Файл: Лекция 1 Коррупция как социальнополитическое явление. Формы проявления и виды коррупции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 880

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Национальная стратегия противодействия коррупции. «Национальная стратегия противодействия коррупции» (утверждена Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 года № 460). Основные принципы Национальной стратегии противодействия коррупции.

Для целенаправленной реализации мероприятий по противодействию коррупции в РФ была сформирована Национальная стратегия противодействия коррупции (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460). Целью Национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе. Для достижения цели Национальной стратегии противодействия коррупции последовательно решаются следующие задачи: а) формирование соответствующих потребностям времени законодательных и организационных основ противодействия коррупции; б) организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции; в) обеспечение выполнения членами общества норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами РФ.

Основные положения. Основными принципами Национальной стратегии противодействия коррупции являются: а) признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации; б) использование в противодействии коррупции системы мер, включающей в себя меры по предупреждению коррупции, по уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных деяний, при ведущей роли на современном этапе мер по предупреждению коррупции; в) стабильность основных элементов системы мер по противодействию коррупции, закрепленных в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; г) конкретизация антикоррупционных положений федеральных законов, Национальной стратегий противодействия коррупции, национального плана противодействия коррупции на соответствующий период в правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в муниципальных правовых актах.


Основные направления Национальной стратегии противодействия коррупции: 1) обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции; 2) повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию коррупции; 3) внедрение в деятельность федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов и управленческих решений, а также обеспечивающих межведомственное электронное взаимодействие указанных органов и их взаимодействие с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг; 4) совершенствование системы учета государственного имущества и оценки эффективности его использования; 5) устранение коррупциогенных факторов, препятствующих созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций; 6) совершенствование условий, процедур и механизмов государственных и муниципальных закупок, в том числе путем расширения практики проведения открытых аукционов в электронной форме, а также создание комплексной федеральной контрактной системы, обеспечивающей соответствие показателей и итогов выполнения государственных контрактов первоначально заложенным в них параметрам и утвержденным показателям соответствующего бюджета; 7) расширение системы правового просвещения населения; 8) модернизация гражданского законодательства; 9) дальнейшее развитие правовой основы противодействия коррупции; 10) повышение значимости комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов; 11) совершенствование работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений; 13) периодическое исследование состояния коррупции и эффективности мер, принимаемых по ее предупреждению и по борьбе с ней как в стране в целом, так и в отдельных регионах; 14) совершенствование правоприменительной практики правоохранительных органов и судов по делам, связанным с коррупцией; 15) повышение эффективности исполнения судебных решений; 16) разработка организационных и правовых основ мониторинга правоприменения в целях обеспечения своевременного принятия в случаях, предусмотренных федеральными законами, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти

субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, а также в целях реализации решений Конституционного Суда Российской Федерации;17) совершенствование организационных основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и повышение ее результативности; 18) повышение денежного содержания и пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих; 19) распространение ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательными актами Российской Федерации в целях предупреждения коррупции, на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, включая высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности; 20) повышение качества профессиональной подготовки специалистов в сфере организации противодействия и непосредственного противодействия коррупции; 21) совершенствование системы финансового учета и отчетности в соответствии с требованиями международных стандартов; 22) повышение эффективности участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в антикоррупционной сфере, включая разработку организационных основ регионального антикоррупционного форума, оказание при необходимости поддержки другим государствам в обучении специалистов, исследовании причин и последствий коррупции. Субъектами реализации Национальной стратегии противодействия коррупции являются: а) федеральные органы государственной власти и иные государственные органы; б) органы государственной власти субъектов Российской Федерации; в) органы местного самоуправления; г) институты гражданского общества; д) организации; е) физические лица. Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется: 1) посредством формирования и исполнения бюджетов всех уровней; 2) путем решения кадровых вопросов; 3) в ходе осуществления права законодательной инициативы и принятия законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации и муниципальных правовых актов; 4) путем оперативного приведения: правовых актов федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов – в соответствие с требованиями федеральных законов по вопросам противодействия коррупции; правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации – в соответствие с требованиями федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных государственных органов по вопросам противодействия коррупции; муниципальных правовых актов – в соответствие с требованиями федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных государственных органов и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции; 5) в ходе контроля за исполнением законодательства Российской Федерации и выполнением мероприятий, предусмотренных национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период, планами федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции; 6) путем обеспечения неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения и объективного применения законодательства Российской Федерации; 7) путем оказания содействия средствам массовой информации в широком и объективном освещении положения дел в области противодействия коррупции; 8) путем активного вовлечения в работу по противодействию коррупции политических партий, общественных объединений и других институтов гражданского общества. В развитие ФЗ «О противодействии коррупции» и конкретизируя Национальную стратегию противодействия коррупции, Президент РФ своим Указом от 16 августа 2021 г. №478 утвердил Национальный план противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы. Мероприятия Национального плана противодействия коррупции направлены на решение следующих ключевых задач: 1) совершенствование организационных основ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации; 2) безусловное исполнение законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции; 3) создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции; 4) активизация антикоррупционного просвещения граждан; 5) активизация деятельности организаций по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции. Для решения вышеназванных задач предусмотрен на определенный временной период комплекс мер, выполнение которого возлагается на Правительство РФ, Руководителя Администрации Президента РФ, Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции, полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, профильные комитеты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, Центральный банк РФ, Счетную палату РФ, Генеральную прокуратуру РФ, Следственный комитет РФ, Министерство внутренних дел РФ, Министерство юстиции РФ, Министерство иностранных дел РФ, Торгово-промышленную палату РФ, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», Общероссийскую общественную организацию «Российский союз промышленников и предпринимателей», Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия», Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и др. Комплекс мер, предназначенных для решения задач Национального плана противодействия коррупции, в частности, включает в себя: 1) разработку проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, направленных на совершенствование организационных основ противодействия коррупции; 2) повышение квалификации федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции, по образовательной программе, согласованной с Администрацией Президента Российской Федерации; 3) осуществление анализа коррупционных рисков в сфере жилищно-коммунального хозяйства, потребительского рынка, строительства, а также при реализации крупных инфраструктурных проектов; 4) принятие мер по недопущению конфликта интересов сотрудников и работников государственных корпораций (компаний) и организаций, созданных для обеспечения деятельности федеральных государственных органов; 5) принятие мер, направленных на снижение экономической заинтересованности в совершении коррупционных правонарушений, с учетом сложившейся правоприменительной практики; 6) разработку практических рекомендаций по применению законодательства Российской Федерации, обеспечивающего отчуждение объектов гражданских прав и иных преимуществ, полученных взяткодателем или иным лицом в результате дачи взятки и т. п.


3. Основные функции государственных органов в сфере противодействия коррупции. Базовые подходы к построению антикоррупционных государственных органов. Антикоррупционная экспертиза. В построении антикоррупционных государственных органов на современном этапе существует два подхода: создание единого специализированного антикоррупционного органа (например, Независимая комиссия по борьбе с коррупцией (Гонконг), Бюро по расследованию случаев коррупции (Сингапур) и др.) и распределение функций между разными государственными органами (РФ). С учетом того, что РФ – крупнейшее федеративное государство, существует целая система органов противодействия коррупции на федеральном уровне и на уровне субъектов. В систему субъектов противодействия коррупции входят органы и должностные лица государства, имеющие, в соответствии с законодательством государства, следующие полномочия: разрабатывать и принимать нормативные правовые акты в сфере противодействия коррупции; контролировать и надзирать за исполнением антикоррупционного законодательства; предупреждать и пресекать коррупционные правонарушения, применять меры юридической ответственности за них; осуществлять предварительное (досудебное) следствие по делам о коррупционных правонарушениях и применять иные законные меры разрешения конфликтов, связанных с такими правонарушениями; исполнять решения о возмещении вреда, причиненного коррупционными правонарушениями. Предупреждение коррупционных правонарушений является обязанностью всех государственных органов, органов местного самоуправления, их учреждений и должностных лиц. Отдельные физические лица участвуют в формировании и реализации противодействия коррупции через государственные органы, органы местного самоуправления, политические партии и иные общественные объединения, а также путем участия в выборах и (или) референдуме. В соответствии
с законодательством, в формировании и реализации мер противодействия коррупции участвуют политические партии и иные общественные объединения. Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции (в соответствии с № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»). 1) проведение единой государственной политики; 2) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества; 3) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению; 4) совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью; 5) введение антикоррупционных стандартов; 6) унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих; 7) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; 8) обеспечение независимости средств массовой информации; 9) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность; 10) совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции; 11) совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы; 12) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд; 13) устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; 14) совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества; 15) повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих; 16) укрепление международного сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции; 17) контроль за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц; 18) передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям; 19) сокращение численности государственных и муниципальных служащих; 20) повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции; 21) оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. При получении данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.