Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 1350

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА3

ФУКЦИИ ПО ОСНОВАМ МЕТОДИКИ РАБОТЫ РАДИОЖУРНАЛИСТА

(ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО И3УЧЕНИЯ)
3.1.Система жанров радиожурналистики
Система по самому общему определению - есть целост­ность, все элементы которой составляют некое единство и подчинены выполнению общей функции.

Радиожурналистика входит в систему средств массовой ком- муникации, поэтому для более панорамного представления осо­бенностей жанров на радио рассмотрим некоторые системные взаимосвязи на более широком и в то же время сравнительном уровне.

Генезис и эволюция жанров - сложный процесс, он зави­сит не только от исторических условий, закономерностей внут­реннего развития жанра, но обусловливается и жанровым ок­ружением в своем канале коммуникации, а также воздействи­ем других, соседних каналов. Ибо любое взаимодействие в пуб­лицистике осуществляется не только по вертикали, но и по горизонтали, а пространство этих горизонталей может быть до­полнительно широким.

Жанры в печати, на радио, телевидении родственны. Их объединяет общность основной функции журналистики - отра­жение и формирование общественного мнения, которую каж­дую из систем передачи информации решает своими средства­ми, определенными природой и спецификой коммуникационно­го канала.

Так, в печати это - написанное слово и запечатленное изображение (фотография, рисунок, репродукция живописной

74______________________________________________________А.Г.Киселев
картины), на радио - звучащая действительность (речь, му­зыка, шумы), на телевидении - звукозрительное отражение действительности. Но в каждом коммуникационном канале не­которые жанры приобретают свои характерные особенности: оперативность, достоверность, выразительность и т.д., которые обусловлены техническими, возможностями канала и их твор­ческим использованием.

Система жанров в каждом коммуникационном канале скла­дывалась исторически. Их эволюция была тесно связана с поли­тической жизнью общества, т.е. теми задачами, которые реша­ли журналисты в различные периоды жизни страны. В элект­ронных средствах они во многом зависели от развития техники.

Жанры и формы вещания на радио развивались под влия­нием самых разных факторов: устной пропаганды, эстрады, ре­чевых форм общения,

газетных текстов, читаемых в микро­фон, освоения собственной специфики. Сыграли свою роль кино и театр. Но все-таки наибольшее влияние на вещание, особен­но на первых порах становления радиопрограмм и жанров, в 20-30-е годы оказала газета.


Определенное воздействие на становление, развитие сис­темы жанров радиожурналистики оказали и «живые» передачи (лекции, беседы, доклады общественных деятелей, выступле­ния у микрофона писателей, ученых, специалистов), а поз­же - внестудийные формы (радиомитинги, радиособрания, ра­диопереклички).

Таким образом, в периоды становления регулярного и мас­сового вещания система жанров вбирала в себя и перерабатыва­ла сообразно политическим задачам и своим внутренним воз­можностям несколько потоков: газетные тексты. Устное рече­вое общение. и формирующиеся собственные жанры. Позже радиовещание испытывало влияние и телевидения. Наличие параллельного, родственного по природе канала коммуника­ции, работавшего на одну и ту же аудиторию - со своими средствами, способами отражения действительности, способство­вало более активному использованию радиовещанием своих воз­можностей.

Целостную систему современных жанров радиожурналис­тики можно охарактеризовать как совокупность жанров, дина­мические связи которых (как внутренние, так и внешние) оп­ределяются:

Теория и практика массовой информации_____________________________75


  • потребностями отражения социальной жизни с целью ин­формирования, воздействия на общественное мнение;

  • функционированием радиожурналистики в системе массовых коммуникаций;

  • единым типом творчества - публицистическим;

  • функциями жанров, внутренними закономерностями их взаимосвязи, их взаимодействием.

Система жанров - подвижная, гибкая, меняющаяся струк­тypa. Для нее характерно взаимодействие, взаимовлияние, вза­имопроникновение жанров, их модификация сообразно постоянно меняющимся задачам отражения жизни общества.

Журналистика решает триединую задачу, выражающуюся:

  • в сообщении фактов;

  • в оценке, анализе, интерпретации фактов, событии, яв­лений;

  • в изображении фактов, событий, явлений.

Эти три основные задачи формируют и три группы жанров:

  • информационные;

  • аналитические;

  • документально-художественные.

По функционально-предметным признакам, в основе кото­рых лежит рассмотрение содержания журналистского произ­ношения, жанры распределяются по группам так:

Информационные жанры:

  • радиосообщение;

  • радиообзор печати;

  • радиоотчет;

  • информационная корреспонденция; информационное радиоинтервью;

  • информационный радиорепортаж.


Аналитические жанры:

  • аналитическое радиоинтервью;

  • аналитическая радиокорреспонденция;

  • аналитический радиорепортаж;

  • радиорецензия;

  • письмо;

  • радиобеседа;

  • радиокомментарий;

76__________________________________________________А.Г.Киселев


  • радиообозрение;

  • дискуссия на радио;

  • радиоречь;

  • журналистское расследование на радио.

Документально-художественные жанры:

  • радиоочерк;

  • радиозарисовка;

  • радиорассказ;

  • радиофельетон;

  • радиокомпозиция.

Жанры в своей совокупности представляют собой некую условную «цепочку», свернутую в «спираль». Расположение жанров в каждой из названных групп определяется движением от более простых форм к более сложным в структурном отно­шении, постепенным обогащением своего фактического мате­риала и приобретением в связи с этим иного функционально­-предметного качества. Особенно ярко эти свойства проявляют­ся в группе информационных жанров. Так, например, радио­корреспонденция, радиоинтервью, радиорепортаж - жанры в своей основе информационные, тяготеют к аналитической группе и при определенном насыщении элементами оценок переходят в соседнюю группу.

По форме звучания в эфире жанры делятся на следующие группы.

Монологическuе жанры:

  • информационное радиосообщение;

  • радиорецензия;

  • радиообзор печати;

  • радиокомментарий;

  • радиоотчет;

  • радиобеседа;

  • радиокорреспонденция;

  • радиоречь;

  • письмо;

  • радиозарисовка.

Дuалогическuе жанры:

  • радиоинтервью;

  • радиодискуссия;

  • радиобеседа.

Теория и практика массовой информации_____________________________77
Сuиmеmuческuе жанры

(в них используются все звуковые средства вещания):

  • радиоотчет;

  • радиоочерк;

  • радиокорреспонденция;

  • радиозарисовка;

  • радиорепортаж;

  • радиорассказ;

  • радиорецензия;

  • радиофельетон;

  • радиообозрение;

  • радиокомпозиция.

Как мы видим, некоторые жанры не закреплены жестко в своих групповых «гнездах». Эта подвижность определяется, как уже подчеркивалось, изменением задач выступления, смеще­нием функциональных акцентов: на информационное отраже­ние фактов или их анализ, или их изображение.


Форма звучания тоже варьируется: некоторые жанры бытуют в монологическом варианте, а с включением звучащих элементов в радиоотчет, звуковых иллюстраций в радиорецен­зию, радиообозрение - переходят в группу синтетических жан­ров.

Вообще между жанрами нет жестких границ. Элементы одних жанров могут входить в другие, более сложные в струк­турном отношении жанры.

И тем не менее каждый жанр в системе суверенен. Всту­пление в определенные отношения с другими жанрами, он дифференцирует среду отражения и проявляет динамику отношений между жанрами по своим законам.

Рассмотрев теорию жанра и его категории (функция - ­предмет - метод - содержание - форма) в общем плане, теперь подробнее остановимся на трансформации жанров, про­исходящей во время создания произведения, т.е. межжанровом взаимодействии.

Предмет, который предопределяет функция, представляет собой предлежащий материал, базу для изучения, осмысления, твор­ческого освоения. Содержание и форма - готовый продукт твор­ческой деятельности. Метод центральная категория, воплощая в себе процесс творчества и превращение «сырого» мате-
78______________________________________________________А.Г.Киселев
риала в произведение. Поэтому взаимоотношения метода и жанра проявляют самые существенные стороны этого процесса.

Функция и предмет носят объективный характер. Исполь­зованиеже и воплощение творческих методов более индивиду­ально, субъективно.

Рассмотрим трансформацию фактического материала под воздействием изменяющейся функции в разных группах жан­ровой системы.

Информационное сообщение, отвечающее первостепенной задаче - сообщение фактов, лежит в основе всей журналис­тики. Информационные жанры «насыщаются» фактическими све­дениями в зависимости от конкретного жанpa. Отчет, репортаж подчиняют факты (отбор; элементы комментирования, подача, обрисовка) своей задаче: рассказать о событии. Методы наблю­дения, повествования" обобщения диктуют условия отбора фак­тов, их монтаж, их сцепление, сюжетное движение. В интер­вью, оперирующем одноименным методом (опроса), факты под­чиняются логике раскрытия темы, проявляются в ином движе­нии, монтажe вопросов, внутреннем развитии мысли.

Ужев этих жанрах, информационных в своей основе, на­чинают проявляться элементы оценки (отбор фактов, их харак­теристика, акценты и элементы описания (места действия, вре­мени ситуаций), портретные характеристики.


В аналитических жанрах, естественно, присутствует фак­тическая основа, но факты выстраиваются в иной связи между собой. Они подчинены основной функции этих жанров: анализу, интерпретации. Оценка выходит на передний план, она серд­цевина авторских размышлений, умозаключений. Методы рабо­ты: подбор фактов, осмысление событий подчинены наиболее полному, всестороннему, глубокому взгляду на предмет публи­цистического исследования. Аналитические жанры базируются на информационных. Они существуют и необходимы только по­тому, что о событии уже заявлено средствами информацион­ных жанров.

Документально-художественные жанры также включают в себя факты, анализ, но уже на ином уровне. Их главная функция - показать факты, события, явления, исследовать их документально-художественными средствами - определяет трансформацию творческих методов и связей всех структурных

Теория и практика массовой информации_____________________________79
элементов текста. Наблюдение, интервью, описание, повество­вавшие, размышления подчинены не сообщению этих сведений, не их прямой публицистической оценке, а раскрытию социаль­ного характера, проблемы, изучению явлений, представляю­щих значительный социальный интерес для аудитории.

Таким образом, жанры, объединяясь в систему, соотносят этой задачи и возможности их решения с задачами и возможностями жанров самых различных групп.

Другой важной составляющей структуры системы жанров является использование одними жанрами элементов других, смежных. Такое взаимодействие опять-таки обусловлено раз­новидностями функций и их естественным «переплетением» в рамках одного текста при решении конкретной задачи и тем самым - использовании различных методов для их решения. Однако следует подчеркнуть: мозаичность сложного в структурном отношении жанра подчинена его основной функции, его значению. Поэтому органичное сцепление элементов - не­временное условие для создания полноценного текста.

Межжанровое взаимодействие начинает проявляться уже в жанрах информационных - в радиоинтервью и радиорепорта­жах. В них могут присутствовать элементы комментария, зарисовки, обозрения.

Особенно разнообразна структурная палитра документаль­нo-xудожественныx жанров. Они могут вбирать в себя элементы почти всех других жанров (даже элементы жанров художественного вещания). Но это вовсе не значит, что их использование является непременным условием. Они присутствуют только в этом случае, когда в них возникает творческая необходимость.