Файл: Курс лекций В. М. Назарова по ису тема Методы исследования систем управления Комплекснокомбинированные методы исследования.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 391
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Табл. 4.3. Факторы, препятствующие повышению эффективности производства и управления
Цели | ||
Внедрение новой техники | Совершенствование, организации производства | Совершенствование системы управления |
Факторы | ||
Отсутствие финансирования на приобретение новой техники | Отсутствие объемных расчетов для внедрения поточных линий | Несвоевременность принятия управленческих решений |
Невыполнение плана внедрения новой техники | Оторванность зарплаты от конечного результата | Перегрузка отдельных структурных подразделений |
Большая энергоемкость техники | Большие простои оборудования | Отсутствие персональной ответственности за принятие управленческих решений |
Несогласованность конструкторских и технологических проработок изделий | Несвоевременная поставка заготовок | Отсутствие процедур принятия решений |
| Несвоевременность пересмотра норм и расценок | Несвоевременность пересмотра должностных инструкций |
| Низкая культура производства | Отсутствие должностных инструкций |
В результате проведения системного анализа необходимо дать предложения по обоснованию целесообразно
сти рационализации системы управления. На основе таких предложений выполняются следующие работы:
1. Принимается решение о внедрении выбранной модели системы управления;
2. Разрабатывается регламентирующая документация;
3. Разрабатывается конечная схема процесса управления;
4. Разрабатываются конкретные организационно-технические мероприятия по совершенствованию управления предприятием;
5. Выбираются конкретные научно обоснованные методы управления;
6. Формируется новая корпоративная культура.
5.2. Эмпирические методы исследования
Наблюдение
Наблюдение — это целенаправленное восприятие объекта, обусловленное задачей деятельности. Основное условие научного наблюдения — объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения других методов исследования (например, эксперимента). Это наиболее элементарный метод, один из множества других эмпирических методов.
Методы наблюдения — направленное, систематическое, непосредственное визуальное и слуховое восприятие и регистрация значимых с точки зрения целей исследования явлений (ситуаций, процессов), подвергающихся контролю и проверке.
Главными достоинствами методов наблюдения являются
- отсутствие опосредующих звеньев (посредников) между исследователем и объектом наблюдения,
- возможность оперативного восприятия изучаемых явлений и процессов в конкретном контексте окружающей обстановки, что помогает более полно и достоверно интерпретировать их смысл,
- возможность преодолевать препятствие, возникающее иногда при методе опроса, — языковой барьер.
Преимущества непосредственного (включенного) наблюдения:
• позволяет фиксировать особенности поведения людей не по их воспоминаниям и интерпретациям, а в момент их проявления;
• дает возможность получать сведения независимо как от умения респондента описать словами свое поведение, так и от его желания что-либо говорить о своем поведении.
Отличительной чертой наблюдения как способа сбора фактологического материала является
непосредственность и систематичность визуального восприятия исследуемого объекта, что позволяет исследователю располагать данными о свойствах и динамике объекта в рамках определенного временного периода, в пределах которого поведение объекта обретает устойчивость и автономность в глазах наблюдателя.
Наблюдение дает возможность зафиксировать события в момент их возникновения и отслеживать все изменения, происходящие с объектом исследования на весь период его развития.
В социальных науках метод наблюдения обусловлен глубокой внутренней связью наблюдателя и исследуемого объекта, по степени глубины которой заключают о различиях в способе наблюдения.
В зависимости от способности влиять на объект исследования выделяют контролируемое и неконтролируемое наблюдение.
Будучи наделенной функцией сбора первичной информации для исследования, контролируемое наблюдениепризвано отобразить наиболее полную и точную картину объекта и подтвердить (опровергнуть) выдвинутые гипотезы. Контролируемость такого наблюдения может быть передана через количество и квалификацию наблюдателей, а также включением в методологию наблюдения ряда технологий, позволяющих обеспечить достоверность полученных в ходе наблюдения результатов.
К перечню таких технологий можно отнести: создание системы мониторинга за состоянием объекта, разработку стандартизированных планов наблюдения с использованием карточек, таблиц, матричных схем, кино-, фото- и аудиоаппаратуры. Фиксация полученного в ходе наблюдения материала делает его результаты открытыми для других исследователей, что служит достаточным обоснованием объективности полученных результатов и контроля научного сообщества за процедурой их получения.
Если процесс наблюдения не имеет четкого плана и ориентирован, главным образом, на общее описание процесса или явления, в этом случае используется неконтролируемое наблюдение. Характерной чертой неконтролируемого наблюдения является непосредственное восприятие наблюдателем объекта исследования, при котором осуществляется выбор адекватных форм систематизации полученной информации. Неконтролируемое наблюдение чаще всего осуществляется на ранних этапах монографических и нолевых исследований с целью выработки инструментария социального исследования и условий для дальнейших контролируемых наблюдений.
Основание регулярности проведения наблюдений позволяет различать систематическое и случайное наблюдения.
Систематическое наблюдение характеризуется регулярностью фиксации действий, ситуаций и процессов в течение определенного времени. Этот вид наблюдения применяется для выявления устойчивых связей в структуре динамически развивающегося объекта. С этой целью исследователем определяется график проведения наблюдений (периодичность и частота), в процессе которых производится выявление закономерностей в поведении исследуемого объекта (группы, изучаемого признака, процесса и пр.).
Случайное наблюдение представляет собой фиксацию ранее незапланированных в ходе исследования явлений или процессов. Так, проводя, к примеру, наблюдение за изменением содержания труда, исследователь может столкнуться с различным отношением к труду у отдельных индивидов, имеющих схожие ориентации и принадлежащих к одним и тем же социальным или профессиональным группам. Фиксируя эти особенности, он получает ценный материал для своих заключений.
Особым видом наблюдения следует считать самонаблюдение, при котором исследователь учитывает не только данные отстраненного наблюдения поведения субъектов, но и особенности их индивидуального отношения к тем или иным факторам. При использовании результатов самонаблюдения важнее всего создать ситуацию, в рамках которой исследуемый субъект будет способен выразить свое внутреннее глубинное отношение к представленным в исследовании факторам.
Актом самонаблюдения, к примеру, можно считать деятельность испытуемого в заполнении анкеты, когда непосредственный контакт с исследователем-анкетером исключен. Если при заполнении анкеты присутствует интервьюер, то действие самонаблюдения в этом процессе существенно замедляется.
Основные трудности, связанные с проведением непосредственного наблюдения, можно разделить на три группы:
-
неадекватность и ограниченность наших органов чувств; -
смешение результатов наблюдения с выводами;
-
влияние взаимодействия между наблюдателем и объектом наблюдения.
По этим причинам наблюдение используется в комплексе с другими методами сбора информации, в первую очередь с опросом, на разных этапах организации исследовательского процесса.
Наблюдение можно классифицировать по следующим основаниям:
-
по уровню формализации самой процедуры наблюдения (стандартизированное и нестандартизированное); -
в зависимости от положения наблюдателя относительно наблюдаемого объекта (включенное и невключенное);
Наиболее конструктивными с точки зрения использования в исследованиях систем управления являются включенное и невключенное наблюдения.
При невключением наблюденииисследователь остается как бы в стороне от наблюдаемой ситуации, не принимает участия в деятельности наблюдаемых людей. Он не вмешивается в ход событий и не задает вопросов.
В зависимости от степени осведомленности исследуемой группы о факте проведения исследования различают открытое и скрытое (инкогнито) невключенное наблюдение. Оно применяется на разведывательном этапе монографических исследований, для описания общей социальной обстановки. С его помощью фиксируются факты открытого поведения. Присутствие наблюдателя может оказывать возмущающее воздействие на объект наблюдения. В этом его основной недостаток.
Включеннымназывается такой вид наблюдения, при котором исследователь в той или иной степени включен в изучаемый объект и, находясь в непосредственном контакте с наблюдаемыми, принимает участие в их деятельности. Таким образом, наблюдатель сам становится частью наблюдаемой ситуации. Он одновременно влияет на ситуацию и подвергается ее влиянию.
Основной смысл включенного наблюдения — сближение смыслов происходящих событий для наблюдателя и наблюдаемых. Ведь посторонний (невключенное наблюдение) далеко не всегда может точно знать, что скрывается за теми или иными происходящими событиями.
Включенное наблюдение также подразделяется на открытое (исследуемым известны цели и задачи исследования) и скрытое (инкогнито).
Степень включенности наблюдателя в исследуемую ситуацию может колебаться в широком диапазоне: от наблюдения пассивного, которое стоит близко к невключенному и сходно с наблюдением через стекло, прозрачное лишь для наблюдателя, до наблюдения активного, когда наблюдатель до такой степени сливается с исследуемой группой, что члены этой группы начинают принимать его за своего и соответственно к нему относиться.
Включенное наблюдение требует определенного периода адаптации наблюдателя к коллективу. Срок такой адаптации длится обычно от 4—5 дней до 2—3 недель и зависит от личностных качеств наблюдателя, его пола, возраста, а также от состояния морально-психологической атмосферы в изучаемой социальной группе.