов в органах власти РФ
  • сравнить опыт регулирования конфликта интересов в российских регионах.

Объект исследования – общественные отношения в сфере урегулирования конфликта интересов на государственной (муниципальной) службе.

Предмет исследования – конфликт интересов как один из факторов, влияющих на работу государственной власти РФ, и особенности урегулирования конфликта интересов на государственной (муниципальной) службе.

В работе использовались такие нормативно-правовые акты, как постановления Правительства РФ, указы Президента России, федеральные законы, комментарий к федеральному закону «О противодействии коррупции». А также статьи из журналов и ресурсы сети Интернет.

Статья Ю.Н. Дорожкина, И.В. Фроловой, Н.А. Евдокимова посвящена рассмотрению конфликтов, возникающих в системе местного самоуправления. Исследование базируется на экспертном опросе, проведенном сотрудниками научно-исследовательского центра проблем управления и государственной службы Башкирской академии государственной службы и управления, в ходе которого были опрошены 80 глав муниципальных образований и представителей ученого сообщества 6 регионов Приволжского федерального округа. В статье приводится анализ основных противоречий, возникающих в сфере деятельности муниципальной власти, предлагаются пути их решения.

Статья А.Ю. Кирьянова посвящена анализу юридических документов на предмет определения понятия «конфликт интересов». Приводится определение понятия «личная заинтересованность», причины появления указанных понятий в законодательстве России. Приводится комплекс мер для устранения негативных последствий конфликта интересов муниципальных служащих.

В книге [15] дан постатейный комментарий к федеральному закону от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», являющемуся основным законодательным актом в системе мер противодействия коррупции. Проанализированы определения понятий «коррупция» и «противодействие коррупции», меры по профилактике коррупции, основные направления государственной политики в сфере противодействия коррупции. Положения закона рассмотрены с учётом российских и международных нормативных юридических актов.


Из ресурсов сети Интернет использовались сайты ведомств и учреждений, на страницах которых публиковались результаты и тексты протоколов заседаний комиссий по урегулированию конфликтов интересов.

Будут использованы следующие методы:

  • метод анализа и синтеза позволил рассмотреть законы, указы, постановления, статьи по рассматриваемым в данной курсовой работе вопросам;
  • статистический в виде наблюдения позволил получить данные о реальных случаях рассмотрения комиссиями по урегулированию конфликта интересов.

Структура работы включает введение, два раздела, заключение и список использованных источников.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ (МУНИЦИПАЛЬНОЙ) СЛУЖБЕ

1.1 Понятие и сущность конфликта интересов на государственной и муниципальной службе

Появление термина «конфликт интересов» в законодательстве о государственной и муниципальной службе связано с развитием законодательства о противодействии коррупции в России. Принятию отечественных правовых актов в этой сфере предшествовали международные акты. Международный кодекс поведения публичных должностных лиц, принятый Генеральной ассамблеей ООН в 1996 году, гласит, что публичный служащий не должен принимать участие в деле, в котором лично заинтересован (не допускать конфликта интересов), в том числе после ухода со службы [15]. Необходимость введения понятия «конфликт интересов на муниципальной службе» обусловлена и международными обязательствами России, вытекающими из Конвенции ООН против коррупции, принятой в Нью-Йорке 31 октября 2003 года [9].

В дальнейшем термин «конфликт интересов» появляется и в законодательстве России. В концепции реформирования государственной службы 2001 года содержится уже не только указание на необходимость формирования механизмов по урегулированию конфликта интересов в системе государственной и муниципальной службы, но и впервые даётся определение термина «конфликт интересов» [2].


Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы в нашей стране.

Данный закон ввёл новое понятие, которого не было в федеральном законе от 31 июля 1995 года № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», ‒ конфликт интересов.

Под конфликтом интересов в федеральном законе № 79-ФЗ понимается ситуация, при котором личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта РФ или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или Российской Федерации (статья 19) [11].

По определению исполнительного директора АНО «Центр развития местного самоуправления» А.Ю. Кирьянова: «Конфликт интересов ‒ это некий процесс, характеризующийся нравственным выбором муниципального служащего» [14].

Под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнения им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, указанных в федеральном законе № 79-ФЗ, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами [11]. К числу лиц, попадающих под категорию личной заинтересованности, федеральным законом № 79-ФЗ отнесены лица близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сёстры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчинённостью или подконтрольностью одного из них другому [11].

Например, при выполнении иной оплачиваемой работы, если государственный служащий реализует функции государственного органа в части организации и проведения конкурсов на закупку материально-технических средств и одновременно преподаёт на платных курсах подготовки специалистов коммерческих организаций, обеспечивающих участие их организаций в конкурсах на поставку товаров (работ, услуг) для государственных нужд.


Пример 1. Служащий обучается в образовательной организации, в отношении которой осуществляет контрольно-надзорные функции. Имеет место личная заинтересованность самим служащим, поскольку он в силу должностного положения может получить преимущества при обучении, в частности завышенные оценки своих знаний.

Пример 2. Служащий включён в состав конкурсной комиссии на замещение вакантной должности. Один из претендентов на эту должность ‒ его сын. Возникает личная заинтересованность лицами, состоящими со служащим в близком родстве, так как сын может получить преимущество перед другими кандидатами.

Тот факт, что служащий расторг брак, не является безусловным основанием для вывода об отсутствии личной заинтересованности.

Например, бывшая супруга служащего была трудоустроена в возглавляемый им отдел. Суд выявил конфликт интересов, поскольку установил, что бывшие супруги продолжают проживать вместе и совместно воспитывают детей (апелляционное определение Омского областного суда от 19 августа 2015 года по делу № 33-5397/2015).

Пример 3. Мать супруги служащего была единственным участником общества. С данным ООО служащий от имени местной администрации подписал контракт и в дальнейшем принял работы по нему. В силу личной заинтересованности служащего организация получила доходы, выгоды и преимущества, также ей не были выставлены штрафы за просрочку работ (апелляционное определение Брянского областного суда от 16 сентября 2014 года). Имеет место личная заинтересованность для организаций или граждан, с которыми служащий и (или) его близкие родственники связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Конфликт интересов может возникать даже тогда, когда служащий абсолютно добросовестно и надлежащим образом исполняет должностные обязанности, но определённые обстоятельства или факты, которые зачастую даже и не зависят от самого муниципального служащего, могут повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей.

Конфликт интересов на муниципальной службе может быть связан и с поступлением, и с продвижением по службе, и с прекращением служебных отношений, а также со взаимоотношениями, которые складываются в коллективе.

Предусмотренное законодателем нормативное определение конфликта интересов на государственной службе в целом соответствует международным правовым актам, в соответствии с которыми государственный служащий не имеет права извлекать личную выгоду из своего официального положения в своих взаимоотношениях с другими государственными институтами, бизнесом, общественными организациями, гражданами. Он не должен допускать, чтобы его частные интересы сталкивались с его публичными служебными обязанностями. На государственном служащем лежит правовая и моральная ответственность по недопущению подобных явлений – будь они реальными или потенциальными [4].