Файл: Курсовая работа Методическая работа в учреждениях дополнительного образования.docx
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 166
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Центрами методической работы, изучением и воплощением достижений теории и передового опыта в практике являются предметные методические объединения педагогов. В их компетенции – организация консультаций для молодых учителей, заслушивание отчетов педагогов о выполнении индивидуальных планов самообразования. План работы методического объединения составляется на учебный год.
В системе методических объединений нередко создают творческие (проблемные) группы в составе 8—10 хорошо теоретически подготовленных педагогов, работающих над решением актуальных проблем учебно-воспитательного процесса (например, использование компьютера в учебном процессе, формирование мировоззрения учащихся, дифференцированное обучение и др.).
Методическую работу с руководителями кружков обеспечивает работа школы руководителя кружка, внедрение наставничества, психологическое образование, научное обеспечение его работы, организация разнообразных конкурсов и т.д. Все это требует соответствующего научно-информационного обеспечения. Также в образовательных учреждениях создают методические кабинеты для оказания педагогам методической помощи.
Одним из путей повышения методического уровня педагогов является разработка актуальной для педагогики и заведения проблемы. Проблема выбирается с таким расчетом, чтобы к её разработке можно было привлечь всех педагогов образовательного заведения.
Производительной формой методической работы является семинар-практикум. Ценность его состоит в том, что педагоги самостоятельно прорабатывают педагогическую литературу по обсуждаемой проблеме, анализируют собственный опыт. Разработанные материалы участники семинара-практикума оформляют в виде рефератов или докладов.
Участие педагогов в научно-методических семинарах способствует ознакомлению с современными научными достижениями, новыми технологиями обучения, что помогает им осмыслить собственный опыт учебно-воспитательной работы, приобщиться к научно-поисковой работе, повысить свой интеллектуальный и творческий потенциал, выбрать и формулировать стратегию самообразования, технику ее воплощения.
Содействуют повышению педагогического мастерства педагогов педагогические чтения, имеющие целью обобщение и распространение передового педагогического опыта и проводятся по актуальной педагогической тематике. Их можно организовать по месту, в районе, области, стране.
Эффективной формой методической работы научно-практическая конференция (районная, областная или республиканская).
На исследование и распространение передового педагогического опыта ориентирована деятельность школ передового опыта.
Важным звеном методической работы есть опорные учреждения дополнительного образования. На их базе проводятся индивидуальные и групповые консультации, стажировки, научно-практические конференции, педагогические чтения, семинары-практикумы и т.д.
На постоянный педагогический поиск настраивает деятельность экспериментальных площадок. Их создают для реализации педагогических инициатив по обновлению содержания, внедрению принципиально новых технологий в практику учебных заведений. Инициатором их создания может быть любое лицо или учебное заведение.
Перед проведением аттестации педагогов используют творческие отчёты педагогов. Отчитываясь на педагогическом совете, они делятся своими находками, методическими наработками, знакомят других педагогов с технологией собственного опыта.
Итак, основные формамb методической работы в учреждении дополнительного образования - индивидуальная и коллективная. Сущность индивидуальной формы заключается в самостоятельной работе педагога по повышению теоретического уровня своих знаний, в то время как при коллективной форме работы создаются методические объединения.
2.1 Содержание и методика работы методического совета
Методический совет рассматривает вопросы:
• усовершенствование и методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
• планирование и режим работы учреждения дополнительного образования;
• повышение квалификации педагогических работников, развитие их творческой инициативы, внедрение в учебно-воспитательный процесс достижений науки и передового педагогического опыта;
• морального и материального поощрения воспитанников и работников заведения;
• привлечение к дисциплинарной ответственности за невыполнение ими своих обязанностей.
В состав методического совета входят: директор (председатель), методист, педагоги учреждения, педагог-организатор, председатель родительского комитета, представитель самоуправления учреждения дополнительного образования.
Одним из направлений работы методиста является участие в планировании, подготовке, проведении методических советов, осуществлении методического обеспечения, создании условий для повышения авторитета и работоспособности совета, привлечении педагогов к активному участию в подготовке и проведении методических советов.
В качестве органа управления развитием, методическому совету могут быть делегированы функции выявления и решения проблем учреждения, а как орган, обеспечивающий эффективное функционирование образовательного учреждения - функции поддержки существующего уровня работы учреждения дополнительного образования.
Функции методического совета по управлению развитием учреждения дополнительного образования и методы их выполнения:
Функции Методического совета:
| | |
Управленческая | Выявление недостатков в работе заведения. Устранение их причин | • Проблемно-деловая игра; • доклад администрации учебного заведения с последующим обсуждением (метод дискуссии); • использование метода номинальных групп для проведения заседаний методсовета (как метода социологического исследования) и во время его проведения (как метода коллективной разработки решений) |
Методическая | Поиск идей для устранения выявленных недостатков | • Проблемно-деловая игра; • «Мозговой штурм»; • метод номинальных групп |
Управленческая | Принятие решений по устранению выявленных недостатков | • Дискуссия; • голосование; • обсуждение; • метод номинальных групп |
Воспитательная | разработка планов реализации принятых решений | • Обсуждение; • оценка качества разработанных планов «по кругу» |
Управленческая | Организация выполнения принятых решений; контроль за выполнением принятых решений | • Распределение плановых задач между членами педагогического коллектива • изучение принятых решений; • доклад по заключению контроля; • отчет исполнителей |
Методическая | анализ и оценка результатов выполнения принятых решений | • Дискуссия; • голосование |
Социально- педагогическая | оценка и поощрение участников выполнения принятых решений | • Дискуссия; • заслушивание отчетов и выступлений, посвященных анализу и оценке работы |
Деятельность методического совета не должна и не может ограничиваться работой в рамках отдельных заседаний. Обозначенные функции составляют завершенный управленческий цикл, необходимый для управления инновационным процессом.
Для удобства и лучшего выражения содержания и задач методические советы систематизируют по некоторым признакам. Например, с целью подготовки и проведения методические советы делят на:
• традиционные (авторитарные, догматические)
• нетрадиционные (альтернативные)
• современные интенсифицированные (модернизированные, модифицированные)
• интерактивные
По месту и роли в учебно-воспитательном процессе:
• тактические
• стратегические
• стартовые, текущие
• итоговые
Ниже приведен примерный план подготовки методического совета, используемый в учреждениях дополнительного образования
1. Создание инициативных групп по подготовке к методическоиу совету.
Ответственный – директор учебного заведения, методист
2. Определение направлений и задач работы инициативных групп.
Ответственный – директор учебного заведения, методист
3. Обсуждение программы и утверждение графика работы инициативных групп по подготовке информационных материалов к методическому совету
Ответственный – методист, заместители директора
4. Подготовка предписаний по организации подготовки педагогического коллектива учебного заведения к педагогическому совету по теме "Личностно-ориентированное образование: опыт, проблемы, перспективы"
Ответственные – методист, заместители директора
5. Обобщение материалов работы инициативных групп, разработка проекта решений.
Ответственные – руководители инициативных групп
6. Определение формы и утверждение плана работы методического совета
Ответственный – директор учебного заведения, методист
На заседание методического совета учреждения дополнительного образования могут выноситься вопросы, касающиеся:
• Обсуждение мероприятий по выполнению директив правительства, приказов и распоряжений Министерства образования и науки.
• Рассмотрение вопросов совершенствования и методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и принятие соответствующих решений.
• Обсуждение годового плана работы учреждения дополнительного образования, информации и отчетов педагогов.
• Организационные вопросы по началу и окончанию учебного года.
• Обоснованию предложения о моральном и материальном поощрении педагогических работников
• Формирование заказа на подготовку, переподготовку, повышение квалификации педагогических работников, способствует развитию их творческой инициативы, внедрению достижений психолого-педагогической науки.
• Принятие решений по другим вопросам профессиональной деятельности педагогов.
Методист, разрабатывая тематику методических советов, придерживаются основных требований: обеспечения научности, актуальности, педагогической целесообразности, преемственности и т.д.
Подготовка к проведению методсовета проходит постепенно, и включает в себя четыре этапа:
I. (за 2 месяца)
Изучение законодательных и ведомственных актов, предшествующих методсовету по данным и аналогичным вопросам.
Изучение литературы по данному вопросу, публикаций.
Разработка плана и памятки по подготовке к методсовету.
Создание комиссии по подготовке к методсовету.
II. (за 2 недели) члены комиссии заканчивают изучение данного вопроса и сдают все материалы докладчику.
III. (за 1 неделю) на заседании комиссии обсуждается доклад, проект решения.
IV. Проведение методсовета.
Подготовка методического совета происходит по следующему алгоритму:
1. Планирование тематики методического совета в год.
2. Выдача приказа или распоряжение о подготовке к методическому совету.
3. Заседание методического совета по подготовке методического совета.
4. Создание рабочей группы по подготовке заседания методического совета.
5. Формирование творческих групп по подготовке отдельных вопросов работы методического совета.
6. Составление плана подготовки и проведения методического совета.
7. Составление списка рекомендуемой литературы. Изучение учителями теоретических основ вопросов и проблем, вынесенных на методический совет.
8. Определение объектов изучения (педагога, аспекты деятельности руководителей кружков, воспитание учащихся).
9. Оформление стенда в методическом кабинете.
10. Сбор, обработка, анализ и обобщение требуемой информации об объектах изучения.
11. Определение вопросов, вынесенных на методический совет. Использование результатов внутреннего контроля.
12. Работа с педагогами и приглашенными, выступающими на методическом совете.
13. Подготовка методической выставки, иллюстративного материала.