Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 1355
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Мастерство радиожурналиста состоит в том, чтобы овладеть всеми творческими методами, уметь использовать богатейшиe возможности звучащего слова и всю палитру акустических красок для эффективного воздействия на слушателей.
Таким образом, функционально-предметная основа служит надежным теоретическим инструментом и для уяснения специфически отдельных жанров и их разновидностей.
Каждый жанр имеет свой диапазон, в котором действует журналист, решая творческую задачу. Эти диапазоны могут быть болee узкими или более широкими в зависимости от задач и от особенностей конкретного жанpa. Они и предполагают использование всего, что может пригодиться тому или иному жанpy,
80________________________________________________А.Г.Киселев
дают творческий простор на всех стадиях работы: от сбора материала до его воплощения. В этих диапазонах и проявляются разновидности жанров.
Функции и предмет журналистского отражения предопределяют и степень проявления личности автора в произведении: от отбора фактов в информационном сообщении, интерпретации фактов, событий, явлений в аналитических жанрах, их монтаже в программах новостей до присутствия автора в качеств лирического персонажа в радио очерке или радиорассказе.
Жанры функционируют в контексте вещательном, и это также накладывает свой отпечаток на их взаимодействие.
В конкретной программе происходит, как правило, внешнее сцепление жанров. И это взаимодействие зависит от типа передачи, от ее обращенности к своей аудитории, от ролевого поведения ведущего, от того, что наполняет программу.
Все активнее проявляется разговорная природа речевых жанров, их, нацеленность на, непосредственного слушателя, на участника диалога. Формы диалогизации становятся разнообразнее: к прямому диалогу с участием двух и более собеседников добавляется диалог «разыгранный» грамматически, стилистически, тонально). Диалогизируется и такой жанр, как радиоочерк, в нем все больше звучит разговоров. И комментарий когда ведущий беседует с человеком, приглашенным для оценки актуального события.
Итак, становление, функционирование системы жанров радиожурналистики представляют собой сложный исторический процесс, зависящий от политической жизни общества, совершенствования техники, собственного внутреннего развития, Он характеризуется динамикой всех его компонентов. Этот процесс тесно связан с ролью радио, которую оно играет в системе массовых коммуникаций и, в жизни людей, трансформацией радиожанров в ходе освоения возможностей радиожурналистики в контексте меняющихся отношений с аудиторией.
-
Предварительная подготовка к эфиру
Любая передача для журналиста начинается с определения той цели, которую он ставит перед собой, готовясь к ней, любое жизненное событие, социальное или культурное явле-
Теория и практика массовой информации_____________________________81
ния многогранны и потому уже при выборе темы требуют от журналиста формирования своеобразной рамки, осознания границ проблемы. Все это помогает сосредоточению внимания на главномсначала самого журналиста, а потом и аудитории.
Конечно, в некоторой степени выбор темы уже предопределение специализацией редакции, радиоканала или радиокомпании, ее основными тематическими направлениями, форматом.
Таким образом, выбор редакции - первый и важнейший этап в определении главной темы журналистского творчества. Самoe важное в русле этой главной проблемы - процесс на закрепления знаний, умение оценить новое явление или факт.
Второй этап освоения темы - специализация радиожурналиста.
Заметим, что, не найдя своей оригинальной, темы, корреспондент вряд ли сможет стать сколько-нибудь заметной творческой личностью даже при наличии несомненного таланта.
Широта охвата, своеобразие, многотемье также являются своеобразной специализацией журналиста.
Специализация позволяет в то же время глубже проникают в суть затрагиваемых вопросов, раскрывать их. Она предусматривает не только знакомство журналиста с литературой подбор и информации по избранной тематике, но и организацию, и постоянное ведение им специального справочного аппарата, т.е. наличие своеобразного досье.
Досье журналиста - это прежде всего жизненный опыт и, конечно же, знания, накопленные им в период общей предварительной подготовки, о которой говорилось выше (такие знания, естественно, должны быть активно использованы на всех этапах работы); это понятия об основных и наиболее актуальных сторонах избранной тематики и «подходах» к ней, представление об этических рамках данной проблематики; и, наконец, это знание истории, географии, культуры региона, на который работает эфирный канал.
Конечно, нельзя надеяться на то, что репортер владеет всей суммой знаний и фактов, которые выработало человечество, даже по сугубо ограниченной тематике. Кроме справок в интернете хороший журналист пользуется газетными вырезкам в сообщениями информационных агентств, справочниками по выбранной специализации. Эти материалы могут быть заложены
82_________________________________________________А.Г.Киселев
личный или редакционный компьютер, куда могут также заноситься лучшие написанные на данную тему материалы — как собственные, так и коллег. В это же досье вносятся запомнившиеся фразы, цитаты, по тем или иным причинам не использованные в предыдущих передачах удачные приемы, «задумки», заголовки и т.д.
Журналист всегда должен быть готов при необходимости использовать этот материал.
Подобные наработки должны всегда находиться под рукой, но чтобы и их легко можно было найти, необходима строгая система их подбора и хранения.
Второй совет — не забивать беспорядочно ящики письменного стола ворохом бумаг, газетных вырезок, случайных записей. Сделанные накануне заметки надо обязательно перечитать на следующий день, это поможет лучше запомнить их, найти точное место для них в архиве и, что особенно важно, восстановить ход мыслей, которые привели, к необходимости сделать эту запись. Потому что зачастую бывает и так: обнаружив заметку через некоторое время, репортер не может вспомнить, зачем, собственно, была сделана эта запись.
Несколько слов о системе хранения. Собираемые материалы обычно предлагается делить на чисто справочные: адреса, фамилии (обязательно имена и отчества), должности людей, цифровые данные, даты и т.д.; проблемные: вырезки из газет и журналов, материалы по избранной тематике (как свои собственные, так и коллег), расшифровки не прошедших в эфир передач; наконец, творческие заготовки: неиспользованные заголовки, варианты начала передач, интересные наблюдения, фразы, словом, те самые «изюминки», которые определяют стиль передачи.
Распределив таким образом поступающие в личный архив материалы, журналист определяет «места хранения». Для справочного материала это могут быть помимо компьютера особые карточки, хранящиеся как в библиотечном каталоге, так и в специальных ящичках (удобнее всего расположить их в алфавитном порядке).
Проблемные материалы можно держать в особых папках, причем здесь более удобным становится не алфавитный, а временной принцип их распределения, это поможет при необходи-
Теория и практика массовой информации_____________________________83
мости сопоставить многие акценты, связанные с изменением характера эпохи, подходов к теме, жанровой структуры, языка.
Что же касается хранения творческих заготовок, то здесь наряду с перечисленными выше способами вполне приемлемым оказывается занесение записей в журналистский блокнот. Особенно это удобно для журналистов, работающих в прямом эфире, когда порой нет времени на длительную подготовку передачи.
При любом способе хранения следует строго соблюдать следующее правило: каждая запись, каждый архивный документ должны иметь помету: где, кем, когда (а лучше —
ив какой ситуации) написана данная статья, подготовлена передача, произнесена запомнившаяся фраза, откуда взята цитата, та или иная статистическая выкладка. Диктуется это правило не только культурой журналистского творчества и ответственностью перед собой и коллегами — отсутствие такой «сноски» ведет к большой затрате времени на поиски имени автора, статьи, цитаты и т.д.
Перечисленные способы ведения архива применимы наряду с использованием компьютера, который, естественно, значительно облегчает хранение и доступ к информации, позволяет значительно увеличить ее объем.
Важный момент организации и ведения архива — его постоянное обновление. Избавляться при этом от старых материалов, если нет на то крайней необходимости, не стоит — неизвестно, где и когда могут понадобиться пожелтевшие листки, хранящие дыхание времени.
Все эти правила следует соблюдать и при хранении звукозаписей. Личный звуковой архив также должен найти отражение в строго оформленном каталоге.
Сохранить на очень длительный период времени самое дорогое и необходимое в звуковой библиотеке радиожурналиста помогают лазерные диски, которые к тому же значительно освобождают место, занимаемое довольно громоздкими пленочными архивами.
Завершающий этап предварительной подготовки связан уже с конкретным заданием, полученным журналистом в редакции. К его выполнению можно готовиться исподволь, если тема и
84______________________________________________________А.Г.Киселев
конкретная программа запланированы заранее или если журналист является ведущим какой-либо постоянной передачи или цикла. Но очень часто задание бывает связано с необходимостью оперативного освещения события в тот момент, когда оно происходит (это и есть собственно прямой эфир).
Определив тему и узнав задание, корреспондент «привязывает» все накопленное к данному реально разрабатываемому жизненному событию. На этом этапе радиожурналист, независимо от того, выступает ли он в прямом эфире или собирается делать документальные записи, обязан четко представить себе, а при наличии времени и записать план действий. В него войдут:
-
точное осознание цели задания (если она не очень понятна, следует обязательно переспросить или уточнить ее); -
пути получения как можно более полных и точных сведений об объекте; -
описание ситуации и обстановки, в которой придется работать; -
примерный перечень и формулировка вопросов, на которые необходимо получить ответы; -
определение жанра передачи, пусть даже предварительное; -
выработка одного-двух запасных вариантов на случай срыва той или иной договоренности, изменения ситуации и т.п.