Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 1343
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В информационных жанрах тональность радиосообщения, интервью, репортажа определена задачей: сообщить новость, рассказать о событии, быть посредником между человеком, владеющим актуальными сведениями, компетентным мнением и с аудиторией. Образцом такого чтения были сообщения о важнейших событиях в жизни страны, передаваемые в эфир Юрием Левитаном, спортивные репортажи Вадима Синявского, Николая Озерова.
Интонационный спектр более широк в аналитических жанрах, так как они призваны, открыто воздействовать на слушателей. Отсюда вытекают и особенности тонального обращения к аудитории. Хорошо известно воздействие ораторской публицистики - оно было одним из составляющих радиопрограмм еще на заре становления отечественного вещания. Оно определяется не только смыслом, содержанием текста, приемами по-
50_____________________________________________________А.Г.Киселев
лемики, риторики, но и в значительной степени тем, как произносится речь, темпераментом личности, артистизмом, знанием психологии аудитории и конкретного настроения тех ее групп, к которым обращено выступление.
Не меньшими возможностями активного воздействия на радиослушателей располагает и интонация интимности, на которой строятся некоторые типы бесед и разговоры по душам со слушателями.
Документально-художественные жанры, включающие разнообразные элементы разных текстов, обладают огромным спектром тональности. Интонации речевых фрагментов, зависящие от множества факторов конкретного высказывания в контексте определенного общения, практически безграничны в своих эмоционально-смысловых проявлениях,
Чем сложнее задачу выполняет речевой жанр, чем объемнее его внутренняя структура, тем ярче и разнообразнее проявляются возможности интонационного раскрытия личности в речевом общении.
Итак, эта упрощенная схема помогла понять механизмы жанра, его внутреннее устройство и отразить его главные характеристики и признаки.
Жанр - категория историческая. Он видоизменяется, эволюционирует, осваивая новое творческое пространство с изменением условий творчества, определяемых возможностями коммуникационного канала и общественно-политическими задачами.
Жанр - категория и политическая. Жанры, публицистики опираются в первую очередь на опыт, традиции, поэтику литера туры как родственного вида творчества.
Жанр как продукт творческой деятельности - категория творческая. Его обновление, самосовершенствование зависят от творческих установок журналиста, его нацеленности на поиск новых возможностей, на творческое самораскрытие через исследуемый и воплощенный в текст материал.
Следует еще раз подчеркнуть особенность жанров, Они очень подвижны и зачастую не имеют четких границ, что ставит иногда в затруднение при жанровом определении конкретного материала. Такая динамика и размытость очертаний объясняются спецификой публицистического творчества, разнообра-
Теория и практика массовой информации_____________________________51
зием его методов и индивидуальными подходами журналистов к созданию произведения.
Для более глубокого понимания жанра требуется еще одно существенное дополнение: жанры функционируют не изолированно, а в системе. Каждый жанр в процессе своего развития проходит определенную эволюцию в соседстве с другими жанрами. И это взаимодействие жанров накладывает свой отпечаток на их развитие и внутреннее устройство. Многообразие задач, обусловливающее многообразие жанров, объединяет их в некую целостность — систему, которая регулирует их взаимозависимость, их внутренние и внешние связи. Тема «Система жанров радиожурналистики» предлагается в учебнике в главе 3 (для дополнительного изучения).
Контрольные вопросы и задания
-
Что такое «жанр»? -
В чем состоит особенность речевых жанров,? -
Каково взаимодействие функции и предмета в процессе
работы журналиста?
-
В чем заключается специфика жанров радиожурналистики? -
Перечислите основные категории жанра, определяющие творческий процесс создания произведения. -
Послушайте различные передачи по радио. Охарактеризуйте их жанровую принадлежность.
2.2. Информационные жанры радиожурналистики
-
Новости; -
Радиосообщение; -
Радиообзор печати; -
Радиоотчет; -
Информационная корреспонденция; -
Информационное радиоинтервью; -
Информационный радиорепортаж.
52_____________________________________________________А.Г.Киселев
Новости на радио
Назначение информационных жанров - оперативно сообщать о важных событиях. Основу события составляет факт. «Факт» в переводе с латинского - «сделанное»: 1) действительно не вымышленное происшедшее событие, явление, твердо устоявшееся знание, данное в опыте, служащее для какого-то заключения, вывода, являющееся проверкой какого-либо предположения;- 2) действительность, реальность, то, что объективно существует».
Факт, т.е. знание, ставшее достоянием человека, общества, с философской точки зрения есть сочетание объективной реальности с ее субъективным восприятием и отражением. Факт в журналистике - актуальные, значительные сведения, имевшие место в действительности и представляющие общественный интерес.
Основу информационных жанров составляют сообщения о фактах, высказанных в разных формах. Сообщение о самом событии, краткий рассказ о его развитии, дающий представление о происшествии, сообщение новых мыслей по его поводу, высказанных компетентным лицом. Информационные жанры лежат в основе системы жанров, определяют отношения между всеми журналистскими произведениями; взаимоподчиненность ее составных частей, их функционирование.
Главное направление работы информационных служб радиостанций - «добывание» новых сведений, их обработка и составление программ новостей. Поэтому прежде чем рассматривать специфику самих жанров, остановимся на более объемной характеристике природы новостей.
Среди огромного потока сведений о жизни нашей планеты первое место по своему значению, бесспорно, занимают новости. Именно они прежде всего рисуют постоянно меняющуюся общественно-политическую, экономическую, социальную, культурную картину мира, представляют собой самую важную информации для функционирования общества .. Узнавая новости, происходящие в разных уголках земного шара и в первую очередь в своей стране, люди с тревогой и надеждой следят за ходом главных событий в мире и своей стране, которые могут оказать и оказывают реальное воздействие на их жизнь. И в
Теория и практика массовой информации_____________________________53
оперативном информировании людей по всему миру, как уже замечалось, доминирует радио, не признавая границ и расстоянии, оно несет новости в каждый дом. В системе средств массовой информации радио завоевало себе позиции наиболее удобного, доступного, регулярного, дешевого канала трансляции новостей.
Новости на радио передаются крупными радиостанциями большую часть суток, потому что новости на радио - это поток информации. В целом он создает панораму происходящих событий, если же рассматривать его временные рамки шире - это живое движение, беспрерывный конвейер новостей: значение новостей для аудитории, их объем и различные формы подачи в эфир определяют организацию информационного вещания.
Одна из важнейших особенностей вещания - его программность. Радиопрограмма дня создает многомерность, разнообразие, динамику, взаимосвязи ее частей всего объема вещания, куда входят и общественно-политические, и документально-художественные, и художественные, и музыкальные передачи. А главное радиопрограмма дня влияет на восприятие слушателем ее отдельных частей, она создает особый контекст взаимодействия передач при их прослушивании.
Информационные выпуски составляют основу программы дня, образно говоря, ее «скелет». Выпуски эти не изолированы в радиопрограмме дня даже с точки зрения восприятия новостей. Они дополняются комментариями, обозрениями, беседами с самым широким кругом людей Информация живет в программах в самых разных формах.
Выпуски новостей не являются чем-то застывшим по своей форме. Более того, как наиболее мобильные, значимые - выпуски новостей отражают не только саму информационную политику, но влияют на другие программы.
Практика отечественной радиожурналистики, опыт работы зарубежных радиостанций выработали основные принципы организации информационного вещания. Они основаны на осмыслении прошлого, изучении аудитории, наблюдениях за ее реакцией, рекомендациями психологов, а главное, повторим этот важнейший постулат, - на изменениях политического «климата».
54_____________________________________________________А.Г.Киселев
Особенность информационного вещания проявляется в первую очередь в том, что оно должно стремиться к максимальной объективности. Задачи хроникера, корреспондента редакции новостей - сообщать факты. Комментарии, оценки должны давать специалисты, эксперты, обозреватели. На что обращают внимание слушатели прежде всего, с каких позиций, по каким критериям оценивают они содержание и форму радиоинформации? Наиболее существенными, значимыми, для восприятия являются показатели: объективность, оперативность, компетентность, актуальность и доходчивость. Эти качества и
должны лежать в основе выпусков новостей. А это значит: определять работу журналиста при сборе, отборе и подаче сообщений.
Информационное вещание обращено к самой широкой аудитории, поэтому оно должно сочетать в себе .сообщения о важных событиях, проблемах общественной жизни с их доступностью для слушателей. При составлении программ, выборе места и времени для информационных выпусков учитывается время выхода в эфир (утренние, дневные, вечерние, ночные выпуски) - а они бывают разными по своему характеру. Объем звучания (от 3-4 мин до 10) определяет тематику содержания, панорамность, доминанту основных событий, их развитие в течение дня, психологию восприятия на слух насыщенного конкретной информацией текста. Слушатель сам «фильтрует» новости значимые и незначимые для него, представляющие интерес прямой, опосредованный и т.д.
Выпуск новостей в самом общем виде - это набор радиосообщений и материалов, углубляющих, развивающих их. Он имеет постоянное место в эфире. Это очень важно для организации внимания аудитории. Слушатель должен знать, когда и где найдет он в эфире свежие новости. Так, радиостанция «Радиo России» передает выпуски новостей каждые полчаса, а «Эхо Москвы» - каждые 15 мин, и в различные отрезки времени эти выпуски различны, в первую очередь по объему передаваемой информации и по ее группировке.
Выпуск имеет свое «фирменное» звуковое оформление. Заставку или, как еще говорят радиожурналисты, «шапку», музыкальные разбивки (музыканты называют этот материал «музыкальными обоями»). Такое специальное оформление выделя-
Теория и практика массовой информации_____________________________55
ют информационный выпуск из других передач. Не рекомендуется часто менять звуковое оформление: слушатель должен привыкнуть к его звучанию и настраиваться на него. Знакомый сигнал привлекает его внимание. Он должен быть коротким, музыкально ярким, насыщенным, динамичным и психологически выстраивать слушателя на восприятие этой программы. Музыкальная заставка - это звуковая визитная карточка программы. Ее повторение дает возможность внутренне подготовиться к прослушиванию новостей. Так, радиостанция «Маяк» начинает передачи музыкальной фразой из популярной песни «Подмосковные вечера», которая повторяется 2-3 раза и звучит 8 с, создавая этот важный настрой. Позывные новостей «Радио России» звучат 20 с, разбивки внутри выпyска - 7. Разбивка, как короткая музыкальная рубрика, дает возможность «отбить» один блок новостей от другого. Блоки обычно объединяют сообщения на разные темы: политические, экономические, культурныe, спортивные, рекламные.
По характеру материала, его объему, тематике, охвату событий, значимости, оперативности - выпуски новостей делятся на следующие:
-
общие; -
тематические; -
специальные; -
экстренные.
Общие содержат самую разнообразную информацию. Их цель - дать движущуюся панораму событий. Это самые распространенные программы. Они представляют интерес для широкой аудитории, так как знакомят слушателей со спектром новостей, имеющих представление о положении в стране и в мире.