Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 366
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, по результатам которого, оказалось, что в развитых странах пик заработка
человека приходится на 45–59 лет, а в России – на 25–44 года.
На наш взгляд, применяемые в современных государствах системы пенсионного обеспечения должны соответствовать уровню политического, социального и экономического развития страны.
Как известно, в основе всех причин дестабилизации рынков труда и пенсионных систем практически всех экономик мира лежат демографические факторы и одним из них является снижение рождаемости, что закономерно ведет к росту доли нетрудоспособного населения. Вторым важнейшим демографическим фактором является рост продолжительности жизни. Эти два демографических фактора особенно важны для выбора модели реформирования программ социального страхования в странах с распределительными системами финансирования, поскольку, как отмечалось нами выше, именно эти системы в наибольшей степени подвержены влиянию демографических факторов. В таких условиях именно повышение пенсионного возраста является наиболее эффективным способом решения проблем финансовой сбалансированности пенсионных систем75.
В Российской Федерации действуют, как и в других странах, негативные демографические и макроэкономические факторы, влияющие на пенсионную систему, но при этом следует признать более низкий уровень продолжительности жизни, чем в других странах; большую численность неработающих граждан трудоспособного возраста, не являющихся инвалидами, даже при низких показателях безработицы; общий низкий уровень доходов населения. Учет уровня доходов населения необходим для оценки возможности дополнения выплат пенсий, гарантированных государством, пенсиями в соответствии с договорами о негосударственном пенсионном обеспечении или добровольном пенсионном страховании76.
По данным Росстата, в 2017 году Россия понесла естественную убыль населения – минус 134,4 тыс.77, т.е. количество смертей превысило количество новорожденных. Общая численность населения незначительно выросла только за счет мигрантов, которые зачастую, приезжая на заработки, не устраиваются на работу официально, и, соответственно, не платят пенсионные отчисления.
Таким образом, изменение параметров российской пенсионной системы, в т.ч. решение вопросов об изменении пенсионного возраста, невозможно осуществлять по общемировым правилам. Тем более, что опыт других стран показывает: нет «универсальных рецептов». В силу экономических и политических изменений в наиболее близких к России странам, с точки зрения истории экономического развития, произошли корректировки ранее принятых изменений пенсионного законодательства. Так в Польше после предварительного повышения был снижен пенсионный возраст, в Чехии и Польше отказались от обязательной пенсионной компоненты, в Венгрии снизили тариф взносов на формирование обязательных пенсионных накоплений. В Казахстане с июля 2018 г.
введен элемент пенсионной системы, аналогичный российским страховым пенсиям без учета фиксированной выплаты, основанный на условных накоплениях пенсионных прав, введены дополнительные взносы работодателя, при этом принято решение о дальнейшем повышении пенсионного возраста78.
Все европейские страны можно подразделить на три группы: страны с низким пенсионным возрастом: 60 лет – у мужчин и 55 лет у женщин (например, Турция, Франция), страны со средним пенсионным возрастом: 65 лет – у мужчин 60–65 лет – у женщин (Испания, Нидерланды, Швейцария), страны с высоким пенсионным возрастом: 67 лет у мужчин и 62–67 лет у женщин (Германия, Норвегия, Италия). Действительно, во многих зарубежных странах пенсионный возраст выше, чем в настоящее время в РФ. Однако, если сравнивать среднюю продолжительность жизни и пенсионный возраст в этих странах, то «период дожития» в этих странах существенно выше, чем в РФ. Например, в Швейцарии пенсионный возраст 65 лет у мужчин и 64 года у женщин, при этом продолжительность жизни составляет 80 лет у мужчин и 82 года у женщин, т.е. т.н. «период дожития» составляет 15 лет и 18 лет соответственно79. В России «период дожития» не достигает и 8 лет.
Таким образом, можно констатировать, что повышение пенсионного возраста является преждевременным. Если в настоящее время повысить пенсионный возраст, то можно ожидать следующие социально–экономические последствия:
Во–первых, повышение пенсионного возраста приведет к росту числа «черных» зарплат, что существенно скажется на доходной части бюджета РФ, в результате чего бюджет ежегодно не дополучит существенную сумму в виде налогов, а внебюджетные страховые фонды – страховых взносов.
Во–вторых, повышение пенсионного возраста приведет к увеличению количества безработных в России. Увеличение уровня безработицы ожидается среди молодежи и лиц предпенсионного возраста. Следует отметить, что и в настоящее время лицам предпенсионного возраста трудно устроиться на работу.
Согласно данным Росстата, в 2017 году уровень занятости граждан в возрастной группе 60–64 года составляет 31,1% от численности населения соответствующей возрастной группы: при этом уровень занятости в данной возрастной группе у мужчин составляет 37,9%, у женщин – 26,4%80. При повышении пенсионного возраста, уровень безработицы в данной возрастной группе будет составлять в среднем 68,9%: 62,1% – у мужчин и 73,6% – у женщин
81.
Ужесточение надзора за соблюдением трудового законодательства не решит данную проблему, поскольку в настоящее время трудовым законодательством запрещается дискриминация при приеме на работу по признаку возраста, и федеральная инспекция труда следит за этим, однако, лиц препенсионного возраста меньше среди безработных не становится. Если предположить, что проблему безработицы среди лиц предпенсионого возраста удастся решить, и они будут работать до 63 и 65 лет соответственно, то это приведет к увеличению безработицы среди молодежи.
В–третьих, повышение пенсионного возраста приведет к оттоку населения из северных районов России. Многие работают в северных районах, чтобы заработать т.н. «северную пенсию» и досрочно выйти на пенсию. При увеличении пенсионного возраста жители этих районов не будут рассчитывать на северную пенсию и уедут из них раньше.
В–четвертых, повышение пенсионного возраста приведет к увеличению количества выплат по временной нетрудоспособности. Лица в возрасте от 60 лет болеют гораздо чаще, чем в более молодом возрасте, и если они будут работать, то Фонду социального страхования придется оплачивать листки временной нетрудоспособности, что приведет к увеличению количества выплат по временной нетрудоспособности, а также негативно скажется на деятельности самих работодателей, у которых возникнет необходимость замещать отсутствующих работников82.
Необходимо отметить, что изменение возраста выхода на пенсию повлечет за собой корректировки и во многих других вопросах пенсионной системы (например, выплаты из накопительной части пенсии и досрочный выход на пенсию).
По старому пенсионному законодательству (а именно ст. 6 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 42483) устанавливалось, что право на получение средств накопительной части пенсии (НЧП) имеют граждане РФ, достигшие пенсионного возраста. Поправками к закону о повышении пенсионного возраста, которые внесли депутаты «Единой России», предусмотрено, что после проведения пенсионной реформы выплаты накопительной части пенсии можно будет по–прежнему оформить в 55/60 лет (по нормативам старого возраста).
Кроме того, с 1 января 2019 года ожидаемый срок выплаты накопительной пенсии увеличен до 252 месяцев (для сравнения, на 2018 год это параметр был утвержден в размере 246 месяцев, т.е. в 2019 году его величину увеличится на 6 месяцев). Этот параметр напрямую влияет на размер прибавки, которая выплачивается пенсионеру ежемесячно из его пенсионных накоплений. Размер этой ежемесячной доплаты определяется по формуле: НП = ПН / Т,
где соответственно:
– ПН – суммарные пенсионные накопления к моменту выхода на пенсию;
– Т – период выплаты накопительной пенсии (тот самый срок выплаты в месяцах).
Следовательно, если ожидаемый период выплаты будет увеличен, то размер ежемесячной доплаты из средств пенсионных накоплений станет меньше. Соответствующий законопроект, подготовленный Минтрудом РФ, уже проходит этап общественного обсуждения. Эти изменения обосновываются статистическими данными о так называемом «сроке дожития россиян» (продолжительности жизни после выхода на пенсию) – 16,46 лет у мужчин и 26,14 у женщин.
Стоит отметить, что в случае принятия закона, корректировки коснутся только тех, кто оформляет ежемесячную выплату из накопительной части пенсии в 2019 году.
Помимо этого, Правительство планирует вообще отменить обязательную накопительную систему, действовавшую в России с 2002 года, заменив ее системой добровольных пенсионных накоплений. Это означает, что мораторий на формирование накопительной пенсии, принятый с 2014 года и с тех пор ежегодно продлеваемый, снимать уже не будут (такой вариант уже не рассматривается). Фактически от такого формата накоплений вообще планируется отказаться, заменив их добровольными накоплениями – индивидуальным пенсионным капиталом (ИПК).
До принятия моратория в 2014 году пенсионная система была основана на том, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (это 22% от зарплаты) перечислялись работодателями в Пенсионный фонд и по желанию работника могли распределяться следующим образом:
1. 16% на формирование страховой пенсии (включая фиксированную выплату, которая формируется за счет так называемой солидарной части тарифа – 6%) и 6% на накопительную часть;
2. Все 22% только на формирование страховой пенсии без формирования пенсионных накоплений.
С 2014 года после введения моратория у всех россиян обязательные страховые взносы идут только на формирование страховой пенсии (п. 1), а приток денег в накопительную пенсионную систему заморожен.
Новая добровольная накопительная система (ИПК) подразумевает, что работник будет дополнительно перечислять часть своей зарплаты (от 0% до 6%) на формирование своего пенсионного капитала. Подключение гражданина к новой системе планируется производить добровольно – по заявлению работника, в котором он самостоятельно укажет, какой процент от своего заработка он готов дополнительно отчислять в виде взносов.
Стоит отметить, что при введении в действие программы ИПК действующая на текущий момент накопительная система будет отменена. Пенсионные накопления россиян, которые находятся в НПФ, будут автоматически переведены в систему ИПК (то есть зачислены в счет пенсионного капитала). Если накопления гражданина находятся в ПФР, то они могут быть:
– переведены в пенсионные баллы и направлены на страховую часть пенсии;
– либо в течение переходного периода (предполагается, что это будет 2 года) можно будет перенаправить накопления из ПФР в НПФ, чтобы уже имеющиеся накопления также были направлены на формирование пенсионного капитала84.
Пенсионное обеспечение граждан – важная социальная функция государства. В России была предпринята попытка внедрить зарубежную модель пенсионного страхования населения, которая включает обязательное (государственное) пенсионное обеспечение и систему добровольного (государственного и негосударственного) страхования. Однако на сегодняшний момент эффект от преобразований не заметен. По нашему мнению, многократные изменения в отечественном пенсионном законодательстве, скорее всего, указывают на отсутствие четкости в понимании органами законодательной и исполнительной власти грядущей судьбы пенсионной реформы и в итоге приводят к нарушению конституционного права граждан на пенсионное обеспечение. Кроме того, результатом новой пенсионной реформы 2018 года явилось введение на законодательном уровне солидного повышения пенсионного возраста для граждан, что нельзя, на наш взгляд, считать проявлением социальной защиты населения. Поэтому существует объективная потребность в систематизации проблем и совершенствовании отечественной пенсионной системы.
2.2 Перспективные направления реформирования отечественной системы пенсионного обеспечения и пенсионного страхования населения
Действующая в настоящее время пенсионная система характеризуется наличием множества недостатков, к числу которых можно отнести следующие:
1. Несоответствие пенсионной системы принципам эффективности, которыми являются:
Соответствие размера взносов и пенсионных выплат соблюдается только для населения с заработанной платой, равной средней по стране, а у работников с заработной платой выше средней по стране эквивалентность взносов и выплат не соблюдается. Также существенно снижается уровень материального положения граждан после выхода на пенсию. Повышается риск для пенсионеров перейти в категорию бедных граждан.
человека приходится на 45–59 лет, а в России – на 25–44 года.
На наш взгляд, применяемые в современных государствах системы пенсионного обеспечения должны соответствовать уровню политического, социального и экономического развития страны.
Как известно, в основе всех причин дестабилизации рынков труда и пенсионных систем практически всех экономик мира лежат демографические факторы и одним из них является снижение рождаемости, что закономерно ведет к росту доли нетрудоспособного населения. Вторым важнейшим демографическим фактором является рост продолжительности жизни. Эти два демографических фактора особенно важны для выбора модели реформирования программ социального страхования в странах с распределительными системами финансирования, поскольку, как отмечалось нами выше, именно эти системы в наибольшей степени подвержены влиянию демографических факторов. В таких условиях именно повышение пенсионного возраста является наиболее эффективным способом решения проблем финансовой сбалансированности пенсионных систем75.
В Российской Федерации действуют, как и в других странах, негативные демографические и макроэкономические факторы, влияющие на пенсионную систему, но при этом следует признать более низкий уровень продолжительности жизни, чем в других странах; большую численность неработающих граждан трудоспособного возраста, не являющихся инвалидами, даже при низких показателях безработицы; общий низкий уровень доходов населения. Учет уровня доходов населения необходим для оценки возможности дополнения выплат пенсий, гарантированных государством, пенсиями в соответствии с договорами о негосударственном пенсионном обеспечении или добровольном пенсионном страховании76.
По данным Росстата, в 2017 году Россия понесла естественную убыль населения – минус 134,4 тыс.77, т.е. количество смертей превысило количество новорожденных. Общая численность населения незначительно выросла только за счет мигрантов, которые зачастую, приезжая на заработки, не устраиваются на работу официально, и, соответственно, не платят пенсионные отчисления.
Таким образом, изменение параметров российской пенсионной системы, в т.ч. решение вопросов об изменении пенсионного возраста, невозможно осуществлять по общемировым правилам. Тем более, что опыт других стран показывает: нет «универсальных рецептов». В силу экономических и политических изменений в наиболее близких к России странам, с точки зрения истории экономического развития, произошли корректировки ранее принятых изменений пенсионного законодательства. Так в Польше после предварительного повышения был снижен пенсионный возраст, в Чехии и Польше отказались от обязательной пенсионной компоненты, в Венгрии снизили тариф взносов на формирование обязательных пенсионных накоплений. В Казахстане с июля 2018 г.
введен элемент пенсионной системы, аналогичный российским страховым пенсиям без учета фиксированной выплаты, основанный на условных накоплениях пенсионных прав, введены дополнительные взносы работодателя, при этом принято решение о дальнейшем повышении пенсионного возраста78.
Все европейские страны можно подразделить на три группы: страны с низким пенсионным возрастом: 60 лет – у мужчин и 55 лет у женщин (например, Турция, Франция), страны со средним пенсионным возрастом: 65 лет – у мужчин 60–65 лет – у женщин (Испания, Нидерланды, Швейцария), страны с высоким пенсионным возрастом: 67 лет у мужчин и 62–67 лет у женщин (Германия, Норвегия, Италия). Действительно, во многих зарубежных странах пенсионный возраст выше, чем в настоящее время в РФ. Однако, если сравнивать среднюю продолжительность жизни и пенсионный возраст в этих странах, то «период дожития» в этих странах существенно выше, чем в РФ. Например, в Швейцарии пенсионный возраст 65 лет у мужчин и 64 года у женщин, при этом продолжительность жизни составляет 80 лет у мужчин и 82 года у женщин, т.е. т.н. «период дожития» составляет 15 лет и 18 лет соответственно79. В России «период дожития» не достигает и 8 лет.
Таким образом, можно констатировать, что повышение пенсионного возраста является преждевременным. Если в настоящее время повысить пенсионный возраст, то можно ожидать следующие социально–экономические последствия:
Во–первых, повышение пенсионного возраста приведет к росту числа «черных» зарплат, что существенно скажется на доходной части бюджета РФ, в результате чего бюджет ежегодно не дополучит существенную сумму в виде налогов, а внебюджетные страховые фонды – страховых взносов.
Во–вторых, повышение пенсионного возраста приведет к увеличению количества безработных в России. Увеличение уровня безработицы ожидается среди молодежи и лиц предпенсионного возраста. Следует отметить, что и в настоящее время лицам предпенсионного возраста трудно устроиться на работу.
Согласно данным Росстата, в 2017 году уровень занятости граждан в возрастной группе 60–64 года составляет 31,1% от численности населения соответствующей возрастной группы: при этом уровень занятости в данной возрастной группе у мужчин составляет 37,9%, у женщин – 26,4%80. При повышении пенсионного возраста, уровень безработицы в данной возрастной группе будет составлять в среднем 68,9%: 62,1% – у мужчин и 73,6% – у женщин
81.
Ужесточение надзора за соблюдением трудового законодательства не решит данную проблему, поскольку в настоящее время трудовым законодательством запрещается дискриминация при приеме на работу по признаку возраста, и федеральная инспекция труда следит за этим, однако, лиц препенсионного возраста меньше среди безработных не становится. Если предположить, что проблему безработицы среди лиц предпенсионого возраста удастся решить, и они будут работать до 63 и 65 лет соответственно, то это приведет к увеличению безработицы среди молодежи.
В–третьих, повышение пенсионного возраста приведет к оттоку населения из северных районов России. Многие работают в северных районах, чтобы заработать т.н. «северную пенсию» и досрочно выйти на пенсию. При увеличении пенсионного возраста жители этих районов не будут рассчитывать на северную пенсию и уедут из них раньше.
В–четвертых, повышение пенсионного возраста приведет к увеличению количества выплат по временной нетрудоспособности. Лица в возрасте от 60 лет болеют гораздо чаще, чем в более молодом возрасте, и если они будут работать, то Фонду социального страхования придется оплачивать листки временной нетрудоспособности, что приведет к увеличению количества выплат по временной нетрудоспособности, а также негативно скажется на деятельности самих работодателей, у которых возникнет необходимость замещать отсутствующих работников82.
Необходимо отметить, что изменение возраста выхода на пенсию повлечет за собой корректировки и во многих других вопросах пенсионной системы (например, выплаты из накопительной части пенсии и досрочный выход на пенсию).
По старому пенсионному законодательству (а именно ст. 6 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 42483) устанавливалось, что право на получение средств накопительной части пенсии (НЧП) имеют граждане РФ, достигшие пенсионного возраста. Поправками к закону о повышении пенсионного возраста, которые внесли депутаты «Единой России», предусмотрено, что после проведения пенсионной реформы выплаты накопительной части пенсии можно будет по–прежнему оформить в 55/60 лет (по нормативам старого возраста).
Кроме того, с 1 января 2019 года ожидаемый срок выплаты накопительной пенсии увеличен до 252 месяцев (для сравнения, на 2018 год это параметр был утвержден в размере 246 месяцев, т.е. в 2019 году его величину увеличится на 6 месяцев). Этот параметр напрямую влияет на размер прибавки, которая выплачивается пенсионеру ежемесячно из его пенсионных накоплений. Размер этой ежемесячной доплаты определяется по формуле: НП = ПН / Т,
где соответственно:
– ПН – суммарные пенсионные накопления к моменту выхода на пенсию;
– Т – период выплаты накопительной пенсии (тот самый срок выплаты в месяцах).
Следовательно, если ожидаемый период выплаты будет увеличен, то размер ежемесячной доплаты из средств пенсионных накоплений станет меньше. Соответствующий законопроект, подготовленный Минтрудом РФ, уже проходит этап общественного обсуждения. Эти изменения обосновываются статистическими данными о так называемом «сроке дожития россиян» (продолжительности жизни после выхода на пенсию) – 16,46 лет у мужчин и 26,14 у женщин.
Стоит отметить, что в случае принятия закона, корректировки коснутся только тех, кто оформляет ежемесячную выплату из накопительной части пенсии в 2019 году.
Помимо этого, Правительство планирует вообще отменить обязательную накопительную систему, действовавшую в России с 2002 года, заменив ее системой добровольных пенсионных накоплений. Это означает, что мораторий на формирование накопительной пенсии, принятый с 2014 года и с тех пор ежегодно продлеваемый, снимать уже не будут (такой вариант уже не рассматривается). Фактически от такого формата накоплений вообще планируется отказаться, заменив их добровольными накоплениями – индивидуальным пенсионным капиталом (ИПК).
До принятия моратория в 2014 году пенсионная система была основана на том, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (это 22% от зарплаты) перечислялись работодателями в Пенсионный фонд и по желанию работника могли распределяться следующим образом:
1. 16% на формирование страховой пенсии (включая фиксированную выплату, которая формируется за счет так называемой солидарной части тарифа – 6%) и 6% на накопительную часть;
2. Все 22% только на формирование страховой пенсии без формирования пенсионных накоплений.
С 2014 года после введения моратория у всех россиян обязательные страховые взносы идут только на формирование страховой пенсии (п. 1), а приток денег в накопительную пенсионную систему заморожен.
Новая добровольная накопительная система (ИПК) подразумевает, что работник будет дополнительно перечислять часть своей зарплаты (от 0% до 6%) на формирование своего пенсионного капитала. Подключение гражданина к новой системе планируется производить добровольно – по заявлению работника, в котором он самостоятельно укажет, какой процент от своего заработка он готов дополнительно отчислять в виде взносов.
Стоит отметить, что при введении в действие программы ИПК действующая на текущий момент накопительная система будет отменена. Пенсионные накопления россиян, которые находятся в НПФ, будут автоматически переведены в систему ИПК (то есть зачислены в счет пенсионного капитала). Если накопления гражданина находятся в ПФР, то они могут быть:
– переведены в пенсионные баллы и направлены на страховую часть пенсии;
– либо в течение переходного периода (предполагается, что это будет 2 года) можно будет перенаправить накопления из ПФР в НПФ, чтобы уже имеющиеся накопления также были направлены на формирование пенсионного капитала84.
Пенсионное обеспечение граждан – важная социальная функция государства. В России была предпринята попытка внедрить зарубежную модель пенсионного страхования населения, которая включает обязательное (государственное) пенсионное обеспечение и систему добровольного (государственного и негосударственного) страхования. Однако на сегодняшний момент эффект от преобразований не заметен. По нашему мнению, многократные изменения в отечественном пенсионном законодательстве, скорее всего, указывают на отсутствие четкости в понимании органами законодательной и исполнительной власти грядущей судьбы пенсионной реформы и в итоге приводят к нарушению конституционного права граждан на пенсионное обеспечение. Кроме того, результатом новой пенсионной реформы 2018 года явилось введение на законодательном уровне солидного повышения пенсионного возраста для граждан, что нельзя, на наш взгляд, считать проявлением социальной защиты населения. Поэтому существует объективная потребность в систематизации проблем и совершенствовании отечественной пенсионной системы.
2.2 Перспективные направления реформирования отечественной системы пенсионного обеспечения и пенсионного страхования населения
Действующая в настоящее время пенсионная система характеризуется наличием множества недостатков, к числу которых можно отнести следующие:
1. Несоответствие пенсионной системы принципам эффективности, которыми являются:
-
экономическая доступность: для участия в системе пенсионного страхования размеры взносов должны быть допустимы для работников и их работодателей;
-
индивидуальная справедливость: размер пенсии должен зависеть от размера внесенных страховых взносов;
-
социальная эффективность: обеспечение пенсионерам достойного уровня жизни.
Соответствие размера взносов и пенсионных выплат соблюдается только для населения с заработанной платой, равной средней по стране, а у работников с заработной платой выше средней по стране эквивалентность взносов и выплат не соблюдается. Также существенно снижается уровень материального положения граждан после выхода на пенсию. Повышается риск для пенсионеров перейти в категорию бедных граждан.