Файл: Программа работы классного руководителя с коллективом класса Сроки реализации программы 20202022 гг.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 240
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6. Список использованной для разработки программы литературы
-
Горский В.А. «Примерные программы внеурочной деятельности». Просвещение, 2011 -
Григорьев Д.В., Степанов П.В. «Внеурочная деятельность школьников». Просвещение, 2011 -
Кузнецова Е.В. «Планирование воспитательной работы классного руководителя», Классный руководитель, 2009 -
Рожков М.И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие, Москва «Владос», 2001г. -
Савченко М. Ю., Дереклеева Н. И., Артюхова И. С. Справочник классного руководителя. 5- 9 классы. М.: Вако, 2006.
Приложение 1.
Сценарий
подготовки и проведения читательской конференции
«Мы в ответе за тех, кого приручили» по повести
Г.Н.Троепольского «Белый Бим Черное ухо»
Цель:
-
развитие интереса учащихся к книге и чтению, формирование читательских умений обучающихся, традиций и обычаев чтения; -
воспитание в учащихся толерантного и правового сознания; -
развитие творческого потенциала учащихся.
Задачи:
-
способствовать развитию интеллекта, кругозора учащихся, познавательного интереса; -
воспитание гуманности, нравственности, добрых человеческих отношений к «братьям нашим меньшим»; -
воспитание чувств ответственности человека перед природой, защищать все живое на земле.
Предварительная подготовка
Для подготовки и проведения конференции учащиеся делятся на группы, каждая из них выбирает себе задание и готовится по нему. Кроме того, каждый ученик прочитает повесть «Белый Бим Черное ухо» (обязательно) и другие произведения Г.Н.Троепольского (по возможности).
Первая группа готовит доклады о жизни и деятельности Г.Н.Троепольского и составляет мультимедийную презентацию.
Вторая группа составляет мультимедийную презентацию по содержанию повести.
Третья пишет мини-сочинения в рубрике «Виртуальная реальность». Темы: «Вопросы, которые я хотел бы задать автору книги «Белый Бим Черное ухо», если бы имел возможность с ним встретиться», «О чем бы я побеседовал с героями повести, если бы смог встретиться с ними», «Моя любимая собака», «Собака – друг человека», «Мои впечатления по прочитанной книге».
Четвертая выписывает афоризмы из повести «Белый Бим Черное ухо» и других произведений автора и записывает их на лист ватмана для оформления зала.
Пятая выбирает лучший вариант опорных схем и чертит на лист ватмана.
Шестая организует выставку книг по теме «Собака – друг человека».
Седьмая готовит выставку иллюстраций – работ юных художников.
Восьмая составляет вопросы для конкурса на самого внимательного читателя.
Девятая готовит музыкальное сопровождение конференции.
Десятая готовит конкурс чтецов стихотворений собственного сочинения.
Оформление и оборудование зала: портреты Г.Н.Троепольского и собаки сеттера;
картина Д.Бассано (16 век) «Моисей иссекает воду из скалы»;
иллюстрации учащихся по эпизодам повести;
плакаты с афоризмами, с высказываниями о толерантности;
мультимедийный проектор, экран, компьютер;
выставка книг Г.Н.Троепольского;
тематическая выставка «Собака – друг человека»;
плакат на большом ватмане с изображением опорных схем «Бим –
след Бима» по сюжету повести.
Аудитория: обучающиеся пятых-шестых классов,
школьный библиотекарь,
учителя изобразительного искусства(художник), музыки(музыкант),
литературы, права и другие.
Ход конференции
До начала конференции звучит лёгкая классическая музыка. Как все соберутся, начинается песня на слова Т.Ламм в исполнении певца школы «Пропала собака».
Музыкант на фоне песни (можно и после песни) начинает рассказ об истории создания данной песни (об авторе, как найден такой сюжет, об исполнителях и т.д.).
Художник (открывается на экране картина Д.Бассано «Моисей иссекает воду из скалы») рассказывает о картине. Основная мысль его речи: что хотел сказать художник, поместив собаку среди людей на передний план? Видимо, он хотел показать, что люди любили собак ещё в глубокой древности, никогда их не покидали, даже в несчастье, даже на грани гибели народа, а собаки оставались преданными и верными, готовыми погибнуть вместе с человеком…
Ведущий 1: Добрый день, уважаемые участники сегодняшней конференции, любители и великие друзья книг. Издавна говорят в народе: «Собака – друг человека». Это и подтвердили предыдущие выступающие (
называет их по имени, отчеству), благодарю вас от имени всех слушателей.
Ведущий 2: «Мы в ответе за тех, кого приручили»,-писал один из наиболее тонких,
тревожащих душу французских писателей ХХ века, художник-философ, художник-мыслитель, влюбленный в красоту мира и человека и наделённый особым даром улавливать и выражать в слове бесконечно разнообразные формы, которые может принимать эта красота, Антуан де Сент-Экзюпери в своей удивительной сказке «Маленький принц». Не зря конференцию мы назвали его словами.
Ведущий 1: Животные – «братья наши меньшие», о них создано бесчисленное количество книг, которые хватают нас за душу, доводят до слез.
Ведущий 2: О них и расскажет нам сейчас наш библиотекарь (имя, отчество). Пожалуйста, вам слово.
Библиотекарь демонстрирует книги о собаках, сопровождая краткой аннотацией.
Ведущий 1: Огромное спасибо вам, (имя, отчество), за такое увлекательное путешествие по миру книг. Надеюсь, после конференции мы все наперегонки побежим в библиотеки за книгами. А пока я выделяю одну из них – книгу Г.Н.Троепольского «Белый Бим Черное ухо».
Ведущий 2: «Читатель – друг!... Ты подумай! Если писать только о добре, то для зла – это находка, блеск; если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце концов не будут их замечать; если писать только о серьезно-прекрасном, то люди перестанут смеяться над безобразным», - писал Троепольский, автор названной книги.
Ведущий 1: Гавриил Николаевич, несказанно добрый человек, подарил читателям множество книг, рассказывающих о достоинстве человека, о доброте, гуманизме, обучающих тому, каким должен быть Человек на земле. Из рассказа (имя выступившего) мы узнаем побольше о творчестве известного писателя, познакомимся с ним поближе. (Представители первой группы рассказывают вкратце о жизни и творчестве Г.Н.Троепольского, демонстрируют слайды, портрет, книги, презентацию).
Ведущий 2: (слова благодарности за выступление). «Добро и зло, счастье и несчастье, смех и горе, правда и ложь живут рядом, и так близко друг к другу, что иногда трудно отличить одно от другого», - пишет Г. Троепольский. Это действительно так. Подобное мы и видим с вами в книге «Белый Бим Черное ухо».
Данная повесть живет добром, добро в ней активно, оно вступает в борьбу с бездушием и подлостью.
Ведущий 1: Данное произведение есть утверждение идей добра, разума и справедливости. В частности, это книга о судьбе собаки, о её верности, чести и преданности. Читая повесть, мы видим Бима в разных положениях и ситуациях, начиная от первых шагов, «натаски», первой охоты до последнего мгновения.
Ведущий 2: Хотелось бы нам вспомнить краткое содержание повести.
Ведущий 1: Может, кто-то из вас нам предоставит такую возможность? (Вторая группа продемонстрирует мультимедийную презентацию по содержанию повести, напоминает сюжетную линию).
Ведущий 2: Надеюсь, вы все прочитали данную повесть. Но перед нами всегда стоит вопрос: умеем ли мы читать.
Ведущий 1: Итак, объявляется конкурс на самого внимательного читателя.
(Представители восьмой группы проводят этот конкурс. См. Приложения стр. 1).
Ведущий 2 (благодарит учащихся и ответственных за проведенный конкурс, отмечает самых внимательных читателей).
Ведущий 1: Слово предоставим нашим юным художникам, познакомимся с выставкой иллюстраций. (Авторы иллюстраций по содержанию повести защищают свои работы, то есть рассказывают об эпизодах повести, что запечатлено на их рисунках, слушатели отмечают лучшие рисунки и лучших рассказчиков о них).
Ведущий 2: Друзья книги, давайте перенесёмся на некоторое время в «Виртуальную реальность». (Авторы мини – сочинений читают свои работы или отдельные отрывки из них).
Ведущий 1: Объявляется конкурс думающего читателя. (Участники объединяются в группы - можно их просто разделить по рядам – выбирают для анализа один из афоризмов, написанных на плакатах, и пытаются объяснить их смысл. См. Приложение 4).
Ведущий 2: Сейчас ХХΙ век, будет ещё и ХХΙΙ, и ХХΙΙΙ… Мы уйдем из жизни, вырастут наши и ваши дети, внуки, правнуки… Их сердца и души будет потрясать удивительная по красоте и силе фраза: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Давайте же послушаем жизненные истории современного века, объединенные этой темой. (Группа учащихся расскажет мини-истории из своей жизни о случаях проявления доброго человеческого отношения к «братьям нашим меньшим»).
Ведущий 1: Действительно, ребята, вы молодцы. Вы гуманны, добры, толерантны.
Ведущий 2: Толерантность – это терпение, снисходительность, расположенность к другим людям, доброе отношение к животным, умение владеть собой, это доброта.
Ведущий 1: Теперь рассмотрим опорные схемы «Бим – след Бима», составленные группой учащихся по содержанию повести (рассматривают схему «Бим» на экране через проектор, можно на листе ватмана начертить заранее см. Приложения стр. 2).
Ведущий 2:На одной стороне изображены встречи с хорошими и добрыми людьми, показаны они красным цветом, на другой стороне – встречи со злыми и плохими людьми, покрашены они в черный цвет. Каждый кружочек обозначает определенного человека, который имел какое – либо отношение к жизни Бима. Г.Троепольский изображает в повести как бы чередование добра со злом, на схеме эта последовательность прекрасно видна.
(Учащиеся обычно с большим любопытством рассматривают подобные схемы, которые вызывают в них особый интерес. Они наяву ощущают борьбу добра со злом, замечают, что добрые люди в повести названы именами, некоторые даже именем и отчеством, а у плохих людей даже нет имени. Их зовут просто: Тётка, Серый, Конопатый, Толстый и т.д. Только двое из них названы именем: Клим и Семен Петрович. Конечно, преобразование Семена Петровича ребята видят сразу: в конце он организует поиски Бима, «город заговорил»).
Ведущий 1: Схема «След Бима» (см. Приложения стр. 3) продолжает опорные положения повести. Учащимся легко запомнить, какой след оставил Бим в душе молодого Ивана, Семена Петровича, Толика и Алеши.
Ведущий 1: А теперь сюрприз для всех. Слово молодым поэтам. (Прозвучат стихотворения – миниатюры по теме конференции, написанные учащимися в исполнении авторов. Прекрасно также исполнение песни под гитару, если есть возможность).
Ведущий 2 (благодарит всех за стихи и для подведения итогов слово предоставляет учителю литературы).
Учитель литературы: (благодарит всех участников, высказывает свое восхищение проведенной работой, выявляет результативность занятия)
-Что особенно запомнилось?
-Чем наполнили свою копилку души?
-Что можно в жизни? Чего нельзя?
-Какими быть не хочется и не надо? и т.д. (Продемонстрирует буклет «Станем толерантными» с сопутствующей беседой. См. Приложение 5).
Учитель права: Надеюсь, с этой конференции вы все уйдете с обогатившейся душой. Вы никогда не будете обижать животных, станете ещё больше их любить, больше заботиться о них. Знаете, есть такой закон: