Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 443
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
29 3) Доля государственных услуг и функций, которые предоставляются и исполнятся ФТС России в соответствии с административными регламентами, в общем объеме государственных услуг и функций ФТС России;
4) Доля участников ВЭД, дающих одобрительную оценку работе таможенных органов, в общем числе опрошенных.
Стратегическая цель 3. Обнаружение и пресечение контрабанды наркотиков, оружия, контрафактной продукции и иных товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию, а также товаров, предметов и ценностей, вывоз которых за границу Российской Федерации запрещен.
Степень достижения третьей стратегической цели ФТС России характеризуется следующими показателями:
1) Доля ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации товаров, по которым таможенные органы приняли меры по ликвидации нарушений законодательства Российской Федерации, в общем количестве ввезенных товаров;
2) Доля уголовных дел, заведенных таможенными органами, в общем объеме зарегистрированных преступлений, которые отнесены к компетенции таможенных органов.
Отчет о результатах и основных направлениях деятельности
Федеральной таможенной службы на 2011 – 2013 годы показывает, что оценка деятельности таможенных органов проводится в аспекте общей результативности, что касается эффективности деятельности государственных гражданских служащих, то в Федеральном Законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» №79-ФЗ от
27.07.2004 прослеживается четкий курс оценки деятельности государственных гражданских служащих на основе их показателей результативности.
В Федеральном Законе «О государственной гражданской службе
Российской Федерации» заложены два вида показателей результативности деятельности: обобщенные и специфические. Обобщенные показатели
30 результативности утверждаются Президентом Российской Федерации и
Правительством Российской Федерации; специфические – утверждаются правовым актом государственного органа в соответствии с особенностями его задач и функций
1
Под обобщенными показателями результативности профессиональной служебной деятельности понимаются типовые показатели (процессов), общие для многих гражданских служащих. Ими могут выступать показатели, характеризующие сроки подготовки нормативных правовых актов, приема и выдачи документов и так далее.
Под специфическими показателями результативности профессиональной служебной деятельности понимаются индивидуально установленные для отдельных гражданских служащих показатели непосредственного результата, связанные со спецификой деятельности органа государственной власти и/или спецификой деятельности гражданского служащего.
Ими могут выступать показатели, характеризующие определенный функционал гражданских служащих, связанный с предоставлением государственных услуг или принятием значимых административных решений.
Документ, который раскрывает все показатели эффективности таможенной деятельности это - Постановление Правительства Российской
Федерации от 29 сентября 2012 г. N 994 "Об утверждении Положения о системе показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга"
2
Согласно Положению ведущими показателями работы таможенных органов Российской Федерации являются:
1
Федерального Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» №79-ФЗ от
27.07.2004 . Ч. 17. Ст. 50.
2
Постановление Правительства РФ от 29 сентября 2012 г. N 994 "Об утверждении Положения о системе показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга".
31 1)
Продолжительность осуществления таможенными органами
Российской Федерации операций, которые связаны с осуществлением государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска.
2) Период времени, прошедший с момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита товаров, перемещение которых под таможенным контролем совершается автомобильным транспортом, от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа до момента выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
3) Доля деклараций на товары, которые оформлены в электронном виде без представления документов на бумажном носителе, в общем количестве оформленных деклараций на товары, при условии что товары (транспортные средства) не опознаны как рисковые поставки, нуждающиеся в дополнительной проверке документов на бумажных носителях.
4) Доля стоимости товаров, которые оформлены в электронном виде без представления документов на бумажном носителе, в общей стоимости оформленных товаров, при условии что товары (транспортные средства) не опознаны как рисковые поставки, нуждающиеся в дополнительной проверке документов на бумажных носителях.
5) Уровень реализации планируемого задания по перечисленным таможенными органами прибылям в государственный бюджет.
6) Доля таможенных платежей, которые возвращены плательщикам в связи с удовлетворением прошений участников ВЭД на решение, действие
(бездействие) таможенного органа или его должностного лица, в общем объеме оплаченных таможенных платежей.
7) Доля таможенных платежей, которые возвращены плательщикам или которые зачтены в счет предстоящих платежей по судебным решениям, которые отменяют незаконные решения должностных лиц таможенных органов, в общем объеме уплаченных таможенных платежей.
32 8) Доля товарных партий ввозимых (вывозимых) товаров, в отношении которых произведен таможенный досмотр, в общем количестве товарных партий, в отношении которых подана декларация на товары.
9) Доля товарных партий, которые подверглись таможенному досмотру, по результатам которого были обнаружены нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства
Российской Федерации о таможенном деле либо в результате которого было отказано в выпуске товаров, в общем объеме досматриваемых партий товаров.
10) Доля продуктивных таможенных проверок после выпуска товаров в общем количестве оконченных таможенных проверок. Мониторинг показателей работы таможенных органов представляет собой сбор, обобщение и анализ информации о результатах работы таможенных органов, а также оценку выполнения показателей.
Таким образом, при определении эффективности деятельности таможенных органов с позиций государства имеются свои особенности.
Здесь необходимо рассматривать эффективность каждого направления деятельности таможенного органа в отдельности. В таможенном деле система управления характеризуется финансовыми, материальными, трудовыми, временными и другими затратами. Эффективность управления характеризует степень успешности функционирования системы в достижении целей. Поскольку цели могут быть разными – экономическими, организационными, правовыми, финансовыми или психологическими, существует несколько подходов к определению эффективности деятельности таможенных органов. Одним из таких является подход, основанный на том, что оценка результатов работы должна определяться с помощью дифференциации расчетных показателей и применения жесткого математического инструментария, каким на сегодняшний день и являются
КПЭД.
33
Итак, в заключение данной главы можно сформулировать несколько основных выводов:
1) Под эффективностью таможенной деятельности можно понимать меру, которая характеризуется достижением результата либо цели таможенной деятельности или степенью приближения к ней. Действенность таможенной деятельности определяется значениями показателей, отражающих достигнутый итоговый результат труда.
2) На определение эффективности деятельности таможенных органов оказывают влияние и определяют ряд факторов, среди которых эффективность таможенной политики, эффективность таможенного администрирования, эффективность административно-управленческого потенциала таможенной службы, эффективность использования информационных таможенных ресурсов, эффективность использования материально-технической базы таможенных органов, эффективность человеческого фактора таможни.
Особо следует отметить, что критерии и показатели эффективности должны быть определены таким образом, чтобы их расчетные величины за анализируемый период позволяли сопоставить целевые установки и достигнутые результаты, то есть оценить степень результативности предпринимаемых мер в соответствии с выбранными стратегиями.
3) В Российской Федерации показатели эффективности таможенной деятельности ставятся в строгую аналогию со стратегическими целями и тактическими задачами работы Федеральной таможенной службы.
Применяемые в настоящее время показатели оценки деятельности таможенных органов делятся на общие и специальные и определяются
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2012 г. N 994 "Об утверждении Положения о системе показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга".
34
1 2 3 4 5 6
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЛАДИМИРСКОЙ ТАМОЖНИ
§ 1. Методология и показатели оценки эффективности деятельности
Владимирской таможни
В целях оценки деятельности региональных таможенных управлений и таможен в 2015 году, ФТС России Приказом №26 от 13 января 2015 года «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС
России, на 2015 год» установила 39 контрольных показателей деятельности указанных таможенных органов и методологию их расчета.
Анализируя указанные показатели, автор пришел к необходимости их группировки по девяти критериям, которая послужит для удобства отображения всех 39 контрольных показателей в рамках данного исследования.
Итак, к первой группе отнесем финансовые показатели эффективности деятельности таможенных органов. Полагаем целесообразным представить данные в виде таблицы (Таблица 1).
Таблица 1 – Контрольные показатели оценки эффективности финансовой деятельности Владимирской таможни
показатель
содержание
значение
1. Доходы, администрируемые таможенными органами
Сумма денежных средств, включенных в реестры таможенных органов об уточнении вида и принадлежности платежа, реестры подтверждений использования платежа и реестры деклараций на товары крупных налогоплательщиков
Неуд. – менее 95%
Удв. – 95% и более
Хорошо - 100%
2. Изменение суммы задолженности по уплате таможенных платежей, пеней и процентов
Изменение
(уменьшение) суммы задолженности по уплате таможенных платежей, пеней и процентов в отчетном квартале
Неуд. – более 1% от задолженности на начало отчетного периода
Удв. – не более 1% от задолженности на начало отчетного периода
Хорошо – 0 руб.
35
Продолжение Таблицы 1
показатель
содержание
значение
3. Эффективность деятельности по списанию безнадежной к взысканию задолженности по уплате таможенных платежей
Отношение сумм безнадежной к взысканию задолженности по уплате пошлин, процентов, пеней на последнее число отчетного квартала к этому же показателю на начало отчетного квартала
Неуд. – менее 50%
Удв. – менее 80%, но не менее 50%
Хорошо - 80% и более
4. Доля уплаченных
(взысканных) таможенных платежей в общей сумме таможенных платежей, дополнительно исчисленных по результатам таможенного контроля
Доля уплаченных
(взысканных) таможенных платежей в общей сумме таможенных платежей, дополнительно исчисленных по результатам таможенного контроля (Д):
- при декларировании товаров (Д
1
);
- после выпуска товаров (Д
2
);
Неуд. – Д
1
< 100% max (Д
2
;Д) < 70%
Удв. – Д
1
= 100%
70% ≤ max (Д
2
;Д) < 75%
Хорошо - Д
1
= 100% max (Д2;Д) ≥ 75%
Вторую группу представляют показатели, отражающие эффективность применения системы управления рисками (далее СУР) и осуществления оперативного контроля (Таблица 2).
Таблица 2 – Контрольные показатели оценки эффективности применения
СУР и осуществления оперативного контроля Владимирской таможней
показатель
содержание
Значение
1. Эффективность деятельности таможенных органов по контролю таможенной стоимости отдельных ввозимых товаров в рамках СУР
Динамический показатель:
- уменьшение в 2 или более раз количества товаров с индексом таможенной стоимости (далее ИТС) ниже значений индикаторов риска (далее
ИР) в отчетном квартале;
- отсутствие декларирования товаров с
ИТС ниже значений ИР.
Статический показатель:
- увеличение выпуска товаров с ИТС ниже значений ИР по сравнению с предыдущем кварталом в рамках 10 %;
- отсутствие фактов выпуска товаров с
ИТС ниже значений ИР.
Аналитический показатель:
Выпуск товаров с ИТС ниже значений
ИР в малом объеме.
Неуд. – менее 50%
Удв. – менее 75%, но не менее 50%
Хорошо – не менее
75%.
36
Продолжение Таблицы 2
показатель
содержание
Значение
2. Эффективность деятельности при проведении таможенных осмотров с использованием инспекционно-досмотровых комплексов (далее ИДК)
Осуществляется на основе статистических данных о товарах и транспортных средствах, прошедших таможенный осмотр с использованием
ИДК.
Осмотр считается эффективным, если по его итогу были выявлены какие- либо нарушения таможенных правил.
1 квартал
Неуд. – менее 0,75%
Удв. – менее 1,5%, но не менее 0,75%
Хорошо – не менее
1,5%
2 квартал
Неуд. – менее 1%
Удв. – менее 2%, но не менее 1%
Хорошо – не менее 2%
3 квартал
Неуд. – менее 1,75%
Удв. – менее 3,5%, но не менее 1,75%
Хорошо – не менее
3,5%
4 квартал
Неуд. – менее 2,5%
Удв. – менее 5%, но не менее 2,5%
Хорошо – не менее 5%
3. Результативность общероссийских профилей риска
Отражает результативность применения мер по минимизации рисков, которые содержатся в общероссийских профилях риска
Неуд. – К менее
1,75%, К
досм менее
3,5%
Удв. – К не менее
1,75%, К
досм не менее
3,5%
Хорошо – К не менее
3,5%, К
досм не менее
7%
4. Результативность региональных и зональных профилей рисков
Отражает результативность применения мер по минимизации рисков, содержащихся в региональных и зональных профилях рисков
Неуд. – К менее 10%,
К
досм менее 10%
Удв. – К не менее
10%, К
досм не менее
10%
Хорошо – К не менее
20%, К
досм не менее
20%
5. Результативность целевых профилей риска
Отражает результативность применения мер по минимизации рисков, содержащихся в целевых профилях рисков
Неуд. – К менее 50%,
К
досм менее 50%
Удв. – К не менее
50%, К
досм не менее
50%
Хорошо – К не менее
65%, К
досм не менее
65%
37
Таким образом, анализ контрольных показателей эффективности применения системы управления рисками и осуществления оперативного контроля дает понять, что исследование результативности деятельности таможенных органов в указанной области носит целостный и всеобъемлющий характер.
Здесь анализируется эффективность функционирования профилей риска на всех уровнях, при этом, учитываются специфические особенности каждого таможенного органа (например, территориальные).
Значение системы управления рисками для успешной таможенной деятельности страны трудно переоценить, так как они создают основу для выявления нарушений таможенного законодательства. В этой связи особо актуален вопрос постоянного развития и совершенствования системы управления рисками в таможенном деле.
Третью группу контрольных показателей оценки эффективности деятельности таможенных органов составляют показатели, отражающие результативность организации таможенного оформления и таможенного контроля товаров (для Владимирской таможни) (Приложение 1).
Анализируя приведенные в таблице (Приложение 1) контрольные показатели оценки эффективности деятельности Владимирской таможни, можно отметить, что они, в своем большинстве направлены на мониторинг, целью последующей модернизации показателей таможенного оформления и таможенного контроля Владимирской таможни.
Мы наглядно рассмотрели три группы контрольных показателей.
Оставшиеся шесть групп опишем менее подробно, без использования таблиц.
Итак, четвертая группа показателей оценивает деятельность
Владимирской таможни по соблюдению торговых ограничений, валютного и экспортного контроля. Данные показатели администрируются Управлением торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России.
Сюда входят следующие показатели: