Файл: Лекция 1 Коррупция как социальнополитическое явление. Формы проявления и виды коррупции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 878

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Организационные основы противодействия коррупции определены ст. 5 Федерального закона от 28.12.2008 г. №273-ФЗ:

Президент Российской Федерации:

1) определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции;

2) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции.

Федеральное Собрание Российской Федерации:

1) обеспечивает разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.

Правительство Российской Федерации:

1) распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий

Правоохранительные органы, иные государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны информировать подразделения кадровых служб соответствующих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностных лиц кадровых служб указанных органов, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) о ставших им известными фактах несоблюдения государственным или муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции

Органы по координации деятельности в области противодействия коррупции при получении данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.


Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами;

Счетная палата Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции.

Координация работы по противодействию коррупции в Российской Федерации осуществляется:

На федеральном уровне:

1) Советом при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции;

2) Комиссией по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов по осуществлению международных договоров Российской Федерации в области противодействия коррупции;

3) Генеральной прокуратурой Российской Федерации

На уровне субъектов Российской Федерации:

1) Комиссиями субъектов Российской Федерации;

2) Прокуратурами субъектов Российской Федерации

На муниципальном уровне:

1) Комиссиями органов местного самоуправления;

2) Городскими (районными, межрайонными) прокуратурами.

В сфере учебно-методической и научной деятельности Междисциплинарный центр по координации научного и учебно-методического обеспечения противодействия коррупции при Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

17 июля 2009 г. принят Федеральный закон № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», в соответствии со статьей 3 закона, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится прокуратурой Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области юстиции, органами, организациями, их должностными лицами. Прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц. Федеральный орган исполнительной власти в области юстиции проводит антикоррупционную экспертизу: 1) проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, — при проведении их правовой экспертизы; 2) проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов — при проведении их правовой экспертизы; 3) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований — при их государственной регистрации; 4) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - при мониторинге их применения. Антикоррупционная экспертиза — один из наиболее эффективных методов предотвращения коррупции как системного явления. Устранение коррупциогенных факторов и коррупционных ситуаций



неминуемо ведет к снижению уровня коррупции. Такая Экспертиза позволяет бороться не с проявлениями коррупции, а с её причинами. Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Органы, организации, их должностные лица в случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры. Коррупциогенными факторами (КФ) являются положения нормативных правовых актов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции. КФ делятся на два вида. Это положения нормативных актов или их проектов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил. Второй вид — положения нормативных правовых актов, содержащие неопределенные, трудновыполнимые или обременительные требования к гражданам и организациям. Наличие в законодательстве РФ КФ более всего сказывается на малом и среднем бизнесе, в частности, при аренде жилых помещений, получении разрешений на строительство, при выделении земель и т.д.

Выводы. Исторически антикоррупционное законодательство, как системное явление, стало формироваться только на современном этапе, до этого борьба с этим негативным социальным явлением велась только в основном уголовно-правовыми мерами, установлением уголовной ответственности сначала за «мздоимоство», а потом за «взяточничество». Как показал исторический опыт, одних только мер уголовной-правовой борьбы с коррупцией оказалось недостаточно, возникла необходимость в формировании комплексного правового института, который бы охватывал не только меры ответственности за выявленные случаи коррупции, но и служил бы цели формирования такого механизма государственной власти, который бы был полностью подконтролен институтам гражданского общества, а также содержал бы определенные барьеры для коррупционных проявлений, начиная с отбора поступающих на службу чиновников, вплоть до их самостоятельного объявления об имеющемся или предполагаемом конфликте интере
сов, который может отразиться на результате принимаемого решения или может поставить под сомнение законность и обоснованность принятого этим должностным решения или выполненного действия (бездействия). Современная система федерального антикоррупционного законодательства представлена многочисленной группой законодательных актов, причем, основную, концептуальную роль, в этой группе имеют Указы Президента, посредством которых формируется национальная антикоррупционная политика, что говорит о недостаточной активности законодательной власти в указанной сфере общественных отношений. Стоит утверждать, что формирование эффективной антикоррупционной системы еще далеко от своего завершения, и в части ее правового обеспечения предстоит еще немало сделать.

Основная литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.

2. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2022)// КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 02.08.2020) // «Российская газета», N 256, 31.12.2001. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017)(с изм. и доп., вступ. в силу с 27.12.2019) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954.

4. Закон РФ от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "О противодействии коррупции"//Гарант: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: https://base.garant.ru/12164203/

5. Закон РФ от 09.февраля 2009 г. N8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"//Гарант: справочно-правовая система [Офиц. Сайт]. URL: https://base.garant.ru/194874/

6. Закон РФ от 17 июля 2009 г. № 172 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»//Гарант: справочно-правовая система [Офиц. Сайт]. URL: https://base.garant.ru/195958/

7. Закон РФ от 22 декабря 2014 года № 431-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции»//Консультант: справочно-правовая система [Офиц. Сайт]. URL:https://base.garant.ru/70826154/

8. Закон РФ от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»//Консультант: справочно-правовая система [Офиц. Сайт]. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165809/


9. Указ Президента РФ от 16 августа 2021 г. №478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы»//Гарант: справочно-правовая система [Офиц. Сайт]. URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402519978/

10. Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 ноября 2013 года «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции»//Гарант: справочно-правовая система [Офиц. Сайт]. URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70399600/

11. Приказ Министерства культуры России от 08 сентября .2021 года N 1486 «Об утверждении Плана по противодействию коррупции Министерства культуры Российской Федерации на 2021 - 2024 годы»//Гарант: справочно-правовая система [Офиц. Сайт]. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_395744/

12. Методические рекомендации о мерах по повышению эффективности работы по профилактике и противодействию коррупционных правонарушений в организациях, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации//Министерство культуры Российской Федерации. Офиц. сайт. URL:https://culture.gov.ru/documents/metodicheskie-rekomendatsii-o-merakh-po-povysheniyu-effektivnosti-raboty-po-profilaktike-i-protivode/ (дата обращения: 17.01.20221).

13. Государственная антикоррупционная политика : учебник / Р.А. Абрамов, Р.Т. Мухаев, Л.А. Жигун [и др.] ; под ред. Р.А. Абрамова и Р.Т. Мухаева. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 429 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/24969. - ISBN 978-5-16-012647-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1002544 (дата обращения: 13.01.2021).

14. Иванова, М. А. Повышение уровня правосознания граждан и популяризация антикоррупционных стандартов поведения [Электронный ресурс] : учебник / М. А. Иванова. - Электрон. текстовые данные. - Оренбург : Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2017. - 513 c. - 978-5-7410-1829-3. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/78912.htm

15. Румянцева, Е. Е.  Противодействие коррупции : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. Е. Румhttps://base.garant.ru/70826154/янцева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 267 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00252-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434118

Дополнительная литература

1. Кузнецова П.Ю. Участие институтов гражданского общества в общественном антикоррупционном контроле (Российский опыт) // Технологос. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchastie-institutov-grazhdanskogo-obschestva-v-obschestvennom-antikorruptsionnom-kontrole-rossiyskiy-opyt (дата обращения: 14.01.2021)

2. Коннова П.И. Принципы противодействия коррупции: понятие, характеристика // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. №2-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-protivodeystviya-korruptsii-ponyatie-harakteristika (дата обращения: 17.01.20221).