Файл: Министерство науки и высшего образования российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 1411
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
30
ПК-1, ПК-2,
ПК-5
Этап формирования умений.
Аналитическое задание (задачи,
ситуационные
задания, кейсы,
проблемные ситуации
и т.д.)
Практическое применение теоретических положений применительно к профессиональным задачам, обоснование принятых решений
1) свободно справляется с задачами и практическими заданиями, правильно обосновывает принятые решения, задание выполнено верно, даны ясные аналитические выводы к решению задания, подкрепленные теорией - 9-
10 баллов;
2) владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий, задание выполнено верно, отмечается хорошее развитие аргумента, однако отмечены погрешности в ответе, скорректированные при собеседовании
-7-8 баллов;
3) испытывает затруднения в выполнении практических заданий, задание выполнено с ошибками, отсутствуют логические выводы и заключения к решению5-6 баллов;
4) практические задания, задачи выполняет с большими затруднениями или задание не выполнено вообще, или задание выполнено не до конца, нет четких выводов и заключений по решению задания, сделаны неверные выводы по решению задания
- 0-4 баллов.
От 0 до 10 баллов
ПК-1, ПК-2,
ПК-5
Этап формирования навыков и получения опыта.
Аналитическое задание (задачи,
ситуационные
задания, кейсы,
проблемные ситуации
и т.д.)
Решение практических заданий и задач, владение навыками и умениями при выполнении практических заданий, самостоятельность, умение обобщать и излагать материал.
4.4. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки
знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы
формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.
Теоретический блок вопросов:
1. Роль информатизации в развитии общества и системы образования.
2. Определение понятий «компьютеризация», «автоматизация», «информатизация».
3. Сущность информатизации общества
4. Программы и проекты информатизации образования.
5. Основные этапы информатизации.
6. Основные принципы информатизации.
7. Важнейшие направления информатизации
8. .Информатизация образования как фактор интенсификации создания образовательных ресурсов.
31 9. Информационный рынок: определение, становление, современное состояние.
10. Создание информационного общества как результат процесса информатизации.
11. Роль библиотек в построении образования информационного общества
12. Рынок образовательной информации.
13. Структура рынка информации: секторы, основные участники, информационные продукты и услуги, формы и структуры собственности.
14. Базы данных как основной информационный продукт.
15. Сегментация — важнейший метод изучения рынка информации.
16. Методы управления системой образованием на основе средств информатизации и коммуникации.
17. Программно-методическое обеспечение процесса самообразования в области использования возможностей ИКТ.
18. Учебно-материальная база процесса информатизации образования
19. Сетевое образовательное сообщество
20. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ).
21. Средства ИКТ.
22. Основные направления внедрения средств ИКТ в сферу образования.
23. Факторы интенсификации обучения, реализуемые при использовании средств ИКТ.
24. Перспективные направления исследований в области информатизации образования.
25. Методологические и прогностические аспекты развития педагогической науки в связи с внедрением ИКТ.
Теоретический блок вопросов – экзамен
1. Состав и требования к программно-методическому обеспечению.
2. Педагогическая целесообразность и дидактические требования к ПС УН.
3. Информационно-предметная среда со встроенными элементами технологии обучения.
4. Виды информационного учебного взаимодействия при работе в локальных и глобальной сетях.
5. Уровни автоматизации управления системой образования
6. Перспективные направления разработки и использования средств ИКТ в образовании.
7.
В
иды педагогической деятельности.
8. Типы учебной литературы в зависимости от функции, выполняемой в процессе обучения.
9. Специфика учебной литературы в вузе, отличительные особенности учебно- методических комплексов литературы на различных факультетах, для различных специальностей и специализаций
10. Новое поколение учебной литературы: аудиовизуальные, электронные, гипертекстовые, мультимедийные источники информации
11. Образовательные информационные ресурсы органов НТИ, федеральных НТБ
(ГЦНМБ, ЦНСХБ), Росинформресурса.
12. Классификация образовательных информационных ресурсов
13. Опубликованные и неопубликованные документы в составе образовательных информационных ресурсов.
14. Определение понятий «электронная библиотека», «цифровая библиотека»,
«виртуальная библиотека», «медиатека».
15. Объективные предпосылки создания и этапы развития электронных библиотек.
16. Конверсия учебных документов на традиционных носителях в электронные как важнейшая задача современного образования
17. Новое поколение учебной литературы: аудиовизуальные, электронные, гипертекстовые, мультимедийные источники информации
18. Базы данных как основной информационный продукт.
19. Система авторского права в контексте создания и актуализации образовательных ресурсов.
32 20. Определение понятий «электронная библиотека», «цифровая библиотека»,
«виртуальная библиотека», «медиатека».
21. Объективные предпосылки создания и этапы развития электронных библиотек.
22. Структура и технология электронных библиотек в образовательном учреждении.
Информационная база электронных библиотек вуза. Цели и задачи межведомственной программы «Электронные библиотеки России».
23. Перспективы развития электронных библиотек.
24. Защита информации с ограниченным доступом (коммерческой, банковской, профессиональной).
25. Защита образовательных информационных систем.
26. Технологии оцифровки информации.
27. Особенности оцифровки текстов, изображений, микрофильмов.
28. Технические средства создания электронных документов.
29. Сканирование как основной способ создания электронных документов.
30. Технологии сканирования печатных материалов.
31. Области применения технологий сканирования в автоматизированных библиотечно- информационных системах и образовании в целом.
32. Перспективы развития электронных библиотек.
33. Гипертекст как специфическая форма нелинейного представления информации.
34. Состав технологии передачи информации в Интернет: электронная почта, сетевые телеконференции, технология передачи файлов.
35. Свойства гипертекста и их реализации в процессе создания электронных документов образовательного назначения.
36. Технологии подготовки мультимедийных образовательных продуктов.
37. Программное обеспечение мультимедиа.
38. Технологии подготовки презентации.
39. Программные и технические средства презентационных технологий.
40. Состав технологии передачи информации в Интернет: электронная почта, сетевые те- леконференции, технология передачи файлов и др.
41. Назначение и сущность технологии телеконференций. Вебинар.
42. Состав технологических операций при проведении телеконференции в режимах on- line и off-line.
43. Технология проведения видеоконференций и их реализация в образовательном про- цессе.
44. Технологии Интернет-телефонии
45. Дидактические возможности информационных технологий.
46. Библиотека в современном информационном пространстве. Библиотечные сети.
47. ИТ в гуманитарном образовании лиц с ограниченными возможностями.
48. Система российских образовательных порталов.
49. Информационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений обучаемых.
50. Основные направления использования технологии телекоммуникации в образовании.
Аналитическое задание (задачи, ситуационные задания, кейсы, проблемные
ситуации и т.д.): Назвать виды образовательного контента для дистанционной работы обучающегося
Аналитическое задание (задачи, ситуационные задания, кейсы, проблемные
ситуации и т.д.): Назвать виды образовательного контента для самостоятельной работы обучающегося
33
4.5 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний,
умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования
компетенций
Промежуточная аттестация по учебной дисциплине проводится в соответствии с
Положением о промежуточной аттестации обучающихся по основным профессиональным образовательным программам высшего образования
– программ бакалаврита/магистратуры/специалитета в Российском государственном социальном университете и Положение о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по основным профессиональным образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры в Российском государственном социальном университете.
На промежуточную аттестацию отводится 20 рейтинговых баллов.
Ответы обучающегося на контрольном мероприятии промежуточной аттестации оцениваются педагогическим работником по 20 - балльной шкале, а итоговая оценка по учебной дисциплине выставляется по пятибалльной системе для экзамена/дифференцированного зачета и по системе зачтено/не зачтено для зачета.
Критерии выставления оценки определяются Положением о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по основным профессиональным образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры в Российском государственном социальном университете.
РАЗДЕЛ 5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1 Перечень основной и дополнительной учебной литературы для освоения
дисциплины (модуля).
5.1.1. Основная литература
1. Черткова, Е. А. Компьютерные технологии обучения : учебник для вузов /
Е. А. Черткова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. —
250 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07491-8. — Режим доступа : urait.ru/book/kompyuternye-tehnologii-obucheniya-452449
5.1.2. Дополнительная литература
1. Соколова, В. В. Вычислительная техника и информационные технологии. Разработка мобильных приложений : учебное пособие для вузов / В. В. Соколова. — Москва :
Издательство Юрайт, 2020. — 175 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-
6525-4. — Режим доступа : urait.ru/book/vychislitelnaya-tehnika-i-informacionnye- tehnologii-razrabotka-mobilnyh-prilozheniy-451366 2. Стружкин, Н. П. Базы данных: проектирование : учебник для вузов / Н. П. Стружкин,
В. В. Годин. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 477 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00229-4. — Режим доступа : urait.ru/book/bazy-dannyh- proektirovanie-450165
5.2 Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет»,
необходимых для освоения дисциплины (модуля)
№
№
Название элек-
тронного ресурса
Описание электронного ресурса
Используемый для
работы адрес
1.
ЭБС «Университет- ская библиотека онлайн»
Электронная библиотека, обеспечивающая доступ высших и средних учебных заведе- ний, публичных библиотек и корпоративных http://biblioclub.ru/
34
№
№
Название элек-
тронного ресурса
Описание электронного ресурса
Используемый для
работы адрес пользователей к наиболее востребованным материалам по всем отраслям знаний от ве- дущих российских издательств
2.
Научная электрон- ная библиотека eLIBRARY.ru
Крупнейший российский информационно- аналитический портал в области науки, тех- нологии, медицины и образования, содержа- щий рефераты и полные тексты более 34 млн научных публикаций и патентов http://elibrary.ru/
3.
Образовательная платформа Юрайт
Электронно-библиотечная система для ВУ-
Зов, ССУЗов, обеспечивающая доступ к учебникам, учебной и методической литера- туре по различным дисциплинам.
https://urait.ru/
4.
База данных
«EastView»
Полнотекстовая база данных периодических изданий http://ebiblioteka.ru/
5.
База данных меж- дународного индек- са научного цити- рования «Scopus»
Библиографическая и реферативная база данных и инструмент для отслеживания ци- тируемости статей, опубликованных в науч- ных изданиях http://www.scopus.com
6.
Международный индекс научного цитирования «Web of Science»
Поисковая интернет-платформа, объединя- ющая реферативные базы данных публика- ций в научных журналах и патентов, в том числе базы, учитывающие взаимное цитиро- вание публикаций. Web of Science охватыва- ет материалы по естественным, техническим, общественным, гуманитарным наукам и ис- кусству. http://webofknowledge.
com
7.
Электронная биб- лиотека
«Grebennikon»
Библиотека предоставляет доступ более чем к 30 журналам, выпускаемых Издательским домом "Гребенников". https://grebennikon.ru
5.3 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)
Освоение обучающимся дисциплины
(модуля)
«Информационные
и
коммуникационные технологии в образовании» предполагает изучение материалов дисциплины на аудиторных занятиях и в ходе самостоятельной работы. Аудиторные занятия проходят в форме лекций, семинаров и практических занятий. Самостоятельная работа включает разнообразный комплекс видов и форм работы обучающихся.
Для успешного освоения дисциплины (модуля) и достижения поставленных целей необходимо внимательно ознакомиться с рабочей программы дисциплины (модуля), доступной в электронной информационно-образовательной среде РГСУ.
Следует обратить внимание на списки основной и дополнительной литературы, на предлагаемые преподавателем ресурсы информационно-телекоммуникационной сети
Интернет. Эта информация необходима для самостоятельной работы обучающегося.
При подготовке к аудиторным занятиям необходимо помнить особенности каждой формы его проведения.
Подготовка к занятию семинарского типа
При подготовке и работе во время проведения лабораторных работ и занятий семинарского типа следует обратить внимание на следующие моменты: на процесс предварительной подготовки, на работу во время занятия, обработку полученных результатов, исправление полученных замечаний.
35
Предварительная подготовка к учебному занятию семинарского типа заключается в изучении теоретического материала в отведенное для самостоятельной работы время, ознакомление с инструктивными материалами с целью осознания задач лабораторной работы/практического занятия, техники безопасности при работе с приборами, веществами.
Работа во время проведения учебного занятия семинарского типа включает:
− консультирование студентов преподавателями и вспомогательным персоналом с целью предоставления исчерпывающей информации, необходимой для самостоятельного выполнения предложенных преподавателем задач, ознакомление с правилами техники безопасности при работе в лаборатории;
− самостоятельное выполнение заданий согласно обозначенной учебной программой тематики.
Обработка, обобщение полученных результатов лабораторной работы проводиться обучающимися самостоятельно или под руководством преподавателя (в зависимости от степени сложности поставленных задач). В результате оформляется индивидуальный отчет.
Подготовленная к сдаче на контроль и оценку работа сдается преподавателю. Форма отчетности может быть письменная, устная или две одновременно. Главным результатом в данном случае служит получение положительной оценки по каждой лабораторной работе/практическому занятию. Это является необходимым условием при проведении рубежного контроля и допуска к зачету/дифференцированному зачету/экзамену. При получении неудовлетворительных результатов обучающийся имеет право в дополнительное время пересдать преподавателю работу до проведения промежуточной аттестации.
Самостоятельная работа.
Для более углубленного изучения темы задания для самостоятельной работы рекомендуется выполнять параллельно с изучением данной темы. При выполнении заданий по возможности используйте наглядное представление материала. Более подробная информация о самостоятельной работе представлена в разделах «Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы по дисциплине (модулю)», «Методические указания к самостоятельной работе по дисциплине (модулю»).
5.4 Информационно-технологическое обеспечение образовательного процесса по
учебной дисциплине
5.4.1. Средства информационных технологий
1. Персональные компьютеры;
2. Средства доступа к Интернет;
3. Проектор.
5.4.2. Программное обеспечение
1.Операционная система Windows 7 2.Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OPEN No Level
3.Справочно-правовая система Консультант+
4.Acrobat Reader DC
5.7-Zip
6.SKY DNS
7.TrueConf(client)
5.4.3. Информационные справочные системы и профессиональные базы данных
№
№
Название элек-
тронного ресурса
Описание электронного ресурса
Используемый для
работы адрес