Файл: Курсовая работа Методическая работа в учреждениях дополнительного образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Открытые занятия, воспитательные мероприятия могут проводиться как в день заседания методов объединений, так и накануне. Целесообразно, чтобы открытое занятие и доклад на заседание методобъединения проводил один и тот же учитель. Это позволяет показать, как он решает данную проблему на занятии, а в докладе обобщить собственный опыт. Работа методов объединений не ограничивается только проведением заседаний. В период между заседаниями проводятся методические недели, дни творческих занятий, индивидуальные консультации для молодых учителей, а также тех учителей, которые получили рекомендации по результатам аттестации, беседы за круглым столом, педагогические консультации для родителей, изучается и внедряется учителями передовой педагогический опыт, проводятся конкурсы и прочее.

Форма планирования работы методического объединения произвольна. При планировании необходимо учесть конкретные условия каждого заведения: опыт работы педагогов, их способности, интересы, итоги кружковцев.

Работа творческих (проблемных) групп. Творческие группы могут работать в системе объединений, а также на базе рай(город)методкабинета. В состав таких групп входят теоретически подготовленные, опытные, творческие учителя (8-10 чел.).

Задачей творческих групп является решение актуальных проблем учебно-воспитательного процесса (например, особенности работы по новой программе, создание на занятии проблемных ситуаций, формирование общепознавательных умений и навыков вкружковцев, которые являются новыми в педагогической теории и практике, то есть работа их носит упреждающий характер.

В деятельности творческих групп используются как теоретические, так и практические формы работы. К теоретическим формам относятся совместное изучение учебных программ, пособиями, новинками психолого-педагогической и методической литературы, с выбором оптимальных форм, методов и приемов учебной деятельности на занятии.

Могут использоваться следующие практические формы работы: совместная разработка сложных в методическом плане типов занятий, нестандартных форм организации учебно-воспитательной деятельности, наблюдение занятий, подбор задач, упражнений и т.д.

Продолжительность работы творческой группы зависит от сложности той проблемы, над которой она работает. Это может быть 1-2 года.


Завершающей формой работы творческой группы является разработка методических рекомендаций по эффективному решению изучаемой проблемы в массовой педагогической практике.

Опорное учреждение дополнительного образования является одной из форм организации методической работы с педагогическими работниками. Она имеет соответствующую учебно-материальную базу, опытных и творчески работающих педагогов, добивается высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Руководство методической работой в опорном учреждении дополнительного образования осуществляет методический совет, в состав которого входят директор опорного учреждения дополнительного образования (председатель совета), наиболее опытные директора и заместители, руководители методических объединений, учителя-методисты, старшие учителя, работник рай(город) метод кабинета (заместитель головы).

Содержанием методической работы опорной школы с педагогическими работниками является усовершенствование форм и методов обучения и воспитания, организации внеклассной и внешкольной воспитательной работы, взаимосвязи школы и семьи, внедрение в практику работы достижений педагогической науки и передового педагогического опыта, предоставление методической помощи в работе педагогов.

Основными формами работы опорного учреждения дополнительного образования являются индивидуальные и групповые консультации, стажировка, наблюдение и анализ занятий и массовых мероприятий, научно-практические конференции, педагогические чтения, семинары-практикумы.

Координацию деятельности опорных учреждений дополнительного образования с другими учреждениями образования обеспечивают рай(город)методкабинеты.

Постоянно действующие и эпизодические семинары направлены на усовершенствование методического мастерства как опытных, так и молодых педагогов, имеющих недостаточный опыт работы, на усовершенствование организаторских умений руководителей.

Эпизодические семинары обусловлены срочной потребностью в решении отдельных проблем в работе педагогов, и проводятся один или два раза в год. Такие семинары могут проводиться для педагогов, которые получили рекомендации по результатам аттестации, для методистов, руководителей районных методических объединений, директоров, заместителей директоров средних общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений. Тематика семинара для педагогов, получивших рекомендации по результатам аттестации, определяется на основе замечаний аттестационной комиссии и может быть такой: "Пути повышения эффективности занятия", "Индивидуализация работы на занятии кружка", “Воспитание у учащейся молодежи чувства патриотизма” и др.



Постоянно работающие семинары, как правило, планируются на один год. Периодичность занятий – один раз в месяц или четверть. Тематика постоянно действующих семинаров определяется теми задачами, которые ставит государство перед учреждения дополнительного образования для усовершенствования учебно-воспитательного процесса.

Творческие отчёты учителей. Такая форма методической работы в основном используется при проведении аттестации педагогов. На педагогическом совете учитель отчитывается о результатах учебно-воспитательной работы, делится своими находками, методическими наработками, знакомит коллег с технологией собственного опыта, раздаточным и дидактическим материалом, сценариями наиболее удачных мероприятий.

Недели педагогического мастерства – это своеобразный отчет опытных педагогов о своей работе. В программу недели входит: проведение открытых занятий, внеклассных воспитательных мероприятий мастерами педагогического труда, выставка наглядных пособий, дидактического материала, поделок, творческих работ воспитанников. Завершает методическую неделю итоговая конференция.

Открытые занятия. Эта форма методической работы позволяет показать особенности использования педагогом форм, методов и приемов работы на занятии, решение отдельных педагогических проблем (осуществление учебной работы на занятии, реализация индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, активизация познавательной деятельности воспитанников и др.).

Открытые занятия – это специально подготовленные занятия, которые проводят как опятные, так и молодые учителя. Это не просто методически правильно проведённое занятие, а своеобразный образец с выразительным почерком учителя-мастера, наглядно воплощенными современными приемами обучения.

Наблюдение открытых уроков помогает заглянуть в творческую лабораторию педагога.

Методические оперативки. Задание методических оперативок (оперативных совещаний) - повышение научного уровня педагогической работы, предупреждение возможных ошибок, исправление допущенных недостатков в работе. Содержанием их работы является ознакомление педагогов с новыми достижениями в педагогике, психологии, методиках преподавания, с передовым педагогическим опытом, с новыми приказами, методическими письмами Министерства образования, ведения журналов посещения кружка и др.


Методические оперативники не должны занимать много времени. Они могут проводиться до занятий, а также с отдельными группами руководителей кружков.

Отдельные вопросы методических операций предусматриваются в годовом плане работы учреждения дополнительного образования, в планах работы методических объединений. На методические оперативники выносятся вопросы, которые невозможно предусмотреть заранее, с которыми нужно оперативно ознакомить педагогов: интересная статья в педагогическом журнале, новый приказ Министерства образования или управления образования, отдела образования, новый методический прием или наглядное пособие, заслуживающее внимания. Периодичность проведения методических оперативок диктуется практической необходимостью. Проводит их, в основном, методист, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Методический фестиваль — это коллективная форма пропаганды передового педагогического опыта, разовое многоплановое мероприятие, сценарий которого зависит от цели проведения, уровня подготовленности педагогических и методических работников.

Методический кабинет школы. Важную роль в повышении общего, профессионального и методического уровня педагогов играет методический кабинет. Основными задачами методического кабинета есть: оказание практической помощи педагогам в формировании их педагогического мастерства; координация методической работы в учреждении; пропаганда достижений психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта работы педагогов и педагогических коллективов.

Руководство работой методического кабинета может осуществлять методист, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. В методическом кабинете сосредоточены следующие материалы: документация методов объединений, образцы лучших конспектов занятий, сценариев воспитательных мероприятий (бесед, диспутов, вечеров, КВН), планирование воспитательной работы, материалы передового педагогического опыта, творческие отчеты педагогов, приказы Министерства , управление образования, отдела образования, методические рекомендации, педагогические журналы и газеты, методическая литература, тексты докладов, прочитанных на заседаниях методов объединений, педагогических чтениях, конференциях, образцы дидактического материала, наглядных пособий, документации.


В помощь педагогам в метод кабинете создают аннотированный тематический каталог имеющейся литературы, учебников, пособий, картотеку журнальных и газетных статей, периодически организуют педагогические выставки по актуальным вопросам учебно-воспитательного процесса.

На сменных стендах размещают интересные статьи из педагогических и профессиональных методических журналов, новые педагогические книги, интересные пособия, методические рекомендации, приказы Министерства образования, адреса и идеи передового педагогического опыта страны, области, района, новинки педагогической науки, рекомендации педагогам, журнальные статьи, психолого-педагогическая литература.

Итак, в формах методочной работы с педагогами выделяют две формы: индивидуальные и коллективные. Однако важной формой повышения уровня педагога есть самообразование. В коллективном варианте есть различные формы методической работы, каждые из которых имеют свою специфику и способствуют обогащению педагогического опыта педагогов.

Выводы

Методическая работа учреждения дополнительного образования ориентирована на повышение профессионально-педагогической культуры педагогов и комплексное методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса. Она стимулирует процесс создания и внедрения новых педагогических идей, технологий обучения и воспитания, обеспечивает экспериментальную проверку их эффективности. В современном учреждении дополнительного образования в системе методической работы решаются следующие основные задачи: углубление философско-педагогических знаний, способствующих развитию и обновлению учреждения дополнительного образования; повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки; организация работы по изучению новых программ, планов, образовательных государственных стандартов; систематическое изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, внедрение достижений педагогической науки; обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания; организация деятельности коллективов, повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры; оказание помощи в развитии качеств и свойств личности, необходимых для современного педагога. Содержание методической работы определяется целью (задачами) методической работы, а также задачами, вытекающими из анализа результатов деятельности педагогического коллектива, отдельных педагогов.