Файл: Курс лекций В. М. Назарова по ису тема Методы исследования систем управления Комплекснокомбинированные методы исследования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 389

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
не столько решения, сколько постановки проблемы. Поэтому он имеет пока больше педагогическую цен­ность для формирования и развития научного мышления. Прак­тические же или прагматические возможности системного под­хода в настоящее время достаточно скромны (по причине недостаточной теоретической подготовки управленцев-практиков).

Что касается способов системного анализа, то они сводятся в основном к применению общенаучных методов исследования, в том числе анализа и синтеза, индукции и дедукции, эксперимен­та, аналогии, моделирования и др.

Таким образом, учитывая понятия анализа и системы, систем­ный анализ можно представить как совокупность методологических средств, позволяющих изучать объект исследования в виде системы и на основе результатов аналитической работы обосновать управ­ленческие решения, в том числе непосредственно по совершенство­ванию системы управления.

Системный анализ предполагает четкое вычленение системы управления и определение ее границ, входов и выходов. Более пол­но его методология вытекает из диалектического подхода, а исход­ными методологическими посылками его разработки по признанию многих ученых послужили теория сложных систем и системный подход. К этому можно добавить также ситуационный подход.

Системному анализу предшествует выполнение следующих опе­раций (работ):

  • установление цели системного анализа;

  • четкое выделение объекта анализа, предполагающее форми­рование и параметрическое описание внутренней (элементов управ­ляемой и управляющей подсистем) и внешней структуры системы;

  • определение целей функционирования и развития системы и ее внутренней структуры;

  • определение подхода и конкретных методов анализа;

  • определение технологии использования методов анализа;

  • разработка обобщенной системной модели объекта;

  • установление критериев состояния внутренней и внешней среды;

  • анализ факторов взаимосвязей и взаимодействия управляемой подсистемы, управляющей подсистемы — СУ и внешней среды системы, а также связей с другими системами;

  • оценка уровня состояния внутренней (управляемой и управ­ляющей подсистем) и внешней среды системы;

  • разработка по результатам системного анализа практических приемов и способов эффективного управления системой.


Системный анализ деятельности предприятия либо организации проводится на ранних стадиях работ по созданию конкретной системы управления. Это обуслов­лено следующими причинами:

• продолжительностью и трудоемкостью работ, свя­занных с предпроектным обследованием;

• подбором материалов для проведения исследо­вания;

• выбор метода исследования;

• обоснованием экономической, технической и ор­ганизационной целесообразности;

• разработкой компьютерных программ.

Конечной целью системного анализаявляется разра­ботка и внедрение выбранной эталонной модели систе­мы управления.

В соответствии с главной целью необходимо выпол­нить следующие исследования системного характера:

1) выявить общие тенденции развития данного пред­приятия и его место и роль в современной рыночной экономике;

2) установить особенности функционирования пред­приятия и его отдельных подразделений;

3) выявить условия, обеспечивающие достижение по­ставленных целей;

4) определить условия, препятствующие достижению целей;

5) осуществить сбор необходимых данных для прове­дения анализа и разработки мероприятий по совершен­ствованию действующей системы управления;

6) использовать передовой опыт других предприятий;

7) изучить необходимые сведения для адаптации вы­бранной (синтезированной) эталонной модели к услови­ям рассматриваемого предприятия.

В процессе системного анализа находятся следующие характеристики:

1) роль и место данного предприятия в отрасли;

2) состояние производственно-хозяйственной деятель­ности предприятия;

3) производственная структура предприятия;

4) система управления и ее организационная структура;

5) особенности взаимодействия предприятия с по­ставщиками, потребителями и вышестоящими ор­

ганизациями;

6) инновационные потребности (возможные связи данного предприятия с научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями);

7) формы и методы стимулирования и оплаты труда сотрудников

Таким образом, системный анализ начинается с уточнения или формулирования целей конкретной систе­мы управления (предприятия или компании) и поиска критерия эффективности,который должен быть выра­жен в виде конкретного показателя. Как правило, большинство организаций являются многоцелевыми. Множество целей вытекает из особенностей развития предприятия (компании) и его фактического состоя­ния в рассматриваемый период времени, а также со­стояния окружающей среды (геополитические, эконо­мические, социальные факторы).

Четко и грамотно сформулированные цели развития предприятия (компании) являются основой для систем­ного анализа и разработки программы исследований.

Программа системного анализа в свою очередь вклю­чает перечень вопросов, подлежащих исследованию и их приоритетность. Например, программа системного ана­лиза может включать следующие разделы:

• анализ предприятия в целом;

• анализ типа производства и его технико-экономи­ческая характеристика;

• анализ подразделений предприятия, выпускающих продукцию (услуги) — основные подразделения;

• анализ вспомогательных и обслуживающих подраз­делений;

• анализ системы управления предприятием;

• анализ форм связей документов, действующих на предприятии, маршруты их движения и технология обработки.

Каждый раздел программы представляет собой са­мостоятельное исследование и начинается с постанов­ки целей и задач анализа. Этот этап работы является наиболее важным, так как от него зависит весь ход проведения исследований, выбор приоритетных задач и в конечном итоге реформирование конкретной сис­темы управления.

Как отмечалось выше, первостепенной задачей сис­темного анализа является определение глобальной цели развития организации и целей функционирования. Имея конкретные, четко сформулированные цели, можно вы­явить и проанализировать факторы, способствующие
либо препятствующие скорейшему достижению этих целей. Рассмотрим это на конкретных примерах.

Табл.4.1. Основные цели и задачи анализа предприятия

Формулировка цели


Задачи анализа


Примечания


1. Увеличение выпус­ка конкурентоспо­собной продукции


Изучение рынка сбы­та (спрос и предло­жение)


Принимается в качестве страте­гии развития


2. Повышение рента­бельности произ­водства


Изучение финансо­вого состояния пред­приятия


Применяется в качестве крите­рия


3. Обеспечение рит­мичности произ­водства


Изучение работы про­изводственно-дис­петчерского отдела


Определение оп­тимальной вели­чины заделов


4. Повышение обос­нованности произ­водственных планов


Изучение работы пла­ново-экономичес­кого отдела


Улучшение пла­нирования


5. Внедрение методов маркетингового исследования


Изучение работы от­дела маркетинга


Расширение от­дела маркетинга


6. Обоснование и раз­работка програм­мы развития пред­приятия


Разработка конкрет­ных бизнес-планов по каждому изделию


Улучшение ба­ланса мощностей





Рис.4.1. Пример структуризации выбранных целей


Как видно из рис. 4.1, для реализации цели 1 «Повы­шение эффективности функционирования предприятия» необходимо реализовать как минимум три цели:

1.1. «Внедрение новой техники»;

1.2. «Совершенствование организации производства»;


1.3. «Совершенствование системы управления».

Выявив указанные подцели, необходимо исследовать и проанализировать факторы, способствующие их дос­тижению. Рассмотрим их в табл. 4.2 и 4.3.

Следует иметь в виду, что для анализа организации на основе системы целей необходимо выявить и сфор­мулировать совокупность всех целей функционирования на каждом уровне системы управления. В таком случае дерево целей будет наиболее полным. Главная задача такой структуризации заключается в том, чтобы довести цель до каждого конкретного подразделения и исполни­теля. Это является залогом успешной реализации функ­циональной стратегии организации.
Табл.4.2.. Факторы, способствующие достижению целей

Цели


Внедрение новой техники


Совершенствование организации производства


Совершенствование системы управления


Факторы


Наличие финан­совых средств


Внедрение новых по­точных линий


Совершенствование структуры управле­ния


Внедрение но­вой техники в цехах №1 и №2


Внедрение бригад­ных форм организа­ции труда


Сокращение чис­ленности аппарата управления __


Внедрение прог­рессивных тех­нологий


Совершенствование оплаты труда


Совершенствование технологии подго­товки управленче­ских решений

Совершенство­вание действую­щих технологий


Внедрение прогрес­сивных норм и рас­ценок


Сокращение денежного оборота