Файл: Курсовая работа Методическая работа в учреждениях дополнительного образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 164

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Школа передового опыта реализует цели и задачи индивидуального и коллективного наставничества. Основное ее предназначение заключается в методической помощи опытного педагога менее опытным коллегам. Формируется она на добровольных началах. Ценность его работы в двусторонней эффективности. Руководитель учреждения дополнительного образования, посещая занятия педагогов, консультируя их по планированию, методике и технологии занятия, обсуждая теоретические проблемы образования, совершенствует и собственное педагогическое мастерство, убеждается в правильности педагогических позиций. А педагоги могут непосредственно изучать творческую лабораторию педагога-мастера.

Задача школы молодого учителя состоит в содействии профессиональному становлению начинающих педагогов. Как правило, их работой занимается опытный педагог или методист. В основном сосредотачивается на вопросах техники и методики проведения занятия, планирования работы, других аспектах психологического и профессионального самоутверждения молодого педагога.

Научно-педагогическая конференция организуется по итогам работы на определенном промежутке или после завершения определенного этапа работы. Авторы сообщений информируют коллег о результатах своих поисков. Другие участники могут сравнить их с результатами своей работы, убедиться в эффективности предложенных приемов и методов. Конференция может носить торжественный, праздничный характер, с поощрением педагогов по результатам исследовательской и методической работы, приглашением педагогов из других организаций.

Творческие отчеты педагогов проводят перед аттестацией педагогов. Учитель в отчете о своем методическом наследии знакомит с собственным опытом.

Творческие отчеты, конференции, семинары проводятся на базе основных образовательных учреждений дополнительного образования района, города.

Опорными являются учреждения, которые берут на себя роль методических центров нескольких ближайших ш учреждений дополнительного образования. Их задачами является использование, пропаганда и внедрение в практику других заведений достижений психолого-педагогической науки, изучение и распространение опыта лучших педагогов; помощь органам образования в организации методической работы, повышении квалификации и педагогического мастерства педагогов и т.д. Как правило, они обладают высокоразвитой учебно-материальной базой, высококвалифицированным коллективом педагогов, высокими показателями в учебно-воспитательном процессе, существенными творческими методическими разработками уроков (занятий) и воспитательными мероприятиями, которые могут быть предложены к внедрению в учебно-воспитательную практику других оббразовательныхзаведений и т.д.


Экспериментальная педагогическая площадка – утвержденное соответствующим органом государственного управления образованием учебное заведение, его подразделение, на базе которого отрабатываются новые социально значимые педагогические и научные идеи, технологии и определяется их эффективность. Статус экспериментальной площадки предоставляется после прохождения специальной экспертизы — определение соответствия инициативы целям развития образования, обеспечение оптимальных условий для реализации идей, которые должны быть положены в основу предложенной инициативы. Создают для апробации педагогических инноваций, направленных на обновление содержания обучения, внедрение новых технологий в практику учебных заведений.

К нетрадиционным формам методической работы относятся: педагогические игры (дидактические, воспитательные, деловые, ролевые); моделирование педагогических ситуаций; олимпиады методических инновационных разработок занятий, воспитательных мероприятий, методические "мосты", литературные ярмарки педагогических разработок, методических рекомендаций, аукцион методических разработок; конкурсные выставки методических разработок (уроков, воспитательных мероприятий). Они способствуют привлечению педагогов к поисковой методической работе; развитию умения общаться с коллегами, детьми, родителями способствуют предупреждению конфликтов в педагогических коллективах.

Повышение квалификации, методического мастерства педагогов происходят благодаря системе методической работы и обучению на расстоянии от основного места работы.

Каждый педагог, независимо от учреждения, в котором работает, должен один раз в 3-4 года проходить повышение квалификации в заведениях последипломного образования, на соответствующих факультетах педагогических институтов, курсах, факультетах повышения квалификации на базе педагогических университетов. Образовательные учреждения направляют педагогов в соответствии со сроками переподготовки и официальным набором определенных групп по профилю переподготовки. Внутреннюю методическую работу осуществляют определенный день недели, в самое удобное для всех членов педагогического коллектива время.

Для стимулирования деятельности педагогов по повышению их профессиональной квалификации, методического мастерства

, направленности к качественным результатам в обучении и воспитании детей, существует их аттестация.

Аттестация педагогов — комплексная проверка, которая осуществляется специальной аттестационной комиссией с целью определения уровня квалификации педагога, что позволяет претендовать на присвоение более высокого квалификационного уровня.

Предусматривает определение соответствия педагогических работников занятой должности, уровню квалификации, в зависимости от стажа педагогической работы им устанавливают квалификационную категорию, определяют тарифный разряд оплаты труда, присваивают педагогическое звание.

Аттестация проводится в соответствии с Законом ……с целью стимулирования деятельности педагогических работников, повышения квалификации, профессионализма, развития творческой инициативы. Она является действенным стимулом для повышения педагогического мастерства. Традиционно её проводят раз в 5 лет.

Система аттестационных комиссий имеет иерархическую структуру: главная, созданная органом управления образованием на уровне страны, края, области, автономии; районная (окружная, городская), создаваемая соответствующим органом управления образованием; аттестационная комиссия образовательного учреждения, создаваемая педагогическим советом заведения. Каждая из комиссий рассматривает круг вопросов внутри своей компетенции, то есть присваивает соответствующие квалификационные категории: высшую (главная аттестационная комиссия); первую (районная (окружная, городская) комиссия); вторую (аттестационная комиссия образовательного учреждения).

Соответственно установлены квалификационные категории: специалист, специалист второй категории, специалист первой категории, специалист высшей категории, а также педагогические звания: старший учитель, старший преподаватель, учитель (воспитатель)-методист, педагог-организатор-методист, мастер производственного обучения первой (второй категории) ) и другие.

С развитием рынка труда заметилась настоящая дифференциация в оплате труда учителей разных квалификационных категорий, конкуренция при трудоустройстве в школы нового типа.

Аттестация педагогических работников на современном этапе предполагает системность и целостность экспертных оценок, открытость, коллегиальность, единство требований. Суть их сформулирована в квалификационных характеристиках, утвержденных Министерством образования и науки, региональными органами управления образованием.


Аттестацию проводят одноэтапно (по теоретическим и практическим вопросам одновременно) или в два этапа. На первом организуют теоретические квалификационные испытания (экзамены, собеседования, защита собственного творческого отчета) или опытные (экспериментальные разработки). Цель их – выяснить уровень теоретической подготовки педагога (специальных знаний, методики преподавания предмета, психолого-педагогических знаний, владение новыми педагогическими технологиями, умение использовать знания в собственной деятельности). Второй этап предполагает проверку и оценку практических профессиональных умений педагога (результативность труда в учебно-воспитательном процессе). С этой целью члены комиссии посещают занятия, проводят анкетирование учащихся, родителей, коллег аттестующего, администрации школы. Использование психолого-педагогических методик позволяет объективно определить реальный квалификационный уровень педагога, его творческий потенциал. Аттестация рабочего места является одним из элементов аттестации педагогического работника.

Подытоживая вышесказанное, можно заключить, что методическая работа в образовательном учреждении– это специально организованная деятельность педагогического коллектива, создающая условия для повышения мастерства педагога.

Методическая работа побуждает педагога к работе над повышением своего профессионального уровня, способствует обогащению педагогического коллектива педагогическими находками, помогает молодым педагогам перенимать мастерство у более опытных коллег.

Формы организации методической работы в школе достаточно динамичны. Выбор конкретной из них зависит от педагогической культуры педагогов, морально психологического климата в школьном коллективе, материально-технических возможностей учреждения, инновационной открытости и активности учителей и руководителей заведения. В целом, проводят ее в индивидуальной, групповой и коллективной формах.


Раздел II. Основные формы методической работы учреждений дополнительного образования

Методическую работу учреждений дополнительного образования проводят в индивидуальной и коллективной формах, различающихся между собой используемыми приемами, являясь одинаково направленными на усовершенствование мастерства педагога и педагогического коллектива в целом.

Индивидуальная форма методической работы в учреждении дополнительного образования. Сущность этой формы методической работы состоит в самостоятельной работе педагога над повышением теоретического уровня своих знаний, совершенствованием методического мастерства.

Молодые специалисты, окончившие высшие педагогические учебные заведения, в течение первого года работы по месту трудоустройства проходят стажировку, цель которой состоит в приобретении практических умений и навыков педагогической деятельности. При стажировке они пользуются всеми правами работника образовательной деятельности и выполняют возложенные на них обязанности. Руководитель учебного заведения назначает для молодого учителя наставника по лучшим учителям соответствующей специальности. Наставник помогает стажеру в планировании учебно-воспитательной работы, в разработке поурочных планов и т.д. Результаты стажировки рассматривает в конце учебного года дирекция образовательного заведения.

Немало педагогов, заботясь о повышении эффективности учебно-воспитательного процесса, создают собственные методические системы.

Для целенаправленной подготовки к семинарам и практическим занятиям заранее разрабатывают перечень вопросов учебно-справочной литературы, образовательных сайтов в Интернете. Научно-методическое объединение заведения составляет список научно-методической литературы для учителя, что также помогает ему разобраться в современном океане методической литературы.

Научно-методические комплексы способствуют профессиональному росту и усовершенствованию педагогического мастерства педагога, повышению эффективности учебно-воспитательной деятельности вообще.

Целью коллективных форм методической работы является повышение мастерства всех педагогов в процессе целенаправленно спланированных и реализуемых мероприятий. Одной из наиболее распространенных коллективных форм методической работы в учреждении дополнительного образования являются открытые занятия, задачей которых является внедрение в практику педагогов передового педагогического опыта и достижений педагогической науки. При анализе и обсуждении их необходимо обеспечить целенаправленность обсуждения, научность анализа, принципиальность и доброжелательность критических замечаний, сочетание анализа занятия с практическими рекомендациями, суммирование его квалифицированными специалистами.