Файл: Лекция 1 Коррупция как социальнополитическое явление. Формы проявления и виды коррупции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 884

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Правовой нигилизм выражается в следующих формах:

1) сознательное и прямое нарушение законов, а также подзаконных актов (преступление);

2) массовое неисполнение и нарушение правовых норм;

3) распространение в обществе антиправовой психологии, настроений, а именно: появление норм, которые оправдывают антиправовое поведение человека; прямая пропаганда жестокости и насилия;

4) так называемая «война законов»: создание системы правовых актов, которая является параллельной по отношению к системе законодательства; противостояние между законодательством федерального центра и законодательством субъектов; разработка и издание органами государственного управления различных ветвей власти нормативных актов, которые являются по содержанию взаимоисключающими;

5) массовые нарушения прав и свобод человека и гражданина;

6) понижение авторитета судебных и правоохранительных органов.

Существуют следующие основные направления по борьбе с правовым нигилизмом в государстве:

1) гарантирование государством прав и свобод человека и гражданина;

2) укрепление режима законности на территории государства;

3) осуществление верховенства основного и других законов государства;

4) совершенствование правовой системы государства;

5) осуществление правового порядка в государстве;

6) повышение авторитета судебных и правоохранительных органов;

7) проведение в государстве правового воспитания. Гарантии государства являются базой для использования специальных мер по борьбе с правовым нигилизмом и охране законности.

Основные пути преодоления правового нигилизма - это повышение общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания; совершенствование законодательства; профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений; упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины; уважение и всемерная защита прав личности; массовое просвещение и правовое воспитание населения; подготовка высококвалифицированных кадров юристов и др. Ключевое значение для преодоления коррупции имеет формирование правосознания и высокой правовой культуры граждан и их правомерного поведения. Тут решающаяся роль принадлежит гражданскому обществу и его институтам, поскольку речь идет об использовании разных средств влияния на внутренний мир человека и его действия. Ведь признание тех или иных ценностей и их реализация происходят, прежде всего, в сознании и психике человека и затем порождают соответствующие действия. Право служит своего рода лакмусовой бумажкой, окрашивая эти процессы своими нормативно-ценностными регуляторами.


2. Развитие института общественного контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства РФ.

Согласно ст. 4 федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» общественный контроль - это «деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений». Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» признаёт субъектами общественного контроля: Общественную палату Российской Федерации; общественные палаты субъектов Российской Федерации; общественные палаты (советы) муниципальных образований; общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако перечень непосредственно действующих институтов общественного контроля в России можно продолжить. В частности, к ним следует отнести: общественные наблюдательные комиссии, обеспечивающие общественный контроль за соблюдением прав человека и гражданина в пределах компетенции, определяемой Федеральным законом от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»; комиссии по общественному контролю (создаются по инициативе Общественной палаты Российской Федерации, общественных палат субъектов Российской Федерации на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований); профсоюзы, их ассоциации и объединения; сельские (наблюдательные) советы (обеспечивают общественный контроль за соблюдением общественных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации); граждан и их объединения, инициативные группы, некоммерческие негосударственные организации, действующие в общественных интересах. Также необходимо отметить, что общественный антикоррупционный контроль включает в себя разнообразные формы участия граждан в противодействии коррупции, а именно:



1. Общественный мониторинг - «систематическое наблюдение со стороны субъектов общественного контроля за соответствием общественным интересам деятельности объектов общественного контроля» (ст. 19 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»). Для этого необходимо прежде всего наличие достаточно полной и достоверной информации о деятельности таких органов и лиц, естественно, за исключением информации, составляющей государственную или иную охраняемую законом тайну, т.е. прозрачность и открытость для граждан решений и действий властей всех уровней. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» стал первым шагом к созданию основы для подобного мониторинга.

2. Общественная экспертиза - «использование институтами общественного контроля специальных знаний и (или) опыта для исследования, анализа и оценки документов и материалов, касающихся деятельности объектов общественного контроля, на предмет их соответствия общественным интересам» (ст. 22 федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»).

3. Общественные слушания (обсуждение) заключаются в реализации прав граждан на участие в процессе принятия решений органами государственной власти, органами местного самоуправления посредством проведения собрания для публичного, с обязательным участием уполномоченных лиц органов власти и органов местного самоуправления, представителей граждан, интересы которых непосредственно затрагиваются соответствующим решением, обсуждения проектов указанных решений, а также действующих нормативных правовых актов по вопросу их соответствия общественным интересам.

4. Общественная проверка (расследование) представляет собой совокупность действий субъектов общественного контроля по сбору информации, установлению фактов и обстоятельств, касающихся деятельности объектов общественного контроля, в целях определения ее соответствия общественным интересам. Заключительное направление общественного антикоррупционного контроля состоит в публичном представлении результатов общественной экспертизы власти и обществу. В российском законодательстве, конечно, проводится работа по развитию общественного контроля. Законодательными актами предусмотрены отдельные процедуры, непосредственно связанные с общественным контролем. Деятельность институтов общественного контроля стала заметным фактором, способным воздействовать на деятельность системы органов власти и управления. Однако уровень и характер воздействия общественного антикоррупционного контроля явно не соответствуют требуемым правилам. В определенной мере это связано с тем, что деятельность отдельных институтов общественного контроля не сложилась в целостную систему. В законодательстве не вполне определены функции и полномочия каждого из институтов общественного контроля, проекты законов и решений, подлежащих общественному контролю в обязательном порядке; процедуры осуществления общественного контроля. В них также не урегулированы взаимодействие органов власти и
управления и институтов гражданского общества, ответственность государственных и муниципальных органов за противодействие и неоказание содействия институтам гражданского общества в их законной деятельности по осуществлению общественного контроля. Таким образом, институты общественного контроля - это важный и необходимый элемент в механизме противодействия коррупции, наличие которого отражает уровень демократии в обществе и государстве. Общественный контроль выполняет важную функцию посредничества между государством и гражданами, обеспечивая гласность принятия государственных решений и гарантируя защиту интересов граждан от произвола власти.

3. Участие в управлении государством и осуществлении местного самоуправления как одно из направлений формирования активной гражданской позиции.

Организация включенности населения в со-управление государством и его структурами прошла длительный путь институционального становления. Сегодня она проявляется в многообразии форм и национальных практик. Эта система имеет таксономичную структуру (т.е. технологии участия переплетаются, взаимно дополняя друг друга)

Кластеры

Формы

Протестное движение

Мирные и немирные формы протеста, индивидуальные, групповые или социальные акции, марши и митинги; сбор подписей для протеста или поддержки и др.

Участие в выборах

Участие в голосовании за кандидатов, посещение предвыборных собраний, изучение предвыборных программ и обещаний, организация выборных кампаний, работа наблюдателями и др.

Участие в политических (общественных) движениях и партиях

Членство в них, волонтерская бесплатная социальная активность, участие в работе некоммерческих организациях и группах по интересам

Использование возможностей электронного правительства

Знакомство с сайтами учреждений, информацией о руководителях, отделах, часах приема, составление жалоб и предложений по качеству обслуживания

Контроль за работой правительства, его органов и персоналий

Изучение сайтов правительства, органов управления, блогов политических руководителей и лидеров, участие в общественных слушаниях и обсуждениях, работа в экспертных группах, чтение экспертных суждений


Таблица наглядно показывает диапазон возможностей соучастия населения в управлении. На ее основании можно выделить некоторые типы форм участия: активное (участие в протестных акциях, общественных слушаниях, выборах) и пассивное (пользование электронными услугами); по видам требуемой деятельности: физический (участие в маршах и демонстрациях), организационный (создание групп по интересам, сайтов, фиксирующих качество обслуживания), политический (разработка программ, документов, выработка стратегий, публичные выступления), информационно-аналитический (работа с информацией, включая интернет-сети, участие в обмене ею, отражение своего отношения к ней и др.); добровольный и социально обязательный (участие в выборах) и т.д. Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство (ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации). На основании ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Право граждан на участие в управлении делами государства установлено не только Конституцией РФ, но и Федеральными законами от 12 июня 2002 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», от 19 июня 2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», от 11 июля 2001 95-ФЗ «О политических партиях», 21 июля 2014 №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», от 19 мая 1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» и другими федеральными законами. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ). Помимо выборов волю граждан выражает референдум. Под референдумом понимается голосование граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, имеющее обязательное значение для органов государственной власти и органов местного, самоуправления. Референдум может быть общефедеральным, региональным и местным. Право участвовать в референдуме возникает с 18 лет. Участие граждан в управлении делами государства осуществляется также в виде инициативы проведения публичных слушаний, сходе граждан, правотворческой инициативы граждан, участия в оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, объединения в политические партии, проведения общественных мероприятий, общественного контроля, осуществлении права объединяться в общественные объединения, в праве на непосредственное обращение в органы власти и иных видах. Статьей 25.1 Федерального закона № 131-ФЗ установлено право на сход граждан, который может проводиться по вопросам изменения границ муниципального образования, его преобразования; по вопросам, связанным с организацией и осуществлением местного самоуправления; по вопросу об упразднении поселения и по другим вопросам.