Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 1355

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Мастерство радиожурналиста состоит в том, чтобы овла­деть всеми творческими методами, уметь использовать богатей­шиe возможности звучащего слова и всю палитру акустичес­ких красок для эффективного воздействия на слушателей.

Таким образом, функционально-предметная основа служит надежным теоретическим инструментом и для уяснения специфически отдельных жанров и их разновидностей.

Каждый жанр имеет свой диапазон, в котором действует журналист, решая творческую задачу. Эти диапазоны могут быть болee узкими или более широкими в зависимости от задач и от особенностей конкретного жанpa. Они и предполагают исполь­зование всего, что может пригодиться тому или иному жанpy,
80________________________________________________А.Г.Киселев
дают творческий простор на всех стадиях работы: от сбора ма­териала до его воплощения. В этих диапазонах и проявляются разновидности жанров.

Функции и предмет журналистского отражения предопре­деляют и степень проявления личности автора в произведении: от отбора фактов в информационном сообщении, интерпретации фактов, событий, явлений в аналитических жанрах, их монта­же в программах новостей до присутствия автора в качеств лирического персонажа в радио очерке или радиорассказе.

Жанры функционируют в контексте вещательном, и это также накладывает свой отпечаток на их взаимодействие.

В конкретной программе происходит, как правило, внеш­нее сцепление жанров. И это взаимодействие зависит от типа передачи, от ее обращенности к своей аудитории, от ролевого поведения ведущего, от того, что наполняет программу.

Все активнее проявляется разговорная природа речевых жанров, их, нацеленность на, непосредственного слушателя, на участника диалога. Формы диалогизации становятся разнооб­разнее: к прямому диалогу с участием двух и более собеседни­ков добавляется диалог «разыгранный» грамматически, стилис­тически, тонально). Диалогизируется и такой жанр, как радио­очерк, в нем все больше звучит разговоров. И комментарий ­когда ведущий беседует с человеком, приглашенным для оцен­ки актуального события.

Итак, становление, функционирование системы жанров радиожурналистики представляют собой сложный историчес­кий процесс, зависящий от политической жизни общества, совершенствования техники, собственного внутреннего развития, Он характеризуется динамикой всех его компонентов. Этот про­цесс тесно связан с ролью радио, которую оно играет в систе­ме массовых коммуникаций и, в жизни людей, трансформацией радиожанров в ходе освоения возможностей радиожурналисти­ки в контексте меняющихся отношений с аудиторией.



    1. Предварительная подготовка к эфиру


Любая передача для журналиста начинается с определе­ния той цели, которую он ставит перед собой, готовясь к ней, любое жизненное событие, социальное или культурное явле-
Теория и практика массовой информации_____________________________81
ния многогранны и потому уже при выборе темы требуют от журналиста формирования своеобразной рамки, осознания гра­ниц проблемы. Все это помогает сосредоточению внимания на главномсначала самого журналиста, а потом и аудитории.

Конечно, в некоторой степени выбор темы уже предопре­деление специализацией редакции, радиоканала или радиокомпа­нии, ее основными тематическими направлениями, форматом.

Таким образом, выбор редакции - первый и важнейший этап в определении главной темы журналистского творчества. Самoe важное в русле этой главной проблемы - процесс на­ закрепления знаний, умение оценить новое явление или факт.

Второй этап освоения темы - специализация радиожур­налиста.

Заметим, что, не найдя своей оригинальной, темы, коррес­пондент вряд ли сможет стать сколько-нибудь заметной твор­ческой личностью даже при наличии несомненного таланта.

Широта охвата, своеобразие, многотемье также являются своеобразной специализацией журналиста.

Специализация позволяет в то же время глубже проникают в суть затрагиваемых вопросов, раскрывать их. Она пре­дусматривает не только знакомство журналиста с литературой подбор и информации по избранной тематике, но и организа­цию, и постоянное ведение им специального справочного аппа­рата, т.е. наличие своеобразного досье.

Досье журналиста - это прежде всего жизненный опыт и, конечно же, знания, накопленные им в период общей предварительной подготовки, о которой говорилось выше (такие знания, естественно, должны быть активно использованы на всех этапах работы); это понятия об основных и наиболее акту­альных сторонах избранной тематики и «подходах» к ней, пред­ставление об этических рамках данной проблематики; и, нако­нец, это знание истории, географии, культуры региона, на который работает эфирный канал.

Конечно, нельзя надеяться на то, что репортер владеет всей суммой знаний и фактов, которые выработало человечество, даже по сугубо ограниченной тематике. Кроме справок в интернете хороший журналист пользуется газетными вырезка­м в сообщениями информационных агентств, справочниками по выбранной специализации. Эти материалы могут быть заложены




82_________________________________________________А.Г.Киселев
личный или редакционный компьютер, куда могут также за­носиться лучшие написанные на данную тему материалы — как собственные, так и коллег. В это же досье вносятся запом­нившиеся фразы, цитаты, по тем или иным причинам не ис­пользованные в предыдущих передачах удачные приемы, «за­думки», заголовки и т.д.

Журналист всегда должен быть готов при необходимости использовать этот материал.

Подобные наработки должны всегда находиться под ру­кой, но чтобы и их легко можно было найти, необходима стро­гая система их подбора и хранения.


Второй совет — не забивать беспорядочно ящики пись­менного стола ворохом бумаг, газетных вырезок, случайных записей. Сделанные накануне заметки надо обязательно пере­читать на следующий день, это поможет лучше запомнить их, найти точное место для них в архиве и, что особенно важно, восстановить ход мыслей, которые привели, к необходимости сделать эту запись. Потому что зачастую бывает и так: обнару­жив заметку через некоторое время, репортер не может вспом­нить, зачем, собственно, была сделана эта запись.

Несколько слов о системе хранения. Собираемые материа­лы обычно предлагается делить на чисто справочные: адреса, фамилии (обязательно имена и отчества), должности людей, цифровые данные, даты и т.д.; проблемные: вырезки из газет и журналов, материалы по избранной тематике (как свои соб­ственные, так и коллег), расшифровки не прошедших в эфир передач; наконец, творческие заготовки: неиспользованные заголовки, варианты начала передач, интересные наблюдения, фразы, словом, те самые «изюминки», которые определяют стиль передачи.

Распределив таким образом поступающие в личный архив материалы, журналист определяет «места хранения». Для спра­вочного материала это могут быть помимо компьютера особые карточки, хранящиеся как в библиотечном каталоге, так и в специальных ящичках (удобнее всего расположить их в алфа­витном порядке).

Проблемные материалы можно держать в особых папках, причем здесь более удобным становится не алфавитный, а вре­менной принцип их распределения, это поможет при необходи­-

Теория и практика массовой информации_____________________________83
мости сопоставить многие акценты, связанные с изменением характера эпохи, подходов к теме, жанровой структуры, язы­ка.

Что же касается хранения творческих заготовок, то здесь наряду с перечисленными выше способами вполне приемлемым оказывается занесение записей в журналистский блокнот. Осо­бенно это удобно для журналистов, работающих в прямом эфи­ре, когда порой нет времени на длительную подготовку переда­чи.

При любом способе хранения следует строго соблюдать следующее правило: каждая запись, каждый архивный доку­мент должны иметь помету: где, кем, когда (а лучше —
ив какой ситуации) написана данная статья, подготовлена переда­ча, произнесена запомнившаяся фраза, откуда взята цитата, та или иная статистическая выкладка. Диктуется это правило не только культурой журналистского творчества и ответствен­ностью перед собой и коллегами — отсутствие такой «сноски» ведет к большой затрате времени на поиски имени автора, ста­тьи, цитаты и т.д.

Перечисленные способы ведения архива применимы наря­ду с использованием компьютера, который, естественно, зна­чительно облегчает хранение и доступ к информации, позволя­ет значительно увеличить ее объем.

Важный момент организации и ведения архива — его по­стоянное обновление. Избавляться при этом от старых материа­лов, если нет на то крайней необходимости, не стоит — неиз­вестно, где и когда могут понадобиться пожелтевшие листки, хранящие дыхание времени.

Все эти правила следует соблюдать и при хранении звуко­записей. Личный звуковой архив также должен найти отраже­ние в строго оформленном каталоге.

Сохранить на очень длительный период времени самое до­рогое и необходимое в звуковой библиотеке радиожурналиста помогают лазерные диски, которые к тому же значительно освобождают место, занимаемое довольно громоздкими пленоч­ными архивами.

Завершающий этап предварительной подготовки связан уже с конкретным заданием, полученным журналистом в редакции. К его выполнению можно готовиться исподволь, если тема и

84______________________________________________________А.Г.Киселев
конкретная программа запланированы заранее или если журна­лист является ведущим какой-либо постоянной передачи или цикла. Но очень часто задание бывает связано с необходимос­тью оперативного освещения события в тот момент, когда оно происходит (это и есть собственно прямой эфир).

Определив тему и узнав задание, корреспондент «привязы­вает» все накопленное к данному реально разрабатываемому жиз­ненному событию. На этом этапе радиожурналист, независимо от того, выступает ли он в прямом эфире или собирается делать документальные записи, обязан четко представить себе, а при наличии времени и записать план действий. В него войдут:

  • точное осознание цели задания (если она не очень по­нятна, следует обязательно переспросить или уточнить ее);

  • пути получения как можно более полных и точных све­дений об объекте;

  • описание ситуации и обстановки, в которой придется ра­ботать;

  • примерный перечень и формулировка вопросов, на кото­рые необходимо получить ответы;

  • определение жанра передачи, пусть даже предваритель­ное;

  • выработка одного-двух запасных вариантов на случай сры­ва той или иной договоренности, изменения ситуации и т.п.