Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 1345
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Теория и практика массовой информации_____________________________61
Природа этого жанра - разговор, прямое обращение к предполагаемому слушателю. Радио беседа ближе всего стоит к газетной статье. Поэтому для выяснения специфики жанра обратимся к сравнительному анализу беседы и статьи. оба эти жанра подразумевают наличие определенной темы: мыслей, наблюдений с привлечением фактов, сведений, объединенных главной темой. Основа статьи и беседы - развитие, как правило, одной мысли, идеи, концепции. В статье, беседе автор получают возможность широкого подхода к фактам и их оценке, интерпретации. Широки здесь и временные рамки. Соответственно автор беседы может оперировать любым материалом, лишь бы он «работал» на раскрытие его темы, подтверждал его, мысли, наблюдения, оценки. И этот выбор зависит от творческих установок автора, от его эрудиции и компетенции. Поэтому статья и беседа требуют от автора специализации, серьезной подготовки. Цель беседы и статьи: убедить читателя и слушателя, дать ему пищу для размышлений или подвигнуть его к собственным выводам.
В чем же отличие газетной статьи от беседы на радио?
Статья - жанр, требующий особой текстовой формы аргументации, логики, стилистических средств. Цифры, теоретические выкладки, цитирование документов, научные постулаты, обобщение опыта сочетаются в разных вида статей с приемами литературной публицистики. Статью надо читать глазами, она обращена в большей степени к рассудку, paзyмy читателя, она рассчитана на его определенную подготовку.
Радиобеседа - жанр живого разговорного общения. Она подразумевает особый психологический контакт восnриятия текста па слух. И это определяет особенности речевого общения выступающего в студии - с микрофоном (с воображаемым слушателем), слушателя - с радиоприемником (условия прослушивания передач).
Беседа подразумевает две основные формы общения со слушателями. Традиционная беседа - выступление в студии специалиста в той или иной области знания, производства, сферы социальной деятельности или человека, обладающего системными знаниями по проблеме, интересующей широкий круг слушателей. О такой беседе и велась речь выше. Здесь подразумевается беседа со слушателями. Она готовится заранее, текст
62_____________________________________________________А.Г.Киселев
читается в эфир. Такая форма была распространена в программах нашего радио долгие годы. Иногда автор выступал в студии без текста. Но это требовало огромного опыта и большой предварительной подготовки. Беседа, записанная на пленку по тексту, была более выстроенной, емкой по информации, стройной по своей внутренней логике, так как использовала приемы литературного текста. Выступление в студии без текста (по плану, тезисам, наброскам) обладало другими преимуществами, большей непосредственностью, эмоциональностью, особенностями живого разговорного языка, которые свойственны импровизации.
Такая беседа требовала значительной предварительной подготовки, осмысления материала, умения подчинить его логике разговора с воображаемым слушателем.
Другая форма беседы - разговор приглашенного специалиста с журналистом. Это беседа двух и более людей в студии, предназначенная для широкой аудитории. Современные радиопрограммы, звучащие в прямом эфире, значительно расширили рамки беседы. И в смысле разнообразия тем, и в тональности звучания. Такие встречи в студии приближают беседу к слушателям. Журналист становится представителем аудитории, он имеет возможность задавать дополнительные вопросы, уточнять, направлять ход разговора. Здесь доминирует автор, он «хозяин» материала, журналист выполняет лишь вспомогательную роль.
Третья форма беседы напоминает интервью. В интервью журналист только задает вопросы и с их помощью направляет разговор в необходимое ему русло, в беседе же роль журналиста значительно активнее. Здесь он может высказать свое мнение, делиться впечатлениями, давать оценку фактам и мнению своего собеседника, в чем-то не соглашаться с ним.
Беседа может быть монологической и диалогической.
Радиокомментарий и радиообозрение более жестко привязаны к обсуждаемой теме - они в основе своей событийны. Радиобеседа же позволяет раздвинуть эти рамки в пределах одной темы и оперировать несколькими темами, связанными между собой более широкими проблемами или родом деятельности человека, приглашенного к микрофону. Образцом таких бесед является программа «Радио России», «Персона нон грата» («Желанная персона»). Она представляет из себя комбинированную форму беседы.
Теория и практика массовой информации_____________________________63
Журналист, ведущий беседу, должен постоянно помнить, что приглашенный в студию человек владеет обширной, разносторонней
информацией по вопросу, вынесенному на обсуждение. Он, как правило, умеет и любит говорить. И ведущий должен учесть его герои могут сесть на своего любимого «конька» и суть разговора потонет в деталях, подробностях, частностях. Беседа не терпит такой расплывчатости, она постоянно должен «держаться» на едином стержне.
Технические условия и заинтересованность редакции в более тесных формах общения значительно расширили возможность прямого воздействия на аудиторию беседа, идущая в прямом эфире, может включать в себя звонки слушателей. В ином случае ее структура претерпевает некоторые изменения. Она задумывается, планируется и готовится с учетом живого общения в эфире, когда многое из того, что предполагают авторы, проявляется непосредственно в вопросах слушателей, и нужно быть готовым к варьированию основой темы, более острому повороту в развитии сюжета.
Речевое поведение журналиста в студии во время контакта со слушателями требует большой мобильности, мгновенной санкции, такта, чутья. Кроме того, сама проблема беседы; содержание вопросов слушателей предполагают корректировку ответов, изменение тональности .разговора в ходе поступления новой информации.
Роль журналиста в беседе многообразна. Он может выполнить роль стимулятора разговора, его дирижера, но всегда слушателя, подбадривающего человека, приглашенного в студии. Журналист должен помнить об аудитории не вообще, а настраиваться на ту ее группу, к которой адресована передача. Фактор проявления личности в эфире, его различные формы, зависящие от тематики, от понимания своей роли - немаловажные детали и в подготовке беседы, и в ее проведении.
Контрольные вопросы и задания
-
Каковы функции журналиста в беседе?
-
В какой форме проявляется позиция журналиста во время ведения диалога?
64_________________________________________________А.Г.Киселев
-
В чем состоит подготовка журналиста к беседе?
4. Каких профессиональных качеств от журналиста требует диалог в эфире?
5. В записанной с эфира беседе проанализируйте вопросы журналиста. Определите, какие из них были подготовлены заранее, какие возникли в ходе разговора.
6. Запишите беседу. Расшифруйте текст. Внимательно изучите вопросы и мнение журналиста и ответы· собеседника. Какие вопросы хотелось бы вам задать дополнительно (недостаточно освещенные, вытекающие из хода разговора, но упущенные журналистом)?
-
Документально-художественные жанры радиожурналистики
-
Радиоочерк; -
Радиозарисовка; -
Радиорассказ; -
Радиофельетон; -
Радиокомпозиция.
В последнее время все большее распространение получает
термин «документально-художественные». Это можно объяснить двумя причинами. Во-первых, все жанры журналистики принадлежат к одному типу творчества публицистическому, поэтому повторять слово «публицистические» в названии группы жанров излишне. Во-вторых, термин «документально-художественные» подчеркивает приоритет документальности в составе этих жанровых единиц, что отвечает их функционально-предметной основе.
В произведениях этой группы жанров радиопублицистики «соединены информационное начало, авторская лично-чувственная оценка и образное представление о человеке и о событии». Добавим и художественное проявление, раскрытие и ощущение всех этих важнейших компонентов, составляющих единое целое документально-художественного произведения.
Слово «документ»переводится с латинского как «поучительный пример», «способ доказательства», «свuдеmель-
Теория и практика массовой информации_____________________________65
ство». Такое толкование значения слова показывает, сколь широки «владения» документа и какова его роль в жизни человека, особенно для нашего времени. Несомненно, что всеми этими качествами обладает и «звуковой документ».
В радиожурналистике важна предварительная обработка инструментального материала, огромную роль в которой играет монтаж. Монтаж, как уже подчеркивалось, многогранное понятие.
Сочетание технической стороны фонодокумента, его осмысления, творческой обработки и включение в контекст публистического произведения усиливают его содержательное эмоциональное воздействие. Звуковой документ с помощью монтажа приобретает новое качество.
Документально-художественные жанры призваны показывать изображать факты, ситуации, события, явления, характеры людей в деталях, художественно описывая их в действии. В оценках, что позволяет представить поведение человека, социальные проблемы в живых картинах с исследованием и отражением более глубоких связей между фактами и событиями, подавая их более развернуто и масштабно.
Функционально-предметная «база» этих жанров определяет их основу органичное соединение, сочетание документности и художественности. Это значит, что факты в них, как правило, документальны (адреса, имена героев, поле их деятельности и т.д.), раскрываются через поступки, действия людей и изображаются художественными средствами.
Под единством документальности и художественности понимается органичность их соединения в структуре публицистического текста, при этом нормы их количественного объема в произведении определяются конкретными задачами, характером собранного материала, опытом журналиста, его талантом, в конце концов. Сама форма этих жанров как бы позволяет сдвигать в одном случае количественный акцент на документальность, в другом - на художественность.
В документально-художественных жанрах автор «присутствует» в произведении в самых разных формах: в отборе информации, ее оценке, собственных размышлениях и способах организации текста. Диапазон его проявления очень широко приобретает новое качество: в радиоочерке и радиорассказе
66_________________________________________________А.Г.Киселев
журналист может присутствовать и как лирический герой. Разнообразные методы исследования темы, проблемы, характера героя, определяемые задачей его публицистического выступления в эфире, поворачивают его творческую деятельность разными сторонами: он выступает как наблюдатель, истолкователь, собеседник, исследователь и т.д.
Докуентально-художественные жанры вбирают в себя методы, которые используют другие жанры, все языковые, стилистические, акустические средства. Это жанры сложные, синтетические в первую очередь по своей структуре. Они нередко активно используют элементы других жанров для решения своих публицистических задач.
Делая акцент на слове «документальность» при характеристике этих жанров важно не забывать об огромном значении «художественности» при описании их поэтики. Художественные элементы присутствуют в разной степени в организации и проявлении документального материала. В информационных и аналитичecкиx жанрах - частично, в жанрах третьей группы - в полной мере. Это относится к сюжету и к композиции радиоочерка, радиофельетона, радиокомпозиции, к использованию всех изобразительно-выразительных средств, главным образом языковых. Поэтому работа над этими жанрами требует литературного мастерства, умения владеть всем арсеналом звучащей публицистики.
Время и пространство