Файл: Министерство науки и высшего образования российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 1366

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

16
РАЗДЕЛ 1.3.1. ИКТ в процессе принятия и реализации управленческих решений
в образовательном учреждении.
Цель: сформировать компетенции в области создания и использования программных
средств учебного назначения и электронных образовательных ресурсов при реализации об-
разовательные программы в соответствии с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов.
Перечень изучаемых элементов содержания
1. Обоснование возможности использования средств ИКТ для автоматизации про- цесса принятия и реализации управленческих решений в образовательном учре- ждении;
2. Спектр средств ИКТ, применяемых для автоматизации процесса принятия и реа- лизации управленческих решений;
3. Технические возможности средств ИКТ по реализации управленческих функций информационной среды образовательного учреждения;
4. Условия автоматизации управления средствами ИКТ системы образования района, города, области
;
5. Преимущества в управлении образованием при использовании унифицированных информационных баз данных.
6. Основные направления внедрения и использования информационных технологий управленческого и педагогического назначения в системе образования;
7. Сущностные характеристики информационных технологий управления;
8. Структура информационной технологии управления;
9. Техническая основа информационных технологий управленческого и педагогиче- ского назначения.
10. Условия использования распределенного информационного ресурса в целях опти- мизации управления в образовательном учреждении;
11. Компетенции в области организации административного управления на базе рас- пределённого информационного ресурса как компонент ИКТ-компетентности ад- министратора;
12. Особенности внедрения средств телекоммуникаций в процесс управления образо- вательным учреждением.
Вопросы для самоподготовки:
1. Современные программные комплексы управления образовательным учреждени- ем;
2. Перспективные информационные технологии, применение которых возможно для повышения эффективности управления образовательным учреждением;
3. Вопросы информационной безопасности при реализации программы автоматиза- ции управления образовательным учреждением;
4. Подходы к определению Стандартов на аппаратные и программные интерфейсы технологий управленческого и педагогического назначения;
5. Требования к компетентности руководителя образовательного учреждения в обла- сти применения средств ИКТ в образовательном учреждении.
6. Отечественные информационные базы и информационно-справочной документа- ции в сфере образования.
7. Формы и технологии использования информационных сетей для доставки управ- ления образовательным учреждением;
8. Базы и банки данных управленческой информации в Интернет;
9. Телеконференции как форма сопровождения управленческой деятельности в ре- жиме реального времени;
10. Сетевые педагогические сообщества: состав, примеры.


17
РАЗДЕЛ 1.3.2 Модель управления комплексной информатизацией образователь-
ного учреждения.
Цель: сформировать компетенции в области создания и использования программных
средств учебного назначения и электронных образовательных ресурсов при реализации об-
разовательные программы в соответствии с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов.
Перечень изучаемых элементов содержания
1. Понятие комплексной информатизации школьного образования;
2. Цели комплексной информатизации образовательного учреждения;
3. Управленческие действия при проектировании модели управления комплексной информатизацией;
4. Задачи управления комплексной информатизацией образовательного учреждения;
5. Принципы построения модели управления комплексной информатизацией образо- вания.
6. Концептуальная основа модели управления комплексной информатизацией обще- образовательной школы;
7. Схема структурно-функциональной модели управления комплексной информати- зацией общеобразовательной школы;
8. Структурные компоненты модели управления комплексной информатизацией об- щеобразовательной школы, состав информационных модулей и их содержание;
9. Критерии оценки эффективности модели;
10. Концептуальная основа модели управления комплексной информатизацией муни- ципальной и региональной системы образования;
11. Основные характеристики модели управления комплексной информатизацией му- ниципальной системы образования;
12. Схема структурно-функциональной модели управления комплексной информати- зации муниципальной системы образования;
13. Структурные компоненты модели управления комплексной информатизации му- ниципальной системы образования, состав информационных модулей и их содер- жание.
Вопросы для самоподготовки:
1. Развитие представлений о комплексной информатизации школьного образования;
2. Трансформация целей информатизации школы на этапах развития образователь- ных и управленческих информационных технологий;
3. Вопросы материально-технического и программного обеспечения в задачах управления комплексной информатизацией школы;
4. Вопросы повышения квалификации педагогов в области информационных и ком- муникационных технологий в задачах управления комплексной информатизацией школы
5. Функционал административного блока модели (примеры реализации);
6. Задачи сервера образовательного учреждения.
7. Задачи сервера муниципального отдела образования.
РАЗДЕЛ 1.3.3. Понятие информационно-коммуникационной образовательной
среды. Понятие и структура единого информационного пространства образовательного
учреждения.
Цель: сформировать компетенции в области создания и использования программных
средств учебного назначения и электронных образовательных ресурсов при реализации об-


18
разовательные программы в соответствии с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов.
Перечень изучаемых элементов содержания
1. Актуальные задачи подготовки школьников к жизни в условиях информационного общества;
2. Понятие информационно-коммуникационной образовательной среды;
3. Понятие единого информационного пространства образовательного учреждения;
4. Составляющие единого информационного пространства образовательного учре- ждения;
5. Структура единого информационного пространства образовательного учреждения.
Вопросы для самоподготовки:
1. Функции единого информационного пространства школы;
2. Оснащение кабинетов и структурных подразделений учебного заведения, входя- щих в состав единого информационного пространства образовательного учрежде- ния.
РАЗДЕЛ 1.4.1. Принципы формирования и управления единым информацион-
ным пространством образовательного учреждения.
Цель: сформировать компетенции в области создания и использования программных
средств учебного назначения и электронных образовательных ресурсов при реализации об-
разовательные программы в соответствии с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов.
Перечень изучаемых элементов содержания
1. Иерархическая модель информационного пространства образовательного учре- ждения;
2. Взаимодействие основных информационных потоков в информационном про- странстве образовательного учреждения;
3. Общие принципы формирования информационного пространства образовательно- го учреждения;
4. Информационные системы и информационные модули модели информационного пространства образовательного учреждения;
5. Основные принципы управления информационным пространством образователь- ного учреждения.
Вопросы для самоподготовки:
1. Технологии взаимодействия образовательного учреждения с субъектами системы управления образованием в рамках информационного пространства;
2. Программные продукты обеспечения содержания учебного процесса цифровыми образовательными ресурсами;
3. Технологические подходы к представлению, хранению и организации доступа к базовой информации образовательного учреждения.
РАЗДЕЛ 1.4.2. Единая информационная база - ядро системы информатизации
образовательного учреждения.
Цель: сформировать компетенции в области создания и использования программных
средств учебного назначения и электронных образовательных ресурсов при реализации об-


19
разовательные программы в соответствии с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов.
Перечень изучаемых элементов содержания
1. Основные и дополнительные звенья программной реализации информационного пространства;
2. Детализированная схема баз данных образовательного учреждения;
3. Общие принципы формирования единой базы данных образовательного учрежде- ния;
4. Информация общего доступа как наглядное отображение базовой информации.
5. Особенности функционирования информатизированных рабочих мест специали- стов;
6. Требования к информатизированным рабочим местам специалистов.
Вопросы для самоподготовки:
1. Функции административного сервера информационной системы образовательного учреждения;
2. Функции сервера образовательных ресурсов информационной системы образова- тельного учреждения;
3. Программное и аппаратное обеспечение библиотечной системы;
4. Программное и аппаратное обеспечение системы мониторинга здоровья обучаю- щихся.
5. Роль руководителя в организации процесса автоматизации основных администра- тивных процессов в образовательном учреждении;
6. Политика лицензирования программного обеспечения и использование свободно- го программного обеспечения в оснащении АРМ специалистов;
7. Применение облачных технологий в процессе автоматизации основных админи- стративных процессов и в работе информатизированных рабочих мест специали- стов.

20
Правильная нумерация разделов Нумерация разделов
далее
1.1.1
1
1.1.2.
2
1.1.3.
3
1.2.1.
4
1.2.2.
5
1.2.3.
6
1.3.1.
7
1.3.2.
8
1.3.3.
9
1.4.1.
10
1.4.2.
11
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 1
Форма практического задания: реферат.
Перечень тем рефератов к разделу 1.
1. Анализ содержания проекта "Концепция информатизации народного образования на 1990-2010 гг.» А.П. Ершова;
2. Анализ пилотных проекты информатизации образовательных учреждений 90-х гг.;
3. Приоритетный Национальный Проект «Образование». Вопросы информатизации.
4. Нормативная база информатизации общего среднего образования в России.
5. Обзор программ повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров в области информатизации в системе образования России;
6. Американский опыт использования средств ИКТ в управлении образовательным процессом;
7. Европейский опыт использования средств ИКТ в управлении образовательным процессом;
8. Модели информатизации школы (модель UNESCO, матрица BECTA, Московская таблица).
9. Электронные образовательные ресурсы как элемент информатизации образова- тельных учреждений;
10. Сетевые олимпиады и конкурсы как элемент информатизации образовательных учреждений.


21
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ К РАЗДЕЛУ 1: форма рубежного контроля – кон-
трольные вопросы и задания.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 2
Формы рубежного контроля: лабораторный практикум
Пример заданий лабораторного практикума.
«Определение уровня информатизации школы»
1.
Найдите в электронной библиотеке http://www.elibrary.ru публикации с описанием критериев оценки сайтов образовательных учреждений;
2.
Проведите анализ сайтов образовательных учреждений одного из регионов РФ по изученным критериям или разработайте свои критериям.
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ К РАЗДЕЛУ 2: форма рубежного контроля – кон-
трольные вопросы и задания.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 3
Формы рубежного контроля: лабораторный практикум
Пример заданий лабораторного практикума.
«Определение уровня информатизации образовательного учреждения
1. Ознакомьтесь с информацией для определения уровня информатизации ОУ и перечнем парамет- ров описания состояния информатизации школ.
Таблица 1. Перечень параметров описания состояния информатизации ОУ (факторов), которые можно использовать для распределения ОУ по типичным группам (кластерам)
Название фактора
1
Использование вариативных форм учебной работы, поддержанных средствами ИКТ
2
Развитие цифровой образовательной среды образовательного учреждения
3
Организационное обеспечение процессов информатизации образовательного учреждения
4
Доступность аппаратных средств
5
Использование ИКТ для решения задач управления образовательного учреждения
6
Педагогическая ИКТ-компетентность работников образовательного учреждения
7
Использование Интернет в учебной и воспитательной работе
Заполните таблицу, характеризующую уровень информатизации образовательного учреждения, в ко- тором Вы работаете или проходили педагогическую практику.
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ К РАЗДЕЛУ 4: форма рубежного контроля – кон-
трольные вопросы и задания.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 4
Форма практического задания: реферат.

22
Перечень тем рефератов к разделу 4.
1. Общие проблемы автоматизации управления в образовательном учреждении.
2. Банки данных отечественного и зарубежного учебного программного обеспечения и электронных образовательных ресурсов.
3. Технические условия, определяющие практику использования ИКТ в системе об- щего среднего образования, задача их обеспечения.
4. Кадровые условиями, определяющие практику использования ИКТ в системе об- щего среднего образования, задача их обеспечения.
5. Обучающие программы и комплексы в практике управления педагогическими си- стемами на базе средств ИКТ.
6. Автоматизация управления в образовательном учреждении как условие успешного развития творческого потенциала учащегося.
7. Автоматизация управления в образовательном учреждении как условие активиза- ции экспериментально-исследовательской деятельности учащихся.
8. Автоматизированная информационная система управления образованием и требо- вания к ней (областной и муниципальный уровень).
9. Структура информационной технологии управления.
10. Проблема единства стандартов на аппаратные и программные интерфейсы в об- щем процессе использования ИКТ управленческого назначения
11. Современные технические средства автоматизации информационно- управленческой и педагогической деятельности.
12. Реализация системы управления педагогическими системами на основе средств
ИКТ (обзор отечественных научных публикаций).
13. Телекоммуникативные информационные системы управления системой образова- ния (примеры из отечественной и зарубежной практики).
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ К РАЗДЕЛУ 4: форма рубежного контроля – кон-
трольные вопросы и задания.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 5
Формы рубежного контроля: лабораторный практикум
Пример заданий лабораторного практикума.
«Определение уровня информатизации образовательного учреждения
1. Ознакомьтесь с информацией для определения уровня информатизации ОУ и перечнем парамет- ров описания состояния информатизации школ.
Таблица 1. Перечень параметров описания состояния информатизации ОУ (факторов), которые можно использовать для распределения ОУ по типичным группам (кластерам)
Название фактора
1
Использование вариативных форм учебной работы, поддержанных средствами ИКТ
2
Развитие цифровой образовательной среды образовательного учреждения
3
Организационное обеспечение процессов информатизации образовательного учреждения
4
Доступность аппаратных средств
5
Использование ИКТ для решения задач управления образовательного учреждения