Файл: Курс лекций В. М. Назарова по ису тема Методы исследования систем управления Комплекснокомбинированные методы исследования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 391

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Табл. 4.3. Факторы, препятствующие повышению эффективности производства и управления

Цели


Внедрение новой техники


Совершенствование, организации производства


Совершенствование системы управления


Факторы


Отсутствие финан­сирования на при­обретение новой техники


Отсутствие объемных расчетов для внедре­ния поточных линий


Несвоевременность принятия управлен­ческих решений


Невыполнение плана внедрения новой техники


Оторванность зар­платы от конечного результата


Перегрузка отдель­ных структурных подразделений


Большая энерго­емкость техники


Большие простои оборудования


Отсутствие персо­нальной ответст­венности за приня­тие управленческих решений


Несогласован­ность конструк­торских и техно­логических про­работок изделий


Несвоевременная поставка заготовок


Отсутствие проце­дур принятия ре­шений




Несвоевременность пересмотра норм и расценок


Несвоевременность пересмотра должно­стных инструкций




Низкая культура производства


Отсутствие должно­стных инструкций



В результате проведения системного анализа необхо­димо дать предложения по обоснованию целесообразно­
сти рационализации системы управления. На основе таких предложений выполняются следующие работы:

1. Принимается решение о внедрении выбранной мо­дели системы управления;

2. Разрабатывается регламентирующая документация;

3. Разрабатывается конечная схема процесса управ­ления;

4. Разрабатываются конкретные организационно-тех­нические мероприятия по совершенствованию управле­ния предприятием;

5. Выбираются конкретные научно обоснованные ме­тоды управления;

6. Формируется новая корпоративная культура.
5.2. Эмпирические методы исследования
Наблюдение

Наблюдение — это целенаправленное восприятие объекта, обусловленное задачей деятельности. Основное условие научного наблюдения — объектив­ность, т.е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения других методов исследования (например, эксперимента). Это наиболее элементарный метод, один из множества других эмпи­рических методов.

Методы наблюдениянаправленное, систематическое, непосредствен­ное визуальное и слуховое восприятие и регистрация значимых с точки зрения целей исследования явлений (ситуаций, процес­сов), подвергающихся контролю и проверке.

Главными достоинствами методов наблюдения являются

- отсутствие опосредующих звеньев (посредников) между исследо­вателем и объектом наблюдения,

- возможность оператив­ного восприятия изучаемых явлений и процессов в конкретном контексте окружающей обстановки, что помогает более полно и достоверно интерпретировать их смысл,

- возможность преодолевать препятствие, возникающее иногда при методе опроса, — языковой барьер.

Преимущества непосредственного (включенного) наблюдения:

• позволяет фиксировать особенности поведения людей не по их воспоминаниям и интерпретациям, а в момент их проявления;

• дает возможность получать сведения независимо как от уме­ния респондента описать словами свое поведение, так и от его желания что-либо говорить о своем поведении.

Отличительной чертой наблюдения как способа сбо­ра фактологического материала является

непосредственность и си­стематичность визуального восприятия исследуемого объекта, что по­зволяет исследователю располагать данными о свойствах и динамике объекта в рамках определенного временного периода, в пределах ко­торого поведение объекта обретает устойчивость и автономность в гла­зах наблюдателя.

Наблюдение дает возможность зафиксировать события в момент их возникновения и отслеживать все изменения, про­исходящие с объектом исследования на весь период его развития.

В социальных науках метод наблюдения обусловлен глубокой внут­ренней связью наблюдателя и исследуемого объекта, по степени глу­бины которой заключают о различиях в способе наблюдения.

В зависимости от способности влиять на объект исследования вы­деляют контролируемое и неконтролируемое наблюдение.

Будучи наделенной функцией сбора первичной информации для исследования, контролируемое наблюдениепризвано отобразить наи­более полную и точную картину объекта и подтвердить (опроверг­нуть) выдвинутые гипотезы. Контролируемость такого наблюдения может быть передана через количество и квалификацию наблюдате­лей, а также включением в методологию наблюдения ряда технологий, позволяющих обеспечить достоверность полученных в ходе наблюде­ния результатов.

К перечню таких технологий можно отнести: созда­ние системы мониторинга за состоянием объекта, разработку стан­дартизированных планов наблюдения с использованием карточек, таблиц, матричных схем, кино-, фото- и аудиоаппаратуры. Фиксация полученного в ходе наблюдения материала делает его результаты от­крытыми для других исследователей, что служит достаточным обосно­ванием объективности полученных результатов и контроля научного сообщества за процедурой их получения.

Если процесс наблюдения не имеет четкого плана и ориентирован, главным образом, на общее описание процесса или явления, в этом случае используется неконтролируемое наблюдение. Характерной чертой неконтролируемого наблюдения является непосредственное восприятие наблюдателем объекта исследования, при котором осу­ществляется выбор адекватных форм систематизации полученной ин­формации. Неконтролируемое наблюдение чаще всего осуществляет­ся на ранних этапах монографических и нолевых исследований с целью выработки инструментария социального исследования и условий для дальнейших контролируемых наблюдений.


Основание регулярности проведения наблюдений позволяет разли­чать систематическое и случайное наблюдения.

Систематическое на­блюдение характеризуется регулярностью фиксации действий, ситуаций и процессов в течение определенного времени. Этот вид наблюдения применяется для выявления устойчивых связей в структуре динами­чески развивающегося объекта. С этой целью исследователем опре­деляется график проведения наблюдений (периодичность и часто­та), в процессе которых производится выявление закономерностей в поведении исследуемого объекта (группы, изучаемого признака, процесса и пр.).

Случайное наблюдение представляет собой фиксацию ранее незапланированных в ходе исследования явлений или процес­сов. Так, проводя, к примеру, наблюдение за изменением содержания труда, исследователь может столкнуться с различным отношением к тру­ду у отдельных индивидов, имеющих схожие ориентации и принадле­жащих к одним и тем же социальным или профессиональным груп­пам. Фиксируя эти особенности, он получает ценный материал для своих заключений.

Особым видом наблюдения следует считать самонаблюдение, при котором исследователь учитывает не только данные отстраненного наблюдения поведения субъектов, но и особенности их индивидуаль­ного отношения к тем или иным факторам. При использовании ре­зультатов самонаблюдения важнее всего создать ситуацию, в рамках которой исследуемый субъект будет способен выразить свое внутрен­нее глубинное отношение к представленным в исследовании факто­рам.

Актом самонаблюдения, к примеру, можно считать деятельность испытуемого в заполнении анкеты, когда непосредственный контакт с исследователем-анкетером исключен. Если при заполнении анкеты присутствует интервьюер, то действие самонаблюдения в этом процес­се существенно замедляется.

Основные трудности, связанные с проведением непосред­ственного наблюдения, можно разделить на три группы:

  • неадекватность и ограниченность наших органов чувств;

  • смешение результатов наблюдения с выводами;

  • влияние взаимодействия между наблюдателем и объектом наблюдения.

По этим причинам наблюдение используется в комплек­се с другими методами сбора информации, в первую очередь с опросом, на разных этапах организации исследовательского процесса.


Наблюдение можно классифицировать по следующим осно­ваниям:

  • по уровню формализации самой процедуры наблюдения (стан­дартизированное и нестандартизированное);

  • в зависимости от положения наблюдателя относительно наблюдаемого объекта (включенное и невключенное);

Наиболее конструктивными с точки зрения использования в исследованиях систем управления являются включенное и невключенное наблюдения.

При невключением наблюденииисследователь остается как бы в стороне от наблюдаемой ситуации, не принимает участия в деятельности наблюдаемых людей. Он не вмешивается в ход событий и не задает вопросов.

В зависимости от степени осве­домленности исследуемой группы о факте проведения исследо­вания различают открытое и скрытое (инкогнито) невключенное наблюдение. Оно применяется на разведывательном этапе мо­нографических исследований, для описания общей социальной обстановки. С его помощью фиксируются факты открытого по­ведения. Присутствие наблюдателя может оказывать возмуща­ющее воздействие на объект наблюдения. В этом его основной недостаток.

Включеннымназывается такой вид наблюдения, при котором исследователь в той или иной степени включен в изучаемый объект и, находясь в непосредственном контакте с наблюда­емыми, принимает участие в их деятельности. Таким образом, наблюдатель сам становится частью наблюдаемой ситуации. Он одновременно влияет на ситуацию и подвергается ее влиянию.

Основной смысл включенного наблюдения — сближение смыслов происходящих событий для наблюдателя и наблюдаемых. Ведь посторонний (невключенное наблюдение) далеко не всегда может точно знать, что скрывается за теми или иными происходящими событиями.

Включенное наблюдение также подразделяется на открытое (исследуемым известны цели и задачи исследования) и скрытое (инкогнито).

Степень включенности наблюдателя в исследуемую ситуа­цию может колебаться в широком диапазоне: от наблюдения пассивного, которое стоит близко к невключенному и сходно с наблюдением через стекло, прозрачное лишь для наблюдателя, до наблюдения активного, когда наблюдатель до такой степени сливается с исследуемой группой, что члены этой группы начинают принимать его за своего и соответственно к нему относиться.

Включенное наблюдение требует определенного периода адап­тации наблюдателя к коллективу. Срок такой адаптации длится обычно от 4—5 дней до 2—3 недель и зависит от личностных качеств наблюдателя, его пола, возраста, а также от состояния морально-психологической атмосферы в изучаемой социальной группе.