Файл: Курсовая работа Методическая работа в учреждениях дополнительного образования.docx
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 163
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Курсовая работа
Методическая работа в учреждениях дополнительного образования
Содержание
Введение
Раздел I. Роль методической работы в повышении уровня профессиональной
подготовки педагогов
1.1 Функции и задачи методической работы в учреждениях дополнительного образования
1.2 Конкретизация форм методической работы на современном этапе
Выводы к первой главе
Раздел II. Основные формы методической работы в учреждениях дополнительного образования
2.1 Содержание и методика работы методического совета
2.2. Формы методической работы с педагогами, их характеристика
Выводы ко второму разделу
Общие выводы
Приложения
Список использованной литературы
Введение
Тема данной работы достаточно актуальна, поскольку качество учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования, его результаты зависят от педагога, его теоретической подготовки, педагогического и методического мастерства.
Социально-экономические преобразования, происходящие в общественных отношениях, в содержании общественной жизни обусловливают необходимость такой организации учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивала бы, в первую очередь, развитие личности учащихся, высокое качество полученных знаний и умений, сформированность необходимых умений и навыков, что требует, прежде всего, существенного улучшения качества работы педагогических кадров, усовершенствования организации методической работы в заведении дополнительного образования.
Методическая работа должна обеспечивать поддержку должного профессионального уровня каждого из педагогов и коллектива в целом, формирование высокой общей и профессиональной культуры педагога, его готовность к творчеству, к выработке собственного индивидуального стиля педагогической деятельности, к принятию нестандартных решений, умение сотрудничать с детьми, родителями, коллегами. На решение этих задач направлена государственная программа ….
В целях улучшения профессиональной подготовки педагогических кадров в образовательных учреждениях проводят специальную методическую работу, которая побуждает каждого педагога к повышению своего профессионального уровня; способствует взаимному обогащению членов
педагогического коллектива педагогическими находками, дает возможность молодым учителям учиться педагогическому мастерству у старших и более опытных коллег, обеспечивает поддержание в педагогическом коллективе духа творчества, стремление к поиску.
Объект исследования – методическая работа в учреждениях дополнительного образования.
Предмет исследования – формы методической работы и адекватные им формы и методы ее осуществления.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании организации методической работы, проводимой в в учреждениях дополнительного образования.
В процессе методической работы повышается научный уровень педагога, его подготовка к усвоению содержания новых программ и технологий их реализации, постоянное ознакомление с достижениями психолого-педагогических дисциплин и методик преподавания, изучения и внедрения в практику передового педагогического опыта, творческое выполнение проверенных рекомендаций, обогащение новыми, прогрессивными и совершенными методами и средствами обучения, совершенствование навыков самообразовательной работы педагога, оказание квалифицированной помощи по теории и практической деятельности.
Объект, предмет и цель исследования обусловили следующие задачи:
1. Проанализировать состояние исследования проблемы организации методической работы в педагогической теории и практической деятельности, определить функции о методической работы и особенности ее.
2. Теоретически обосновать этапы организации методической работы на основе программно-целевого подхода и средства определения адекватных этапам форм и методов работы с педагогическими кадрами.
3. Уточнить критерии оценки эффективности организации научно-методической работы в учреждениях дополнительного образования.
4. Подготовить методические рекомендации по организации научно-методической работы.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов и списка использованных источников.
Раздел I. Роль методической работы в повышении уровня профессиональной
подготовки педагога
1.1 Функции и задачи методической работы в учреждениях дополнительного образования
Методическая работа в учреждениях дополнительного образования – специально организованная деятельность педагогического коллектива, создающая условия для повышения мастерства педагога.
Методическая работа побуждает учителя к работе над повышением своего профессионального уровня, способствует обогащению педагогического коллектива педагогическими находками, помогает молодым учителям перенимать мастерство у более опытных коллег.
Её функции заключаются в определенных системах мер, направленных на достижение наилучших результатов (планирование); в деятельности по усовершенствованию структуры и содержанию методической работы (организационная); в регулярном изучении соотношения между уровнем компетентности педагогов, что выражается в обобщенном результате их труда, и требованиями общества к качеству работы работников образования (диагностическое); предвидении знаний и умений, необходимых педагогам в будущем (прогностическая); выработке принципиально новых положений учебно-воспитательной работы в формировании, экспериментальной проверке и внедрении передового опыта (моделирующая); восстановлении частично забытых или утраченных педагогами знаний после окончания учебного заведения (восстанавливающее); исправлении недостатков в деятельности педагогов, связанных с использованием устаревших методик (корректирующая); информировании, агитации педагогов о внедрении достижений науки, передового опыта (пропагандистская); налаживании и поддержании обратной связи, в оценке соответствия последствий методической работы задачам и нормативным требованиям (контрольно-информационная).
Методическая работа призвана стимулировать повышение научного уровня педагогов, их подготовку к усвоению содержания новых программ и технологий реализации, достижения психолого-педагогических дисциплин и методик преподавания, передового педагогического опыта.
Методическая работа осуществляется по следующим направлениям:
1. Углубление философско-педагогических знаний. Направлена на изучение педагогической теории и методики обучения и воспитания, психологии, этики, эстетики, углубления научно-теоретической подготовки.
2. Изучение принципов развития учреждения дополнительного образования. Предусматривает обогащение педагогических работников достоянием педагогической мысли, науки, культуры, изучения теории и достижений науки, овладение современными научными методами, качественная реализация программ.
3. Освоение методики преподавания. Охватывает изучение обучающих программ с демонстрацией открытых уроков, применением наглядных пособий, дидактических материалов.
4. Систематическое информирование о новых методических разработках. Состоит в систематическом изучении инструктивно-методических материалов по содержанию и методике учебно-воспитательной работы.
6. Овладение научно-исследовательскими навыками. Способствует формированию исследовательских умений, организации собственного теоретического поиска, анализа и оценки результатов педагогических исследований.
Итак, методическая работа в учреждениях дополнительного образования побуждает педагога к работе над повышением своего профессионального уровня и обогащает педагогический коллектив, а её функции заключаются в определении системы мер, направленных на достижение наилучших результатов.
1.2. Конкретизация форм методической работы на современном этапе
Формы организации методической работы в учреждениях дополнительного образования достаточно динамичны. Выбор конкретной из них зависит от педагогической культуры педагогов, морально психологического климата в коллективе, материально-технических возможностей учреждения, инновационной открытости и активности педагогов и руководителейучреждения дополнительного образования. В целом, проводят ее в индивидуальной, групповой и коллективной формах.
Индивидуальная форма методической работы является составной частью самообразования педагога, осуществляется по индивидуальным планам с учетом его профессиональных потребностей, результатов взаимооценки, рекомендаций руководства образовательного учреждения, опытных педагогов. Содержанием её является систематическое изучение психолого-педагогической, научной литературы, участие в работе местных, городских и районных методических объединений, семинаров, конференций, педагогических чтений, разработка проблем, связанных с усовершенствованием учебно-воспитательной работы, обзор и реферирование педагогических и методических журналов, сборников и т.д.
В процессе самообразования педагог должен позаботиться о связи содержания индивидуального плана с проблемой, над которой работает педагогический коллектив, усовершенствование знаний и умений, необходимых для успешной педагогической деятельности, повышение собственного педагогического мастерства. Эффективность самообразования будет зависеть от того, как педагог будет последовательным в собственных стараниях. Важно постоянное усложнение содержания и форм работы над собой, обеспечение конкретных ее результатов. Ими могут быть написание реферата, сообщения на семинаре, научно-практической конференции, выступление на заседании педсоветов и методсовета, публикация в периодике и т.д.
Методический совет объединяет всех педагогов образовательного учреждения, возглавляет его чаще всего методист. Методический совет обсуждает и выбирает варианты содержания образования (учебные планы, программы и т.п.), формы и методы учебно-воспитательного процесса и способы их реализации. В её компетенции - организация работы по повышению квалификации и мастерства педагогических кадров, развитию их творческой инициативы, внедрение достижений науки и передового педагогического опыта, взаимодействие школы с научно-исследовательскими учреждениями, добровольными обществами, творческими союзами и т.д.
Методические объединения призваны обеспечить ознакомление педколлектива с новой педагогической информацией, передовым опытом, способствовать внедрению его в учебно-воспитательный процесс. Создают их при методическом совете школы, на свои заседания они собираются три-четыре раза в год. Методические объединения обсуждают важнейшие педагогические новинки, экспериментальные варианты в образовательной деятельности; организуют открытые уроки и воспитательные мероприятия, посещение занятий, проведение и участие в конкурсах. Особое направление их деятельности – изучение, обобщение и внедрение отечественного и зарубежного передового педагогического опыта. Этой цели подчиняют разные формы своей работы, в том числе и конкурсы лучших методических разработок, тематические научно-практические конференции.
Системность, последовательность их работы обеспечивается благодаря специальному плану, охватывающему общую характеристику педагогической деятельности педагогов определенного направления, качества знаний учащихся, цели и задачи на учебный год, основные организационно-педагогические мероприятия (оформление кабинетов, дидактического материала, пр.), тематику научно-практических докладов, открытых занятий, проведение массовых мероприятий.
Взаимопосещение занятий способствует повышению мастерства педагога. Посещение молодым учителем уроков опытного коллеги обогащает его методический опыт. Опытный педагог, посетив начинающий урок, сможет выявить сильные и слабые места в его манере ведения урока, дать соответствующие советы, а иногда и позаимствовать у младшего коллеги полезное для себя.
Методические советы ориентированы на обеспечение единства теоретической и практической подготовки педагога, стимулируют самообразовательную деятельность, интеграцию в сферу педагогических инноваций. Направлены на изучение современных педагогических теорий, анализ собственного опыта. Обработанные материалы оформляются посредством докладов, рефератов.