Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 1344

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
функция просвещения была особенно важна для страны с огромной территорией, слабым коммуникациями и первона­чально низким образовательным уровнем населения. Сегодня функция просвещения, конечно, видоизменилась, обрела но­вую конкретику, но познавательные потребности и интересы аудитории, которым и призвано отвечать радиовещание, будут существовать всегда.

Функция развлечения (рекреативная функция) естествен­на для радио, так как оно не может не откликаться на стрем­ление человека к отдыху, разнообразным интеллектуальным играм и развлечениям, которые должны заполнить время, сво­бодное от работы или учебы.

Сегодня многие коммерческие станции привлекают слуша­телей именно развлекательными программами. Сформировав, та­ким образом, свою постоянную аудиторию, можно увереннее вводить в сетку вещания информационные и рекламные выпус­ки. Но развлекательность (она, же привлекательность) должна в принципе присутствовать в большинстве передач - вопрос в художественном уровне, во вкусе и такте при подборе худо­жественного материала, Развлекательным целям более всего отвечают музыкальные подборки, не требующие от слушателя ни сосредоточенного внимания, ни глубокого сопереживания, Обычно это фоновая музыка, создающая определенное настро­ение,

Другая группа развлекательных передач связана с игровы­ми формами: конкурсами, соревнованиями, викторинами, выиг­рав которые слушатель может получить, как правило, не толь­ко эмоциональное удовлетворение, но и материальный приз. Причем чем крупнее станция, тем выше стоимость этого при­за, вплоть до автомобиля, дорогой туристической поездки, бес­платной путевки в модный респектабельный круиз и т.п.

Подборки занимательных фактов, веселых исторических анекдотов составляют еще одну группу развлекательно-позна­вательных передач, постоянно существующую в эфире многих станций.

К чисто развлекательной продукции радио относятся транс­ляции и записи различных конкурсов и концертов.

Теория и практика массовой информации_____________________________45


Как известно, юмор - обязательное свойство ведущего развлекательных программ, к сожалению, стремление быть аб­солютно раскованным в эфире очень часто приводит к нежела­тельному, негативному результату: свобода выражений грани­чит с грубостью, свобода интонаций превращается в хамство, а желание элегантно пошутить - в малограмотную бестактность 110 отношению или к объекту шутки, или к самой аудитории. 3дecь главное - культурный уровень личности работника эфира.

Слово «рекреация»происходит от лат. recreatio(букв. «восстановление») и означает (отдых, воссmановленuе сил человека, израсходованных во время работы".Отдых для каждого­человека - вещь сугубо индивидуальная, требующая бес­конечного разнообразия форм, способов, методов, условий и обстоятельств, столь же разнообразными должны быть и раз­влекательные программы, если их авторы и участники хотят привлечь, как можно больше слушателей.





1. Общее понятие «функций».

2. Перечислите факторы, общие для массового вещания, позволяющие выделять и говорить о функциях радиовещания.

З. Назовите структуру функций радио, ее основные направления.

4. Дайте характеристику каждой отдельной функции из всех

тpex основных ее направлений.

  1. Определите роль основных функций радиовещания.

6. Какие существуют дисфункциональные явления на радио

и какова их роль?



Контрольные вопросы и задания



ГЛАВА 2

СВОЕОБРАЗИЕ РАДИОЖАНРОВ
2.1. Радиожанр как итог творческой работы журналиста
В каждом виде искусств существуют сваи подходы к определенному этого понятия, но они базируются на общей основе практике. Функционирования этих видов искусств на протяже­нии определенного времени. Жанр - понятие общее. В узком смысле в переводе с французского слова «жанр» обозначает «вид», «род». В широком смысле слова жанр- это форма воплощения замысла, исследования действительности средствами публикации, итог творческой работы жур­налистa. Жанр вбирает в себя и отражает собой особенности радиокоммуникации, его возможности вырази­тельные средства. Знание жанровых свойств. - необходимые условие для владения спецификации радиокоммуникации.

Отсюда изучение жанров радиожурналистики - эта своеобразные достижение истории нашего отечественного вещания. Более этого, эта звуковой срез прошлой эпохи, запечатленный в акустических формах и проявляющий в себе всю сложность и драматизм общественного бытия. Изучение жанров, их возмож­ностей, характерных признаков особенно важно для журнали­стов, так как именно жанры определяют во многом своеобра­зие их творчества и профессиональной деятельности. В жанрах проявляется содержание вещания, его тематика, проблемати­ка, методы работы журналиста, формы общения с аудиторией, приемы и средства воздействия на слушателей. Жанр - свое­образный «инструмент», с помощью которого автор создает и оформляет свае выступление в эфире па законам публицисти­ческого творчества. Словам, жанр - эта «мастик», с помощью


Теория и практика массовой информации_____________________________47
которого журналист, вступает в речевое общение с невидимым слушателем и общается с ним с определенной целью, воплощенной в произведении.

Специфика различных видов искусств вносит свои коррек­тивы в толкование жанров. Жанр есть разовая память творчес­ких сфер деятель- ности (литературы, музыки, театра, кино, изобразительного искусства и публицистики, в том числе). Это тип отражения действительности и организации собранного ма­териала для решения конкретной задачи средствами, предос­тавленными автору видом творчества, его особенностями и воз­можностями.

Публицистика ближе всего стоит к литературному творче­ству, так как имеет дела со словами. Основа журналистских жанров - речевая, и поэтому, их следует отнести к речевым жанрам, хотя в радиовещании широко используется и музыка.


В литературе «жанр - это исторически складывающийся тип литературного произведения, в теоретическом понятии о жанре обобщаются черты, свойственные более или менее об­ширной группе произведений какой-либо эпохи, данной нации и.ли мировой культуре вообще».

Как видим, здесь в подходе к жанру положены временные признаки (исторические), содержательные (обобщающие при­знаки произведений определенной группы) и статистические. Эта довольно общее определение. На надо заметить, что внутри литературоведения существуют разные толкования понятия «жанр». Так, одна из них считает публицистику тоже жанром.

Музыкальный жанр описывается как «многозначные поня­тие, характеризующее исторически сложившиеся роды и виды музыкальных произведений в связи с их происхождением и жизненным назначением, способом и условиями (местам) ис­полнении восприятия, а также особенностями содержания и формы». 3десь уже просматриваются более конкретные жанровые признаки, из которых следует обращать внимание на «на­значение» произведения.

Главные в понимании жанра, его признаков – функция, но она не существует сама по себе. Как только появляется задача, возникает и предмет, который она предопределяет, на который она направлена, чтобы воплотиться. Поэтому речь идет в функционально-предметном подходе к жанру.

48______________________________________________________А.Г.Киселев
А теперь «анатомируем» творческий процесс журналис­та и уясним, как каждый этап его творческого труда влияет на природу жанра.

Итак, потребность общества определяет задачу и цель, ко­торая ведет к ее решению и удовлетворению потребности: в таком случае все действия будут подчинены поиску необходи­мых материалов, набору «инструментов», способов работы, вы­полнению определенных операций.

Задача - это набор представляемых операций, которые должны воплотиться в творческом действии для удовлетворе­ния определенных потребностей, обусловленных путем их дос­тижения.

Цель - рубеж, фокусирующий в себе потребность и обо­значающий путь ее достижения.

Функция в переводе с латинского «исполнение» - это возможность данного «механизма», устройства, приспособления, органа, с помощью которого выполняются целевые дей­ствия, овладеть необходимыми средствами для решения постав­ленной задачи. Это задача в действии, в процессе достиже­ния цели, это обязанности, созданные потребностью, отноше­ние между тем, что надо выполнить, выполнением и результа­том.


Предмет - конкретный материал для изучения, вопло­щающийся в журналистское произведение, это информацион­ная база, необходимая для решения журналистской задачи: факты, события, явления, ситуации, отношения между ними, процесс их развития, это сведения, порождающие мысли че­ловека.

Метод - набор способов, приемов для решения задачи, овладения предметом (наблюдение, изучение, осмысление и т.д.), написание материала.

Содержание и форма - творчески воплощенная задача в определенном тексте, готовый результат, выраженный в закон­ченном журналистском произведении. Под текстом понимается не «газетный фрагмент», а принятое в современной науке воп­лощенное в форму содержание (музыкальный текст, телевизи­онный текст и т.д.).

Функция, предмет, метод, содержание и форма находят­ся в теснейшем взаимодействии, так как создание произведе­ния есть творческий процесс.


Теория и практика массовой информации_____________________________49
В жанре проявляется не только отраженный материал, но и сам автор, его отношение к фактам, событиям, явлениям. И поэтому каждый жанр имеет разную степень самовыражения автора.

Особенности жанров радиожурналистики обусловливаются, как уже подчеркивалось, спецификой радиоканала и фор­мой воплощения речевого общения. Они оперируют живым словом. Многие жанры радиожурналистики, призванные решать. И функциональные задачи воздействия на слушателей, при­шли в эфир из обычного бытового общения. Они видоизмени­лись под влиянием литературного творчества, стали сложнее, многограннее, потеряв непосредственный контакт со слушате­лем, который является мощным саморегулирующим фактором речевого общения. Но направленность на аудиторию, обращен­ность к слушателю в радиожанрах остались в опосредованной форме и проявляются разными способами: от прямого обраще­ния до введения в текст различных регулятивных приемов. Жанр речевого общения на радио приобрели и новое качество - художественные средства организации текста.

Ранее уже говорилось о том, как важно интонационное проявление в живой речи. Векторы функционального проявле­ния разных жанров включают в себя широкий спектр варьиро­вания интонацией, обусловленного задачами конкретного мате­риала.