Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 1344
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
функция просвещения была особенно важна для страны с огромной территорией, слабым коммуникациями и первоначально низким образовательным уровнем населения. Сегодня функция просвещения, конечно, видоизменилась, обрела новую конкретику, но познавательные потребности и интересы аудитории, которым и призвано отвечать радиовещание, будут существовать всегда.
Функция развлечения (рекреативная функция) естественна для радио, так как оно не может не откликаться на стремление человека к отдыху, разнообразным интеллектуальным играм и развлечениям, которые должны заполнить время, свободное от работы или учебы.
Сегодня многие коммерческие станции привлекают слушателей именно развлекательными программами. Сформировав, таким образом, свою постоянную аудиторию, можно увереннее вводить в сетку вещания информационные и рекламные выпуски. Но развлекательность (она, же привлекательность) должна в принципе присутствовать в большинстве передач - вопрос в художественном уровне, во вкусе и такте при подборе художественного материала, Развлекательным целям более всего отвечают музыкальные подборки, не требующие от слушателя ни сосредоточенного внимания, ни глубокого сопереживания, Обычно это фоновая музыка, создающая определенное настроение,
Другая группа развлекательных передач связана с игровыми формами: конкурсами, соревнованиями, викторинами, выиграв которые слушатель может получить, как правило, не только эмоциональное удовлетворение, но и материальный приз. Причем чем крупнее станция, тем выше стоимость этого приза, вплоть до автомобиля, дорогой туристической поездки, бесплатной путевки в модный респектабельный круиз и т.п.
Подборки занимательных фактов, веселых исторических анекдотов составляют еще одну группу развлекательно-познавательных передач, постоянно существующую в эфире многих станций.
К чисто развлекательной продукции радио относятся трансляции и записи различных конкурсов и концертов.
Теория и практика массовой информации_____________________________45
Как известно, юмор - обязательное свойство ведущего развлекательных программ, к сожалению, стремление быть абсолютно раскованным в эфире очень часто приводит к нежелательному, негативному результату: свобода выражений граничит с грубостью, свобода интонаций превращается в хамство, а желание элегантно пошутить - в малограмотную бестактность 110 отношению или к объекту шутки, или к самой аудитории. 3дecь главное - культурный уровень личности работника эфира.
Слово «рекреация»происходит от лат. recreatio(букв. «восстановление») и означает (отдых, воссmановленuе сил человека, израсходованных во время работы".Отдых для каждогочеловека - вещь сугубо индивидуальная, требующая бесконечного разнообразия форм, способов, методов, условий и обстоятельств, столь же разнообразными должны быть и развлекательные программы, если их авторы и участники хотят привлечь, как можно больше слушателей.
1. Общее понятие «функций».
2. Перечислите факторы, общие для массового вещания, позволяющие выделять и говорить о функциях радиовещания.
З. Назовите структуру функций радио, ее основные направления.
4. Дайте характеристику каждой отдельной функции из всех
тpex основных ее направлений.
6. Какие существуют дисфункциональные явления на радио
и какова их роль?
Контрольные вопросы и задания
ГЛАВА 2
СВОЕОБРАЗИЕ РАДИОЖАНРОВ
2.1. Радиожанр как итог творческой работы журналиста
В каждом виде искусств существуют сваи подходы к определенному этого понятия, но они базируются на общей основе практике. Функционирования этих видов искусств на протяжении определенного времени. Жанр - понятие общее. В узком смысле в переводе с французского слова «жанр» обозначает «вид», «род». В широком смысле слова жанр- это форма воплощения замысла, исследования действительности средствами публикации, итог творческой работы журналистa. Жанр вбирает в себя и отражает собой особенности радиокоммуникации, его возможности выразительные средства. Знание жанровых свойств. - необходимые условие для владения спецификации радиокоммуникации.
Отсюда изучение жанров радиожурналистики - эта своеобразные достижение истории нашего отечественного вещания. Более этого, эта звуковой срез прошлой эпохи, запечатленный в акустических формах и проявляющий в себе всю сложность и драматизм общественного бытия. Изучение жанров, их возможностей, характерных признаков особенно важно для журналистов, так как именно жанры определяют во многом своеобразие их творчества и профессиональной деятельности. В жанрах проявляется содержание вещания, его тематика, проблематика, методы работы журналиста, формы общения с аудиторией, приемы и средства воздействия на слушателей. Жанр - своеобразный «инструмент», с помощью которого автор создает и оформляет свае выступление в эфире па законам публицистического творчества. Словам, жанр - эта «мастик», с помощью
Теория и практика массовой информации_____________________________47
которого журналист, вступает в речевое общение с невидимым слушателем и общается с ним с определенной целью, воплощенной в произведении.
Специфика различных видов искусств вносит свои коррективы в толкование жанров. Жанр есть разовая память творческих сфер деятель- ности (литературы, музыки, театра, кино, изобразительного искусства и публицистики, в том числе). Это тип отражения действительности и организации собранного материала для решения конкретной задачи средствами, предоставленными автору видом творчества, его особенностями и возможностями.
Публицистика ближе всего стоит к литературному творчеству, так как имеет дела со словами. Основа журналистских жанров - речевая, и поэтому, их следует отнести к речевым жанрам, хотя в радиовещании широко используется и музыка.
В литературе «жанр - это исторически складывающийся тип литературного произведения, в теоретическом понятии о жанре обобщаются черты, свойственные более или менее обширной группе произведений какой-либо эпохи, данной нации и.ли мировой культуре вообще».
Как видим, здесь в подходе к жанру положены временные признаки (исторические), содержательные (обобщающие признаки произведений определенной группы) и статистические. Эта довольно общее определение. На надо заметить, что внутри литературоведения существуют разные толкования понятия «жанр». Так, одна из них считает публицистику тоже жанром.
Музыкальный жанр описывается как «многозначные понятие, характеризующее исторически сложившиеся роды и виды музыкальных произведений в связи с их происхождением и жизненным назначением, способом и условиями (местам) исполнении восприятия, а также особенностями содержания и формы». 3десь уже просматриваются более конкретные жанровые признаки, из которых следует обращать внимание на «назначение» произведения.
Главные в понимании жанра, его признаков – функция, но она не существует сама по себе. Как только появляется задача, возникает и предмет, который она предопределяет, на который она направлена, чтобы воплотиться. Поэтому речь идет в функционально-предметном подходе к жанру.
48______________________________________________________А.Г.Киселев
А теперь «анатомируем» творческий процесс журналиста и уясним, как каждый этап его творческого труда влияет на природу жанра.
Итак, потребность общества определяет задачу и цель, которая ведет к ее решению и удовлетворению потребности: в таком случае все действия будут подчинены поиску необходимых материалов, набору «инструментов», способов работы, выполнению определенных операций.
Задача - это набор представляемых операций, которые должны воплотиться в творческом действии для удовлетворения определенных потребностей, обусловленных путем их достижения.
Цель - рубеж, фокусирующий в себе потребность и обозначающий путь ее достижения.
Функция в переводе с латинского «исполнение» - это возможность данного «механизма», устройства, приспособления, органа, с помощью которого выполняются целевые действия, овладеть необходимыми средствами для решения поставленной задачи. Это задача в действии, в процессе достижения цели, это обязанности, созданные потребностью, отношение между тем, что надо выполнить, выполнением и результатом.
Предмет - конкретный материал для изучения, воплощающийся в журналистское произведение, это информационная база, необходимая для решения журналистской задачи: факты, события, явления, ситуации, отношения между ними, процесс их развития, это сведения, порождающие мысли человека.
Метод - набор способов, приемов для решения задачи, овладения предметом (наблюдение, изучение, осмысление и т.д.), написание материала.
Содержание и форма - творчески воплощенная задача в определенном тексте, готовый результат, выраженный в законченном журналистском произведении. Под текстом понимается не «газетный фрагмент», а принятое в современной науке воплощенное в форму содержание (музыкальный текст, телевизионный текст и т.д.).
Функция, предмет, метод, содержание и форма находятся в теснейшем взаимодействии, так как создание произведения есть творческий процесс.
Теория и практика массовой информации_____________________________49
В жанре проявляется не только отраженный материал, но и сам автор, его отношение к фактам, событиям, явлениям. И поэтому каждый жанр имеет разную степень самовыражения автора.
Особенности жанров радиожурналистики обусловливаются, как уже подчеркивалось, спецификой радиоканала и формой воплощения речевого общения. Они оперируют живым словом. Многие жанры радиожурналистики, призванные решать. И функциональные задачи воздействия на слушателей, пришли в эфир из обычного бытового общения. Они видоизменились под влиянием литературного творчества, стали сложнее, многограннее, потеряв непосредственный контакт со слушателем, который является мощным саморегулирующим фактором речевого общения. Но направленность на аудиторию, обращенность к слушателю в радиожанрах остались в опосредованной форме и проявляются разными способами: от прямого обращения до введения в текст различных регулятивных приемов. Жанр речевого общения на радио приобрели и новое качество - художественные средства организации текста.
Ранее уже говорилось о том, как важно интонационное проявление в живой речи. Векторы функционального проявления разных жанров включают в себя широкий спектр варьирования интонацией, обусловленного задачами конкретного материала.
Функция развлечения (рекреативная функция) естественна для радио, так как оно не может не откликаться на стремление человека к отдыху, разнообразным интеллектуальным играм и развлечениям, которые должны заполнить время, свободное от работы или учебы.
Сегодня многие коммерческие станции привлекают слушателей именно развлекательными программами. Сформировав, таким образом, свою постоянную аудиторию, можно увереннее вводить в сетку вещания информационные и рекламные выпуски. Но развлекательность (она, же привлекательность) должна в принципе присутствовать в большинстве передач - вопрос в художественном уровне, во вкусе и такте при подборе художественного материала, Развлекательным целям более всего отвечают музыкальные подборки, не требующие от слушателя ни сосредоточенного внимания, ни глубокого сопереживания, Обычно это фоновая музыка, создающая определенное настроение,
Другая группа развлекательных передач связана с игровыми формами: конкурсами, соревнованиями, викторинами, выиграв которые слушатель может получить, как правило, не только эмоциональное удовлетворение, но и материальный приз. Причем чем крупнее станция, тем выше стоимость этого приза, вплоть до автомобиля, дорогой туристической поездки, бесплатной путевки в модный респектабельный круиз и т.п.
Подборки занимательных фактов, веселых исторических анекдотов составляют еще одну группу развлекательно-познавательных передач, постоянно существующую в эфире многих станций.
К чисто развлекательной продукции радио относятся трансляции и записи различных конкурсов и концертов.
Теория и практика массовой информации_____________________________45
Как известно, юмор - обязательное свойство ведущего развлекательных программ, к сожалению, стремление быть абсолютно раскованным в эфире очень часто приводит к нежелательному, негативному результату: свобода выражений граничит с грубостью, свобода интонаций превращается в хамство, а желание элегантно пошутить - в малограмотную бестактность 110 отношению или к объекту шутки, или к самой аудитории. 3дecь главное - культурный уровень личности работника эфира.
Слово «рекреация»происходит от лат. recreatio(букв. «восстановление») и означает (отдых, воссmановленuе сил человека, израсходованных во время работы".Отдых для каждогочеловека - вещь сугубо индивидуальная, требующая бесконечного разнообразия форм, способов, методов, условий и обстоятельств, столь же разнообразными должны быть и развлекательные программы, если их авторы и участники хотят привлечь, как можно больше слушателей.
1. Общее понятие «функций».
2. Перечислите факторы, общие для массового вещания, позволяющие выделять и говорить о функциях радиовещания.
З. Назовите структуру функций радио, ее основные направления.
4. Дайте характеристику каждой отдельной функции из всех
тpex основных ее направлений.
-
Определите роль основных функций радиовещания.
6. Какие существуют дисфункциональные явления на радио
и какова их роль?
Контрольные вопросы и задания
ГЛАВА 2
СВОЕОБРАЗИЕ РАДИОЖАНРОВ
2.1. Радиожанр как итог творческой работы журналиста
В каждом виде искусств существуют сваи подходы к определенному этого понятия, но они базируются на общей основе практике. Функционирования этих видов искусств на протяжении определенного времени. Жанр - понятие общее. В узком смысле в переводе с французского слова «жанр» обозначает «вид», «род». В широком смысле слова жанр- это форма воплощения замысла, исследования действительности средствами публикации, итог творческой работы журналистa. Жанр вбирает в себя и отражает собой особенности радиокоммуникации, его возможности выразительные средства. Знание жанровых свойств. - необходимые условие для владения спецификации радиокоммуникации.
Отсюда изучение жанров радиожурналистики - эта своеобразные достижение истории нашего отечественного вещания. Более этого, эта звуковой срез прошлой эпохи, запечатленный в акустических формах и проявляющий в себе всю сложность и драматизм общественного бытия. Изучение жанров, их возможностей, характерных признаков особенно важно для журналистов, так как именно жанры определяют во многом своеобразие их творчества и профессиональной деятельности. В жанрах проявляется содержание вещания, его тематика, проблематика, методы работы журналиста, формы общения с аудиторией, приемы и средства воздействия на слушателей. Жанр - своеобразный «инструмент», с помощью которого автор создает и оформляет свае выступление в эфире па законам публицистического творчества. Словам, жанр - эта «мастик», с помощью
Теория и практика массовой информации_____________________________47
которого журналист, вступает в речевое общение с невидимым слушателем и общается с ним с определенной целью, воплощенной в произведении.
Специфика различных видов искусств вносит свои коррективы в толкование жанров. Жанр есть разовая память творческих сфер деятель- ности (литературы, музыки, театра, кино, изобразительного искусства и публицистики, в том числе). Это тип отражения действительности и организации собранного материала для решения конкретной задачи средствами, предоставленными автору видом творчества, его особенностями и возможностями.
Публицистика ближе всего стоит к литературному творчеству, так как имеет дела со словами. Основа журналистских жанров - речевая, и поэтому, их следует отнести к речевым жанрам, хотя в радиовещании широко используется и музыка.
В литературе «жанр - это исторически складывающийся тип литературного произведения, в теоретическом понятии о жанре обобщаются черты, свойственные более или менее обширной группе произведений какой-либо эпохи, данной нации и.ли мировой культуре вообще».
Как видим, здесь в подходе к жанру положены временные признаки (исторические), содержательные (обобщающие признаки произведений определенной группы) и статистические. Эта довольно общее определение. На надо заметить, что внутри литературоведения существуют разные толкования понятия «жанр». Так, одна из них считает публицистику тоже жанром.
Музыкальный жанр описывается как «многозначные понятие, характеризующее исторически сложившиеся роды и виды музыкальных произведений в связи с их происхождением и жизненным назначением, способом и условиями (местам) исполнении восприятия, а также особенностями содержания и формы». 3десь уже просматриваются более конкретные жанровые признаки, из которых следует обращать внимание на «назначение» произведения.
Главные в понимании жанра, его признаков – функция, но она не существует сама по себе. Как только появляется задача, возникает и предмет, который она предопределяет, на который она направлена, чтобы воплотиться. Поэтому речь идет в функционально-предметном подходе к жанру.
48______________________________________________________А.Г.Киселев
А теперь «анатомируем» творческий процесс журналиста и уясним, как каждый этап его творческого труда влияет на природу жанра.
Итак, потребность общества определяет задачу и цель, которая ведет к ее решению и удовлетворению потребности: в таком случае все действия будут подчинены поиску необходимых материалов, набору «инструментов», способов работы, выполнению определенных операций.
Задача - это набор представляемых операций, которые должны воплотиться в творческом действии для удовлетворения определенных потребностей, обусловленных путем их достижения.
Цель - рубеж, фокусирующий в себе потребность и обозначающий путь ее достижения.
Функция в переводе с латинского «исполнение» - это возможность данного «механизма», устройства, приспособления, органа, с помощью которого выполняются целевые действия, овладеть необходимыми средствами для решения поставленной задачи. Это задача в действии, в процессе достижения цели, это обязанности, созданные потребностью, отношение между тем, что надо выполнить, выполнением и результатом.
Предмет - конкретный материал для изучения, воплощающийся в журналистское произведение, это информационная база, необходимая для решения журналистской задачи: факты, события, явления, ситуации, отношения между ними, процесс их развития, это сведения, порождающие мысли человека.
Метод - набор способов, приемов для решения задачи, овладения предметом (наблюдение, изучение, осмысление и т.д.), написание материала.
Содержание и форма - творчески воплощенная задача в определенном тексте, готовый результат, выраженный в законченном журналистском произведении. Под текстом понимается не «газетный фрагмент», а принятое в современной науке воплощенное в форму содержание (музыкальный текст, телевизионный текст и т.д.).
Функция, предмет, метод, содержание и форма находятся в теснейшем взаимодействии, так как создание произведения есть творческий процесс.
Теория и практика массовой информации_____________________________49
В жанре проявляется не только отраженный материал, но и сам автор, его отношение к фактам, событиям, явлениям. И поэтому каждый жанр имеет разную степень самовыражения автора.
Особенности жанров радиожурналистики обусловливаются, как уже подчеркивалось, спецификой радиоканала и формой воплощения речевого общения. Они оперируют живым словом. Многие жанры радиожурналистики, призванные решать. И функциональные задачи воздействия на слушателей, пришли в эфир из обычного бытового общения. Они видоизменились под влиянием литературного творчества, стали сложнее, многограннее, потеряв непосредственный контакт со слушателем, который является мощным саморегулирующим фактором речевого общения. Но направленность на аудиторию, обращенность к слушателю в радиожанрах остались в опосредованной форме и проявляются разными способами: от прямого обращения до введения в текст различных регулятивных приемов. Жанр речевого общения на радио приобрели и новое качество - художественные средства организации текста.
Ранее уже говорилось о том, как важно интонационное проявление в живой речи. Векторы функционального проявления разных жанров включают в себя широкий спектр варьирования интонацией, обусловленного задачами конкретного материала.