Файл: Формирование мотивации к обучению у младших школьников через систему оценивания знаний на уроках окружающего мира.docx
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 453
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.3 Значение оценки в становлении мотивации к обучению у младших школьников
В педагогике актуальной проблемой прошлого являлась проблема оценивания знаний и стремлений учащихся. Таковой она является и сегодня.
Формирование оценочной деятельности связано с раскрытием следующих понятий: «учебная деятельность», «оценка», «отметка», «умения».
Слова «оценка» и «отметка», согласно толковым словарям русского языка, не являются синонимами. Оценка – это мнение об уровне или качестве чего-либо или кого-либо; отметка – это установленное обозначение степени знаний ученика. При оценивании ответа ученика учитель сообщает свое личное мнение о выполненной работе конкретного ребенка. Когда учитель ставит отметку, на первый план выдвигается общегосударственный стандарт качества знаний, умений и навыков ученика.
До настоящего времени не только в педагогической практике, но и в дидактической, и методической литературе, как и в различных нормативных документах допускается синонимичное понимание этих терминов. Поэтому часто используют слово отметка в сочетании с характеристиками процесса и результата оценивания [7, с. 125].
Рассмотрим вопрос о роли оценки в становлении мотивации учения. Необходимость особого рассмотрения этого вопроса вызвана тем, что, с одной стороны, оценка работы ученика играет, несомненно, огромную мотивационную роль в его деятельности, а с другой – проблема оценки, пожалуй, в настоящее время наиболее дискуссионная. Формы ее выражения – отметки, которые до сих пор распространены от весьма далеких времен и порой не соответствуют сегодняшним задачам школы и условиям ее работы.
Как отмечают исследователи, в мотивации младшего школьника отметка играет большую роль. Однако не все учащиеся начальных классов хорошо понимают объективную роль отметки, непосредственная связь между отметкой и знаниями устанавливается лишь немногими. В большинстве случаев учащиеся говорят, что отметка приносит радость или огорчает их самих и родителей. Не все младшие школьники понимают смысловое значение отметки, но большая часть учащихся хотят работать на нее. В ситуации столкновения мотивов, когда ученики могут сделать выбор: решить задачу на отметку или решить задачу, требующую мыслительной активности, рассуждении, большинство школьников выбирают задачу на отметку [28].
Отметка выражает и оценку знаний учащегося, и общественное мнение о нем, поэтому младшие школьники стремятся к ней не столько ради знаний, сколько ради повышения своего престижа. Анализируя психолого-педагогическую литературу по проблеме оценивания успешности учебной деятельности учащихся можно выявить ряд работ, в которых понятие «отметка» рассматривается с социальных позиций (К. А. Альбуханова-Славская, А. А. Бодалев, В. В. Власенко, Г. И. Мальковская, Н. А. Русина, Н. В. Селезнев). Так, Альбуханова-Славская пишет, что социальный аспект отметки определяется тем, что она «отвечает потребности в общении, познании своего «я» глазами других». Цит. по: [31, с. 196].
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, отметка, ребенок, оценочная деятельность учителя, учебная мотивация, учащийся, мой ребенок, оценочная деятельность, школьник.
Из-за того что, младшие школьники придают большое значение отметке, необходимо, чтобы она приобрела иной смысл, чтобы учащиеся рассматривали ее как показатель их уровня знаний и умений. Особого внимания учителя требует отметочная мотивация, так как она таит в себе опасность в формировании эгоистических побуждений, отрицательных черт личности учащихся.
Проведенные исследования Костылева Ф. В. показали, что на втором году обучения оценочная деятельность учителя играет важную роль и для ребёнка, и для родителей. Отметки становятся и целью, и мерилом отношений к школе, самому учителю. Ученик идёт в школу не только за знаниями, но и за «хорошими отметками», которые необходимы не столько ему, сколько, как показали результаты нашего исследования, его родителям.
Дети остро чувствуют психологическую и социальную значимость оценки. Для многих оценочная деятельность является стимулом и целью обучения. В исследовании отчетливо прослеживается тот факт, что отметка влияет на мотивацию учащегося, определяет его самооценку и психическое состояние в целом. В настоящее время система выставления отметок устраивает и учителя, и родителей. За много лет они привыкли к существующей системе, им не приходится решать сложных вопросов, связанных с оценкой. Большинство родителей считают, что знания важнее отметки, однако мнение об успеваемости своего ребёнка строят, основываясь на отметках в дневнике и классном журнале [16, c. 95].
Отметки будут тормозить процесс развития учащихся до тех пор, пока не лишатся своей социальной значимости в решении вопроса о сортировке учащихся на «хороших» и «плохих», пока родители не откажутся видеть своих детей через призму отметок, пока не поймут, что усилия и старания каждого ребенка в учебном труде достойны большего внимания, чем результат [29, c. 132-134].
Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным образом в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен направляться на формирование у учащихся адекватной самооценки работы, ее рефлексии. Балльная оценка должна занимать в оценочной деятельности учителя второстепенное место. Особенно осторожно надо использовать в текущем учете неудовлетворительные отметки, а на первых порах обучения, по-видимому, лучше вовсе их не использовать. Вместо этого надо просто указывать на имеющиеся пробелы в работе. Такой анализ надо где-то фиксировать. При тематической форме учета и оценке работы учащихся это легко сделать.
Другим правилом выставления отметки учителем для поощрения мотивации является такой прием, когда он сравнивает успехи не с успехами других учеников, а с его прежними результатами.
Для становления мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определенной системе, в комплексе, ибо не один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли в становлении мотивации всех учащихся.
На каждом отдельном этапе урока для развития того или иного мотивационного фактора деятельности необходимо использовать определенные педагогические приемы [10].
С психологической точки зрения важна не любая мотивация учебной работы учащихся, а такая, которая основана главным образом на познавательной потребности и интересе учащихся, на признаваемой ими результативно-процессуальной ценности этой деятельности. Между тем, когда учителя с момента появления ребенка в школе постоянно и весьма часто пользуются отметкой как мотивирующим средством, как средством побуждения ученика к активной работе, то тем самым они сдвигают центр мотивационной сферы его деятельности с самой деятельности, с ее результата и процесса на оценку деятельности, т.е. на что-то внешнее по отношению к этой деятельности. Отметка в этом случае приобретает в глазах школьника самодовлеющую ценность и заслоняет подменную ценность его деятельности.
Деятельность учащихся, не подкрепленная в должной мере познавательной потребностью и интересом, направленная на внешние ее атрибуты, на отметку, становится недостаточно эффективной, отметка зачастую становится неадекватной. Это приводит к тому, что отметка для многих учащихся перестает играть мотивирующую роль, а тогда и сама учебная работа теряет для них всякую ценность. Вот почему в последние годы педагоги, методисты, психологи и сами учителя усилено ищут новые формы оценки учебной работы учащихся.
Для того чтобы развивать у учащихся умения самооценки и самоконтроля работы, следует использовать разные формы взаимопроверки и взаимооценки, задание на рефлексию (анализ) своей деятельности. Как показывают многолетние эксперименты, все это формирует у учащихся правильное и рациональное отношение к отметке, как к важной, но, конечно, не самой существенной ценности в работе [23, c. 95].
Грамотный учебный процесс должен быть направлен на согласование внешней системы управления обучением с личностной системой управления учащегося и учёте результатов его самоконтроля. Это направление обращено к деятельности ученика и связывает проблему качества образования и её эффективность с активной позицией школьника в познавательном процессе, что напрямую связано с самоконтролем и самооценкой знаний учащихся.
Самоконтроль и самооценка знаний учащимися – средство активизации их познавательной деятельности.
Самоконтроль и самооценка знаний и умений учащимися является одним из этапов личностной системы управления ученика в процессе его познавательной деятельности.
Внешний контроль и личностный самоконтроль психологически взаимосвязаны. Внешний контроль, как фактор, влияет на развитие самосознания, предполагает наличие стандартов, норм, критериев. Контроль извне имеет свое собственное «измерение», так как подразумевает способ, с помощью которого происходит управление конкретным действием. Внешний контроль со стороны педагога на основе его требований переходит в самоконтроль учащегося.
Значение самоконтроля в процессе своей познавательной деятельности заключается в сопоставлении знаний и умений учащимся в соответствии мотиву деятельности и достижением поставленным целям, своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок, сравнение своей деятельности с его результатом, или сравнение с каким-то образцом или с заданным результатом действия, с эталоном
[35, с. 132].
Всеми многочисленными исследователями по проблеме самоконтроля признается необходимость формирования самоконтроля у учащихся для успешного выполнения ими учебной деятельности. Во всех многочисленных работах также утверждается, что самоконтролю следует обучать специально.
В тоже время у человека с раннего возраста функционирует личностная система управления, самоконтроль, саморегуляция своей деятельности. Если бы этого не было, то человек не научился бы ходить на двух ногах, говорить, пользоваться ложкой и многое другое. В связи с этим автор считает, что самоконтролю специально обучать не имеет смысла. Но для значительной активизации познавательной деятельности учащихся, категорически необходимо вводить самоконтроль знаний и умений в технологию учебного процесса и использования его результата (самооценку) в управлении познавательной деятельности. Опыт показывает, что всякое развитие происходит в деятельности. Поэтому учащегося надо включать в самостоятельную познавательную деятельность, в которой и происходит автоматическое привитие навыков самоконтроля.
С этой целью необходимо систематически давать учащимся задания для самостоятельной работы, причём эти задания не должны быть отпугивающе трудными.
Производя познавательную деятельность, учащийся будет производить самоконтроль по достижению определённых своих результатов. Включение ученика в познавательную деятельность – это уже является мощным средством активизации его познания в конкретном направлении. В тоже время технология включения учащегося в сознательную познавательную деятельность, в процесс самообразования, является серьёзным пробелом существующих теорий обучения [7, с. 141].
Существует большое количество определений и толкований различными авторами термина и понятия «самоконтроль», в основном отличные от нашего понимания, что такое «самоконтроль».
Самоконтроль, ни больше, ни меньше – это один из этапов цикла личностной системы управления своей деятельностью. В ходе самоконтроля учащийся производит умозаключения по оценке проведённой деятельности. Результатом самоконтроля всегда является оценка произведённых им действий. По итогам самооценки, если она не удовлетворяет личность ученика, происходит корректирование проведённого действия, в результате он овладевает практическими умениями и навыками. Самоконтроль способствует усвоению конкретных знаний, развитию мышления и формированию практических навыков.