Файл: Лекция 1 Коррупция как социальнополитическое явление. Формы проявления и виды коррупции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 853

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Согласно ст. 26 Федерального закона № 131-ФЗ, инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом может выступать с правотворческой инициативой. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения. В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ, по инициативе населения для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения могут проводиться публичные слушания. Федеральным законом № 54-ФЗ гражданам предоставлено право на участие в публичных мероприятиях. На основании п. 1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ, публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями. Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет). Право граждан на объединение в политические партии в Российской Федерации регулируется Федеральным законом № 95-ФЗ. Частью 1 ст. 3 Федерального закона № 212-ФЗ, гражданам Российской Федерации предоставлено право участвовать в осуществлении общественного контроля. На основании ст. 3 Федерального закона № 82-ФЗ гражданам обеспечено право объединяться в общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей.

4. Роль СМИ в борьбе с коррупцией.

В развитие понятия информации как объекта правового регулирования конституционных прав и свобод человека и гражданина и в развитие норм
Конституции Российской Федерации в последующем был принят ряд документов. Важное место среди них занимает Указ Президента Российской Федерации от 31.12.1993 № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию». В этом документе, исходя из того, что право на информацию является одним из фундаментальных прав человека, определено, что в России деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципе информационной открытости, который предполагает, во-первых, доступность для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан; во-вторых, систематическое информирование граждан о предполагаемых или принятых решениях; в-третьих, осуществление гражданами контроля за деятельностью государственных органов Российской Федерации, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан. При этом установлено, что в информационных программах государственных телерадиовещательных компаний до сведения граждан в обязательном порядке доводятся в день их выпуска основные положения правовых актов и решений государственных органов по основным вопросам внутренней и внешней политики. Формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий потребовало принятие специальных законов, регламентирующих реализацию доступа к информации о деятельности органов государственной власти. Целью принятия таковых законов является также повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг. Использование информационных технологий в современном обществе является необходимым условием обеспечения соответствия государственного

управления ожиданиям и потребностям населения. В развитие данного положения Правительством Российской Федерации была сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7.

Главенствующая роль в представлении результатов общественной экспертизы власти и обществу принадлежит СМИ как массовому информационному посреднику между гражданами, их объединениями и органами власти. В Законе Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», в частности в ст. 2, говорится, что под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы; под средствами массовой информации понимаются периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием). Стоит отметить, что при всей значимости средств массовой информации в борьбе с коррупцией практика показывает, что их деятельность носит преимущественно разоблачительный характер. Нет четко выработанной политики в данной области, вследствие чего средства массовой информации являются неэффективным ресурсом в борьбе с коррупцией, а они, на наш взгляд, должны таким стать. В частности, средства массовой информации в антикоррупционной деятельности могли бы: просвещать граждан и чиновников о возможных сферах и формах проявления коррупции (повышать уровень правосознания). Тем самым средства массовой информации привлекут аудиторию, усилят общественную поддержку, увеличат доходы от рекламы; обществу откроются скрытые механизмы проявления коррупции, что будет мешать ее дальнейшему развитию; - организовывать коммуникацию гражданина, государственного служащего, представителей бизнеса, предоставляя площадку для публичного обсуждения; приводить способы и примеры исключения коррупционной практики из деятельности всех субъектов общества; описывать положительный опыт и освещать практику борьбы с коррупцией в регионах Российской Федерации; просвещать общество о методах успешного противодействия коррупции в зарубежных странах и сравнивать применимость этих способов в современной российской действительности; проводить обширные мониторинговые, социологические, юридические исследования в данной области с обязательным опубликованием результатов и предложений по их устранению; способствовать выделению финансирования со стороны бизнеса и государства для борьбы с коррупцией; содействовать открытости и прозрачности деятельности органов государственной власти и бизнеса, которые снижают коррупцию в целом и др. Роль средств массовой информации в противодействии коррупции видится также в том, что законодательством установлена обязанность для целого ряда органов государственной власти по мониторингу публикаций в средствах массовой информации о фактах проявления коррупции. Следует обратить внимание на то, что огромную роль в противодействии коррупции на сегодняшний день играет виртуальное Интернет-пространство, так как большое количество расследований независимого характера в области коррупционной деятельности проводится на ряде специальных ресурсов и сайтов. Эта разновидность средств массовой информации и коммуникации остается, на наш взгляд, единственно независимой от внешнего вмешательства и представляет обществу достаточно объективную информацию по вопросам коррупции. Объективность, неограниченные возможности в распространении информации и свободного доступа граждан к ресурсам и общению между пользователями способствуют формированию гражданского общества, антикоррупционного, правового сознания и морально-этических норм современных россиян. Не стоит забывать, что главной целью противодействия коррупции должно стать снижение ее до такого уровня, при котором не будут создаваться угрозы для развития государства, экономики и общества, Так, информационная открытость является решающим фактором в противодействии коррупции. Средства массовой информации могут изменить существующее сознание и отношение общества к коррупции на уровне негативного восприятия этого отрицательного явления. Поэтому мы считаем, что для повышения эффективности средств массовой информации в борьбе с коррупцией необходимо выполнение следующих условий: выработать меры и нормативно закрепить обеспечение открытости и прозрачности деятельности
органов государственной власти и управления; законодательно закрепить способы взаимодействия СМИ и органов государственной власти в вопросах антикоррупционной политики; определить рамки полномочий СМИ в антикоррупционных экспертизах и расследованиях, а также правила их взаимоотношений с правоохранительными органами и доступа к информации о коррупции; определить порядок участия в антикоррупционной экспертизе нормативно-правового законодательства; нормативно определить возможности СМИ проводить самостоятельные журналистские расследования; внедрить систему повышения профессионального уровня СМИ в вопросе коррупции; принять меры по избавлению от коррупции в самих средствах массовой информации; активно включать в антикоррупционную деятельность блогосферу и активистов; повысить и обеспечить уровень безопасности представителей СМИ; разработать принципы поведения СМИ в антикоррупционной деятельности.

Выводы.

Ключевое значение для преодоления коррупции имеет формирование правосознания и высокой правовой культуры граждан и их правомерного поведения. В данном случае решающая роль принадлежит гражданскому обществу и его институтам, поскольку речь идет об использовании разных средств влияния на внутренний мир человека и его действия. Право служит своего рода лакмусовой бумажкой, окрашивая эти процессы своими нормативно-ценностными регуляторами. Степень антикоррупционного воздействия СМИ в современных российских условиях будет повышаться, но считается, что основной акцент будет смещаться от телевизионных и печатных изданий в сторону Интернет-сообщества и блогосферы.

Основная литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.

2. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2022)// КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 02.08.2020) // «Российская газета», N 256, 31.12.2001. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017)(с изм. и доп., вступ. в силу с 27.12.2019) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954.


4. Закон РФ от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "О противодействии коррупции"//Гарант: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: https://base.garant.ru/12164203/

5. Закон РФ от 09.февраля 2009 г. N8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"//Гарант: справочно-правовая система [Офиц. Сайт]. URL: https://base.garant.ru/194874/

6. Закон РФ от 17 июля 2009 г. № 172 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»//Гарант: справочно-правовая система [Офиц. Сайт]. URL: https://base.garant.ru/195958/

7. Закон РФ от 22 декабря 2014 года № 431-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции»//Консультант: справочно-правовая система [Офиц. Сайт]. URL:https://base.garant.ru/70826154/

8. Закон РФ от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»//Консультант: справочно-правовая система [Офиц. Сайт]. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165809/

9. Указ Президента РФ от 16 августа 2021 г. №478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы»//Гарант: справочно-правовая система [Офиц. Сайт]. URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402519978/

10. Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 ноября 2013 года «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции»//Гарант: справочно-правовая система [Офиц. Сайт]. URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70399600/

11. Приказ Министерства культуры России от 08 сентября .2021 года N 1486 «Об утверждении Плана по противодействию коррупции Министерства культуры Российской Федерации на 2021 - 2024 годы»//Гарант: справочно-правовая система [Офиц. Сайт]. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_395744/

12. Методические рекомендации о мерах по повышению эффективности работы по профилактике и противодействию коррупционных правонарушений в организациях, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации//Министерство культуры Российской Федерации. Офиц. сайт. URL:https://culture.gov.ru/documents/metodicheskie-rekomendatsii-o-merakh-po-povysheniyu-effektivnosti-raboty-po-profilaktike-i-protivode/ (дата обращения: 17.01.20221).

13. Государственная антикоррупционная политика : учебник / Р.А. Абрамов, Р.Т. Мухаев, Л.А. Жигун [и др.] ; под ред. Р.А. Абрамова и Р.Т. Мухаева. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 429 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/24969. - ISBN 978-5-16-012647-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1002544 (дата обращения: 13.01.2021).

14. Иванова, М. А. Повышение уровня правосознания граждан и популяризация антикоррупционных стандартов поведения [Электронный ресурс] : учебник / М. А. Иванова. - Электрон. текстовые данные. - Оренбург : Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2017. - 513 c. - 978-5-7410-1829-3. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/78912.htm