ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 448
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2004. № 43. Ст. 22.1.
основные цели, задачи, права и обязанности, а также взаимоотношения с другими структурными подразделениями университета1.
В Трудовом кодексе РФ сказано, что педагогические работники в образовательной организации избираются на замещаемую должность по конкурсному отбору, но должности заведующего кафедрой и декана факультета работники избираются по результатам выборов. В связи с этим в университете разработано Положение о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу. Данное Положение обозначает порядок организации выборов в Российском государственном профессионально-педагогическом университете на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому, а также устанавливает условия и порядок выборов2.
Документы отдела кадров образовательной организации можно представить в виде классификации. Как писала В.И. Андреева, профессор трудового права, данную классификацию документов, образующихся в кадровом делопроизводстве можно включить в две группы: в первую группу входят локальные нормативные документы, а во вторую нормативные акты, связанные с трудовыми отношениями, учетом и движением кадров3. По мнению специалистов «Кадрового центра Департамента культуры города Москвы» документы по личному составу входят совершенно в другую классификацию4.
Образовательная организация предоставляет услуги для общества. Для
1Положение о структурном подразделении «Управление юридического и кадрового
обеспечения»: утв. и.о. ректора РГППУ от 14.07.2016 № 01-р/697п. Екатеринбург: Изд-во ФГАОУ ВО РГППУ, 2016. 10 с.
2Положение о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу: утв. Решением Ученого совета университета от 26.06.2017 № 01-Р/762П. Екатеринбург: Изд-во ФГАОУ ВО РГППУ, 2017.
3Андреева В.И. Кадровое делопроизводство: система кадровой документации // Справочник секретаря и офис-менеджера. 2008. № 12. С. 42-46.
4Методические рекомендации по оформлению кадровых документов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/183141291.
того, чтобы она была конкурентоспособной, в ней должен быть квалифицированный профессорско-преподавательский состав. Для поиска и приема на работу данных работников должен быть налажен процесс.
Любая деятельность регламентирована соответствующими актами, положениями, инструкциями, правилами, которые выполняют свою специализированную роль. В настоящее время достаточно четко прослеживается важность кадровой документации в образовательной организации. Особенно строго следует подходить
к документированию трудовых правоотношений. Юридическая сила кадровых документов полностью зависит от правильности ее составления и оформления. Работники отдела кадров должны хорошо знать законодательные акты, где описываются отношения между работодателем и работником. Обеспечение социальных прав граждан является главной функцией документов по личному составу опираясь на действующее законодательство. На протяжении долгого времени документация по личному составу изучалась различными учеными. Данную тему более подробно раскрывают специалисты в области документационного обеспечения управления такие, как М.И. Баликов, С.В. Иванова, В.И. Андреева, Т.В. Морозова, и многие другие.
В настоящее время составляющей работы сотрудника кадровой службы является знание нормативно-правовой базы документирования трудовых взаимоотношений. Рассмотрим, какие нормативные документы должен знать специалист, осуществляющий ведение кадровой документации в образовательной организации.
Первоначально, ему необходимо знать основной закон нашего государства – Конституцию Российской Федерации. Данный закон в соответствии с нормами международного права запрещает принудительный труд, закрепляет свободу труда, своевременный отдых, на защиту своих прав,
право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию1.
Конституция Российской Федерации дает гарантии на обеспечение сохранности информации о частной жизни лица. В статье 24 данного закона сказано, что должностные лица обязаны знакомить работников с документами, в которых затрагиваются их права и свободы.
Вторым по важности законодательным актом, регулирующим трудовые отношения, является Трудовой
кодекс Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ), который в своих нормах также воспринимает положения Конституции Российской Федерации. В соответствии с ТК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы РФ (ст. 10 ТК РФ). Общепризнанные принципы и нормы, исходя из которых в ст. 2 ТК РФ сформулированы основные принципы трудовых отношений, должны применяться при толковании различных норм. Юридически разграничение применения общих и специальных норм Трудового кодекса закреплено в п. 6 ст. 11 ТК РФ, определяющем установление особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и др.) в соответствии с ТК РФ. В основу специального регулирования отдельных категорий работников положен принцип отраслевой дифференциации труда в зависимости от тех или иных профессиональных особенностей. Специальный правовой блок, посвященный труду педагогических работников, представлен в качестве самостоятельного субинститута разделом XII «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников» и выделен в отдельную главу 52 «Особенности регулирования труда педагогических работников». Указанная глава объединяет ст. ст. 331-336 ТК РФ и раскрывает следующие вопросы: определяющие
1Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием
12.12.1993 // Собрание законодательства РФ. 2014.
№ 31. Ст. 4398.
условия реализации права на занятие педагогической деятельностью, особенности прекращения и заключения трудового договора с работниками высших учебных заведений, продолжительность рабочего времени педагогических работников, ежегодный основной оплачиваемый отпуск, длительный отпуск сроком до одного года для педагогических работников, дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическим работником1. Положения данной главы не могут составлять полной картины федерального регулирования трудовых отношений в образовании. Определенные нормативные акты призваны дополнять отраслевые нормы трудового права.
К данным документам, прежде всего можно отнести Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который в некотором роде усиливает эффект отраслевой дифференциации. Этот источник определил вектор дальнейшего развития регулирования образования как важнейшего социального института. Данный нормативно-правовой акт содержит комплексный характер и определяет основы правового статуса работников образовательной организации, в том числе и в сфере труда2.
Положения отмеченного федерального закона дополняются нормативными правовыми актами и распорядительными документами Правительства Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, такими как: Приказ Минобрнауки России от 23.07.2015
№ 749 «Об утверждении Положения о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу», который регулирует порядок замещения должностей педагогических
основные цели, задачи, права и обязанности, а также взаимоотношения с другими структурными подразделениями университета1.
В Трудовом кодексе РФ сказано, что педагогические работники в образовательной организации избираются на замещаемую должность по конкурсному отбору, но должности заведующего кафедрой и декана факультета работники избираются по результатам выборов. В связи с этим в университете разработано Положение о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу. Данное Положение обозначает порядок организации выборов в Российском государственном профессионально-педагогическом университете на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому, а также устанавливает условия и порядок выборов2.
Документы отдела кадров образовательной организации можно представить в виде классификации. Как писала В.И. Андреева, профессор трудового права, данную классификацию документов, образующихся в кадровом делопроизводстве можно включить в две группы: в первую группу входят локальные нормативные документы, а во вторую нормативные акты, связанные с трудовыми отношениями, учетом и движением кадров3. По мнению специалистов «Кадрового центра Департамента культуры города Москвы» документы по личному составу входят совершенно в другую классификацию4.
Образовательная организация предоставляет услуги для общества. Для
1Положение о структурном подразделении «Управление юридического и кадрового
обеспечения»: утв. и.о. ректора РГППУ от 14.07.2016 № 01-р/697п. Екатеринбург: Изд-во ФГАОУ ВО РГППУ, 2016. 10 с.
2Положение о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу: утв. Решением Ученого совета университета от 26.06.2017 № 01-Р/762П. Екатеринбург: Изд-во ФГАОУ ВО РГППУ, 2017.
3Андреева В.И. Кадровое делопроизводство: система кадровой документации // Справочник секретаря и офис-менеджера. 2008. № 12. С. 42-46.
4Методические рекомендации по оформлению кадровых документов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/183141291.
того, чтобы она была конкурентоспособной, в ней должен быть квалифицированный профессорско-преподавательский состав. Для поиска и приема на работу данных работников должен быть налажен процесс.
-
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАДРОВОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОГАНИЗАЦИИ
-
Законодательное и нормативно-методическое регулирование кадровой службы
Любая деятельность регламентирована соответствующими актами, положениями, инструкциями, правилами, которые выполняют свою специализированную роль. В настоящее время достаточно четко прослеживается важность кадровой документации в образовательной организации. Особенно строго следует подходить
к документированию трудовых правоотношений. Юридическая сила кадровых документов полностью зависит от правильности ее составления и оформления. Работники отдела кадров должны хорошо знать законодательные акты, где описываются отношения между работодателем и работником. Обеспечение социальных прав граждан является главной функцией документов по личному составу опираясь на действующее законодательство. На протяжении долгого времени документация по личному составу изучалась различными учеными. Данную тему более подробно раскрывают специалисты в области документационного обеспечения управления такие, как М.И. Баликов, С.В. Иванова, В.И. Андреева, Т.В. Морозова, и многие другие.
В настоящее время составляющей работы сотрудника кадровой службы является знание нормативно-правовой базы документирования трудовых взаимоотношений. Рассмотрим, какие нормативные документы должен знать специалист, осуществляющий ведение кадровой документации в образовательной организации.
Первоначально, ему необходимо знать основной закон нашего государства – Конституцию Российской Федерации. Данный закон в соответствии с нормами международного права запрещает принудительный труд, закрепляет свободу труда, своевременный отдых, на защиту своих прав,
право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию1.
Конституция Российской Федерации дает гарантии на обеспечение сохранности информации о частной жизни лица. В статье 24 данного закона сказано, что должностные лица обязаны знакомить работников с документами, в которых затрагиваются их права и свободы.
Вторым по важности законодательным актом, регулирующим трудовые отношения, является Трудовой
кодекс Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ), который в своих нормах также воспринимает положения Конституции Российской Федерации. В соответствии с ТК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы РФ (ст. 10 ТК РФ). Общепризнанные принципы и нормы, исходя из которых в ст. 2 ТК РФ сформулированы основные принципы трудовых отношений, должны применяться при толковании различных норм. Юридически разграничение применения общих и специальных норм Трудового кодекса закреплено в п. 6 ст. 11 ТК РФ, определяющем установление особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и др.) в соответствии с ТК РФ. В основу специального регулирования отдельных категорий работников положен принцип отраслевой дифференциации труда в зависимости от тех или иных профессиональных особенностей. Специальный правовой блок, посвященный труду педагогических работников, представлен в качестве самостоятельного субинститута разделом XII «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников» и выделен в отдельную главу 52 «Особенности регулирования труда педагогических работников». Указанная глава объединяет ст. ст. 331-336 ТК РФ и раскрывает следующие вопросы: определяющие
1Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием
12.12.1993 // Собрание законодательства РФ. 2014.
№ 31. Ст. 4398.
условия реализации права на занятие педагогической деятельностью, особенности прекращения и заключения трудового договора с работниками высших учебных заведений, продолжительность рабочего времени педагогических работников, ежегодный основной оплачиваемый отпуск, длительный отпуск сроком до одного года для педагогических работников, дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическим работником1. Положения данной главы не могут составлять полной картины федерального регулирования трудовых отношений в образовании. Определенные нормативные акты призваны дополнять отраслевые нормы трудового права.
К данным документам, прежде всего можно отнести Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который в некотором роде усиливает эффект отраслевой дифференциации. Этот источник определил вектор дальнейшего развития регулирования образования как важнейшего социального института. Данный нормативно-правовой акт содержит комплексный характер и определяет основы правового статуса работников образовательной организации, в том числе и в сфере труда2.
Положения отмеченного федерального закона дополняются нормативными правовыми актами и распорядительными документами Правительства Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, такими как: Приказ Минобрнауки России от 23.07.2015
№ 749 «Об утверждении Положения о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу», который регулирует порядок замещения должностей педагогических