Файл: Формирование мотивации к обучению у младших школьников через систему оценивания знаний на уроках окружающего мира.docx
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 444
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самоконтроль усвоения материала конкретными порциями значительно упрощается для учащихся. Разбивка учебного материала, предназначенного для усвоения учащимися, активизирует познавательный процесс. Он выступает своего рода психологической лестницей, ведущей ученика к успеху. Сделал первую порцию задания, поставил себе за это оценку, идёт дальше, освоил следующую порцию, поставил оценку и т. д. выполняются все части задания. Это продвигает ученика вверх по лестнице к успеху [33].
После изучения темы или после каждого занятия учащиеся должны сообщать педагогу результат самоконтроля (самооценку) по освоению каждого определённого элемента структуры знания или умения. Причём предлагается сообщать учителю такую оценку своих знаний или умений, на которую он претендует, и которую обязуется защитить, и если ему это будет предложено. Эта самооценка, независимо от того, защищал ученик её или нет, на каждом занятии выставляется в классный журнал. В журнал может выставляться и скорректированная оценка учителем. На каждом занятии у ученика в журнале должна стоять интегрированная оценка его познавательной деятельности. Такой психологический приём позволяет стимулировать учащихся к достижению высокого качества знаний.
Таким образом, используя самоконтроль учащихся, сравнительно легко автоматически повышается и качество, и эффективность учебного процесса. В учебном процессе с реальным управлением не бывает не только двоечников, но и даже троечников, качество успеваемости всегда не ниже 100%. Более подробно об этой технологии можно прочитать в книге Н. Леонова «Новая эффективная дидактика» [19].
2 Практическая работа по формированию мотивации к обучению у младших школьников на уроках окружающего мира
Практическая работа по формированию учебной мотивации младших школьников, проводилась во время преддипломной практики с 11 02 2019 г. по 07.03 2019 на базе МБОУ «СОШ № 26 п. Новонежино» в третьем классе. В исследовании принимали участие 26 человек в возрасте 8-9 лет. В начальных классах МБОУ «СОШ № 26 п. Новонежино реализуется УМК «Школа 21 века».
Работа проводилась в 2 этапа.
Первый этап – исследование мотивации к учебной деятельности у третьеклассников.
Второй этап – проведение уроков окружающего мира в третьем классе, направленных на формирования мотивации учебной деятельности через систему оценивания.
На первом этапе мы выявили уровень учебной мотивации с использованием следующих методик:
-
«Направленность на получение знаний» (Приложение А), «Направленность на отметку» (Приложение Б). Методика разработана Е. П. Ильиным и Н. А. Кудрюковой [12, с. 120]. -
«Изучение отношения к обучению» Г. Н. Казанцевой [13] (Приложение В). -
Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н. Г. Лускановой [20] (Приложение Г).
Выбор методик, использованных в исследовании, отличается доступностью для изучаемого контингента и пригодностью для группового обследования.
Методика Е. П. Ильина и Н. А. Кудрюковой направлена на выявление у младших школьников направленности на получение знаний или отметку. Сопоставление баллов по методике «Направленность на приобретение знаний» и методике «Направленность на отметку» показывает преобладание той или иной тенденции у данного ученика: на знания или на оценки. Дается 12 утверждений-вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса написать букву (А или Б), соответствующую выбранному ответу. В методике «Направленность на оценку» начисляется по 1 баллу за ответы «а» на вопросы по позициям 1-9 и за ответы «нет» – по позициям 10-12. В «Методике «Направленность на получение знаний – 1 балл за ответ под буквой «а» на вопросы под номерами 1-6, 8-11, и за ответ «б» на вопросы № 7, 11. Подсчитывается общая сумма баллов.
Диагностика по этой методике проводилась с детьми в форме тестирования. В содержание вопросов анкетирования входили критерии направленности на получение знаний. Результаты диагностики по методике «Направленность на получение знаний» отражены в Таблице Б.1 Приложения Б. Сводные результаты, представлены в Таблице 1 и на гистограмме (рис. 1).
Таблица 1 – Результаты диагностики «Направленность на получение знаний» Е. П. Ильина и Н. А. Кудрюковой
Степень выраженности мотивации на получение знаний | Количество учащихся | % учащихся |
Низкая | 6 | 23 |
Средняя | 18 | 71 |
Высокая | 1 | 3 |
Рисунок 1 – Гистограмма степени выраженности мотивации на получение знаний определённой по методике Е. П. Ильина и Н. А. Кудрюковой
Результаты исследования показали, что 71% обучающихся имеют средний уровень выраженности направленность на приобретения знаний, 23% – средний уровень. Высоким уровнем мотивации на получение знаний обладает 3% учащихся. Это говорит о необходимости включения системы приемов направленных на формирование этого вида мотивации к учению.
Результаты исследования характера мотивации учащихся третьего класса на получения отметки представлены в Таблице Г.1 в Приложении Г. После проведения диагностики обучающихся по методике «Направленность на отметку», у нас выделились следующие уровни, относительно направленности на отметку представленные в сводной Таблице 2 и на гистограмме (рис. 2).
Таблица 2 – Результаты диагностического исследования мотивации «Направленность на получение отметки» Е. П. Ильина и Н. А. Кудрюковой
Степень выраженности мотивации на получение отметки | Количество учащихся | % учащихся |
Низкая | 4 | 14 |
Средняя | 11 | 43 |
Высокая | 11 | 43 |
Рисунок 2 – Гистограмма результатов диагностики мотивации «Направленность на получения отметки» Е. П. Ильина и Н. А. Кудрюковой
По результатам исследования по направленности мотивации на получение отметки мы видим, что 43% обучающихся имеют высокий и 43% средний уровень выраженности направленности на получение отметки и 14% учащихся показали низкий уровень этой мотивации. Таким образом, большинство учащихся мотивированы на получение оценки.
Методика «Изучение отношения к обучению» разработаная Г. Н. Казанцевой предназначена для анализа мотивов учения. Ученикам был задан вопрос: «Почему ты учишься?», и было предложено 15 высказываний (Приложение Д). Ученик должен выбрать утверждения, наиболее точно соответствующие его ответам на вопросы (например, «Это мой долг», «Хочу быть грамотным»; «Хочу быть полезным гражданином»). Результаты диагностики приведены в Таблице Е.1 Приложения Е. Сводные результаты диагностики по методике Г. Н. Казанцевой представлены в Таблице 3. В зависимости от того, какие утверждения ученик выбрал, определялась мотивация к обучению: внешняя мотивация к обучению или внутренняя мотивация к обучению. Вопросы с 1 по 7 соответствуют внутренней мотивации к обучению, с 8 по 15 – внешней мотивации к обучению.
Таблица 3 – Ответы на вопрос: «Почему ты учишься?»
Ответы на вопрос | Количество учащихся | |
1 | Это мой долг | 0 |
2 | Хочу быть грамотным | 1 |
3 | Хочу быть полезным гражданином | 0 |
4 | Не хочу подводить свой класс | 2 |
5 | Хочу быть умным и эрудированным | 3 |
6 | Хочу получить полные и глубокие знания | 3 |
7 | Хочу научиться самостоятельно, работать | 3 |
8 | Все учатся, и я – тоже | 7 |
9 | Родители заставляют | 12 |
10 | Нравится получать хорошие оценки | 10 |
11 | Чтобы похвалил учитель | 6 |
12 | Чтобы товарищи со мной дружили | 6 |
13 | Для расширения кругозора | 4 |
14 | Классный руководитель заставляет | 5 |
15 | Хочу учиться | 3 |
На диаграмме (рис. 3) отражены сводные результаты выбора ответов детей на поставленный вопрос – «Почему ты учишься?».
Из диаграммы видно, что утверждение 9 (родители заставляют) ученики выбирали чаще всего, а утверждения 3, 6, 7, 13, 15 – меньше всего.
Рисунок 3 – Распределение учащихся по типам утверждений по методике «Изучение отношения к обучению» Г. Н. Казанцевой
Проанализировав данные диаграммы, мы пришли к выводу, что у учащихся преобладает внешняя мотивация к обучению – основанная на поощрениях, наказаниях и других видах стимуляции.
«Оценка уровня школьной мотивации» Н. Г. Лускановой (Приложение Ж) также является определение школьной мотивации. Данная методика состоит из анкеты, которая содержит десять вопросов, в которых отражается отношение детей к школе и учебному процессу
, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Н. Г. Лусканова отмечает, что наличие у обучающегося такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ребенка проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.
Данная методика может быть использована как при индивидуальном обследовании школьника, так и при проведении групповой диагностики классного коллектива.
В нашем случае использовался второй вариант, так как он помогает получить более искренние ответы. Обучающимся были даны анкеты в напечатанном виде, дана следующая инструкция:
-
прочитайте вопрос и из предложенных вариантов ответа выберите один и отметьте его буквенное значение на бланке ответов.
Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, поэтому для упрощения оценки может быть использован специальный ключ, приведённый в Таблице Ж.2 в Приложении Ж. Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.
Результаты анкетирования учащихся третьего класса по методике Н. Г. Лускановой отражены в Таблице 4.
Таблица 4 – Оценка уровня школьной мотивации учащихся 3 класса по методике Н. Г. Лускановой
Уровень школьной мотивации, баллы | Количество учащихся | Количество учащихся в % |
25 –30 | 2 | 8 |
24 – 20 | 5 | 19 |
15 – 19 | 14 | 54 |
10 – 15 | 5 | 19 |
Ниже 10 | 0 | 0 |
Анализ и интерпретацию данных, полученных с помощью данной методики, проводился по следующим параметрам:
-
25 – 30 баллов (очень высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. -
20 – 24 балла – (высокий уровень) хорошая школьная мотивация. -
15 – 19 баллов – (средний уровень) положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. -
10 – 14 баллов – (низкий уровень) низкая школьная мотивация. -
Ниже 10 баллов – (очень низкий уровень) негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.