Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 1354
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Наконец, на этом этапе подготовки к эфиру радиожурналист обязан самым тщательным образом проверить технические средства записи. Надо быть уверенным в исправности своего главного инструмента — магнитофона (не сели ли батарейки и достаточен ли их комплект? Достаточно ли количество дисков, пленки или кассет? Нет ли на них нужных записей, которые могут быть случайно размагничены? В порядке ли микрофоны?).
Если прямой эфир идет из студии, следует проверить (также до начала программы), проходит ли сигнал от вас к режиссеру, работают ли телефоны связи с аудиторией, в наличии ли комплект музыкальных записей, отбивок и т.д. Непременно нужно уточнить, вызваны ли к началу программы или к условленному времени ее участники.
Возможно, многое из этого не входит в прямые обязанности репортера или комментатора, но штат современных радио-
Теория и практика массовой информации___________________________85
станций крайне невелик, так что приходится заниматься и этим. Этап предварительной подготовки — сложная и кропотливая работа журналиста-профессионала. В ней нет мелочей, так как пренебрежение любой из них может привести к срыву программы.
Итак, предварительная подготовка к передаче завершена, и радиожурналист оказывается один на один с непосредственными участниками события, рассказ о которых и составляет смысл его творческой деятельности.
3.3. Общение в работе радиожурналиста
При подготовке передачи радиожурналист всегда общается с людьми: получает информацию о них и об их жизни, воспринимая и внутренне оценивая личностную сущность человека, выбирает свою адекватную систему поведения по отношению к нему. Другими словами, он непрерывно взаимодействует с людьми. В этом взаимодействии происходит столкновение интересов двух сторон. Если интересы совпадают, общение развивается органично и безболезненно, правда, при условии, что журналист не совершает психологических ошибок. Разные или противоположные интересы в общении ведут к борьбе и появлению элементов противостояния. В журналистской деятельности и то и другое проявляется иногда в сложных
, причудливых сочетаниях.
Многое решает целевая направленность материала. Одно дело создавать портретный радиоочерк, задачей которого является популяризация личности, и совсем другое — готовить Острый критический материал, проводить журналистское расследование. В этих случаях желание «героев» сотрудничать с журналистом может быть совсем разным. Между этими полярными примерами есть бесчисленное множество вариаций, с которыми журналисту приходится встречаться в своей работе.
На готовность того или иного человека предоставить журналисту информацию, вступить с ним в контакт влияют различные факторы.
Во-первых, компетентность человека в том вопросе, по которому к нему обращается корреспондент. В случае отказа
86______________________________________________________А.Г.Киселев
дать информацию журналист должен правильно представить себе его мотивы. Иногда они действительно связаны с тем, что человек, к которому он обращается, не знает материала в такой степени, чтобы высказать глубокое и интересное суждение. Тогда журналисту приходится искать другой источник информации.
Во-вторых, система служебной субординации. Радиожурналист неизбежно столкнется с этим обстоятельством, как только попытается получить информацию в официальном учреждении, какой-либо фирме или на предприятии. Иногда человек, который компетентен в данном вопросе (журналист знает об этом более или менее точно), уклоняется от предоставления материала или выражения собственного мнения. Причиной может быть его неуверенность в положительной реакции вышестоящих инстанций на опубликование этого материала: во многих учреждениях предоставление информации по определенным вопросам резервировано за руководством. Из этого следует, что в каждом конкретном случае журналист должен правильнo решить, на каком уровне ему следует устанавливать контакт, чтобы получить нужную информацию. Практика показала, что лучше всего обращаться (особенно это относится к официальным учреждениям) к лицам, по должности облеченным правом. принимать решения, или в отделы по связям С
прессой.
В-третьих, профессиональная принадлежность человека. Любой опытный журналист знает, что профессия накладывает отпечаток на характер обмена информацией. Люди, привыкшие иметь дело с детьми, молодежью, люди, от которых по роду деятельности требуется доброжелательная аккуратность, часто имеют склонность преимущественно выдавать информацию.
Всякого рода администраторы, занятые больше настоящим, наоборот, склонны чаще до6ыватъ ее. Для тех, кто привык употреблять слова с полной ответственностью - таковы военные, математики, специалисты в точных науках.
Люди гуманитарных профессий - писатели, критики, искусствоведы, режиссеры - часто склонны, наоборот, к выpaжениям многозначным и к многословию.
В-четвертых, психологические свойства личности. Одни люди более коммуникабельны, другие - менее. Признаки го-
Теория и практика массовой информации_____________________________87
товности или нежелания сотрудничать с журналистом, проявляющиеся, во внешней реакции человека, не всегда могут быть исцелены правильно. За негативным отношением к сотрудничеству, или может скрываться чрезмерная скромность или присущий человеку «комплекс неполноценности».
Облегчить контакты с интересующими людьми журналистy помогает опять-таки специализация, т.е. работа в определенном диапазоне проблем. Конечно, такая специализация не всегда возможна, ибо задачи, возникающие перед ним, весьма многообразны. Но любой журналист с опытом обязательно «обрастает» связями в той сфере, которой он по преимуществу, занимается, о которой пишет и о которой создает радиопередачи. Постоянная забота журналиста о расширении круга своих источников информации - непременная предпосылка его успешной деятельности.
Ответственные, занятые люди иногда расценивают интервью для печати, радио и телевидения как непросто и не всеми нужное лично им мероприятие, требующее затрат времени.
Иногда за отказом скрывается боязнь высказать свое собственнoe мнение, нежелание входить в противоречие с мнением других, неопределенность и несформированность своих взглядов, а, может быть, и какие-то личные причины не «светить» в СМИ. С другой стороны, это может быть связано с попыткой выиграть время для того, чтобы собраться с мыслями, или с неправильным пониманием целей интервьюера, неблагоприятной обстановкой беседы. Журналисту нужно уметь правильно классифицировать эти причины, вовремя прекратить разговор или искать его верное продолжение.
Чтобы избежать общения с корреспондентом, должности лица, государственные и политические функционеры иногда прибегают ко всевозможным уловкам, ссылаются на занятость, отсутствуют и неизвестно, когда будут», ускользают через «черный ход», отказываются комментировать
, «не хотят или не могут подтвердить или опровергнуть» ту или иную информацию, будучи вполне компетентными это сделать.
Но чаще журналист встречает благожелательное отношениe со стороны людей, к которым он обращается в поисках информации. Ведь если верно известное в журналистике выра-
88_____________________________________________________А.Г.Киселев
жение «имена делают новости», то справедливо и обратное «новости делают имена»: рассказывая о событиях и фактах, передавая мнения и оценки, печать, радио, телевидение выделяют из общей массы героев своих передач, повышают их значимость в собственном и общественном сознании. При общении с журналистом учитывается влиятельность и значение СМИ как мощных каналов выражения и формирования общественного мнения.
В процессах общения конечная цель определяет лишь общую стратегию поведения общающихся. Тактика же, способы их поведения, как утверждает социальная психология, зависят от того, как воспринимаются и отражаются в сознании друг друга собеседники.
От журналиста требуется высокая культура, выражающаяся, в частности, в умении замечать и правильно истолковывать нюансы в поведении человека.
Оценка журналистом партнеров по общению начинается с первых минут знакомства. И здесь опыт предостерегает от ряда типичных ошибок
Партнеру легко приписываются некоторые качества на основе установившихся стандартов оценки внешнего облика. Например, высокий лоб, очки часто заставляют предположить в собеседнике образованность, а седина дает повод думать о его богатой духовной жизни. Это, элементарные примеры, но они показывают предрасположенность воспринимать человека определенным, «запрограммированным» образом.
Партнера оценивают по принципу «сужу по себе», т.е. журналист приписывает, свои душевные качества другому, переносит на него черты, свойственные ему самому, видит в другом человеке свой аналог.
Журналист наделяет собеседника (особенно если это выдающаяся или высоко стоящая в общественной иерархии личность) набором положительных качеств, в действительности, возможно, ему не, свойственных. Такое представление может сложиться в ходе предварительно проведенного изучения предстоящего партнера по общению из разговоров о нем со «знающими» людьми, по слухам и т.д.
Вообще журналисту нужно научиться оперативно преодолевать инерцию первых впечатлений, которые лишь в редких
Теория и практика массовой информации_____________________________89
случаях дают точное представление о людях. Дальнейшее узнавание человека ведет к раскрытию в нем признаков, составляющих своеобразие его личности.
Предположим, радиожурналисту необходимо установить контакт с известным, ученым, чтобы получить информацию о работе института. Конечно, с самого начала он должен иметь свое понимание и своей профессиональной роли.
Возьмем в качестве примера телефонный разговор: «Господин Петровский? Говорит корреспондент Наталья Бояринова из радио «Маяк». В связи с оnублuкованием списка работ, выдвинутых на соискание Государственной премии, хотим попросить Вас датъ интервью для радиослушателей. Рассказ в этой работе представляет для нашей аудитории большой инmepec. Если Вы не возражаете, давайте договоримся о времени и месте встречи».
Вариант профессионален, хотя, конечно, и он не обязательно сработает, безотказно: партнер может быть очень занят, может уезжать в командировку, наконец, оказаться просто малоконтактным и трудным в общении. Но в любом случае такая манера ведения разговора предпочтительней.
Образ собеседника как личности и осознание его общественной роли складываются у журналиста относительно четко по окончании подготовки к встрече. Мы уже говорили, что в дальнейшем могут возникнуть некоторые уточнения и корректировки, но если у включенного микрофона (а специфика радиожурналистики в том и состоит, что момент общения в прямом эфире одновременно есть и результат его) репортеру приходится кардинально переоценивать имеющиеся представления, это означает, что его подготовка не была удачной.
«Каков в представлении собеседника журналист: человек, снисходящийдо того, с кем общается достойный собеседник или профан, отнимающий время?» «Каков я в глазах того, с кем общаюсь?» - этот вопрос задаст себе каждый радиожурналист, особенно в начале своего профессионального пути. Если попытался с этой точки зрения определить оптимальный психологический тип личности радиожурналиста, можно сказать: это воспитанный человек с сильным характером, проявляющий другую расположенность в общении. Ему свойственны уверенности в себе, сдержанность, тактичность, мобилизованность и подтянутость.
90_______________________________________________А.Г.Киселев
Уверенность в себе. Эту черту характера не следует путать с самоуверенностью. Уверенность в себе основана на осознании общественной полезности дела, которому служит радиожурналист. Сила личности связана с убежденностью в правоты своего дела, в поддержке со стороны общественности. Самоуверенность же выражается в противопоставлении себя окружающим и потому производит плохое впечатление, особенно если под ней скрывается невежество.