Файл: Пенсионная реформа в Российской Федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 365

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Финансовая неустойчивость пенсионного обеспечения: ее отчасти можно объяснить постоянно растущей задолженностью работодателей по страховой и базовой частям пенсии (за часть застрахованных граждан работодатели не платят взносы, за часть вносят только частично).

Зачастую финансовые обязательства выполняют только те работодатели, которые являются добросовестными плательщиками, выплачивающими своим сотрудникам фиксированную заработанную плату. Большинством работодателей пенсионные взносы оцениваются как слишком большие.

Среди внутренних факторов, снижающих устойчивость российской пенсионной системы, можно выделить спорные управленческие решения, принятые с 2002 г.:

– неэффективное управление резервом ПФР, созданным в 2002 году для прохождения «демографи­ческой ямы» 2010–х годов и полностью исчерпанным до 2007 г.;

– решение об учете пенсионных прав в распределительной системе исходя из начисленных, но не уплаченных взносов;

– нерешаемая до 2012 г. проблема финансового обеспечения пенсий досрочно выходящим на пенсию;

– непоследовательность тарифной политики в области ОПС;

– отвлечение кассовых остатков средств ПФР на счет федерального бюджета.

Мерами по преодолению данных факторов могли бы стать возврат к оценке пенсионных прав, ис­ходя из уплаченных в ПФР пенсионных взносов, а также введение правила начисления доходов от размещения временно свободных средств федерального бюджета пропорционально объему привлека­емых ежедневных остатков. Необходимо рассмотреть возможность объединения де­нежных и информационных потоков при формировании пенсионных прав, которые были разделены в результате передачи части прав по администрированию страховых взносов на ОПС от ПФР к Федеральной налоговой службе (далее, ФНС) в 2017 г.

Результатом такого разделения может стать искажение информации о численности застрахован­ных, как одного из важных показателей прогнозных оценок сбалансированности пенсионной системы, поскольку объекты учета разделены между ПФР и ФНС. Персонифицированный учет Пенсионным фондом ведется в разрезе застрахованных, независимо от того, у скольких работодателей он занят или совмещает работу по трудовому и гражданско–правовому договору, а ФНС – в разрезе страхователей (работодателей и самозанятых).

3. Демографическая проблема: как отмечалось нами выше, в стране наблюдается старение населения; это вызвано общим снижением рождаемости, уменьшением числа занятого населения,
повышением смертности в трудоспособном возрасте; по продолжительности жизни Россия по–прежнему занимает последнее место в Европе. По статистике, в 20% семей растут 2 и более детей, 10% – это семьи без детей, а в 70% – только один ребенок85.

Увеличение пенсионного возраста даже на один год увеличивает поступления средств в Пенсионный фонд почти на 10%, что само по себе выгодно для населения. Но продолжительность жизни в стране в целом невелика, поэтому не все смогут воспользоваться своими пенсионными накоплениями (в большей степени это касается мужчин, потому что в трудоспособном возрасте их умирает больше, чем женщин).

4. В условиях низкого уровня пособий по безработице, не соизмеримых с размером пенсий, сниже­ние расходных обязательств Российской Федерации в области пенсионного обеспечения может при­вести к падению совокупного спроса в экономике. Следует также иметь в виду, что повышение пен­сионного возраста влечет за собой увеличение среднего размера пенсии, а это может привести также к дисбалансу пенсионной системы в долгосрочной перспективе.

Можно сказать, что повышение пенсионного возраста не является единственной и однозначной мерой укрепления финансовой устойчивости пенсионной системы, возможно принятие и иных мер, корректирующих действие внутренних факторов ее развития.

5. Проблема, связанная с инвестированием пенсионных средств: активы для инвестирования пенсионных накоплений ограничены; по закону основными активами для инвестирования пенсионных средств являются государственные ценные бумаги Российской Федерации, доход по которым значительно снизился.

6. С 1 января 2015 года широкое развитие получили негосударственные пенсионные фонды, как глав­ные источники финансирования накопительной части пенсии. НПФ в РФ явля­ются необходимым инструментом финансового рынка.

7. Недостаточное количество информации о ходе пенсионной реформы: НПФ пытаются информировать население о своей деятельности и появлении каких–либо новых направлений пенсионной политики, но информация доходит не до всех и представляется необъективно; не все население хорошо проинформировано и может умело пользоваться своими правами86. Реализация конституционных прав граждан на социальное (вклю­чая пенсионное) обеспечение предполагает наличие точного алгоритма действий или определенного механизма, посредством которого у государственных органов складыва­ется абсолютная обязанность предоставлять обратившемуся гражданину ту или иную выплату или услугу. Совершенно очевидно, что этот механизм должен быть справедли­вым, подкрепленным экономически и, конечно, прозрачным для гражданина – получа­теля таких выплат.



Также необходимо в пенсионном законодательстве закрепить устранение дисбаланса между необ­ходимым страховым стажем для назначения страховой пенсии и ожидаемым периодом пенсионных выплат по ОПС, в настоящее время последний постоянно пересматривается только при расчете нако­пительной пенсии. Дисбаланс между периодами в 2018 году хотя и сократился, но составляет 11,5 лет87.

Как показывает мировой опыт, решением проблем пенсионной системы государства является отказ от последующей индексации пенсий, увеличение периода трудовой деятельности, увеличение размера налогов и финансирование пенсий путем сохранения распределительного принципа. Именно этот путь выбрали многие развитые страны. Лучшими системами пенсионного обеспечения были признаны системы Дании, Голландии, Австралии, Швеции, Швейцарии и Финляндии. Оптимальная модель для Российской Федерации до сих пор не найдена88.

Для решения проблем, связанных с пенсионным обеспечением, требуется создание эффективного механизма по обеспечению адекватности размеров пенсии и сумм, которые накапливаются благодаря страховым взносам.

Пенсионная система России должна стать более устойчивой, опираясь на пенсионное страхование. Для этого надо привлечь к процессу самих граждан и установить жесткие, закрепленные законом, правила по соответствию размера взносов и размера пенсии.

Первостепенными задачами для государственной власти в решении глобального пенсионного вопроса становятся следующие:

  1. повысить уровень пенсионного обеспечения для того, чтобы в ближайшем будущем размеры пенсии смогли покрывать прожиточный минимум пенсионеров;

  1. повысить размер базовой части пенсии;

  1. разработать эффективные меры по развитию обязательного, дополнительного и добровольного пенсионного страхования через: расширение форм пенсионных средств с целью привлечения внимания к негосударственным организациям, занятым в сфере обязательного пенсионного страхования; укрепление правового статуса ПФР и НПФ; разработку мер, которые позволят повысить эффективность инвестирования накопительных средств; ужесточение требований, предъявляемых к раскрытию информации НПФ.

Для решения существующих проблем необходимо усиление государственного контроля за инвестированием средств накоплений, установление прав и обязанностей субъектов этого процесса в формировании и инвестировании пенсионных накоплений, в возможности инвестирования средств пенсионных накоплений в российские и зарубежные ценные бумаги. Кроме того, требуется совершенствование механизма сбора и учета страховых взносов, методов учета операций в сфере формирования и инвестирования пенсионных накоплений.


Следовательно, отечественный фи­нансовый механизм и обязательного, и доб­ровольного пенсионного обеспечения тре­бует безотлагательного совершенствования.

Для решения обозначенных проблем действующая пенсионная система РФ могла бы быть преобразована в соответствии с концепцией оптимизации ее финансового механизма.

Она включает в себя два блока меро­приятий:

– в рамках государственного управле­ния (для системы обязательного пенсионного страхования и для сектора негосудар­ственного пенсионного обеспечения);

– в рамках корпоративного менеджмента (в целях стимулирования дополнительных страховых пенсионных отчислений).

К числу государственных мер можно отнести:

1. Активизацию выездных проверок ПФР и ФНС для вывода бизнеса из теневой экономики. С целью повышения со­бираемости обязательных пенсионных взно­сов ПФР и ФНС должны проводить совмест­ные выездные проверки сверх того количе­ства, которое осуществляется в соответствии с Концепцией планирования выездных нало­говых проверок. Особое внимание следует обращать на индивидуальных предпринима­телей, так как именно они чаще всего приме­няют неофициальные трудовые отношения («черные заработные платы»)89.

2. Внедрение в системе ОПС механизма гарантированной выплаты пенсий в случае смерти застрахованного лица. С нашей точки зрения, важно предусмотреть в системе обязатель­ного пенсионного страхования нормы, зало­женные в финансовом механизме негосудар­ственного пенсионного обеспечения – воз­можность гарантированной выплаты пенсий в случае смерти застрахованного лица. Но с учетом специфики функционирования ПФР, это необходимо сделать частично, допустим:

– в случае смерти застрахованного лица до его выхода на трудовую пенсию, его вы­годоприобретатели (родственники) должны получать в течение 4–5 лет определенный процент от накопленной страховой суммы;

– в случае смерти застрахованного лица после его выхода на трудовую пенсию, его выгодоприобретатели должны получать в те­чение 2–3 лет определенный процент от накопленной страховой суммы.

Подобная система будет стимулиро­вать ПФР к социальной ответственности пе­ред населением и потребует жесткого кон­троля целевого характера использования обязательных пенсионных отчислений. Кроме того, целесообразно подключить к данному процессу социальный аудит
90.

3. Отмена лимитирования расходов на негосударственное пенсионное страхование в целях расчета налога на прибыль организаций. Государство должно сти­мулировать развитие системы негосудар­ственного пенсионного обеспечения, которая в состоянии обеспечить реальную прибавку к трудовой пенсии граждан.

4. Отмена ограничений в области маркетинга и обеспечения доступности различных финансовых инструментов по привлечению клиентов для НПФ. Население зача­стую не обладает финансовой грамотностью и просто не знает о гарантиях и преимуще­ствах данной системы, а сами негосудар­ственные пенсионные фонды не могут ис­пользовать для привлечения страхователей дополнительные бонусы, прогнозируемую доходность и прочие маркетинговые инстру­менты, которыми могут пользоваться, напри­мер, банки. Эти ограничения нужно снимать.

Корпоративные меры:

1. На уровне предприятий необходимо кардинально менять систему управления пер­соналом – акцентировать внимание на соци­альные инвестиции (уже давно доказано, что именно они обеспечивают наибольший поло­жительный тренд для развития бизнеса). Но при этом, конечно, целесообразно использо­вать действующие льготы с целью минимиза­ции обязательных страховых взносов (не в ПФР, а в другие внебюджетные фонды)91.

2. Кроме того, нужно активно применять налоговую оптимизацию в части расчетов по оплате труда и социальному обеспечению92.

Таким образом, в процессе исследова­ния мы приходим к выводу о том, что только совместные действия (со стороны как государства, так и работодателей) помогут усовершенствовать финансовый механизм пенсионного обеспечения в России.

Среди основных проблем организации пенсионного
обеспечения в Российской Федерации можно выделить следующие: зависимость бюджета ПФР от поступлений из федерального бюджета; низкий уровень жизни российских пенсионеров.

Выводы по главе 3:

1. Основными вопросами новой пенсионной реформы являются следующие положения:

– повышение пенсионного возраста до 65/60 лет, соответственно, для мужчин и женщин;

– внедрение добровольной накопительной системы (путем отмены действующей сейчас накопительной пенсии и замены ее индивидуальным пенсионным капиталом);

– изменения в правилах выплаты накопительной части пенсии для тех, кому она будет назначена в 2019 году;

– отмена пенсионных баллов (бальной системы пенсионного обеспечения);