Файл: Языки и образование. Программа трехъязычия в Казахстане.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 809

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
что, чтобы, будто, якобы, как будто, где, куда, когда, откуда, какой, который и пр.

Придаточная часть со значением причины указывает на причину то­го, о чём говорится в главном предложении, и отвечает на вопросы: поче­му? из-за чего? по какой причине? отчего?

Придаточная часть причины присоединяется к главной части с по­мощью союзов: потому что, так как, из-за того, что, благодаря тому что, ибо, оттого что, в связи с тем, что, вследствие того, что, в связи с тем, что, в результате того, что, поскольку и др.

Цель, в отличие от причины, не связана со следствием и называет то, к чему стремится человек, чего он хочет достичь. СПП с придаточными цели указывают на цель или назначение того, о чём говорится в главной части предложения. Строятся с союзами чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы, лишь бы, только бы.
Повествование представляет собой изображение событий или явлений, совершающихся не одновременно, а следующих друг за другом или обусловливающих друг друга. («Пришёл, увидел, победил»).

Повествование раскрывает тесно связанные между собой события, явления, действия как объективно происходившие в прошлом. Главное средство такого рассказа – сменяющие друг друга и называющие действия глаголы прошедшего времени совершенного вида.
Упражнения и задания

Задание 1. Составьте и запишите предложения с косвенной речью, используя союзы и союзные слова: кто, что, куда, когда, откуда, зачем, чтобы.




Задание 2. Прочитайте словосочетания. Передайте их смысл другими словами.

Внести вклад, блестяще доказать, увидеть прямую связь, лечь в основу, оригинальность решения, получить отрицательный отзыв, быть основоположником.


Задание 3. Прочитайте текст. Перепишите его, разделив на 2 абзаца и расставив пропущенные буквы и знаки препинания.

Ненужных профессий нет.

Ненужных профессий нет. Представьте, что завтра за прилавками магазинов вдруг (н_) окажется (н_) одного пр_давца или, скажем, все машины лишатся водителей. (И)так, всего одной-двумя профессиями стянет меньше, в какие неприятные последствия это вызовет, насколько осл_жнится и затруднится наша жизнь! Поверьте, что так (же) обстоит дело и с любыми другими профе_иями. Если они есть, значит появились они под влиянием необходимости. Стало быть, незаменимы, нужны людям и должны регулярно пополняться свежими силами. Почетно быть и токарем, и водителем трамвая, и поваром, и монтажником-высотником... Что(бы) принять правильное решение, нужно уметь ор_ентироваться в том разнообразии профессий, которые современная промышленность, сельское хозяйство и сфера обслуживания предл_гают юношам и девушкам вступающим в жизнь. Как сказал поэт: "Все работы хорош_, выбирай па вкус!".

(По книге " Путёвка в жизнь".)
Задание 4. Образуйте из каждой пары простых предложений сложное с союзами «потому что», «так как».

  1. Ярко светило солнце. Снег быстро таял.

  2. Он был болен. Он не был на занятиях.

  3. Было уже поздно. Мы пошли домой.

  4. Деревья стали желтеть. Приближалась осень.

  5. Тучи закрыли небо. Стало совсем темно.

  6. На факультете никого не было. Занятия давно кончились.

  7. Существовала угроза наводнения. Вода в реке сильно поднялась.


Задание 5. Сделайте главное предложение придаточным, а придаточное – главным. Как изменится при этом тип придаточного?

Образец. Мы с трудом различали дорогу, так как было очень темно. – Было очень темно, поэтому (так что, вследствие чего, благодаря чему, из-за чего и др.) мы с трудом различали дорогу.

  1. Нам пришлось попрощаться с гостеприимными хозяевами, так как было уже поздно.

  2. Было трудно дышать, так как воздух на большой высоте сильно разрежен.

  3. Нам пришлось ехать на такси, потому что троллейбусы уже не ходили.

  4. В воскресенье я не смогу поехать на экскурсию, так как в понедельник мне надо сдать курсовой проект.

  5. Мы почти каждое воскресенье ездили за город, потому что осень в этом году стояла сухая и теплая.

  6. Интернет находит все большее число пользователей, потому что он позволяет получать любую информацию, не выходя из дома.

  7. В лесу было тихо, так как могучие ели не пропускали ветра.



Задание 6.

Анатолий Афанасьевич Калюжный - ученый и замечательный человек, чья деятельность была так продуктивна и значима, что ее хватило бы на несколько судеб…

Формальное свидетельство значимости личности Анатолия Афанасьевича – послужной список его многолетней педагогической деятельности в качестве учителя школы, преподавателя, доцента, профессора, заведующего кафедрой психологии и педагогики, декана факультета, проректора по учебной и научной работе вузов г. Актюбинска, где он смог воплотить на практике множество своих инновационных проектов.

Компетентный специалист и квалифицированный участник большой научно – исследовательской деятельности по педагогике высшей школы Республики Казахстан в лаборатории «Научные основы учебно-воспитательного процесса в вузе» при КазНПУ им. Абая, а также многих проектов по фундаментальным и прикладным исследованиям в НИИ имени И. Алтынсарина, по актуальным проблемам профессионально – технического и среднего специального образования, научных дискуссий по методологии педагогики и методике педагогического исследования, долгосрочного сотрудничества с учеными ближнего и дальнего зарубежья, совместной научно – исследовательской деятельности со многими учеными вузов республики – все это, несомненно, оказало большое влияние на выбор научного поприща и дальнейшей научной деятельности педагога - психолога.

Надо сказать, что Анатолий Афанасьевич всю жизнь сохранял чувства глубокой благодарности к своим учителям в науке.

Личность Анатолия Афанасьевича оказала большое влияние на учеников, которые объединяла общая проблема формирования педагогического профессионализма будущего учителя.

Глубокий уровень лингвистических и психолого - педагогических знаний позволили Анатолию Афанасьевичу успешно защитить сначала кандидатскую, а потом докторскую диссертацию по педагогике высшей школы и докторскую диссертацию по социальной психологии.

Анатолий Афанасьевич Калюжный внес большой вклад в становление и развитие психолого - педагогического образования и педагогической науки Республики Казахстан. Он считал, что нравственное воспитание - есть основа всех основ, основной стержень в общей системе всесторонне развитой личности.

Важную роль в воспитании нравственной культуры студентов играет личность преподавателя. Ученый Анатолий Афанасьевич Калюжный отмечал, что учитель играет решающую роль в осуществлении нравственного воспитания школьников и студентов. Ведущими для этого компонентами должны стать личностные качества самого учителя -предметника, его взаимоотношения с учениками, а также умение использовать организацию и руководство взаимоотношениями и взаимодействиями между учащимися.


Ученики любого возраста ценят в учителе высокие нравственные качества (любовь к профессии, знание своего предмета, умение доступно и интересно преподнести даже самый сложный учебный материал), выбирают его в качестве нравственного идеала. Учитель должен выражать личное отношение к излагаемым им же фактам и событиям, проявлять убежденность, симпатию и искренность в оценке этих событий. Тогда и будет достигнуто единство.

Можно сказать, что «духовность» и «нравственность» - это бренд Личности и Ученого Анатолия Афанасьевич Калюжного.

Обогатит опыт каждого современного педагога обращение к таким исследованиям Анатолия Афанасьевич Калюжного, как «Методика изучения готовности учителя к нравственному воспитанию школьников» (1996), «Педагогическая имиджелогия» (2004), «Имидж учителя как социально - психологический феномен» (2006) и т.д.

Опора на собственный имидж нужна сегодня в каждой профессии. Поэтому вполне закономерно, что Калюжный Анатолий Афанасьевич освоение нового педагогического профессионализма неразрывно связывал с феноменом «имидж учителя».

Как «первооткрыватель» в этой области по Республике Казахстан, Анатолий Афанасьевич смог внести свой весомый вклад в дальнейшее развитие социально - психологической теории профессионального имиджа личности специалиста - профессионала; определил особенности использования имиджелогии в педагогической деятельности.

(Н.Н.Хан - д.п.н., профессор КазНПУ им. Абая,

С.С.Жумашева-д.п.н., децент КазНПУ им. Абая)

Задания к тексту:

  1. Прочитайте текст. Определите основную мысль.

  2. Выпишите неизвестные слова, определите их значение.

  3. Выпишите из текста (при наличии) сложноподчиненные предложения с причинно-следственными и целевыми отношениями.

  4. Измените по падежам словосочетания «профессиональный имидж», «педагогическая деятельность», «лингвистические знания», «формальное свидетельство».


Задание 7. Прочитайте предложения. Замените простые предложения сложными, используя союз оттого, что.

1. От вредных отходов предприятий погибает животный и растительный мир. 2. От катастрофы на Чернобыльской АЭС погибло много людей. 3. Сегодня крупные города задыхаются от выхлопных газов автомобилей и вредных выбросов промышленных предприятий.
Задание 8. Закончите предложения.

1. Природа даёт человеку всё: одежду, пищу, поэтому... 2. Экологический кризис растёт, из-за того что... 3. Многие люди понимают, что наша планета в опасности, в результате того что... 4. Заводы и фабрики выбрасывают в реки и моря промышленные отходы, из-за того что... 5. Многие страны проводят испытания атомного оружия, в результате чего... 6. Многие автомобильные компании работают над созданием двигателей, работающих на новых источниках энергии, потому что... 7. Жители городов должны заботиться о своих «зелёных друзьях» (парках и лесах), так как...

Задание 9. Замените предложения с деепричастием синонимичными, используя сложные предложения причины.

1. Создав уникальную лабораторию, Жак-Ив Кусто смог изучать жизнь океана. 2. Понимая, что экологическая трагедия — это трагедия всего мира, люди должны не допустить её. 3. Изучая проблемы экологии, учёные решают проблемы будущей жизни на планете. 4. Основав экологический фонд, Жак Ив Кусто смог реализовать важные экологические программы. 5. Не понимая уникальность вида китов-белух, правительство Канады в прошлом разрешало охотиться на них. 6.Строя гидроэлектростанции, разные страны мира загрязняют лучшие реки. 7. Организуя экскурсии в свои заповедники, страны зарабатывают деньги для реализации экологических программ. 8. Дыша загрязнённым воздухом, люди часто болеют. 9. Используя достижения науки и техники для защиты окружающей среды, учёные восстанавливают биосферу.
Задание 10. Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью. Составьте из этих примеров предложения с косвенной речью.

  1. Петров признался у меня нет никакого желания выполнять эту работу.

  2. Ты нас не убедишь Лена проговорили девочки.

  3. Позвольте обратиться промолвил он глухо.

  4. Что ты почти с ужасом сказал Илья Ильич одиннадцать часов скоро, а я ещё не вставал.

  5. Теперь не пропаду подумал я тропинка куда – нибудь приведёт.

  6. Катя говорю я строго прошу тебя замолчать. Прощайте говорила Катя сегодня я не зайду к вам.

  7. Он слез с велосипеда и коротко потребовал возвращайся домой. 3. У меня к вам письмо радостно сообщила девочка.

  8. Стой кто идёт послышался окрик.

  9. Его можно приручить думала она и это будет верный друг.

  10. Вы здесь сказала она а мы вас ищем.

  11. Плохо сказал я ветер начинает дуть с севера.

  12. Совсем не хочется спать пожаловалась девочка.

  13. Вы прочитали мою книгу спросил автор.

  14. Что ты почти с ужасом прошептал Иван Ильич.

  15. Так ты Ваня не забудь уговори его напомнил Григорий.

  16. Ивашкин громко произнёс в телефонную трубку Лапшин докладывай обстановку.

  17. Прощай Дерсу подумал я ты спас мне жизнь

  18. Фёдор смотрел на труд старателей и сказал их уговаривать не нужно.

  19. Скажите спросила Елена когда же они приедут.


Контрольные вопросы

  1. Назовите способы передачи чужой речи.

  2. Как косвенная речь представлена с синтаксической точки зрения?

  3. На какие вопросы отвечает придаточная часть со значением причины?

  4. На что указывают придаточные со значением цели?

  5. Назовите отличительные особенности повествования.