Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 1351
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
не только субстанциональные философские понятия, но и творческий материал для соединения различных фрагментов в органичное целое. Как правило, в радиоочерке, радиорассказе, радиофельетоне, радиокомпозиции отражается нелинейное течение текущего времени. Это время «законсервированное» - уплотненное. Время и пространство сюжетообразующие факторы, выражающие точку зрения автора на прошлое и на происходящие события. В дальнейшем, рассматривая
творческий процесс создания произведений документально-художественных жанров, эти вопросы будут изложены детальнее.
В документально-художественных произведениях звучат разные голоса, музыка, рисующие шумы. Это жанры полифонические, создающие определенный звуковой образ - и конкретный, и образ эпохи. Их адресная обращенность к слушате-
лю, тональность звучания также неодномерны. Специфика природыэтих жанров (функционально-предметная, структурная, стилистическая, тональная) обеспечивает большой простор для творчества журналиста.
Информационные и аналитические жанры, особенно радиообщение, радиокомментарий, радиообозрение, т.е. жанры экологические, более жестко «привязанные» к предмету отражения, не дают такой возможности. На протяжении десятилетия они трансформировались не так активно, это обусловлено значительными изменениями их содержания. В отличие от них документально-художественные жанры, обладая богатой сводообразной формой, запечатлели процесс освоения всех возможностей радиопублицистики. Поэтому история функционирования их в эфире раскрывает спектр творческих поисков журналистов на разных этапах развития отечественной радиожурналистики. Она очень поучительна для тех, кто хочет серьезно освоить возможности микрофона, звучащей публицистики, кто хочет завоевать доверие и вызвать интерес нового слушателя, опираясь на лучшие достижения и традиции журналистики прошлых лет и на их сегодняшнюю трансформацию в свободном эфире.
Теория и практика массовой информации_____________________________67
Контрольные вопросы и задания
1. Какое место занимают документально-художественные жанры в системе жанров радиожурналистики? Каковы их природа, жанровые признаки?
2. Что такое «документальность» и «художественность» в радиопублицистике? Что отличает документально-художественных жанры от аналитических?
4. Какую роль играют в структуре произведения время и пространство?
5. Начните собирать свою собственную личную «шумотеку»
(характерные звуковые картинки, которые могут пригодиться в работе над документально-художественными жанрами). Это занятие поможет вам лучше слышать окружающий вас звучащий мир и видеть в нем яркие звуковые «краски».
67_________________________________________________А.Г.Киселев
6. Заведите себе особую папку, записывайте в блокнот услышанные вами на улице, в общественном транспорте, на рынке и т.д. интересные словечки, выражения. Складывайте их в папку. При работе над очередным материалом просматривайте ее и отбирайте то, что вам может пригодиться в каждом конкретном случае.
Радиокомпозиция
Композиция - понятие, широко используемое при анализе произведений различных видов искусства (литературы, музыки, кино, театра, живописи, фотографии). И в каждом из них композиция подчиняется теме, характеру материала, с помощью которых фиксируется и отображается действительность. «Комnозuцuя» в переводе с латинского имеет два основных зuаченuя: сочuненuе u составление. Первое - подчеркивает ее основополагающую роль в искусстве. Само «сочинение» уже есть композиция. «В литературе и искусстве - конкретное построение, внутренняя структура произведения: подбор, группировка и последовательность изобразительных приемов, организующих художественное целое».
Радиокомпозиция активно использует звучащее слово и музыку. Поэтому обратимся еще раз к трактовке этого понятия литературоведами и музыковедами - для лучшего выяснения возможностей и особенностей жанра.
Литературоведы трактуют «комnозuцuю» как «членение u взаимосвязь разнородных элементов или иначе компонентов, лuтературuого nроuзведеuuя», выделяют и чисто внешнюю оргаuuзацuю nроuзведеuuя (деление на главы, части, явлeнuя, абзацы, строфы u т.д.) u рассматривают ее как «структуру художественного содержания ,как его внутреннюю основу». «Комnозuцuя в музыке – это структура музыкального произведения, его музыкальная
7. Просматривайте в свободное время словарь Даля и собрание его пословиц, словари новых слов и значений, сборники афоризмов. Фиксируйте на бумаге яркие выражения и складывайте их в папку под названием «Досье речевых выразительных средств».
Теория и практика массовой информации_____________________________69
форма».Из этого следует, что в теории музыки композиция - важнейший компонент формы. Не случайно автора музыкальных произведений называют композитором.
Истоком радиокомпозиции стала эстрада, выдающийся актер В. Яхонтов в 20-х гг., исполнял свои собственные композиции на сцене. Толчком к таким композициям стали стихи В. Маяковского, вбиравшие в себя масштаб, ритмы, новую стилистику и новое отношение к слушателям. Стихи поэта-трибуна, насыщенные публицистикой, ораторскими приемами прекрасно звучали на эстраде не только в исполнении автора, но и актеров.
Постепенно к монтажу публицистических и поэтических текстов прибавился документальный материал: сценки реальной жизни, музыка, частушки на злободневные темы. С конца 20-x - начала 30-х гг. литературно-музыкальные радиокомпозиции занимают постоянное место в эфире. Политические, историко-биографические темы поворачивают радиокомпозицию в русло публицистики тех лет: героика, прославление строительства социализма. Жанр обретал свою самостоятельность, самобытность, осваивая новую сферу и новые выразительные возможности звучащей публицистики.
Функции радиокомпозиции (познавательная, воспитательная) соотносились с политическими и эстетическими задачами и решали их в комплексе, Предметом радиокомпозиции стали как литературные, музыкальные материалы из уже созданных произведений (классических и современных авторов), так и написанных специально для радио, объединенных одной темой и единой эстетической установкой. Основной метод работы над радиоиокомпозицией - монтаж: отбор и художественная органичения структуры звучащего произведения.
Основу радиокомпозиции составляет органичный сплав доку-ментального и художественного материала, его внутренняя архитектоническая соподчиненность всех фрагментов с целью наиболее полного, яркого раскрытия темы. Публицистичность и художественность в хорошей радиокомпозиции составляют целое. Документальные тексты несут частично и художественную нагрузку, а художественные – публицистическую.
Современная радиокомпозиция отходит от прямой публицстичности, а тем более патетики; которыми были перегруже-
70______________________________________________________А.Г.Киселев
ны тексты 50-:-80-х п. Она все больше наполняется познавательным материалом.
Радиокомпозиция часто приурочивается к крупным памятным датам. Это хороший повод для выхода в эфир. Обычно в такие дни внимание общественности, широкого круга слушатeлeй привлечено к юбилейной теме.
Разновидностью радиокомпозиции является радиофильм.
О его жанровой форме существуют разные мнения. Одни считают его самостоятельным жанром, другие причисляют к разновидностям очерка, третьи относят его к видам радиокомпозиции.
Радиофильм отмечен одной очень яркой характеристикой - в нем преобладающее значение имеет монтаж, особое композиционное построение, позволяющее соединять в едином тексте документальные и художественные структуры: на основе. сочетания разных звуковых «кадров». Поэтому радиофильм ближе всего стоит к радиокомпозиции, что и позволяет считать его ее разновидностью.
Предметом радиофильма является изображение ярких примеров, взятых из жизни, исторических картин, осмысленных художественно и соответственно смонтированных. Методы работы журналистов и режиссеров: отбор и обработка разнообразного материала определенной тематики.
Время, отображаемое в конкретном материале, соединяло две основные линии: показ текущих событий и ассоциативное расширение временных и пространственных рамок для создания звукового образа эпохи. Документальность усиливала достоверность, музыка, шумы, игровые сценки - эмоциональное воздействие на слушателя. И действительно, радиофильмы довоенных лет представляют из себя интереснейший исторический материал для понимания духа времени.
Чем крупнее и значительнее событие, которому посвящен радиофильм, тем интереснее документальные материалы, тем больше возможностей ввести в текст игровые сцены, характеризующие действия героев и само событие. Журналист, работающий над радиофильмом, должен постоянно думать о сцене разных планов.
Лучшие радиокомпозиции, радиофильмы, радиоочерки хранятся в фонотеках, радиокомитетов. Их тексты публикова-
лись в сборниках, журналах, бюллетенях. Они составляют золотой фонд вещания, являются звуковыми страницами летописи страны. В них запечатлено историческое время и время их создания. Эти образцы звучащей публицистики представляют собой настоящую школу для тех, кто хочет овладеть мастерством радиожурналиста.
Радиокомпозиции и радиофильмы, использующие исторические материалы из прошлого страны, о жизни и достижении великих ученых, писателей, артистов, высокохудожественныe литературные и музыкальные тексты, помогают эстетическому, патриотическому воспитанию слушателей, развитию вкуса, поднятию культурного уровня. Это особенно важно в наше время, когда эфир переполнен произведениями массовой культуры, трансляциями эстрадных выступлений поп-певцов, хит-парадов, уровень которых ориентирован на самые невзыскательные интересы аудитории.
В современном эфире радиофильмы звучат редко, но они упрощаются с учетом прежнего опыта.
Теория и практика массовой информации_____________________________71
Контрольные вопросы и задания
прослушайте их. Разберите стыковки фрагментов в раз-
72_________________________________________________А.Г.Киселев
личных композициях. Постарайтесь увидеть и понять мотивы «переходов» от одного элемента к другому, приемы монтажа, вытекающие из характера текста. Определите, на чем основываются структурные взаимосвязи документальных и художественных фрагментов.
8. Что такое радиофильм? В чем состоят особенности этого вида радиокомпозиции?
9. Посетите радиостудию во время записи радиокомпозиции, радиофильма, предварительно прочитав их сценарии. Обратите внимание, на работу ведущего, звукорежиссера, актеров, если они принимают участие в подготовке передачи.
творческий процесс создания произведений документально-художественных жанров, эти вопросы будут изложены детальнее.
В документально-художественных произведениях звучат разные голоса, музыка, рисующие шумы. Это жанры полифонические, создающие определенный звуковой образ - и конкретный, и образ эпохи. Их адресная обращенность к слушате-
лю, тональность звучания также неодномерны. Специфика природыэтих жанров (функционально-предметная, структурная, стилистическая, тональная) обеспечивает большой простор для творчества журналиста.
Информационные и аналитические жанры, особенно радиообщение, радиокомментарий, радиообозрение, т.е. жанры экологические, более жестко «привязанные» к предмету отражения, не дают такой возможности. На протяжении десятилетия они трансформировались не так активно, это обусловлено значительными изменениями их содержания. В отличие от них документально-художественные жанры, обладая богатой сводообразной формой, запечатлели процесс освоения всех возможностей радиопублицистики. Поэтому история функционирования их в эфире раскрывает спектр творческих поисков журналистов на разных этапах развития отечественной радиожурналистики. Она очень поучительна для тех, кто хочет серьезно освоить возможности микрофона, звучащей публицистики, кто хочет завоевать доверие и вызвать интерес нового слушателя, опираясь на лучшие достижения и традиции журналистики прошлых лет и на их сегодняшнюю трансформацию в свободном эфире.
Теория и практика массовой информации_____________________________67
Контрольные вопросы и задания
1. Какое место занимают документально-художественные жанры в системе жанров радиожурналистики? Каковы их природа, жанровые признаки?
2. Что такое «документальность» и «художественность» в радиопублицистике? Что отличает документально-художественных жанры от аналитических?
-
Что значит «звуковой документ»?
4. Какую роль играют в структуре произведения время и пространство?
5. Начните собирать свою собственную личную «шумотеку»
(характерные звуковые картинки, которые могут пригодиться в работе над документально-художественными жанрами). Это занятие поможет вам лучше слышать окружающий вас звучащий мир и видеть в нем яркие звуковые «краски».
67_________________________________________________А.Г.Киселев
6. Заведите себе особую папку, записывайте в блокнот услышанные вами на улице, в общественном транспорте, на рынке и т.д. интересные словечки, выражения. Складывайте их в папку. При работе над очередным материалом просматривайте ее и отбирайте то, что вам может пригодиться в каждом конкретном случае.
Радиокомпозиция
Композиция - понятие, широко используемое при анализе произведений различных видов искусства (литературы, музыки, кино, театра, живописи, фотографии). И в каждом из них композиция подчиняется теме, характеру материала, с помощью которых фиксируется и отображается действительность. «Комnозuцuя» в переводе с латинского имеет два основных зuаченuя: сочuненuе u составление. Первое - подчеркивает ее основополагающую роль в искусстве. Само «сочинение» уже есть композиция. «В литературе и искусстве - конкретное построение, внутренняя структура произведения: подбор, группировка и последовательность изобразительных приемов, организующих художественное целое».
Радиокомпозиция активно использует звучащее слово и музыку. Поэтому обратимся еще раз к трактовке этого понятия литературоведами и музыковедами - для лучшего выяснения возможностей и особенностей жанра.
Литературоведы трактуют «комnозuцuю» как «членение u взаимосвязь разнородных элементов или иначе компонентов, лuтературuого nроuзведеuuя», выделяют и чисто внешнюю оргаuuзацuю nроuзведеuuя (деление на главы, части, явлeнuя, абзацы, строфы u т.д.) u рассматривают ее как «структуру художественного содержания ,как его внутреннюю основу». «Комnозuцuя в музыке – это структура музыкального произведения, его музыкальная
7. Просматривайте в свободное время словарь Даля и собрание его пословиц, словари новых слов и значений, сборники афоризмов. Фиксируйте на бумаге яркие выражения и складывайте их в папку под названием «Досье речевых выразительных средств».
Теория и практика массовой информации_____________________________69
форма».Из этого следует, что в теории музыки композиция - важнейший компонент формы. Не случайно автора музыкальных произведений называют композитором.
Истоком радиокомпозиции стала эстрада, выдающийся актер В. Яхонтов в 20-х гг., исполнял свои собственные композиции на сцене. Толчком к таким композициям стали стихи В. Маяковского, вбиравшие в себя масштаб, ритмы, новую стилистику и новое отношение к слушателям. Стихи поэта-трибуна, насыщенные публицистикой, ораторскими приемами прекрасно звучали на эстраде не только в исполнении автора, но и актеров.
Постепенно к монтажу публицистических и поэтических текстов прибавился документальный материал: сценки реальной жизни, музыка, частушки на злободневные темы. С конца 20-x - начала 30-х гг. литературно-музыкальные радиокомпозиции занимают постоянное место в эфире. Политические, историко-биографические темы поворачивают радиокомпозицию в русло публицистики тех лет: героика, прославление строительства социализма. Жанр обретал свою самостоятельность, самобытность, осваивая новую сферу и новые выразительные возможности звучащей публицистики.
Функции радиокомпозиции (познавательная, воспитательная) соотносились с политическими и эстетическими задачами и решали их в комплексе, Предметом радиокомпозиции стали как литературные, музыкальные материалы из уже созданных произведений (классических и современных авторов), так и написанных специально для радио, объединенных одной темой и единой эстетической установкой. Основной метод работы над радиоиокомпозицией - монтаж: отбор и художественная органичения структуры звучащего произведения.
Основу радиокомпозиции составляет органичный сплав доку-ментального и художественного материала, его внутренняя архитектоническая соподчиненность всех фрагментов с целью наиболее полного, яркого раскрытия темы. Публицистичность и художественность в хорошей радиокомпозиции составляют целое. Документальные тексты несут частично и художественную нагрузку, а художественные – публицистическую.
Современная радиокомпозиция отходит от прямой публицстичности, а тем более патетики; которыми были перегруже-
70______________________________________________________А.Г.Киселев
ны тексты 50-:-80-х п. Она все больше наполняется познавательным материалом.
Радиокомпозиция часто приурочивается к крупным памятным датам. Это хороший повод для выхода в эфир. Обычно в такие дни внимание общественности, широкого круга слушатeлeй привлечено к юбилейной теме.
Разновидностью радиокомпозиции является радиофильм.
О его жанровой форме существуют разные мнения. Одни считают его самостоятельным жанром, другие причисляют к разновидностям очерка, третьи относят его к видам радиокомпозиции.
Радиофильм отмечен одной очень яркой характеристикой - в нем преобладающее значение имеет монтаж, особое композиционное построение, позволяющее соединять в едином тексте документальные и художественные структуры: на основе. сочетания разных звуковых «кадров». Поэтому радиофильм ближе всего стоит к радиокомпозиции, что и позволяет считать его ее разновидностью.
Предметом радиофильма является изображение ярких примеров, взятых из жизни, исторических картин, осмысленных художественно и соответственно смонтированных. Методы работы журналистов и режиссеров: отбор и обработка разнообразного материала определенной тематики.
Время, отображаемое в конкретном материале, соединяло две основные линии: показ текущих событий и ассоциативное расширение временных и пространственных рамок для создания звукового образа эпохи. Документальность усиливала достоверность, музыка, шумы, игровые сценки - эмоциональное воздействие на слушателя. И действительно, радиофильмы довоенных лет представляют из себя интереснейший исторический материал для понимания духа времени.
Чем крупнее и значительнее событие, которому посвящен радиофильм, тем интереснее документальные материалы, тем больше возможностей ввести в текст игровые сцены, характеризующие действия героев и само событие. Журналист, работающий над радиофильмом, должен постоянно думать о сцене разных планов.
Лучшие радиокомпозиции, радиофильмы, радиоочерки хранятся в фонотеках, радиокомитетов. Их тексты публикова-
лись в сборниках, журналах, бюллетенях. Они составляют золотой фонд вещания, являются звуковыми страницами летописи страны. В них запечатлено историческое время и время их создания. Эти образцы звучащей публицистики представляют собой настоящую школу для тех, кто хочет овладеть мастерством радиожурналиста.
Радиокомпозиции и радиофильмы, использующие исторические материалы из прошлого страны, о жизни и достижении великих ученых, писателей, артистов, высокохудожественныe литературные и музыкальные тексты, помогают эстетическому, патриотическому воспитанию слушателей, развитию вкуса, поднятию культурного уровня. Это особенно важно в наше время, когда эфир переполнен произведениями массовой культуры, трансляциями эстрадных выступлений поп-певцов, хит-парадов, уровень которых ориентирован на самые невзыскательные интересы аудитории.
В современном эфире радиофильмы звучат редко, но они упрощаются с учетом прежнего опыта.
Теория и практика массовой информации_____________________________71
Контрольные вопросы и задания
-
Опишите жанровые признаки радиокомпозиции. -
Каковы принципы сочетания различных фрагментов радиокомпозиции? -
Выделите функции журналиста и режиссера в процессе работы над радиокомпозицией. -
Проанализируйте радиокомпозицию, подготовленную опытным журналистом. Обратите внимание на работу звукорежиссера. -
Изучите те фонды фонотеки, которые могут пригодиться вам для подготовки тематических, историко-биографических композиций. -
Посоветуйтесь с радиорежиссером, как работать с фондовыми, фонодокументами и записями художественных передач. Составьте себе список тех записей, которые могут приготовиться. -
Выпишите из фонда образцы радиокомпозиций. Внимательно
прослушайте их. Разберите стыковки фрагментов в раз-
72_________________________________________________А.Г.Киселев
личных композициях. Постарайтесь увидеть и понять мотивы «переходов» от одного элемента к другому, приемы монтажа, вытекающие из характера текста. Определите, на чем основываются структурные взаимосвязи документальных и художественных фрагментов.
8. Что такое радиофильм? В чем состоят особенности этого вида радиокомпозиции?
9. Посетите радиостудию во время записи радиокомпозиции, радиофильма, предварительно прочитав их сценарии. Обратите внимание, на работу ведущего, звукорежиссера, актеров, если они принимают участие в подготовке передачи.