Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 1354

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наконец, на этом этапе подготовки к эфиру радиожурна­лист обязан самым тщательным образом проверить технические средства записи. Надо быть уверенным в исправности своего главного инструмента — магнитофона (не сели ли батарейки и достаточен ли их комплект? Достаточно ли количество дис­ков, пленки или кассет? Нет ли на них нужных записей, кото­рые могут быть случайно размагничены? В порядке ли микро­фоны?).

Если прямой эфир идет из студии, следует проверить (так­же до начала программы), проходит ли сигнал от вас к режис­серу, работают ли телефоны связи с аудиторией, в наличии ли комплект музыкальных записей, отбивок и т.д. Непременно нуж­но уточнить, вызваны ли к началу программы или к условлен­ному времени ее участники.

Возможно, многое из этого не входит в прямые обязанно­сти репортера или комментатора, но штат современных радио-





Теория и практика массовой информации___________________________85
станций крайне невелик, так что приходится заниматься и этим. Этап предварительной подготовки — сложная и кропотливая работа журналиста-профессионала. В ней нет мелочей, так как пренебрежение любой из них может привести к срыву програм­мы.

Итак, предварительная подготовка к передаче завершена, и радиожурналист оказывается один на один с непосредствен­ными участниками события, рассказ о которых и составляет смысл его творческой деятельности.
3.3. Общение в работе радиожурналиста
При подготовке передачи радиожурналист всегда общает­ся с людьми: получает информацию о них и об их жизни, вос­принимая и внутренне оценивая личностную сущность челове­ка, выбирает свою адекватную систему поведения по отноше­нию к нему. Другими словами, он непрерывно взаимодействует с людьми. В этом взаимодействии происходит столкновение ин­тересов двух сторон. Если интересы совпадают, общение разви­вается органично и безболезненно, правда, при условии, что журналист не совершает психологических ошибок. Разные или противоположные интересы в общении ведут к борьбе и появлению элементов противостояния. В журналистской деятельно­сти и то и другое проявляется иногда в сложных
, причудливых сочетаниях.

Многое решает целевая направленность материала. Одно дело создавать портретный радиоочерк, задачей которого яв­ляется популяризация личности, и совсем другое — готовить Острый критический материал, проводить журналистское рас­следование. В этих случаях желание «героев» сотрудничать с журналистом может быть совсем разным. Между этими поляр­ными примерами есть бесчисленное множество вариаций, с которыми журналисту приходится встречаться в своей работе.

На готовность того или иного человека предоставить жур­налисту информацию, вступить с ним в контакт влияют раз­личные факторы.

Во-первых, компетентность человека в том вопросе, по которому к нему обращается корреспондент. В случае отказа

86______________________________________________________А.Г.Киселев
дать информацию журналист должен правильно представить себе его мотивы. Иногда они действительно связаны с тем, что человек, к которому он обращается, не знает материала в та­кой степени, чтобы высказать глубокое и интересное суждение. Тогда журналисту приходится искать другой источник инфор­мации.

Во-вторых, система служебной субординации. Радиожур­налист неизбежно столкнется с этим обстоятельством, как толь­ко попытается получить информацию в официальном учрежде­нии, какой-либо фирме или на предприятии. Иногда человек, который компетентен в данном вопросе (журналист знает об этом более или менее точно), уклоняется от предоставления материала или выражения собственного мнения. Причиной мо­жет быть его неуверенность в положительной реакции выше­стоящих инстанций на опубликование этого материала: во мно­гих учреждениях предоставление информации по определен­ным вопросам резервировано за руководством. Из этого следу­ет, что в каждом конкретном случае журналист должен пра­вильнo решить, на каком уровне ему следует устанавливать контакт, чтобы получить нужную информацию. Практика пока­зала, что лучше всего обращаться (особенно это относится к официальным учреждениям) к лицам, по должности облечен­ным правом. принимать решения, или в отделы по связям С

прессой.

В-третьих, профессиональная принадлежность челове­ка. Любой опытный журналист знает, что профессия наклады­вает отпечаток на характер обмена информацией. Люди, при­выкшие иметь дело с детьми, молодежью, люди, от которых по роду деятельности требуется доброжелательная аккуратность, часто имеют склонность преимущественно выдавать инфор­мацию.

Всякого рода администраторы, занятые больше насто­ящим, наоборот, склонны чаще до6ыватъ ее. Для тех, кто при­вык употреблять слова с полной ответственностью - таковы военные, математики, специалисты в точных науках.

Люди гуманитарных профессий - писатели, критики, ис­кусствоведы, режиссеры - часто склонны, наоборот, к выpaжениям многозначным и к многословию.

В-четвертых, психологические свойства личности. Одни люди более коммуникабельны, другие - менее. Признаки го-

Теория и практика массовой информации_____________________________87
товности или нежелания сотрудничать с журналистом, прояв­ляющиеся, во внешней реакции человека, не всегда могут быть исцелены правильно. За негативным отношением к сотрудничеству­, или может скрываться чрезмерная скромность или присущий человеку «комплекс неполноценности».

Облегчить контакты с интересующими людьми журналис­тy помогает опять-таки специализация, т.е. работа в определенном диапазоне проблем. Конечно, такая специализация не все­гда возможна, ибо задачи, возникающие перед ним, весьма многообразны. Но любой журналист с опытом обязательно «об­растает» связями в той сфере, которой он по преимуществу, занимается, о которой пишет и о которой создает радиопередачи. Постоянная забота журналиста о расширении круга своих источников информации - непременная предпосылка его ус­пешной деятельности.

Ответственные, занятые люди иногда расценивают интер­вью для печати, радио и телевидения как непросто и не всеми нужное лично им мероприятие, требующее затрат време­ни.

Иногда за отказом скрывается боязнь высказать свое соб­ственнoe мнение, нежелание входить в противоречие с мнени­ем других, неопределенность и несформированность своих взгля­дов, а, может быть, и какие-то личные причины не «светить­» в СМИ. С другой стороны, это может быть связано с попыт­кой выиграть время для того, чтобы собраться с мыслями, или с неправильным пониманием целей интервьюера, неблагоприят­ной обстановкой беседы. Журналисту нужно уметь правильно классифицировать эти причины, вовремя прекратить разговор или искать его верное продолжение.

Чтобы избежать общения с корреспондентом, должност­и лица, государственные и политические функционеры иногда прибегают ко всевозможным уловкам, ссылаются на занятость, отсутствуют и неизвестно, когда будут», ускользают через «черный ход», отказываются комментировать
, «не хотят или не могут подтвердить или опровергнуть» ту или иную информацию, будучи вполне компетентными это сделать.

Но чаще журналист встречает благожелательное отноше­ниe со стороны людей, к которым он обращается в поисках информации. Ведь если верно известное в журналистике выра-

88_____________________________________________________А.Г.Киселев
жение «имена делают новости», то справедливо и обратное «новости делают имена»: рассказывая о событиях и фактах, передавая мнения и оценки, печать, радио, телевидение выде­ляют из общей массы героев своих передач, повышают их зна­чимость в собственном и общественном сознании. При общении с журналистом учитывается влиятельность и значение СМИ как мощных каналов выражения и формирования общественного мнения.

В процессах общения конечная цель определяет лишь об­щую стратегию поведения общающихся. Тактика же, способы их поведения, как утверждает социальная психология, зависят от того, как воспринимаются и отражаются в сознании друг друга собеседники.

От журналиста требуется высокая культура, выражающа­яся, в частности, в умении замечать и правильно истолковы­вать нюансы в поведении человека.

Оценка журналистом партнеров по общению начинается с первых минут знакомства. И здесь опыт предостерегает от ряда типичных ошибок

Партнеру легко приписываются некоторые качества на ос­нове установившихся стандартов оценки внешнего облика. На­пример, высокий лоб, очки часто заставляют предположить в собеседнике образованность, а седина дает повод думать о его богатой духовной жизни. Это, элементарные примеры, но они показывают предрасположенность воспринимать человека опре­деленным, «запрограммированным» образом.

Партнера оценивают по принципу «сужу по себе», т.е. жур­налист приписывает, свои душевные качества другому, переносит на него черты, свойственные ему самому, видит в другом человеке свой аналог.

Журналист наделяет собеседника (особенно если это вы­дающаяся или высоко стоящая в общественной иерархии лич­ность) набором положительных качеств, в действительности, возможно, ему не, свойственных. Такое представление может сложиться в ходе предварительно проведенного изучения пред­стоящего партнера по общению из разговоров о нем со «знаю­щими» людьми, по слухам и т.д.

Вообще журналисту нужно научиться оперативно преодо­левать инерцию первых впечатлений, которые лишь в редких

Теория и практика массовой информации_____________________________89
случаях дают точное представление о людях. Дальнейшее уз­навание человека ведет к раскрытию в нем признаков, состав­ляющих своеобразие его личности.


Предположим, радиожурналисту необходимо установить контакт с известным, ученым, чтобы получить информацию о работе института. Конечно, с самого начала он должен иметь свое понимание и своей профессиональной роли.

Возьмем в качестве примера телефонный разговор: «Гос­подин Петровский? Говорит корреспондент Наталья Бояринова из радио «Маяк». В связи с оnублuкованием списка работ, выдвинутых на соискание Государственной премии, хотим попросить Вас датъ интервью для радиослушателей. Рассказ в этой работе представляет для нашей аудитории большой инmepec. Если Вы не возражаете, давайте договоримся о вре­мени и месте встречи».

Вариант профессионален, хотя, конечно, и он не обяза­тельно сработает, безотказно: партнер может быть очень занят, может уезжать в командировку, наконец, оказаться просто ма­локонтактным и трудным в общении. Но в любом случае такая манера ведения разговора предпочтительней.

Образ собеседника как личности и осознание его обще­ственной роли складываются у журналиста относительно четко по окончании подготовки к встрече. Мы уже говорили, что в дальнейшем могут возникнуть некоторые уточнения и корректировки, но если у включенного микрофона (а специфика радиожурналистики в том и состоит, что момент общения в прямом эфире одновременно есть и результат его) репортеру приходится кардинально переоценивать имеющиеся представления, это означает, что его подготовка не была удачной.

«Каков в представлении собеседника журналист: человек, снисходящийдо того, с кем общается достойный собеседник или профан, отнимающий время?» «Каков я в глазах того, с кем общаюсь?» - этот вопрос задаст себе каждый радиожурналист, особенно в начале своего профессионального пути. Если попытался с этой точки зрения определить оптимальный психологи­ческий тип личности радиожурналиста, можно сказать: это воспитанный человек с сильным характером, проявляющий другую расположенность в общении. Ему свойственны уверенности в себе, сдержанность, тактичность, мобилизованность и подтянутость.

90_______________________________________________А.Г.Киселев
Уверенность в себе. Эту черту характера не следует пу­тать с самоуверенностью. Уверенность в себе основана на осоз­нании общественной полезности дела, которому служит радио­журналист. Сила личности связана с убежденностью в правоты своего дела, в поддержке со стороны общественности. Само­уверенность же выражается в противопоставлении себя окру­жающим и потому производит плохое впечатление, особенно если под ней скрывается невежество.