Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 1345

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Теория и практика массовой информации_____________________________61
Природа этого жанра - разговор, прямое обращение к предполагаемому слушателю. Радио беседа ближе всего стоит к газетной статье. Поэтому для выяснения специфики жанра об­ратимся к сравнительному анализу беседы и статьи. оба эти жанра подразумевают наличие определенной темы: мыслей, наблюдений с привлечением фактов, сведений, объединенных главной темой. Основа статьи и беседы - развитие, как правило, одной мысли, идеи, концепции. В статье, беседе автор получа­ют возможность широкого подхода к фактам и их оценке, ин­терпретации. Широки здесь и временные рамки. Соответственно автор беседы может оперировать любым материалом, лишь бы он «работал» на раскрытие его темы, подтверждал его, мыс­ли, наблюдения, оценки. И этот выбор зависит от творческих установок автора, от его эрудиции и компетенции. Поэтому статья и беседа требуют от автора специализации, серьезной подготовки. Цель беседы и статьи: убедить читателя и слушателя, дать ему пищу для размышлений или подвигнуть его к соб­ственным выводам.

В чем же отличие газетной статьи от беседы на радио?

Статья - жанр, требующий особой текстовой формы аргументации, логики, стилистических средств. Цифры, теоретические выкладки, цитирование документов, научные постулаты, обобщение опыта сочетаются в разных вида статей с приемами литературной публицистики. Статью надо читать глазами, она обращена в большей степени к рассудку, paзyмy читателя, она рассчитана на его определенную подготовку.

Радиобеседа - жанр живого разговорного общения. Она подразумевает особый психологический контакт восnри­ятия текста па слух. И это определяет особенности речевого общения выступающего в студии - с микрофоном (с вообра­жаемым слушателем), слушателя - с радиоприемником (условия прослушивания передач).

Беседа подразумевает две основные формы общения со слушателями. Традиционная беседа - выступление в студии специалиста в той или иной области знания, производства, сферы социальной деятельности или человека, обладающего систем­ными знаниями по проблеме, интересующей широкий круг слушателей. О такой беседе и велась речь выше. Здесь подразумевается беседа со слушателями. Она готовится заранее, текст

62_____________________________________________________А.Г.Киселев
читается в эфир. Такая форма была распространена в програм­мах нашего радио долгие годы. Иногда автор выступал в сту­дии без текста. Но это требовало огромного опыта и большой предварительной подготовки. Беседа, записанная на пленку по тексту, была более выстроенной, емкой по информации, строй­ной по своей внутренней логике, так как использовала приемы литературного текста. Выступление в студии без текста (по плану, тезисам, наброскам) обладало другими преимущества­ми, большей непосредственностью, эмоциональностью, особен­ностями живого разговорного языка, которые свойственны им­провизации.

Такая беседа требовала значительной предварительной под­готовки, осмысления материала, умения подчинить его логике разговора с воображаемым слушателем.

Другая форма беседы - разговор приглашенного специа­листа с журналистом. Это беседа двух и более людей в студии, предназначенная для широкой аудитории. Современные радио­программы, звучащие в прямом эфире, значительно расшири­ли рамки беседы. И в смысле разнообразия тем, и в тональности звучания. Такие встречи в студии приближают беседу к слуша­телям. Журналист становится представителем аудитории, он имеет возможность задавать дополнительные вопросы, уточнять, направлять ход разговора. Здесь доминирует автор, он «хозяин» материала, журналист выполняет лишь вспомогательную роль.

Третья форма беседы напоминает интервью. В интервью ­журналист только задает вопросы и с их помощью направляет разговор в необходимое ему русло, в беседе же роль журнали­ста значительно активнее. Здесь он может высказать свое мне­ние, делиться впечатлениями, давать оценку фактам и мнению своего собеседника, в чем-то не соглашаться с ним.

Беседа может быть монологической и диалогической.

Радиокомментарий и радиообозрение более жестко привя­заны к обсуждаемой теме - они в основе своей событийны. Радиобеседа же позволяет раздвинуть эти рамки в пределах одной темы и оперировать несколькими темами, связанными между собой более широкими проблемами или родом деятель­ности человека, приглашенного к микрофону. Образцом таких бесед является программа «Радио России», «Персона нон гра­та» («Желанная персона»). Она представляет из себя комбинированную форму беседы.
Теория и практика массовой информации_____________________________63
Журналист, ведущий беседу, должен постоянно помнить, что приглашенный в студию человек владеет обширной, разно­сторонней

информацией по вопросу, вынесенному на обсужде­ние. Он, как правило, умеет и любит говорить. И ведущий дол­жен учесть его герои могут сесть на своего любимого «конька» и суть разговора потонет в деталях, подробностях, частностях. Беседа не терпит такой расплывчатости, она постоянно должен «держаться» на едином стержне.

Технические условия и заинтересованность редакции в более тесных формах общения значительно расширили возмож­ность прямого воздействия на аудиторию беседа, идущая в прямом эфире, может включать в себя звонки слушателей. В ином случае ее структура претерпевает некоторые изменения. Она задумывается, планируется и готовится с учетом живого общения в эфире, когда многое из того, что предполагают ав­торы, проявляется непосредственно в вопросах слушателей, и нужно быть готовым к варьированию основой темы, более ост­рому повороту в развитии сюжета.

Речевое поведение журналиста в студии во время контакта со слушателями требует большой мобильности, мгновенной санкции, такта, чутья. Кроме того, сама проблема беседы; со­держание вопросов слушателей предполагают корректировку ответов, изменение тональности .разговора в ходе поступления новой информации.

Роль журналиста в беседе многообразна. Он может выпол­нить роль стимулятора разговора, его дирижера, но всегда ­слушателя, подбадривающего человека, приглашенного в сту­дии. Журналист должен помнить об аудитории не вообще, а настраиваться на ту ее группу, к которой адресована передача. Фактор проявления личности в эфире, его различные формы, зависящие от тематики, от понимания своей роли - немалова­жные детали и в подготовке беседы, и в ее проведении.
Контрольные вопросы и задания


  1. Каковы функции журналиста в беседе?

  1. В какой форме проявляется позиция журналиста во вре­мя ведения диалога?


64_________________________________________________А.Г.Киселев


  1. В чем состоит подготовка журналиста к беседе?

4. Каких профессиональных качеств от журналиста требует диалог в эфире?

5. В записанной с эфира беседе проанализируйте вопросы журналиста. Определите, какие из них были подготовлены за­ранее, какие возникли в ходе разговора.

6. Запишите беседу. Расшифруйте текст. Внимательно изу­чите вопросы и мнение журналиста и ответы· собеседника. Ка­кие вопросы хотелось бы вам задать дополнительно (недоста­точно освещенные, вытекающие из хода разговора, но упу­щенные журналистом)?



    1. Документально-художественные жанры радиожурналистики




  • Радиоочерк;

  • Радиозарисовка;

  • Радиорассказ;

  • Радиофельетон;

  • Радиокомпозиция.


В последнее время все большее распространение получает

термин «документально-художественные». Это можно объяс­нить двумя причинами. Во-первых, все жанры журналистики принадлежат к одному типу творчества публицистическому, поэтому повторять слово «публицистические» в названии груп­пы жанров излишне. Во-вторых, термин «документально-ху­дожественные» подчеркивает приоритет документальности в со­ставе этих жанровых единиц, что отвечает их функционально­-предметной основе.

В произведениях этой группы жанров радиопублицистики «соединены информационное начало, авторская лично-чувствен­ная оценка и образное представление о человеке и о событии». Добавим и художественное проявление, раскрытие и ощу­щение всех этих важнейших компонентов, составляющих еди­ное целое документально-художественного произведения.

Слово «документ»переводится с латинского как «поучительный пример», «способ доказательства», «свuдеmель-


Теория и практика массовой информации_____________________________65
ство». Такое толкование значения слова показывает, сколь широки «владения» документа и какова его роль в жизни чело­века, особенно для нашего времени. Несомненно, что всеми этими качествами обладает и «звуковой документ».

В радиожурналистике важна предварительная обработка инструментального материала, огромную роль в которой играет монтаж. Монтаж, как уже подчеркивалось, многогранное понятие.

Сочетание технической стороны фонодокумента, его ос­мысления, творческой обработки и включение в контекст пуб­листического произведения усиливают его содержательное эмоциональное воздействие. Звуковой документ с помощью монтажа приобретает новое качество.

Документально-художественные жанры призваны показы­вать изображать факты, ситуации, события, явления, харак­теры людей в деталях, художественно описывая их в действи­и. В оценках, что позволяет представить поведение человека, социальные проблемы в живых картинах с исследованием и от­ражением более глубоких связей между фактами и событиями, подавая их более развернуто и масштабно.


Функционально-предметная «база» этих жанров определя­ет их основу органичное соединение, сочетание докумен­тности и художественности. Это значит, что факты в них, как правило, документальны (адреса, имена героев, поле их деятельности и т.д.), раскрываются через поступки, действия людей и изображаются художественными средствами.

Под единством документальности и художественности понимается органичность их соединения в структуре публицис­тического текста, при этом нормы их количественного объема в произведении определяются конкретными задачами, характе­ром собранного материала, опытом журналиста, его талантом, в конце концов. Сама форма этих жанров как бы позволяет сдвигать в одном случае количественный акцент на документаль­ность, в другом - на художественность.

В документально-художественных жанрах автор «присут­ствует» в произведении в самых разных формах: в отборе информации, ее оценке, собственных размышлениях и способах организации текста. Диапазон его проявления очень широко приобретает новое качество: в радиоочерке и радиорассказе
66_________________________________________________А.Г.Киселев
журналист может присутствовать и как лирический герой. Раз­нообразные методы исследования темы, проблемы, характера героя, определяемые задачей его публицистического выступ­ления в эфире, поворачивают его творческую деятельность раз­ными сторонами: он выступает как наблюдатель, истолкователь, собеседник, исследователь и т.д.

Докуентально-художественные жанры вбирают в себя методы, которые используют другие жанры, все языковые, стилистические, акустические средства. Это жанры сложные, синтетические в первую очередь по своей структуре. Они не­редко активно используют элементы других жанров для решения своих публицистических задач.

Делая акцент на слове «документальность» при характе­ристике этих жанров важно не забывать об огромном значении «художественности» при описании их поэтики. Художественные элементы присутствуют в разной степени в организации и про­явлении документального материала. В информационных и ана­литичecкиx жанрах - частично, в жанрах третьей группы - в полной мере. Это относится к сюжету и к композиции радио­очерка, радиофельетона, радиокомпозиции, к использованию всех изобразительно-выразительных средств, главным образом языковых. Поэтому работа над этими жанрами требует литера­турного мастерства, умения владеть всем арсеналом звучащей публицистики.

Время и пространство