Файл: 2. 3 Анализ результатов опытноэкспериментальной работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Еще 16% (4 чел.) обучающихся класса показывают низкий уровень развития эмоциональной вовлеченности в деятельность. Учащимся этой группы характерно отсутствие эмоционального отклика по отношению к совместной деятельности и ее результату.

Обобщение данных по результатам исследования, позволило определить общий уровень сформированности навыков учебного сотрудничества младших школьников, обучающихся во втором классе. Результаты анализа представлены на рис. 5



Рис. 5. Обобщенные результаты уровня сформированности системы позитивных отношений в учебном взаимодействии у младших школьников на контрольном этапе исследования.

Установлено, что 29% (7 чел.) младших школьников имеют высокий уровень сформированности системы позитивных отношений в учебном взаимодействии. Учащиеся с высоким уровнем сформированности системы позитивных отношений в учебном взаимодействии показали хорошие результаты по всем четырем критериям. Учащиеся во время совместной деятельности с легкостью распределяют обязанности между собой, осуществляют взаимопомощь и взаимоконтроль, так же в совместной работе младшие школьники используют аргументы, методы убеждения и уговоры, способны замечать друг у друга отступления от первичного замысла и корректировать их. Совместная деятельность и ее результат вызывают у обучающихся позитивно-эмоциональный отклик.

У 42% (10 чел.) младших школьников диагностирован средний уровень сформированности системы позитивных отношений в учебном взаимодействии. Учащиеся данной группы в процессе совместной деятельности осуществляют взаимопомощь и взаимоконтроль, указывают друг другу на ошибки, но при этом замечания не принимаются и не берутся во внимание. Распределение обязанностей между участниками группы не всегда успешно, при использовании методов убеждения и уговоров каждый настаивает на своем мнение. Обучающимся данной группы характерно положительно-нейтральное отношение к совместной деятельности и ее результату.

У 29% (7 чел.) младших школьников диагностирован низкий уровень сформированности системы позитивных отношений в учебном взаимодействии. Учащиеся не распределяют между собой обязанности, не используют методы взаимного контроля и не оказывают взаимопомощь. Младшим школьникам с низким уровнем сформированности навыков учебного сотрудничества характерно наличие споров и разногласий, при этом они не используют методы аргументации
, уговоров и убеждений. Совместная деятельность, так же как и ее результат, не вызывает у них эмоционального отклика.

Таким образом, результаты диагностики позволяют сделать вывод о том, что в целом уровень развития позитивного отношения в учебном взаимодействии находится на среднем уровне. В процессе диагностики были выявлены младшие школьники, которые не умеют слышать, слушать и понимать друг друга, затрудняются в планировании и согласованном выполнении совместной деятельности, обучающиеся с трудом контролируют действия друг друга, не могут договориться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, не оказывают поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и друг с другом.
2.2 Разработка комплекса педагогических условий формирования у младших школьников системы позитивных отношений
С целью формирования системы позитивных отношений в учебном взаимодействии в, реализуемом во 2 классе МБОУ СОШ №27 г. Ставрополь целенаправленно были созданы педагогические условия, обеспечивающие переход от традиционной формы обучения к групповой, а именно работе в четверках.

Обобщение работ, таких исследователей как В.В. Абраменкова, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Я.Л. Коломинский, Ю.Н. Кулюткин, А.А. Люблинская, А.К. Маркова, М.З. Неймарк, В.В. Репкин, Г.А. Цукерман и др. позволяет к необходимым педагогическим условиям формирования системы позитивных отношений можно отнести:

- поэтапное обучение способам позитивного взаимодействия между учащимися;

- следование логике разворачивания познавательной и учебной деятельности в ходе освоения того или иного содержания материала;

- применение специальных приемов и процедур, связанных с организацией содержательного, рефлексивного взаимодействия младших школьников со сверстниками, с обогащением их потенциала межличностных отношений.

Поэтапное обучение способам позитивного взаимодействия между учащимися. Реализация данного условия предполагала специальную организацию коммуникаций в классе, которая стала возможной после предварительного формирования у детей навыков взаимодействия со сверстниками. Вместе с детьми мы прошли путь от автономного учения к взаимообогащению в совместной учебной деятельности. Для этого мы применили последовательный переход от персональной работы второклассников на своем рабочем месте за партой (или у доски) к работе в четверках, эти группы были динамичны по своему составу.



Цель работы в четверках – это не только более быстрое овладение каждым школьником знаниями, умениями и навыками на уровне, который соответствует его индивидуальным особенностям развития, но и включение .учащегося в процесс социализации, позитивного взаимодействия с одноклассниками, формирование коммуникативных умений (договариваться, приходить к согласию и находить общее решение в совместной деятельности; в процессе позитивного взаимодействия координировать и учитывать позиции других людей, отличные от собственной; контролировать действия партнера; осуществлять взаимоконтроль и оказывать в учебном взаимодействии необходимую взаимопомощь), а так же регулятивных действий (принимать и удерживать учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями её достижения; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей).

При построении системы позитивного взаимодействия мы учитывали тот факт, что к началу нашей работы опыта совместной деятельности и общения в четверках у младших школьников еще не было, а парная работа проводилась эпизодически. В связи с этим в классе внедрение системы позитивных отношений в учебном взаимодействии через работу в четверках осуществлялось поэтапно.

1) Подготовительный этап. Предназначен для налаживания положительных отношений в паре как постоянного, так и сменного состава (ученик – ученик). Цель данного этапа – включение в группы «отверженных» и малообщительных младших школьников, устранение барьера общения между детьми. На подготовительном этапе учащиеся работают в парах, как статичных, так и сменных по своему составу.

Для организации работы в парах нами было смоделировано специальное задание, с которым учащиеся не смогли справиться индивидуально, после этого детям предлагается объединиться в пары (с соседом по парте), после чего младшие школьники успешно справляются с заданием. После работы в постоянных парах проводится игра «Ручеек». Школьники сидят в ряду, затем один вариант начинает движение: с первой парты ученик идет на последнюю, а остальные передвигаются на одну парту вперед. Движение идет до тех пор, пока все ученики следующего варианта не займут свои места. Смена заданий происходит так, чтобы каждый ребенок поработал с каждым.

2) Обучающий этап. Предназначен для формирования четверок детей для решения учебных задач, с которыми невозможно справиться детям, объединившимся в пары.


Работа была построена по следующей технологии: организация педагогом затруднения; рефлексия затруднения; выявление причин затруднения; построение новых правил, способов работы для устранения затруднения; организация действий по новому правилу. Эта же схема будет применяться и на следующих этапах освоения способов коммуникации в четверках.

В начале педагог просит школьников сесть в группы по желанию, однако здесь сразу проявляются «отверженные» ученики и ученики со слабой произвольной регуляцией своего поведения. Поэтому одним из способов быстрого деления детей на четверки стал следующий: мы просим ребят парт нечетных по счету встать, развернуть стулья на 180 градусов и объединиться в четверки со школьниками с соседней партой. После того, как учащиеся поработали и выполнили задание в четверках сформированных по принципу близости в пространстве, мы применяли еще один способ формирования четверок: одну пару пересаживали к другой паре, и они работают по тому же материалу, но уже с другой парой одноклассников, которая им адресно назначена учителем.

При формировании четверок младших школьников нами учитывались следующие факторы:

- интересы и склонности младших школьников;

- в каждой группе были и девочки, и мальчики;

- в каждой группе наряду с сильными были и слабоуспевающие;

- в одной группе были активные сангвиники и холерики;

- неторопливые флегматики и быстромыслящие сангвиники нами были также распределены по группам равномерно.

На первых порах мы ориентировались в работе на группу из сильных и увлеченных учебой учащихся для того, чтобы члены этой группы могли вести за собою весь класс, помогали учителю поддерживать интерес к познанию у остальных членов класса. Один из учащихся в группе назначается командиром и исполняет роль лидера, помощника учителя. В процессе работы по мере необходимости мы меняли состав членов малых .групп и лидеров.

Объединять младших школьников в группы мы старались с учетом личных склонностей детей, если соединять школьников по их желанию, то часто группы получаются разного уровня знаний, у детей возникают разочарования и обиды, нежелание работы в группе. Поэтому еще одной формой подбора членов групп стал следующий способ: учителем из числа наиболее способных учащихся назначался организатор (капитан, руководитель) для каждой группы. Далее называются 3 человека примерно с одинаковым уровнем знаний. Каждый организатор выбирает ученика к себе в группу из названных учителем, каждый раз отбирая по одному ученику. Таким образом, равномерно распределяются между собой сильные и слабые ученики, и группы получаются равносильными.


После этого школьники налаживают отношения в группах в процессе общения и в специальных играх и заданиях, предложенных педагогом, для их закрепления нами были смоделированы ситуации успеха, когда учащиеся успешно справлялись с заданиями, работая в группах.

3) Этап отработки навыков сотрудничества в четверке. В этот период создаются условия, когда младшие школьники могут инициировать групповую работу для поиска решения учебной задачи путем объединения усилий, что позволяет им осознавать основные характеристики группового взаимодействия. В процессе работы у учащихся отрабатываются умения согласовывать свои действия и вырабатывать общую цель работы. Работа на .данном этапе также строится по прежнему принципу: затруднение, рефлексия, новая норма работы. Педагог предлагает учащимся выполнить работу, которую нельзя сделать, не согласовав действия. Младшие школьники распределяют между собой, кто и что будет делать, после этого

приступают к работе. В конце урока школьники совместно с педагогом проводят рефлексию, оценивают результаты своих групп, приходят к выводу, что прежде, чем приступить к работе, необходимо согласовать конечный результат, распределить действия, выбрать одну цель.

Таким образом, младшие школьники осознают основные характеристики групповой работы: распределенность; целенаправленность; согласованность. В дальнейшем данные принципы работы закрепляются на разных уроках, постепенно младшие школьники становятся субъектами учебной деятельности.

4) Этап коммуникационного обмена. Данный этап завершающий в цепочке решения задач внедрения работы в четверках, в этот период педагог организует групповое взаимодействие по типу простой коммуникации для самостоятельного решения конкретной учебной задачи. Подобная организация групповой работы позволяет строить субъектные отношения между школьниками, между учащимися и педагогом; создает комфортные условия для общения учащихся; способствует развитию способности в группах решать сложные задания, повышают уровень самооценки, самореализации своего «Я» учащимися.

Следование логике разворачивания познавательной и учебной деятельности в ходе освоения того или иного содержания материала –важнейшее условие формирования системы позитивных отношений в учебном взаимодействии. Опорой служит теория развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, в которой четко изложена структура учебной деятельности: учебная задача, учебные действия, действия контроля и самооценки. Под учебной задачей при изучении нового материала понимается система заданий учащимся. Эти задания заранее продумываются учителем, по ходу урока в логической последовательности они предлагаются учащимся для самостоятельного продумывания и решения.