Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 1376

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Этот простой пример помогает понять формулу художе­ственного монтажа, предложенную С. Эйзенштейном: один кадр плюс один кадр получается не два, а... нечто большее.

Теория и практика массовой информации_____________________________149
Другой пример художественного монтажа, более слож­ный, ставший классическим, — знаменитый эпизод первомайс­кой демонстрации рабочих из фильма Вс. Пудовкина «Мать».

Режиссер вмонтировал в кадры демонстрации кадры ледо­хода и тем создал образ революции, неудержимой, как наступ­ление весны в природе. Это метафора, возникшая из художественного монтажа кинокадров.

Становится понятно, что конструктивный монтаж — лишь элемент, составная часть художественного монтажа. С помо­щью конструктивного монтажа можно преодолеть на экране пространственно-временную непрерывность, можно «сжать» и растянуть» время и пространство, можно логически связно, можно рассказать о действиях и событиях.

С помощью же художественного монтажа можно не просто воспроизвести на экране реальность, но и трактовать, объяс­нить ее.

Кино стало подлинным искусством только после того, когда были познаны возможности монтажа как выразительного сред­ства.

Одно из важнейших кинематографических средств веде­ния драматургически напряженного повествования — параллельный монтаж. Показывая как бы врезанные один в другой кадры, снятые в разных местах и в разное время, можно до­биться отчетливого ощущения одновременности двух различ­ных действий и тем самым выявить их взаимозависимость, вза­имосвязь.

В реальной действительности одновременно происходит численное множество действий. Цветут сады. Сидят за партами дети. Тракторы пашут землю. Кто-то стреляет. Кто-то целуется. Кто-то умирает. Художник, объясняя, трактуя действи­тельность, должен отбирать кадры, запечатлевшие эти дей­ствия, чтобы выявить их связь. Если он смонтирует кадры, изоб­ражающие одновременные действия, таким образом, что при игом отчетливо выявится их смысл, их значение, то это будет не простая передача реальности, а ее авторская трактовка. В теленовостях этим приемом надо пользоваться осторожно, чтобы не подменить авторской трактовкой подлинное развитие со­бытий. В публицистических и художественных фильмах, пользу­ясь им, можно выражать на экране сложные, отвлеченные по­-

150__________________________________________________А.Г.Киселев

­

нятия и идеи, углублять и усиливать эмоции, придавать динамизм и напряженность развитию сюжета. Примеры использования параллельного монтажа можно найти едва ли не в каждом кинофильме, хотя, конечно, сила его воздействия не одинако­ва, она зависит от таланта сценариста и режиссера.


Параллельный монтаж, используемый для выявления внутренних субъективных связей, называют ассоциативным монта­жом. Такой монтаж в руках советских режиссеров стал срод­ством раскрытия идеологической концепции. Вот как пишет об этом сам С. Эйзенштейн: «В нашем фильме «Октябрь» мы вреза­ли в сцену речей меньшевиков арфы и балалайки. И арфы эти были не арфами, но образным обозначением медоточивых ре­чей. Балалайки были не балалайками, но образом надоедливой) треньканья этих пустых речей... И ставя рядом меньшевика И арфу, меньшевика и балалайку, мы раздвигали рамки парал­лельного монтажа в новое качество, в новую область: из сферы действия в сферу смысла».

Наш краткий обзор выразительных средств кино и телевидения был бы неполон, если бы мы ничего не сказали о съемке с движения. Это средство экранной выразительности имеет осо­бое значение для телевизионной журналистики. Для ясного пони­мания возможностей этого средства необходимо различать виды съемки движущейся камерой. Первый из них — панорамирова­ние. Этим термином называют съемку камерой, поворачиваю­щейся вокруг своей вертикальной или горизонтальной оси. Ка­мера остается на месте, она лишь поворачивается: вверх или вниз, вправо или влево. Панорамирование не что иное, как воспроизведение движения глаз или головы человека, стояще­го на месте. Панорамную съемку мы видим часто, например при телепередачах со стадионов, когда камера, оставаясь в одной точке, панорамирует в горизонтальной плоскости, следя за футбольным мячом.

Второй вид съемки с движения — проезд, или тревеллинг,- «путешествующий», «передвигающийся». Тревеллингом называют такое передвижение камеры, снимающей фигуру или предмет, когда угол между оптической осью объектива и плоско­стью предмета остается во время съемки неизменным. Сюда относятся такие, например, съемки, как проезд камеры вдоль улицы (горизонтальный тревеллинг) или от земли до крыши

Теория и практика массовой информации_____________________________151
Дома (вертикальный тревеллинг), движение камеры рядом с движущимся автомобилем.

Особая разновидность тревеллинга — отъезд и наезд (иначе - тревеллинг назад и тревеллинг вперед). При наезде и отъезде непрерывно (иногда очень быстро) меняется угол зрения объектива и зависящая от него крупность изображения. В последние десятилетия вместо реального наезда камеры ис­пользуют оптический — смену угла изображения специальным объективом.



Третий вид съемки с движения — траекторная съемка. Так называют различные сочетания тревеллингов с панорамирова­нием. Это очень сложный вид движения камеры, для осуществ­ления которого применяются операторские краны с выносными стрелами, способными одновременно подниматься, поворачиваться и передвигаться в любую сторону, и другие механизмы и приспособления.

Остается перечислить те элементы языка экрана, роль ко­торых можно уподобить роли знаков препинания в синтаксисе. Не следует, конечно, понимать это сравнение буквально. При­емы, в какой-то степени аналогичные пунктуации, должны быть использованы на экране таким образом, чтобы, помогая тече­нию рассказа, вместе с тем не отвлекать, не задерживать вни­мание зрителя. Это наплыв, затемнение, вытеснение (или «шторка»), двойная экспозиция, скольжение (или «смазка»), расфокусировка. Средства эти могут показаться чисто техни­ческими; однако точный выбор этих средств, осмысленное ис­пользование их оператором и режиссером могут дать художественный, смысловой эффект. В последние годы набор таких приемов расширился благодаря использованию электронных «спецэффектов», хорошо знакомых каждому телезрителю.
Контрольные вопросы и задания


  1. Расскажите о природе современного телевидения.

  2. Понятие «язык экрана».

  3. Что такое «кадр»?

  4. Особенности «плана».

  5. Как вы понимаете «ракурс»?




152_____________________________________________________А.Г.Киселев


  1. Монтаж и его разновидности.

  2. Особенности съемки с движения. Назовите их основные элементы.

  3. Назовите элементы языка экрана, роль которых уподобляется роли знаков препинания в синтаксисе.


5.2. Телевизионный сценарий и его виды
Написание сценария — один из этапов творческого про­цесса создания публицистического произведения. Сценарий - литературная запись изобразительного и звукового ре­шения будущего экранного сообщения.

Сценарий — итог сложных, напряженных поисков автора, в которых тесно взаимодействуют два момента: изучение жур­налистом действительности и мысленное воплощение ее в бу­дущее экранное произведение.

Сценарий — это предварительный этап творческой обра­ботки изученного публицистом жизненного материала, предус­матривающий возможность воссоздания замысла с помощью дра­матургических, пластических, монтажных и словесных средств выразительности. Таким образом, сценарий — это литератур­ное произведение особого рода, это описание будущего эк- ранного произведения. Об экранных средствах выразительнос­ти речь шла в предыдущей главе. Эта же посвящена методам, приемам, которыми пользуются при создании сценария.


Сценарист, как и прозаик, вызывая зрительные представ­ления у читателя, достигает этого с помощью слов — ярких или серых, точных или неточных. То или иное из этих качеств слово приобретает в зависимости от того, насколько полно выражает оно предмет, мысль, чувство, которые хотел изобразить литератор. Разумеется, важнейший фактор, определяю­щий полноту воображаемой картины, — мастерство сценариста. Умение словом выразить мысль, нарисовать картину необходимо всем, кто посвятил себя искусству слова. Необходимо оно и журналисту, пишущему для экрана, где обязательно видение элементов будущего экранного сообщения — кадров и их сочетаний — неколебимый закон. Причем не только видение и слышание всего, что будет показано на экране, но умение

Теория и практика массовой информации____________________________153
записать это так наглядно, чтобы в процессе экранного воплощения не могло возникнуть неясностей.

Чтобы лучше и глубже разобраться в особенностях сцена­рии как специфической разновидности литературы, обратимся к его происхождению, к его истокам. Понятие «сценарий» существует с давних времен. Сценарием называли план, конспект, тематического произведения, который представлял собой краткое описание действия и порядок следования сцен. И само слово

«сценарий» возникло от театрального понятия «сценариус»— так называли человека за сценой, указывающего акте­рам, когда им выходить на сцену и с какой стороны кулис, а также следящего за своевременным вступлением в действие невозможных сценических эффектов.

Из театра термин «сценарий» перешел в кинематограф. Пока уровень последнего не поднялся за грань аттракциона, под сце­нарием подразумевали листок бумаги с записью выходов акте­ром перед киноаппаратом. Медленно и постепенно, развиваясь вместе с кино, сценарий из списка «явлений» пьесы превращался в произведение литературы. В своем первоначальном виде он и нал лишь канву, грубую наметку действия. Со временем описание действия становилось все более подробным. Сценарию стали придавать характер описания будущего фильма. Однако некоторые теоретические концепции принижали роль сценария. И частности, считалось, что документальному кино сценарий вообще не нужен, что фильм рождается сам по себе — на съемочной площадке и за монтажным столом.

Существовал в начале 20-х гг. взгляд на сценарий как на перечисление кадров (так называемый «номерной» или «желез­ный» сценарий). В конце 20-х гг. ему на смену пришла теория «эмоционального» сценария, назначение которого видели в том, чтобы возбуждать творческие эмоции, давать материал для фантазии режиссера, исключив из него конкретное описание того, что должно происходить перед кинокамерой.


Поиски наиболее совершенной записи документального сценария все еще продолжаются. Учитывая, что сценарий — произведение литературы для экрана, внешний вид его может быть столь же разнообразен, как и сам мир документального сообщения. Каждая тема, идея, материал требуют своей формы экранного воплощения, а следовательно, и формы его написания:

154____________________________________________________А.Г.Киселев
сжатой или распространенной, эмоциональной, открытой или сдержанной, точной или свободной.

Публицистическая телевизионная передача (и фильм) начинается и определяется литературной, словесной основой сценарием. Форма его может быть различной — от подробной» «покадрового» описания зрительного ряда, сопровождаемого дикторским текстом, до сценарного плана, сценарной схемы сообщения, необходимой для таких жанров, как беседа или интервью.

На телевизионных студиях существуют две формы записи сценария: «в два ряда» (слева — зрительный ряд, справа — текст, авторский комментарий, иначе говоря, слева — то, что зритель видит на экране, справа — то, что он слышит; эта форма практикуется в редакциях новостей) и литературный сценарий, в котором автор стремится выразить свою мысль в зрительных образах, записав их так, как это будет показы­ваться на экране, точно обозначая содержание каждого фраг­мента и их последовательность. Дальнейшая работа над таким сценарием осуществляется сценаристом совместно с режиссе­ром. Вообще телевизионный автор, в отличие от театрального драматурга или киносценариста, в определении жанра, поис­ках форм и специфических средств телевидения тесно связан со всем творческим коллективом студии на всех этапах своей работы.

В сценарной записи должны присутствовать и литератур­ные, и экранные черты, т. е. эта запись должна давать изобра­жение того, что будет увидено и снято режиссером и операто­ром, отчетливо передавать не только замысел автора, но и предлагать пластическое, звуковое и монтажное решение эпи­зодов.

Если речь идет об оперативном репортаже с места события, то репортер пишет сценарий для себя и оператора непос­редственно перед съемкой. Даже в таких случаях нельзя пола­гаться на стопроцентную импровизацию. Перед выходом про граммы новостей в эфир подробно расписанный сценарий ле­жит на пульте перед режиссером, второй и третий экземпляры находятся у ведущего в студии и у звукорежиссера. Такова мировая практика, лишь очень самонадеянные новые неболь­шие телеорганизации позволяют себе обходиться без сценари-