Файл: 2. 3 Анализ результатов опытноэкспериментальной работы.docx
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для повышения педагогического мастерства учителя в области формирования системы позитивных отношений в учебном взаимодействии у младших школьников следует организовывать и проводить с учителем мастер-классы, круглые столы, педагогические советы, открытые уроки, психолого-педагогические тренинги и наблюдения [32].
Таким образом, на основе теоретического анализа по теме педагогические условия, способствующие формированию у детей младшего школьного возраста позитивного отношения в учебном взаимодействии можно сделать вывод, что выделяется три группы таких условий: направленные на актуализацию знаний, умений и навыков, полученных в дошкольном возрасте; предполагающие организацию учебного взаимодействия в процессе общения школьников; связана с педагогической деятельностью и профессиональными качествами учителя. Комплексное соблюдение перечисленных условий будет способствовать формированию у младших школьников позитивного отношения в учебном взаимодействии.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ В УЧЕБНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
2.1 Диагностика сформированнности у детей младшего школьного возраста позитивного отношения в учебном взаимодействиих
В целях выявления эффективных педагогических условий формирования позитивного отношения в учебном взаимодействии у младших школьников была организована экспериментальная работа.
Эксперимент включал три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Цель эксперимента заключалась в изучении процесса формирования позитивного отношения в учебном взаимодействии путем целенаправленного создания необходимых педагогических условий.
В рамках опытно-поисковой работы выполнен: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Исследование проводилось с участием 24 учащихся 2 класса МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 27 г. Ставрополь, 2 класс, обучающийся по УМК «Перспективная начальная школа».
Констатирующий эксперимент предполагал решение следующей задачи: определить начальный уровень сформированности позитивного отношения в учебном взаимодействии у младших школьников.
Уровень сформированности позитивного отношения в учебном взаимодействии у младших школьников определялся по следующим критериям:
- умение организовывать и осуществлять работу в группе;
- умение договариваться в процессе выполнения совместной деятельности;
- осуществление взаимоконтроля;
- эмоциональная вовлеченность в процесс выполнения деятельности.
Каждый критерий, характеризующий сформированность позитивного отношения в учебном взаимодействии у младших школьников был представлен по трем уровням.
1. Умение детьми грамотно организовывать работу в группе
Высокий уровень – грамотное распределение обязанностей между членами группы, оказание взаимопомощи, совместное решение поставленной задачи, стремление к достижению общего результата.
Средний уровень – попытки осуществления взаимопомощи и распределения обязанностей, частое выполнение чужих функций, возникновение разногласий во время работы, сложности при достижении общего результата.
Низкий уровень – отсутствие взаимопомощи, обязанности не распределены, стремление к индивидуальному выполнению задач.
2. Умение договариваться в процессе выполнения совместной деятельности
Высокий уровень – для достижения общего результата совместной деятельности учащиеся используют различные методы убеждений, уговоры, аргументы.
Средний уровень – к общему результату деятельности удается прийти с трудом вследствие того, что ученики могут использовать уговоры и убеждения, но при этом каждый настаивает на своём мнении.
Низкий уровень – учащиеся не могут достичь общего результата деятельности в связи с тем, что они не могут использовать уговоры, убеждения, аргументы.
3. Выполнение взаимоконтроля.
Высокий уровень – использование методов взаимоконтроля, способность к корректировке деятельности, если проявляются отклонения от первоначального замысла.
Средний уровень – использование методов взаимоконтроля не способствует продуктивной коррекции работы вследствие того, что каждый настаивает на своем мнении.
Низкий уровень – взаимоконтроль не осуществляется вследствие наличия разногласия и споров.
4. Эмоциональная вовлеченность в деятельность
Высокий уровень – проявляется позитивное и эмоциональное отношение к результату совместной деятельности.
Средний уровень – проявляется нейтральное отношение к результату совместной деятельности.
Низкий уровень – отсутствует эмоциональный отклик на результат совместной деятельности.
Для проведения диагностики уровня сформированности позитивного отношения в учебном взаимодействии использовались следующие методики:
– наблюдение за поведением и совместной деятельностью учащихся на уроках;
– методика «Рукавички» (автор – Г. Л. Цукерман);
– методика «Ковёр» (автор – Р. В. Овчарова).
Используемые методики взаимодополняют друг друга, направлены на определение уровня сформированности позитивного отношения в учебном взаимодействии и способствуют грамотной разработке педагогических условий для формирования позитивных отношений.
Подробное описание методик, применяемых при изучении уровня сформированности навыков учебного сотрудничества у младших школьников, представлено в Приложении 1.
В результате диагностики на констатирующем этапе исследования был проведен количественный и качественный анализ полученных результатов в соответствии с критериями сформированности позитивного отношения в учебном взаимодействии.
Результаты диагностики по критерию «Умение детьми грамотно организовывать работу в группе» представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Результаты диагностики по критерию «Умение грамотно организовывать работу в группе» на констатирующем этапе исследования
Проанализировав диаграмму было установлено, что По данным диагностики установлено, что 21% (5 чел.) младших школьников имеют высокий уровень развития умения грамотно организовывать работу в группе. Учащиеся в процессе совместной деятельности самостоятельно распределяют обязанности между всеми участниками группы, делают это грамотно и согласовано. На протяжении всей групповой работы осуществляется взаимопомощь.
Средний уровень развития умения грамотно организовывать работу в группе демонстрируют 42% (10 чел.) младших школьников. Учащиеся стараются распределить обязанности между всеми участниками группового взаимодействия, но у них это получается не согласованно и не всегда справедливо. Некоторые из обучающихся в процессе деятельности берут на себя чужие функции. В порядке выполнения работы у младших школьников отмечаются разногласия. Несмотря на неудачи в распределении функции, все же обучающиеся выполняют взаимопомощь, но прийти к общему результату удается с трудом.
Также 37% (9 чел.) младших школьников имеют низкий уровень развития умения грамотно организовывать работу в группе. Учащиеся данной группы в ходе совместной деятельности не распределяют обязанности между собой и не осуществляют взаимопомощь. Участники данной группы предпочитают работать индивидуально.
По критерию «Умение договариваться в процессе совместной деятельности» были получены результаты, представленные на рисунке 2.
Рис. 2. Результаты диагностики по критерию «Умение договариваться в процессе совместной деятельности» на контрольном этапе исследования
Было выявлено, что 29% (7 чел.) младших школьников имеют высокий уровень развития умения договариваться в процессе совместной деятельности. Учащиеся данной группы успешно выстраивают совместную деятельность при групповой работе, в процессе которой используют различные аргументы, методы убеждения и уговоры, это позволяет младшим школьникам прийти к общему решению.
У 29% (7 чел.) младших школьников выявлен средний уровень развития умения договариваться в процессе совместной деятельности. Не все учащиеся данной группы используют такие средства как убеждение и уговор, при этом каждый из участников группы настаивает на своем мнении. Вследствие несогласованности младшие школьники не всегда слушают и слышат друг друга, из-за этого прийти к общему решению удается с трудом.
У 42% (10 чел.) младших школьников диагностирован низкий уровень развития умения договариваться в процессе совместной деятельности. Учащиеся не используют аргументы, методы убеждения и уговоры в процессе групповой работы, это влияет на ход работы в целом и на результат совместной деятельности.
Результаты качества сотрудничества на начальном этапе, выявленные с помощью наблюдения за поведением и совместной деятельностью учащихся на уроке, представлены в приложении 4.
По критерию «Выполнение взаимоконтроля» были получены результаты, представленные на рисунке 3.
Рис. 3. Результаты диагностики по критерию «Выполнение взаимного контроля» на контрольном этапе исследования
Из полученных результатов следует, что у 29% (7 чел.) младших школьников преобладает высокий уровень взаимного контроля. Учащиеся в процессе совместной деятельности замечают друг у друга отступления от первоначального замысла, совместно корректируют ход работы. Младшие школьники используют при работе методы взаимного контроля, что положительно влияет на результат совместной деятельности.
У 46% (11 чел.) младших школьников диагностирован средний уровень развития взаимного контроля. Учащиеся данной группы способны замечать и указывать друг другу на ошибки в работе, используют методы взаимного контроля, но это не позволяет им продуктивно корректировать работу. Каждый из участников совместной деятельности настаивает на своем, из-за этого группа отклоняется от первичного замысла.
У 25% (6 чел.) младших школьников диагностирован низкий уровень взаимного контроля. У данной группы учащихся по ходу совместной работы часто возникали разногласия и как следствие споры. Взаимоконтроль младшими школьниками не осуществлялся.
По критерию «Эмоциональная вовлеченность в деятельность» были получены результаты, представленные на рисунке 4.
Рис. 4. Результаты диагностики по критерию «Эмоциональная вовлеченность в деятельность» на контрольном этапе исследования
Из представленных результатов следует, что у 42% (10 чел.) младших школьников преобладает высокий уровень развития эмоциональной вовлеченности в деятельность. Учащиеся данной группы позитивно относятся к совместной деятельности, это оказывает положительное влияние на результат совместной деятельности.
У 42% (10 чел.) наблюдается средний уровень развития эмоциональной вовлеченности в деятельность. Данная группа учащихся имеет положительно-нейтральное отношение к совместной деятельности и ее результату.