Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 1351

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
не только субстанциональные фи­лософские понятия, но и творческий материал для соединения различных фрагментов в органичное целое. Как правило, в ра­диоочерке, радиорассказе, радиофельетоне, радиокомпозиции отражается нелинейное течение текущего времени. Это время «законсервированное» - уплотненное. Время и пространство ­сюжетообразующие факторы, выражающие точку зрения ав­тора на прошлое и на происходящие события. В дальнейшем, рассматривая

творческий процесс создания произведений доку­ментально-художественных жанров, эти вопросы будут изло­жены детальнее.

В документально-художественных произведениях звучат разные голоса, музыка, рисующие шумы. Это жанры полифо­нические, создающие определенный звуковой образ - и конк­ретный, и образ эпохи. Их адресная обращенность к слушате-



лю, тональность звучания также неодномерны. Специфика природыэтих жанров (функционально-предметная, структурная, стилистическая, тональная) обеспечивает большой простор для творчества журналиста.

Информационные и аналитические жанры, особенно радиообщение, радиокомментарий, радиообозрение, т.е. жанры экологические, более жестко «привязанные» к предмету отра­жения, не дают такой возможности. На протяжении десятилетия они трансформировались не так активно, это обусловлено значительными изменениями их содержания. В отличие от них документально-художественные жанры, обладая богатой сводообразной формой, запечатлели процесс освоения всех воз­можностей радиопублицистики. Поэтому история функциониро­вания их в эфире раскрывает спектр творческих поисков жур­налистов на разных этапах развития отечественной радиожур­налистики. Она очень поучительна для тех, кто хочет серьезно освоить возможности микрофона, звучащей публицистики, кто хочет завоевать доверие и вызвать интерес нового слушателя, опираясь на лучшие достижения и традиции журналистики прошлых лет и на их сегодняшнюю трансформацию в свободном эфире.
Теория и практика массовой информации_____________________________67

Контрольные вопросы и задания
1. Какое место занимают документально-художественные жанры в системе жанров радиожурналистики? Каковы их при­рода, жанровые признаки?

2. Что такое «документальность» и «художественность» в радиопублицистике? Что отличает документально-художествен­ных жанры от аналитических?

  1. Что значит «звуковой документ»?

4. Какую роль играют в структуре произведения время и пространство?


5. Начните собирать свою собственную личную «шумотеку»

(характерные звуковые картинки, которые могут пригодиться в работе над документально-художественными жанрами). Это занятие поможет вам лучше слышать окружающий вас звуча­щий мир и видеть в нем яркие звуковые «краски».
67_________________________________________________А.Г.Киселев
6. Заведите себе особую папку, записывайте в блокнот ус­лышанные вами на улице, в общественном транспорте, на рын­ке и т.д. интересные словечки, выражения. Складывайте их в папку. При работе над очередным материалом просматривайте ее и отбирайте то, что вам может пригодиться в каждом конк­ретном случае.


Радиокомпозиция
Композиция - понятие, широко используемое при ана­лизе произведений различных видов искусства (литературы, музыки, кино, театра, живописи, фотографии). И в каждом из них композиция подчиняется теме, характеру материала, с помощью которых фиксируется и отображается действительность. «Комnозuцuя» в переводе с латинского имеет два основных зuаченuя: сочuненuе u составление. Первое - подчеркивает ее основополагающую роль в искусстве. Само «сочинение» ­уже есть композиция. «В литературе и искусстве - конкрет­ное построение, внутренняя структура произведения: подбор, группировка и последовательность изобразительных приемов, организующих художественное целое».

Радиокомпозиция активно использует звучащее слово и музыку. Поэтому обратимся еще раз к трактовке этого понятия литературоведами и музыковедами - для лучшего выясне­ния возможностей и особенностей жанра.

Литературоведы трактуют «комnозuцuю» как «членение u взаимосвязь разнородных элементов или иначе компонентов, лuтературuого nроuзведеuuя», выделяют и чисто внешнюю оргаuuзацuю nроuзведеuuя (деление на гла­вы, части, явлeнuя, абзацы, строфы u т.д.) u рассматривают ее как «структуру художественного содержания ,как его внутреннюю основу». «Комnозuцuя в музыке это структура музыкального произведения, его музыкальная
7. Просматривайте в свободное время словарь Даля и со­брание его пословиц, словари новых слов и значений, сборники афоризмов. Фиксируйте на бумаге яркие выражения и склады­вайте их в папку под названием «Досье речевых выразительных средств».



Теория и практика массовой информации_____________________________69
форма».Из этого следует, что в теории музыки компози­ция - важнейший компонент формы. Не случайно автора му­зыкальных произведений называют композитором.

Истоком радиокомпозиции стала эстрада, выдающийся актер В. Яхонтов в 20-х гг., исполнял свои собственные компози­ции на сцене. Толчком к таким композициям стали стихи В. Маяковского, вбиравшие в себя масштаб, ритмы, новую сти­листику и новое отношение к слушателям. Стихи поэта-трибуна, насыщенные публицистикой, ораторскими приемами пре­красно звучали на эстраде не только в исполнении автора, но и актеров.

Постепенно к монтажу публицистических и поэтических текстов прибавился документальный материал: сценки реальной жизни, музыка, частушки на злободневные темы. С конца 20-x - начала 30-х гг. литературно-музыкальные радиокомпо­зиции занимают постоянное место в эфире. Политические, ис­торико-биографические темы поворачивают радиокомпозицию в русло публицистики тех лет: героика, прославление строитель­ства социализма. Жанр обретал свою самостоятельность, само­бытность, осваивая новую сферу и новые выразительные возможности звучащей публицистики.

Функции радиокомпозиции (познавательная, воспитатель­ная) соотносились с политическими и эстетическими задачами и решали их в комплексе, Предметом радиокомпозиции стали как литературные, музыкальные материалы из уже созданных про­изведений (классических и современных авторов), так и написанных специально для радио, объединенных одной темой и единой эстетической установкой. Основной метод работы над радиоиокомпозицией - монтаж: отбор и художественная органи­чения структуры звучащего произведения.

Основу радиокомпозиции составляет органичный сплав доку-ментального и художественного материала, его внутренняя архитектоническая соподчиненность всех фрагментов с целью наиболее полного, яркого раскрытия темы. Публицистичность и художественность в хорошей радиокомпозиции составляют целое. Документальные тексты несут частично и художественную нагрузку, а художественные – публицистическую.

Современная радиокомпозиция отходит от прямой публи­цстичности, а тем более патетики; которыми были перегруже-


70______________________________________________________А.Г.Киселев
ны тексты 50-:-80-х п. Она все больше наполняется познава­тельным материалом.

Радиокомпозиция часто приурочивается к крупным памят­ным датам. Это хороший повод для выхода в эфир. Обычно в такие дни внимание общественности, широкого круга слушатeлeй привлечено к юбилейной теме.


Разновидностью радиокомпозиции является радиофильм.

О его жанровой форме существуют разные мнения. Одни счи­тают его самостоятельным жанром, другие причисляют к раз­новидностям очерка, третьи относят его к видам радиокомпози­ции.

Радиофильм отмечен одной очень яркой характеристи­кой - в нем преобладающее значение имеет монтаж, особое композиционное построение, позволяющее соединять в едином тексте документальные и художественные структуры: на осно­ве. сочетания разных звуковых «кадров». Поэтому радиофильм ближе всего стоит к радиокомпозиции, что и позволяет счи­тать его ее разновидностью.

Предметом радиофильма является изображение ярких при­меров, взятых из жизни, исторических картин, осмысленных художественно и соответственно смонтированных. Методы ра­боты журналистов и режиссеров: отбор и обработка разнообраз­ного материала определенной тематики.

Время, отображаемое в конкретном материале, соединяло две основные линии: показ текущих событий и ассоциативное расширение временных и пространственных рамок для созда­ния звукового образа эпохи. Документальность усиливала дос­товерность, музыка, шумы, игровые сценки - эмоциональное воздействие на слушателя. И действительно, радиофильмы до­военных лет представляют из себя интереснейший историчес­кий материал для понимания духа времени.

Чем крупнее и значительнее событие, которому посвящен радиофильм, тем интереснее документальные материалы, тем больше возможностей ввести в текст игровые сцены, характе­ризующие действия героев и само событие. Журналист, рабо­тающий над радиофильмом, должен постоянно думать о сцене разных планов.

Лучшие радиокомпозиции, радиофильмы, радиоочерки хранятся в фонотеках, радиокомитетов. Их тексты публикова-


лись в сборниках, журналах, бюллетенях. Они составляют зо­лотой фонд вещания, являются звуковыми страницами летопи­си страны. В них запечатлено историческое время и время их создания. Эти образцы звучащей публицистики представляют собой настоящую школу для тех, кто хочет овладеть мастер­ством радиожурналиста.

Радиокомпозиции и радиофильмы, использующие истори­ческие материалы из прошлого страны, о жизни и достижени­и великих ученых, писателей, артистов, высокохудожествен­ныe литературные и музыкальные тексты, помогают эстети­ческому, патриотическому воспитанию слушателей, развитию вкуса, поднятию культурного уровня. Это особенно важно в наше время, когда эфир переполнен произведениями массо­вой культуры, трансляциями эстрадных выступлений поп-пев­цов, хит-парадов, уровень которых ориентирован на самые не­взыскательные интересы аудитории.

В современном эфире радиофильмы звучат редко, но они упрощаются с учетом прежнего опыта.

Теория и практика массовой информации_____________________________71

Контрольные вопросы и задания


  1. Опишите жанровые признаки радиокомпозиции.

  2. Каковы принципы сочетания различных фрагментов радиокомпозиции?

  3. Выделите функции журналиста и режиссера в процессе работы над радиокомпозицией.

  4. Проанализируйте радиокомпозицию, подготовленную опытным журналистом. Обратите внимание на работу звукоре­жиссера.

  5. Изучите те фонды фонотеки, которые могут пригодиться вам для подготовки тематических, историко-биографических композиций.

  6. Посоветуйтесь с радиорежиссером, как работать с фондовыми­, фонодокументами и записями художественных передач. Составьте себе список тех записей, которые могут приготовиться.

  7. Выпишите из фонда образцы радиокомпозиций. Внимательно

прослушайте их. Разберите стыковки фрагментов в раз-

72_________________________________________________А.Г.Киселев
личных композициях. Постарайтесь увидеть и понять мотивы «переходов» от одного элемента к другому, приемы монтажа, вытекающие из характера текста. Определите, на чем основы­ваются структурные взаимосвязи документальных и художе­ственных фрагментов.

8. Что такое радиофильм? В чем состоят особенности это­го вида радиокомпозиции?

9. Посетите радиостудию во время записи радиокомпози­ции, радиофильма, предварительно прочитав их сценарии. Об­ратите внимание, на работу ведущего, звукорежиссера, акте­ров, если они принимают участие в подготовке передачи.