Файл: Влгу дипломная работа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 440

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§ 2. Факторы эффективности в управлении таможенным делом
При управлении социально-экономическими процессами одной из самых важных задач является установление показателей и критериев эффективности, которые обусловлены целевыми установками, и осуществление результативного контроля за их уровнем и характером выполнения. Сложность оценки эффективности таможенных органов определяется недостаточной разработанностью научных основ осуществления этой оценки и отсутствием верифицированного понятийного аппарата.
И в теории, и в практике существуют различные подходы к количественной оценке эффективности таможенной службы
1
. Один из применяемых подходов опирается на рассмотрение таможенного дела как производственной деятельности, связанной с оказанием услуг по таможенному оформлению и контролю. По аналогии с оценкой эффективности хозяйствующих субъектов в основу данного подхода положен метод сопоставления результата и затрат.
В качестве показателей в этом случае используется отношение общих доходов таможенной службы (суммы таможенных платежей, перечисляемых в федеральный бюджет) к общим фондам, которым располагают таможенные
1
Хапилин С.А. Векторы развития системы оценки эффективности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности // Вестник ЮУрГУ. 2012. № 30. С. 37.

20 органы для осуществления административно-производственной деятельности и оплаты труда
1
, либо удельная сумма перечислений в бюджет в расчете на одного сотрудника
2
, либо другие аналогичные показатели.
Существенным недостатком такого метода является то, что его можно применять только когда между результатами и затратами существует прямая зависимость, которую можно формализовать и количественно измерить. В данном случае объёмы таможенных перечислений зависят, прежде всего, от макроэкономических факторов, лежащих за пределами непосредственного влияния таможни, и лишь в малой степени они зависят от самой таможни. В условиях финансового кризиса таможенные платежи упали на 25-30 процентов, но это совсем не значит, что таможенники стали работать хуже.
В наиболее приемлемом варианте подобный метод сопоставления результата и затрат можно использовать при оценке эффективности внедрения работы инспекционно-досмотровых комплексов (далее ИДК) на таможенных постах. Результатом работы ИДК является выявление контрабандных товаров, который можно выразить в денежном измерении, а именно в виде сумм таможенных платежей, которые взыскиваются в бюджет по таким товарам. Известны и затраты федерального бюджета, направленные на закупку ИДК. Эффективность работы ИДК можно оценить, соотнеся результаты их работы и затраты на их закупку, установку и эксплуатацию. В данном случае можно также посчитать сроки окупаемости ИДК.
Данный подход можно применить и при расчете эффективности переноса таможенного оформления в места, приближенные к государственной границе
3
. В самом деле, достаточно легко оценить затраты на обустройство новой приграничной таможенной инфраструктуры – это делается на основании аналогичных действующих объектов. Кроме того,
1
Турбин И. В. Оценка деятельности таможенных органов на основе существующей системы показателей и предложения по их совершенствованию // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия
Экономика. Управление. Право. 2014. № 14. С. 589.
2
Там же.
3
Хапилин С.А.. Векторы развития системы оценки эффективности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности // Вестник ЮУрГУ. 2012. № 30. С. 38.


21 можно достаточно точно спрогнозировать возможное изменение доходной части федерального бюджета за счет этого переноса. Не представляется сложным и рассчитать сроки окупаемости этого проекта (концепции).
Другим подходом, используемым при оценке эффективности управленческих структур, является рассмотрение таможенного дела как выполнение определённой совокупности государственных функций. При таком подходе эффективность оценивается как степень достижения поставленных целей (результативность). Этот подход применим только в случае, если цели определены однозначно и четко
1
Исходя из таможенного законодательства и на основании Положения о таможенной службе
2
, у ФТС имеется не одна цель, а несколько.
Эффективность работы таможенных органов необходимо оценивать набором показателей, каждый из которых отражает эффективность исполнения одной из задач или одной из целевых функций.
Ключевым (интегральным) показателем при оценке эффективности таможенного администрирования и контроля является эффективность с точки зрения важнейших социально-экономических потребностей народного хозяйства. Другими словами, потенциал таможни и её деятельность должны оцениваться исходя из того, какой вклад она вносит в решение стратегических народнохозяйственных задач. Таможня является частью системы народного хозяйства страны. А это значит, что её целевые установки и соответственно деятельность в стратегическом, тактическом и оперативном разрезе должны быть органично «встроены» в цели социально- экономического развития страны. При этом степень этой «встроенности», выраженная в соответствующих результатах деятельности таможни, и должна являться объектом оценки её эффективности.
1
Ананьева В.Н. Экономическая эффективность таможенных органов // Таможенный вестник. 2013. № 4.
С. 54-55.
2
Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 N 809 "О Федеральной таможенной службе". Ст. 1.

22
Исходя из народнохозяйственных целей, можно выделить, как минимум, шесть агрегированных элементов оценки эффективности таможенных органов:
- эффективность таможенной политики;
- эффективность таможенного администрирования;
- эффективность административно-управленческого потенциала таможенной службы;
- эффективность использования информационных таможенных ресурсов;
- эффективность использования материально-технической базы таможенных органов;
- эффективность человеческого фактора таможни
1
Особо следует отметить, что критерии и показатели эффективности должны быть определены таким образом, чтобы их расчетные величины за анализируемый период позволяли сопоставить целевые установки и достигнутые результаты, то есть оценить степень результативности предпринимаемых мер в соответствии с выбранными стратегиями.
Оценка эффективности таможенной политики должна позволять осуществлять мониторинг стратегических целей социально-экономического развития страны и задач таможенной политики как фактора влияния на эффективность всего народного хозяйства.
Агрегированный показатель эффективности таможенного администрирования должен ответить на вопрос, правильно ли выбраны цели таможенного администрирования и насколько правильно выбраны пути их достижения, насколько качественно осуществляются таможенные процедуры. Цели таможенного администрирования и пути их достижения определяются непосредственно таможенной службой. В идеальном случае цели таможенного администрирования должны быть непротиворечивы и совместимы с целями таможенной политики.
1
Медведева М.В. Экономика таможенного дела: курс лекций СПб., 2008. С. 139.


23
Оценка эффективности административно-управленческого потенциала таможенной службы должна «разложить» общую эффективность на составные части в разрезе структурных подразделений таможни, отдельных направлений и механизмов деятельности (стратегий, программ, проектов, функций, технологий, методов). При этом основная задача состоит в том, чтобы проанализировать результативность каждого подразделения таможенной службы как взятого по отдельности, так и в их взаимодействии с точки зрения синергического сложения сил для достижения целей таможенной политики и таможенного администрирования.
Оценка эффективности использования информационных таможенных ресурсов должна позволить сделать вывод о качестве документооборота (в том числе и электронного) с точки зрения его оптимизации при принятии тех или иных управленческих решений, направленных на реализацию целей таможенной политики и таможенного администрирования.
Оценка эффективности материально-технической базы таможенных органов должна выражать реальный экономический эффект от каждого рубля, вложенного в таможенную систему из средств федерального бюджета.
Оценка эффективности использования человеческого фактора должна исходить из сопоставления объективных потребностей и реальных совокупных способностей таможенного персонала. При этом в общую оценку должны войти соответствующие профессиональные знания и умение грамотно организовывать и осуществлять текущие таможенные процессы, осознавать роль и место таможни в развитии экономики страны и руководствоваться этим в своей повседневной работе, применять передовые технологии и методы организации таможенного дела, повышать культуру обслуживания участников ВЭД, противостоять коррупции и формировать антикоррупционную среду.
Помимо вышеперечисленных факторов, в современной науке довольно широко освещен вопрос экономической эффективности деятельности таможенных органов.

24
Оценка эффективности функционирования любого социального института проводится, как правило, с учетом тех его функциональных целей, для достижения которых этот институт (в нашем случае — таможня) был создан. В настоящее время функционирование отечественного института таможенной деятельности максимально нацелено на минимизацию как совокупных затрат национальной экономики, так и ее трансакционных издержек, которые, применительно к таможне, образуются вследствие таможенных процедур в пунктах пропуска через таможенную границу.
Названные цели достигаются таможенными органами республики в первую очередь и посредством разработки и применения временных регламентов, т.е. лимитов времени, отпущенных на таможенные процедуры в пунктах пропуска через таможенную границу ЕАЭС.
Проанализируем современные теоретические «платформы» оценки экономической эффективности деятельности таможенных органов, на которые обращают внимание многие исследователи.
1) «Рыночный подход»
1
. Предлагает оценивать эффективность таможенной деятельности по показателю таможенных платежей, в среднем взимаемых в единицу времени. Таможенные органы тем самым, по сути, и безосновательно, отнесены к обычным коммерческим организациям.
2) «Экономико-математический подход»
2
. Предлагает оценивать результаты с помощью дифференцированных расчетных показателей, применения жесткого математического инструментария. Этот подход, несомненно, предоставляет инструментарий, необходимый для количественной оценки экономической эффективности деятельности таможенных органов и в этом своем качестве он признается перспективным.
Вместе с тем, высоковероятная, по нашему мнению, абсолютизация этого подхода неизбежно приведет к формализации исследуемых, качественно разнообразных экономических проявлений таможенной деятельности.
1
Ананьева В.Н. Экономическая эффективность таможенных органов // Таможенный вестник. 2013. № 4.
С. 55.
2
Там же.


25
Поэтому, думается, что экономико-математические методы определения экономической эффективности деятельности таможенных органов могут и, по нашему мнению, должны применяться лишь в сочетании с иными способами ее оценки.
3) «Функционально-целевой подход»
1
. Предлагает синтезированные показатели, такие, как, например, «объем задач» или «потенциал таможенных органов», что рассчитывается на базе среднего уровня сложности задач. Однако этот подход требует постоянного мониторинга (в контексте практической необходимости) успешности (или не успешности), например, выполнения распоряжений вышестоящих органов государственного управления. Подход имеет, на наш взгляд, определенное практическое значение. Однако, поскольку функционально-целевые, также как и экономико-математические методы, не позволяют провести комплексную оценку экономической эффективности таможенной деятельности, такой подход целесообразно сочетать с иными способами оценки.
4) «Структурно-дифференцированный подход»
2
. Здесь предлагается проводить оценку дифференцированно, в зависимости от дифференцируемых уровней управления, видов таможенных отношений. Однако, как самостоятельный этот подход не применяется. Не противореча ни одному из вышеприведенных подходов, он зависим от теоретико-методологической позиции исследователя и, в конечном счете, «растворяется» в одном из вышеприведенных подходов, избранном исследователем.
5) «Нигилистический подход»
3
. Исходит из феноменологической сложности деятельности, которая, не может быть полностью описана отдельными показателями. Следовательно, в этом подходе заложен вывод, что нельзя полностью оценить экономическую эффективность деятельности
1
Ананьева В.Н. Экономическая эффективность таможенных органов // Таможенный вестник. 2013. № 4.
С. 56.
2
Там же.
3
Там же.

26 таможенных органов. Получаемый вывод проистекает из абсолютизации возможностей человеческого познания. Равно как и «лапласовский детерминизм», «нигилистический подход» предполагает, что сложные социальные объекты, подчиняются только полностью детерминированным и формально распознаваемым причинно-следственным связям, переводимым на математический язык.
Но, если такое распознавание не удается, то оценки невозможны.
Заметим, что эти положения противоречат набравшему силу (благодаря достижениям кибернетики) и широко распространенному ныне так называемому «синергетическому подходу». В современном мире аргументы о невозможности проводить оценку при наличии в системе случайных
(хаотических) связей и отношений не выглядят убедительными.
6) «Интегрированный подход»
1
. Предлагает проводить оценки с помощью «интегрированного» показателя, учитывающего все многообразие возможных показателей по всем возможным направлениям. Такой подход, хотя это может показаться странным, методологически очень близок к предыдущему, т. е. «нигилистскому подходу». Как и в предыдущем случае, его последователи исходят из возможности свести все социально- экономическое разнообразие к жестко детерминированным схемам. При этом предполагается, что все качественные показатели могут быть переведены в количественные без существенных смысловых потерь. Думается, что при попытках сведения любых показателей (количественных и качественных) к единому интегрированному показателю, будет происходить существенное отклонение полученного результата от реального состояния рассматриваемого институционального феномена. Поэтому использование этого подхода в наших целях, приведет, по нашему убеждению, лишь к еще одной строчке в отчетности.
1
Ананьева В.Н. Экономическая эффективность таможенных органов // Таможенный вестник. 2013. № 4.
С. 54-55.


27
Итак, даже самый общий аналитический обзор возможных концептуальных подходов к оценке экономической эффективности деятельности таможенных органов показывает, что ни один из вышеназванных подходов не позволяет без значительного искажения информации провести какую-либо оценку. Однако, наиболее эффективной здесь, по нашему мнению, будет комплексная оценка экономической эффективности деятельности таможенных органов, использующая количественные и качественные показатели с применением, в случае необходимости, их дифференциации для разных уровней управления и типов таможенных отношений. Такая оценка может проводиться во взаимоувязке с функциями таможенных органов в экономической системе. При этом, учитывая состояние разработанности проблемы, а также описанные здесь особенности концептуальных подходов к оценке экономической эффективности деятельности таможенных органов, несомненно, потребуется создание обширного методического обеспечения.
§ 3. Показатели оценки эффективности таможенных органов
Показатели эффективности деятельности таможенных органов могут быть выражены набором индикаторов, имеющих различный характер. Форма их выражения может быть как качественной, так и количественной. Данные показатели могут быть как слабоформализуемыми, так и четко квантифицируемыми. Одной из самых распространенных выступает практика, в рамках которой властные органы предъявляют ряд требований к показателям результативности. В процессе оценки эффективности всегда используют несколько показателей (абсолютные и относительные, общие и частные).
В Российской Федерации показатели эффективности таможенной деятельности ставятся в строгую аналогию со стратегическими целями и

28 тактическими задачами работы Федеральной таможенной службы
1
Стратегическая цель 1. Повышение уровня соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов.
ФТС России характеризует степень достижения первой стратегической цели следующими показателями:
1) Доля исков (заявлений) к таможенным органам, по которым судами приняты решения не в пользу таможенных органов, в общем числе исков
(заявлений) к таможенным органам, рассмотренных судами;
2) Выполнение федерального закона о федеральном бюджете в части администрируемых таможенных платежей;
3) Доля таможенных платежей, которые зачислены участниками ВЭД с нарушением установленных сроков, в общей сумме перечисленных таможенных платежей в федеральный бюджет.
Стратегическая цель 2. Улучшение качества оказания услуг таможенными органами, уменьшение расходов участников внешнеэкономической деятельности и государства, сопряженных с таможенным оформлением и таможенным контролем.
ФТС России характеризует степень достижения второй стратегической цели следующими показателями:
1) Срок проведения таможенных процедур, который необходим для выпуска товаров при таможенном оформлении в месте их декларирования;
2) Интервал времени на выполнение таможенных процедур в автомобильных пунктах пропуска через государственную границу
Российской Федерации;
1
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы на 2011 –
2013 годы [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/index.php? option=com_content&view=a rticle&id=334:-----------20112013-&catid=29:2011-01-24-14-49-58&Itemid=1830&Itemid=2025 (дата обращения:
16.03.2016).