Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 1348

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Тематические выпуски содержат рассказ о том, что про­исходит в области экономики, финансов, искусства, спорта и т.д. Они привлекают внимание тех слушателей, кто в большей степени интересуется этими сферами жизни. Такие выпуски дают радиоканалы, вещающие или круглосуточно, или боль­шую часть суток.

Специальные выпуски посвящены крупным событиям:

спортивным соревнованиям, мирового уровня (Олимпиады, чем­пионаты, фестивали, кинофорумы и т.д.). Они содержат более подробную информацию о том, что происходит на этих круп­нейших мероприятиях.

56_________________________________________________А.Г.Киселев
Экстренные выпуски новостей обусловлены необходимос­тью самого оперативного сообщения об очень важных событиях (например, об отставке президента, премьер-министра).

Важнейшим фактором работы информационной службы яв­ляется отбор новостей. Аудитории должны предлагаться самые важные, значительные, интересные новости. Выпускающий ре­дактор, составляя выпуски, решает двоякую задачу: отражает панораму событий и создает у слушателя представление об ин­формационной картине дня. Такая работа требует высокой ква­лификации, большого опыта, хорошей ориентаций в полити­ческой обстановке. Именно отбор, монтаж и подача новостей создают информационную политику радиостанции.
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое «факт» в журналистике? В чем состоят осо­бенности работы информационной службы радио?

2. Что представляют собой выпуски новостей? Охаракте­ризуйте их специфику.

3. Запишите с эфира несколько новостных выпусков разных радиостанций и проанализируйте их с точки зрения тематики, структуры. Чем, на ваш взгляд, обусловлены их различия?
2.3. Аналитические жанры радиожурналистики


  • Аналитическое радиоинтервью;

  • аналитическая радиокорреспонденция;

  • аналитический радиорепортаж;

  • радиорецензия;

  • письмо;

  • радиобеседа;

  • радиокомментарий;

  • радиообозрение

  • дискуссия на радио;

  • радиоречь;

  • журналистское расследование на радио.


Теория и практика массовой информации_____________________________57
Поиски новых принципов журналистики, ее ценностей про­являются в свободе выражения мнений, усилении авторского начала - это одна из ведущих тенденций в современных мас­совых коммуникациях. Это относится в первую очередь к масш­табу и глубине интерпретации событий, явлений, той области, где доминирует комментирование как форма проявления оце­нки возрастает роль осмысления, толкования, происходящего. Это связано с потребностями людей быть в курсе всех значительных событий, влияющих на их жизнь, судить о переменах в обществе, суммируя разные точки зрения, - в этом состоит она из задач демократизации общественной жизни.



Аналитическая радиожурналистика призвана помогать гражданам страны разобраться в сложных перипетиях полити­ческой, экономической и социальной жизни, обо всем иметь свoe мнение. Журналистское произведение существует в кон­тексте реальной жизни, хорошо знакомой людям. Слушатели, зрители, читатели воспринимают информацию радио- и телепрограмм, газет, соотнося ее со своими знаниями, взглядами на мир, убеждениями, опытом. Эта ориентация на объектив­ность, возможную полноту отражения жизни, учет жизненных реалий повышает убедительность аргументов, которые исполь­зуют журналист в своих выступлениях. И, наоборот, слова, расходящиеся с реальностью, вызывают недоверие к средствам массовой коммуникации.

Сравнительный анализ информационной политики в совет­ское время и во время реформ наглядно демонстрирует разные подходы к журналистике, разную степень объективности: начиная от выбора фактов и их подачи в контексте подборки ин­формационных заметок (на газетном листе) и сообщений (в радио- и телепрограмме).

Споры об объективности в журналистике ведутся и на стра­ницах западной прессы. Абсолютной объективности в журнали­стике не может быть изначально, так как любой факт содер­жит в себе объективное начало, существующее в действитель­ности независимо от сознания человека, и отражение этого факта в его сознании. Это отражение, его выделение из дей­ствительности уже несет в себе элемент субъективности. А тем более, когда публикация факта продиктована определенными целями.И все-таки в подаче новостей оценка, ,как правило, сеществует в скрытом виде.


58______________________________________________________А.Г.Киселев
Аналитическая журналистика предлагает аудитории рас­смотрение событий, пропущенных через отношение к ним жур­налиста. Она может оказывать прямое воздействие на обще­ственное мнение. Ядро аналитики составляет аргументация, система доказательств, направленных на подтверждение опре­деленной точки зрения. Анализ предполагает наличие собствен­ной точки зрения на предмет исследования, основанного на изу­чении всех возможных обстоятельств события.

Слово «анализ» в переводе с греческого значит - разло­женuе, расчленение. Это разложение какого-то предмета на части с целью изучения внутренних связей между элементами и его составляющими, чтобы увидеть этот предмет в ином ка­чecтвe. Анализ - это один из основных путей познания, метод научного исследования. Анализом оперируют многие науки и· в каждой из них - в математике, химии, физике, биологии и т.д. особенности его определяются спецификой предмета и задачами его изучения.


В журналuсmике под термином «анализ» nонимает­ся uзученuе фактов, собыmuи, основанных на лuчносmнои оценке.Публицистический анализ предопределяется задачами журналистики. Его виды разнообразны и включают в себя эм­пирические, научно-теоретические методы исследования, на­блюдение, изучение документов, обстоятельств взаимоотноше­ний, обобщения.

Аналитическая радиожурналистика, в основе которой ле­жит анализ, не может обходиться без синтеза. Журналист обоб­щает, подводит итоги, делает заключение, выводы, т.е. выво­дит мысль на новый уровень. В основе анализа всегда лежит мысль, высказанная прямо или лежащая в основе подбора фак­тов, аргументов. Аргумент - это факт или мысль, введенные в систему логических, эмоциональных связей с другими фактами и суждениями, усиленный этим контекстом и в свою очередь повышающий совокупное действие всей этой системы фактов. Аргумент - форма доказательства в споре, дискуссии, столк­новении мнений.

Приемы и способы аргументации также разнообразны. Сре­ди них можно назвать прямую оценку (мнение, суждение), ин­терпретацию, аналогию, противопоставление, привязку к опыту той или иной группы аудитории, демонстрацию примеров,

Теория и практика массовой информации_____________________________59
обращение к личному опыту, ссылки на статистику, цитирова­ние, обращение к авторитетному мнению известного человека (специалиста, эксперта), использование клише, пропагандист­ских штампов, введение в полемику новых мыслей, оригиналь­ного авторского, подхода к объяснению событий, развитие мыс­ли, утверждение, опровержение, полемика с оппонентами, ак­центирование внимания на самых значительных, по мнению автора, фактах, пояснение, истолкования, прогноз, обобще­ние, довод и контрдовод и т.д.

Эти приемы свойственны аналитической журналистике вообще, они проявляются в разных жанрах, конкретных журна­листских произведениях сообразно задаче выступления, опы­ту, профессиональной квалификации, подготовке.

Глубина анализа зависит не только от задач конкретного выступления, профессионализма эксперта, журналиста, но и от объема радиотекста, времени работы в эфире, которые по­зволяют автору «развернуться». Они помогают лучше увидеть сам сценарий использования аргументации, подходы к освещению проблемы.

Аргументация в публицистике требует логики фактов, но еще и внутренней логики - связи между ними и логики пост­роения всего произведения: последовательного развития сюже­та, переходов между его частями, контрапункта и итога.


В целом, современная аналитическая журналистика стано­вится ареной мнений, способствует развитию демократических норм общения, помогая становлению гражданского самосозна­ния людей.
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое анализ? В чем существо, особенности публицистического анализа?

2. Какое место занимают аналитические жанры в системе жанров радиопублицистики?

3. Какова связь между информационными и аналитически­ми

жанрами?

4. Каких профессиональных качеств требует работа журна­листа-аналитика?

60_________________________________________________А.Г.Киселев


  1. В чем заключаются особенности досье комментатора, обозревателя?


Радиобеседа
Жанр беседы органически присущ радио, его диалогично­сти, направленности на слушателя. Слово «диалог», - в пере­воде с греческого - «беседа», восходит к опытам софистов. В античной философии это литературная форма, к которой при­бегали для изложения своих взглядов с помощью диалектики всестороннего развития определенных постулатов, мыслей, про­веряемых на противоречиях, т.е. испытание этих мыслей проти­вoпoлoжными доводами.

Платон довел диалог до высокого совершенства, сделав его эффективным инструментом познания действительности. В своих диалогах-дискуссиях, в которых только задаются вопро­сы, он приводит своего оппонента к определенным выводам, подталкивая к ним направлением и содержанием своих вопро­сов.

В наше время под диалогом понимается «разговор между двумя или несколькими лицами». Беседа, как и некоторые другие жанры радиожурналистики, пришла в эфир из обиходного речевого общения. Все мы нередко беседуем друг с другом. Обсуждаем важные семейные дела, насущные вопросы поли­тической, общественной жизни.

Не меньшее воздействие на радиобеседу оказала такая форма, как лекция. Еще на заре. становления отечественного вещания в эфире звучали лекции, беседы, с которыми высту­пали ведущие политики, ученые, специалисты народного хо­зяйства.

Функция беседы: сообщить новые знания слушателям в форме глубокого, системного изложения определенной темы. Тема беседы «всегда актуальна, созвучна времени, а нередко и вызывается оперативным поводом.

Радио прибегает к большим циклам радиобесед. В эфире советского радиовещания звучали циклы «Беседы о природе», «Взрослым о детях», которые продолжались в течение многих лет. Беседа преследует воспитательные, образовательные, пропагандистские цели.